ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 
Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка приказного человека Онуфрия Степанова якутскому воеводе М. С. Ладыженскому об осаде Кумарского острога маньчжурскими войсками

 

  

1655 г. не ранее апреля 4 (Датируется по упоминанию числа в тексте.). — Отписка приказного человека Онуфрия Степанова якутскому воеводе М. С. Ладыженскому об осаде Кумарского острога маньчжурскими войсками

/л. 136 об./ Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии стольнику и воеводе Михаилу Семеновичю да диаку Федору Тонково Великие реки Амура Ново-Даурские земли приказной человек Онофрейко Степанов челом бьет.

В нынешнем во 163 году посланы в Якутцкой острог служилые Оська Оленев, Евсейко Гурылев, Сергушка Куприянов, Петрушка Савин, Николайко Юрьев, Якунька Сургутцкой, Ивашко Онисимов, Артюшка Сажин, да с ним целовальники Антонко Евсевьев, Ивашко Иванов с спаскою соболиною и денежною казною, потому что здесь на Великой реке Амуре в государеве казне пороху и свинцу нет, и в спаской казне книг церковных, и воску, и свеч, и ладану нет же.

И как к вам, государевым воеводам, те служилые люди приедут, и тебе бы, государеву воеводе, пожаловать, по государеву указу послати из государевы казны сколько будет пригоже пороху и свинцу для того, что здесь на Великой реке Амуре в государеве казне /л. 137/ пороху и свинцу нет, чтоб без пороху и свинцу на великой реке Амуре государева служба не стала. А послать стало для той государевы казны служилых людей мало, потому что надобно здесь государева казна оберегать и государева служба служить. А по всякой год посылаются служивые люди с государевою казною и с отписками, а прибылых служилых людей из городов на великую реку Амур нет; и тех служилых людей на великую реку Амур, которые посланы будут в Якутцкой острог, назад прислать с служилыми людьми, потому что здесь на великой реке Амуре стоят драки сильные с богдойскими воинскими людьми, что прислано войское от царя богдойскова.

Да в прошлом во 162 году дворянин Дмитрей Иванов сын Зиновьев писал наказную память, а велел государева ясашная соболиная казна мне, Онофрейку, как будет в зборе, высылать государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси к Москве. И я, Онофрейко, ту государеву ясашную соболиную казну збору прошлого 162 году и нонешняго 163 году, подписав, за своею печатью, и отписки выслал к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Руси к Москве с добрыми служилыми людьми с Трофимом Никитиным да с Богдашкою Габышевым /л. 137 об./ с товарыщи. А тому целовальнику Онтонку да Ивашку, как будут с спаскою казною, и тебе б, государеву воеводе, пожаловать, велеть менять на ту спаскую казну тому целовальнику, что будет надобно на спаской обиход, и на великую реку Амур прислать сего 163 году, чтоб им поспеть в нынешнем во 163 году на великую реку Амур. Да тебя ж бы, государеву воеводе, пожаловать из государевы казны послать бумаги писчей на великую реку Амур на государев обиход, потому что на великой реке Амуре бумаги государевы нет, а купить негде.

А в прошлом во 162 году отпущены с великия реки Амура служилые люди Горанька Максимов да Пронька Григорьев с товарыщи с отписками в Якутцкой острог к тебе, государеву воеводе, потому что тех невеликих служилых людей мимо Якутцкой острог по Великой реке Лене послать нельзя.

Да в нынешнем во 163 году с государевою ясашною соболиною казною и с служилыми людьми посланы к государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии к Москве выежжие новокрещеные иноземцы Никанского царства полонеников 2 человека. /л. 138/ А полонил де их богдойский царь в свою Богдойскую землю, и из тое Богдойские земли проданы те полоненики на великую реку Амур в Даурскую землю в холопи. И те никанские люди били челом государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии и подали челобитные на великой реке Амуре в судной избе мне, Онофрейку, о крещении, чтобы их государь пожаловал, велел привесть в православную христианскую веру по правилу святых апостол и святых отец. И те никанские люди в нынешнем 163 году по их челобитью в православную христианскую веру приведены по правилам святых апостол и святых отец.

