1660 г. сентября 4. —
Расспросные речи в Сибирском приказе
даурских служилых людей А. Ф.
Петриловского с товарищами о походе по
Амуру
/л. 196/ А
в прошлом во 169 году сентября в 4 день
в Сибирском приказе даурские казаки
Ортюшка Петриловской с товарыщи 6
человек в роспросе сказали:
В прошлом де во 158 году
по указу великого государя послали их из
Якуцкого острогу воевода Дмитрей
Франзбеков да дьяк Осип Степанов на
государеву службу в Даурскую землю на
Амур-реку с приказным человеком с Ярком
Хабаровым. И служили де они в Даурской
земле до приезду Дмитрея Зиновьева пол 4
годы. А как де Дмитрей Зиновьев из
Даурской земли поехал к Москве, и
приказного человека Ярка Хабарова взял с
собою к Москве, а на ево Яроков место
велел у них быть приказным человеком ис
казаков Онофрейку Степанову. А в ту де
пору было служилых людей с Онофрейком в
Даурской земле 540 человек. И служили с
Онофрейком в Даурской и в Чючюрской и в
Гиляцкой землицах со 161 году по 166
год. А в тех годех зимовали в розных
острожках, потому что за малолюдством от
богдойских людей убегали к морю и где б
мочно прокормитца, а летом ходили на
судах для збору государева ясаку. А во
166 году /л. 195/ зимовали
они в Дючерской земле на Амуре-реке в
Куминском острожке, а на весне [пошли]
(Вставлено по
смыслу.) ис Куминского острожку
вверх по Амуру-реке в судех для
государева ясачного збору и для
проведыванья воеводы Офонасья Пашкова и
государевых ратных людей, и недошед
Шингалу-реки в Косогорском улусе поймали
языков неясачных дючерских людей. И те
де языки в роспросе им сказали, что идут
на них, служилых людей, богдойского царя
многие ратные люди в судех. И Онофрейко
де Степанов для проведыванья ратных
людей послал от себя по Амуру-реке вверх
в лехких судах служилых людей Климка
Иванова с товарыщи 180 человек, а
Онофрейко де Степанов з достальными
служилыми людьми в больших судех за ними
ж, Климком, пошли по Амуру-реке вверх.
И в
Корчеевской луке пришли на них,
Онофрейка с товарыщи, богдойские люди в
47 бусах с вогняным боем, с пушками и с
пищальми, и Онофрейко с служилыми людьми
с судов збили на берег, а иных и на
судех побили. И на том бою ево,
Онофрейка, убили и служилых /л.
194/ людей 220 человек побили и
государеву казну 77 сороков соболей и с
пупки, да 4 пушки медных и железных
руских, да 2 пушки железные богдойские
погромные, и порох, и свинец, и знамена
войсковые, и суды с хлебными запасы у
них отбили, только де казенное одно
судно с образы и со всякою спаскою
казною казаки 95 человек отстояли и
побежали к морю. А достальные де казаки
с судов розбежались с Амура-реки и з
берегу врознь.
А Климко де с товарыщи,
которые посыланы были для проведыванья
богдойских людей, с теми богдойскими
людьми на Омуре-реке в островах
розошлися и пошли к Онофрейку, и не
дошед до них, увидели на Омуре
богдойских ратных людей — стоят судами
на якорех через всю реку, а Онофрейковы
суды все розбиты. И он, Климка с
товарыщи, побежали Амуром-рекою вверх, а
богдойские де люди за ними не гонялись.
И на третей де день в вечеру встретили
ево, Климка, в каменю Офонасьева полку
Пашкова служилые люди пятидесятник
Ондрюшка Байкаловской с товарыщи, 30
человек, и привезли государеву грамоту,
какова послана с Москвы к Онофрейку
Степанову с служилыми людьми, и от
Офонасья Пашкова память, что по указу /л.
193/ великого государя велено
ему, Онофрейку, с служилыми людьми итти
к нему, Офонасью Пашкову, всход и быть у
него в полку. И Климко де Иванов с
служилыми людьми с ним, Ондрюшкою
Байкаловским, пошли к Офонасью Пашкову.
И прошод камень промеж Даурской и
Дючерской землиц, у него, Климка и
Ондрюшки с служилыми людьми, хлебных
запасов не стало. И он, Ондрюшка де
Байкаловской, по совету с Климком, взяв
с собою 30 человек служилых людей, пошол
к Офонасью Пашкову наскоро, чтоб
Офонасью про убивство Онофрейка
Степанова и служилых людей учинить
ведомо и хлебных бы запасов от Офонасья
Пашкова Климку с товырищи навстречю
прислать, чем им до Офонасья дойтить. И
хлеба де к ним вскоре было не прислано,
и из них де учали помирать многие
голодню смертию. И не дождався де
Ондрюшки, пошли они, Климко с товарыщи,
вниз по Амуру-реке к морю кормитца, а 37
человек из них, казаков, пошли к
Офонасью ж Пашкову, и не дошед ево,
Офонасья, на усть Урки-реки все з голоду
померли. А Климка де Иванова, идучи к
морю, дючерские люди убили и служилых
людей многих ранили, и осталось де от
Климка служилых /л. 192/
...
(Один лист
утрачен.)1
с теми богдойскими ратными людьми в
островах розошлись и дошли до Камарского
острожку, в котором они наперед сего
зимовали. А по Амуру де реке по островам
и по берегам видели, что лежит многой
лес церковной и острожной и башенной, и
то де они чают, что тот лес рознесло от
Офонасья Пашкова. И они де, служилые
люди, убоясь того, что им до Офонасья
Пашкова всем не дойти, что хлебных
запасов у них не стало, а Офонасей
Пашков жив ли или нет, про то им не
ведомо, а поговоря де меж собою,
отобралися с Спасовым образом и з
государевою казною с ним, Ортюшкою
Петриловским, 100 человек здоровых и
пошли к Руси, а 120 человек пошли по
Зие-реке кормитца и ожидать на
Омуре-реке великого государя указу и от
воеводы от Офонасья Пашкова вести.
ЦГАДА, ф. Сибирский
приказ, стлб. 124, лл. 196, 195, 194,
193, 192. Список. |
|
Комментарии
1. В
другом фонде Сибирского приказа
сохранился считавшийся утраченным лист
распросных речей
А. Ф. Петриловского:.
«...людей только 140 человек. И те де
осталые служилые люди, идучи вниз по
Амуру, нашли служилых же людей, которые
от богдойских людей з бою ушли ранены,
ево Ортюшку Петриловского с товырыщи 45
человек. И собрався все вместе пошли на
них к морю, и пришли к Гиляцкой земле, и
поставили острог промеж Гиляцкой и
Жучерской земли во 167 году, и в том
остроге зимовали, и на великого государя
ясак збирали. И к ним де гиляцкие люди к
острогу приступали, и острог в трех
местех зажигали, и убили у них 3 человек
казаков, а иных многих ранили. А на
весне де ис того острожку пошли они,
служилые люди Ортюшка с товарыши, вверх
по Амуру-реке к Офонасью же Пашкову всех
180 человек, и нашли они на Омуре ж
служилых людей 40 человек которые з
богдойского ж бою ушли на спасском
дощенике. И собралося их всех служилых
людей 220 человек. И в Ачаньском улусе
сказывали им многие языки, что де идут
на них богдойского царя ратные люди 20
бус и хотят достальных всех побить. И
они де, служилые люди...»
(ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 1572,
л. 15). |