Да в нынешнем во 163 году марта з 13 день богдойское войско, собранье розных земель, приехав к Усть-Комарскому острожку, нас, холопей государевых, обсадили в третьем часу дни, и служилых людей и амурских охочих казаков, которые выходили из острогу по судовой лес, 20 человек Ивашка Телятева с товарыщи розных городов, и тех служилых людей известным делом взяли к себе и у себя на куренях их побили. А иных служилых людей из Комарсково острожку я, Онофрейко, отпущал на выласку, и те служивые люди и амурские охочие казаки выходили на вылазку и тех служилых людей от иноземцов /л. 138 об./ от богдойских людей отбивали и тех же богдойских людей побивали. А приехали те богдойские воинские люди со всяким огненным боем, с пушки и пищальми, и знамена у них всякой розной цвет. А то у них войское богдойское ротами, а толмачей нет, а в роте по скольку человек, того не ведаем 1.

И марта в 20 день к Усть Комарскому острожку приступали из-за великия реки Амура с каменю, а каменю высота 40 сажен, а от того камени до острожку полтретьяста сажен. И богдойское войско из наряду из большего, из пушек, с третьяего часу дни до седмаго, и того ж дни в шестом часу ночи те потайные богдойские воинские люди по острогу из наряду, из пушек, били от острожку в 70 саженях. Да оне же, богдойские воинские люди, пущали огненные заряды для зажегу на стрелах в острожек, а на тех стрелах у них подписи были. Да с нижние стороны богдойские воинские люди из пушек и с наряду били во 150 сажен.

И марта в 24 день те богдойские люди приступ учинили к острожку со все 4 стороны, и знамяна, пришод к чесноку, приставили, и щиты у них были на арбах, а те арбы были на колесах, и щиты деревянные, кожами поволочены, и войлоки были, а на тех арбах были лесницы, а по конец /л. 139/ лестниц колеса, а в другом конце гвозди железные и палки, и на тех арбах привязаны были дрова, и смолье, и солома для зажегу, и у них острог коленчатой был же; да у них же, богдойских людей, у всякого щита были багры железные и всякие приступные мудрости. И божиею милостию, а государьским щастьем государевых служилые люди и амурские охочие казаки розных городов с острожку с нижнево и с верхнево бою и с быков и снаряду из большего бою, из пушек из пищалей, били по тому войску богдойскому. И на том приступе под стенами многих богдойских людей побили, из Комарского острожку государевы служивые люди и амурские охочие казаки выходили на выласку, и на выласке многих богдойских людей побили и отбили у них 2 пищали железные с жаграми и всякие приступные мудрости, порох и ядра, и языков поймали, раненых мужиков.

И тех языков роспрашивал, а в роспросе они сказывали, что де прислано то богдойское войско от царя богдойсково, а князец де в том войске именем Тагудай, /л. 139 об./ а по прозвищу Ежер, а было де войское люди розных земель: богдои, мунгуты, никаны, жючеры, дауры и иных многих розных земель, которые иноземцы под ево богдойскую областию, а снаряду де было 15 пушек и мелково оружья было у них много, а то де войско богдойское поднимали на нас, холопей государевых, и царю де богдойскому били челом о обороне даурские князцы и улусные люди, чтоб государю ясаку с себя не платить и не хотя быти под государевою царскою высокою рукою, и ныне на великой реке Амуре те даурские князцы и их улусные люди, которые платили государев ясак, и те иноземцы изменили государю; а всее де тое богдойские силы было всякого люду 10 000, а по их челобитью то войско и прислано.

И тут же на приступе находили порох в мешках да ядра, а у нас в то приступное время суды прирубили и струги.

И марта с 13 дня да апреля по 4 число то богдойское войско по Комарскому острожку били из пушек по всякой день и ночь, и те богдойские люди от острогу прочь отошли.

А острог у нас был поставлен на валу стоячей, а по углам вывожены /л. 140/ были быки, а тот острог ставлен по снегу в самом заморозе ноября в 2 день, а круг того острожку копан ров, а тот ров копали зимою, мерзлой земли секли в вышину сажень печатную, а ров в ширину 2 сажени, а круг того рву бит чеснок деревиной, а круг того чесноку деревяново бит чеснок железной стрельной опотайной. И божею милостию, а государским счастьем, как пришли те богдойские люди к приступу, и у того деревянново чесноку щиты поставили, а на том железном чесноку многие богдойские люди кололися и итти к острогу не могли от того железного чесноку к стене. А в остроге было изподней и верхней бои, а внутрь острожной стены засыпали хрящем с нижнево бою и до верху от пушешново бою. И в том остроге копан был у нас колодезь 5-ти сажен, а из колодезя были вывожены жолобы на все 4 стороны, вышина 6 сажен печатных, для зажегу, да были зделаны на остроге козы железные, а в тех козах зажигали смолье для свету и для их богдойсково ношново приступу, чтоб от того видети было богдойских людей за стеною, да ставлены были к острогу для их лестниц и щитов судовое дощеничное деревье высокое, да были на острожке кладены кадки для их, богдойских людей, навальнаго приступу, да в /л. 140 об./ острожке срублен был роскат, и с того роскату били мы из пушек по тому богдойскому войску. А речную сторону, воду и суда, у нас отнели и выходить за острог не давали. А стояли те богдойские люди таборами от острожку за полчетвертаста сажен.

И как сидели в острожке в осаде от богдойских людей, имели казаки пост и молитву, и в то время было явление многим древним от иконы Всемилостиваго Спаса и от иконы Пречистыя владычицы богородицы и приснодевы Марии и от всех святых. И сидели в осаде в том Комарском острожке служилые люди и охочие амурские казаки, и которые пришли с Дмитреем Ивановичем Зиновьевым розных городов тобольские, тюменские, сургутцкие, верхотурские, Туринсково острожку и Верхоленскаго Братцкаго острожку и охочие казаки, и которые пришли сверх Шилки-реки с Байкалова-озера с енисейским сыном боярским Петром Бекетовым.

И после их отъезду ходили служилые люди и охочие амурские казаки в их богдойские таборы, и видели их, что оне тех богдойских людей, которые побиты под стеною, и тех побитых людей в приступное время ночью волочили, и по своей они поганой басурманской вере на своих куренях тех убитых людей жгли много, а иных побитых /л. 141/ богдойских людей те богдойские люди в приступное время от острогу волочить прочь не успели.

И видя к себе те богдойские люди божие посещение, и нападе на них ужас и трепет, и они порох пометали на своих таборах в воду и верховые огенные заряды, а куяшную одежду те богдойские люди на куренях своих жгли. И мы собрали после приступнаго времени в остроге и около острогу 350 ядер пушешных.

А тех богдойских людей к острожку с табор подъем был с утра и во весь день со щитами, и приступ у них был в первом часу ночи к острожку, а отход был у них от острожку по утру в первом часу дни.

И те 2 пищали, которые взяты на приступе, да верховых огненных зарядов с подписьми подписаны, и те пищали и заряды посланы к государю царю и великому князю к Москве. А тех подписей, что оне, богдойские люди, на стрелах подписывали и на огненных зарядах, тово мы на великой реке Амуре не знаем. А тебе, государеву воеводе, послано в Якуцкой острог 2 заряда огненные с подписьми.

Да тебе ж, государеву воеводе, пожаловати, которые служилые люди отпущены с великие реки Амура с государевою ясашною соболиною казною и с отписки и с челобитными к государю к Москве, и буде те /л. 141 об./ служилые люди приедут к вам в Якуцкой острог для ради нужнаго ходу, что им пройти невмочь по великой реке Лене с усть Олекмы-реки вверх, и будет у них судов не будет и хлебных запасов, и тебе б, государеву воеводе, пожаловать, тех служилых людей не задержать, отпустить к государю к Москве, чтоб государю царю скоро вестно учинить, потому что ожидаем к себе богдойских людей большево собранья, а пороху и свинцу в государеве казне нет, и хлеба у нас нет же, а питаемся мы с великою нужею, а не ведаем мы, как государев острог здержать.

Да у них же, у богдойских воинских людей, были мешки с порохом большие долгие, сажен по 15 и по 20, а толщиною те мешки в оглоблю, и ныне в государеве казне объявилось тех пушечных ядер богдойских 730 ядер, а весом те ядра полтора фунта и больше, а огненных зарядов, что на стрелах с подписьми, и тех зарядов взято много.

Да в нынешнем во 163 году посланы к тебе, государеву воеводе, в Якуцкой острог служилые люди амурской охочей казак истец Андрюшка Степанов Потаповых да енисейской служивой человек Любимко Павлов, а потому те служилые люди посланы, что тот Любимко Павлов государеву указу /л. 142/ учинился силен, судному делу и приговору, и в прошлом во 162 году тот Любимко хотел отплыть на низ воровски, и с такими людьми на великой реке Амуре от их бунтов жить стало тяжело и невмочь.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 31, № 75, лл. 136—142. Копия XVIII в.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. IV, СПб., 1851, № 8, стр. 27—31.

Комментарии

1. В XVII в. рота маньчжурских знаменных войск насчитывала 300 человек. В XIX веке личный состав роты сократился до 90 человек.

 

Источник:

 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/61-80/80.htm

 

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой