1655 г. не ранее
апреля 4 (Датируется по
упоминанию числа в тексте.).
—
Отписка приказного
человека Онуфрия Степанова
якутскому воеводе М. С. Ладыженскому об
осаде Кумарского острога маньчжурскими
войсками
/л. 136 об./
Государя царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии стольнику и
воеводе Михаилу Семеновичю да диаку
Федору Тонково Великие реки Амура
Ново-Даурские земли приказной человек
Онофрейко Степанов челом бьет.
В нынешнем во 163 году
посланы в Якутцкой острог служилые Оська
Оленев, Евсейко Гурылев, Сергушка
Куприянов, Петрушка Савин, Николайко
Юрьев, Якунька Сургутцкой, Ивашко
Онисимов, Артюшка Сажин, да с ним
целовальники Антонко Евсевьев, Ивашко
Иванов с спаскою соболиною и денежною
казною, потому что здесь на Великой реке
Амуре в государеве казне пороху и свинцу
нет, и в спаской казне книг церковных, и
воску, и свеч, и ладану нет же.
И как к вам, государевым
воеводам, те служилые люди приедут, и
тебе бы, государеву воеводе, пожаловать,
по государеву указу послати из
государевы казны сколько будет пригоже
пороху и свинцу для того, что здесь на
Великой реке Амуре в государеве казне /л.
137/ пороху и свинцу нет, чтоб
без пороху и свинцу на великой реке
Амуре государева служба не стала. А
послать стало для той государевы казны
служилых людей мало, потому что надобно
здесь государева казна оберегать и
государева служба служить. А по всякой
год посылаются служивые люди с
государевою казною и с отписками, а
прибылых служилых людей из городов на
великую реку Амур нет; и тех служилых
людей на великую реку Амур, которые
посланы будут в Якутцкой острог, назад
прислать с служилыми людьми, потому что
здесь на великой реке Амуре стоят драки
сильные с богдойскими воинскими людьми,
что прислано войское от царя богдойскова.
Да в прошлом во 162 году
дворянин Дмитрей Иванов сын Зиновьев
писал наказную память, а велел
государева ясашная соболиная казна мне,
Онофрейку, как будет в зборе, высылать
государю царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Руси к Москве. И я,
Онофрейко, ту государеву ясашную
соболиную казну збору прошлого 162 году
и нонешняго 163 году, подписав, за своею
печатью, и отписки выслал к государю
царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Руси к Москве с добрыми
служилыми людьми с Трофимом Никитиным да
с Богдашкою Габышевым /л. 137 об./
с товарыщи. А тому целовальнику Онтонку
да Ивашку, как будут с спаскою казною, и
тебе б, государеву воеводе, пожаловать,
велеть менять на ту спаскую казну тому
целовальнику, что будет надобно на
спаской обиход, и на великую реку Амур
прислать сего 163 году, чтоб им поспеть
в нынешнем во 163 году на великую реку
Амур. Да тебя ж бы, государеву воеводе,
пожаловать из государевы казны послать
бумаги писчей на великую реку Амур на
государев обиход, потому что на великой
реке Амуре бумаги государевы нет, а
купить негде.
А в прошлом во 162 году
отпущены с великия реки Амура служилые
люди Горанька Максимов да Пронька
Григорьев с товарыщи с отписками в
Якутцкой острог к тебе, государеву
воеводе, потому что тех невеликих
служилых людей мимо Якутцкой острог по
Великой реке Лене послать нельзя.
Да в нынешнем во 163 году
с государевою ясашною соболиною казною и
с служилыми людьми посланы к государю
царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Русии к Москве выежжие
новокрещеные иноземцы Никанского царства
полонеников 2 человека. /л. 138/
А полонил де их богдойский царь в свою
Богдойскую землю, и из тое Богдойские
земли проданы те полоненики на великую
реку Амур в Даурскую землю в холопи. И
те никанские люди били челом государю
царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Русии и подали
челобитные на великой реке Амуре в
судной избе мне, Онофрейку, о крещении,
чтобы их государь пожаловал, велел
привесть в православную христианскую
веру по правилу святых апостол и святых
отец. И те никанские люди в нынешнем 163
году по их челобитью в православную
христианскую веру приведены по правилам
святых апостол и святых отец.
Да в нынешнем во 163 году
марта з 13 день богдойское войско,
собранье розных земель, приехав к
Усть-Комарскому острожку, нас, холопей
государевых, обсадили в третьем часу
дни, и служилых людей и амурских охочих
казаков, которые выходили из острогу по
судовой лес, 20 человек Ивашка Телятева
с товарыщи розных городов, и тех
служилых людей известным делом взяли к
себе и у себя на куренях их побили. А
иных служилых людей из Комарсково
острожку я, Онофрейко, отпущал на
выласку, и те служивые люди и амурские
охочие казаки выходили на вылазку и тех
служилых людей от иноземцов /л.
138 об./ от богдойских людей
отбивали и тех же богдойских людей
побивали. А приехали те богдойские
воинские люди со всяким огненным боем, с
пушки и пищальми, и знамена у них всякой
розной цвет. А то у них войское
богдойское ротами, а толмачей нет, а в
роте по скольку человек, того не ведаем
1.
И марта в 20 день к Усть
Комарскому острожку приступали из-за
великия реки Амура с каменю, а каменю
высота 40 сажен, а от того камени до
острожку полтретьяста сажен. И
богдойское войско из наряду из большего,
из пушек, с третьяего часу дни до
седмаго, и того ж дни в шестом часу ночи
те потайные богдойские воинские люди по
острогу из наряду, из пушек, били от
острожку в 70 саженях. Да оне же,
богдойские воинские люди, пущали
огненные заряды для зажегу на стрелах в
острожек, а на тех стрелах у них подписи
были. Да с нижние стороны богдойские
воинские люди из пушек и с наряду били
во 150 сажен.
И марта в 24 день те
богдойские люди приступ учинили к
острожку со все 4 стороны, и знамяна,
пришод к чесноку, приставили, и щиты у
них были на арбах, а те арбы были на
колесах, и щиты деревянные, кожами
поволочены, и войлоки были, а на тех
арбах были лесницы, а по конец /л.
139/ лестниц колеса, а в другом
конце гвозди железные и палки, и на тех
арбах привязаны были дрова, и смолье, и
солома для зажегу, и у них острог
коленчатой был же; да у них же,
богдойских людей, у всякого щита были
багры железные и всякие приступные
мудрости. И божиею милостию, а
государьским щастьем государевых
служилые люди и амурские охочие казаки
розных городов с острожку с нижнево и с
верхнево бою и с быков и снаряду из
большего бою, из пушек из пищалей, били
по тому войску богдойскому. И на том
приступе под стенами многих богдойских
людей побили, из Комарского острожку
государевы служивые люди и амурские
охочие казаки выходили на выласку, и на
выласке многих богдойских людей побили и
отбили у них 2 пищали железные с жаграми
и всякие приступные мудрости, порох и
ядра, и языков поймали, раненых мужиков.
И тех языков роспрашивал,
а в роспросе они сказывали, что де
прислано то богдойское войско от царя
богдойсково, а князец де в том войске
именем Тагудай, /л. 139 об./
а по прозвищу Ежер, а было де войское
люди розных земель: богдои, мунгуты,
никаны, жючеры, дауры и иных многих
розных земель, которые иноземцы под ево
богдойскую областию, а снаряду де было
15 пушек и мелково оружья было у них
много, а то де войско богдойское
поднимали на нас, холопей государевых, и
царю де богдойскому били челом о обороне
даурские князцы и улусные люди, чтоб
государю ясаку с себя не платить и не
хотя быти под государевою царскою
высокою рукою, и ныне на великой реке
Амуре те даурские князцы и их улусные
люди, которые платили государев ясак, и
те иноземцы изменили государю; а всее де
тое богдойские силы было всякого люду 10
000, а по их челобитью то войско и
прислано.
И тут же на приступе
находили порох в мешках да ядра, а у нас
в то приступное время суды прирубили и
струги.
И марта с 13 дня да
апреля по 4 число то богдойское войско
по Комарскому острожку били из пушек по
всякой день и ночь, и те богдойские люди
от острогу прочь отошли.
А острог у нас был
поставлен на валу стоячей, а по углам
вывожены /л. 140/ были
быки, а тот острог ставлен по снегу в
самом заморозе ноября в 2 день, а круг
того острожку копан ров, а тот ров
копали зимою, мерзлой земли секли в
вышину сажень печатную, а ров в ширину 2
сажени, а круг того рву бит чеснок
деревиной, а круг того чесноку
деревяново бит чеснок железной стрельной
опотайной. И божею милостию, а
государским счастьем, как пришли те
богдойские люди к приступу, и у того
деревянново чесноку щиты поставили, а на
том железном чесноку многие богдойские
люди кололися и итти к острогу не могли
от того железного чесноку к стене. А в
остроге было изподней и верхней бои, а
внутрь острожной стены засыпали хрящем с
нижнево бою и до верху от пушешново бою.
И в том остроге копан был у нас колодезь
5-ти сажен, а из колодезя были вывожены
жолобы на все 4 стороны, вышина 6 сажен
печатных, для зажегу, да были зделаны на
остроге козы железные, а в тех козах
зажигали смолье для свету и для их
богдойсково ношново приступу, чтоб от
того видети было богдойских людей за
стеною, да ставлены были к острогу для
их лестниц и щитов судовое дощеничное
деревье высокое, да были на острожке
кладены кадки для их, богдойских людей,
навальнаго приступу, да в /л. 140
об./ острожке срублен был роскат,
и с того роскату били мы из пушек по
тому богдойскому войску. А речную
сторону, воду и суда, у нас отнели и
выходить за острог не давали. А стояли
те богдойские люди таборами от острожку
за полчетвертаста сажен.
И как сидели в острожке в
осаде от богдойских людей, имели казаки
пост и молитву, и в то время было
явление многим древним от иконы
Всемилостиваго Спаса и от иконы
Пречистыя владычицы богородицы и
приснодевы Марии и от всех святых. И
сидели в осаде в том Комарском острожке
служилые люди и охочие амурские казаки,
и которые пришли с Дмитреем Ивановичем
Зиновьевым розных городов тобольские,
тюменские, сургутцкие, верхотурские,
Туринсково острожку и Верхоленскаго
Братцкаго острожку и охочие казаки, и
которые пришли сверх Шилки-реки с
Байкалова-озера с енисейским сыном
боярским Петром Бекетовым.
И после их отъезду ходили
служилые люди и охочие амурские казаки в
их богдойские таборы, и видели их, что
оне тех богдойских людей, которые побиты
под стеною, и тех побитых людей в
приступное время ночью волочили, и по
своей они поганой басурманской вере на
своих
куренях тех убитых людей жгли много, а
иных побитых /л. 141/
богдойских людей те богдойские люди в
приступное время от острогу волочить
прочь не успели.
И видя к себе те
богдойские люди божие посещение, и
нападе на них ужас и трепет, и они порох
пометали на своих таборах в воду и
верховые огенные заряды, а куяшную
одежду те богдойские люди на куренях
своих жгли. И мы собрали после
приступнаго времени в остроге и около
острогу 350 ядер пушешных.
А тех богдойских людей к
острожку с табор подъем был с утра и во
весь день со щитами, и приступ у них был
в первом часу ночи к острожку, а отход
был у них от острожку по утру в первом
часу дни.
И те 2 пищали, которые
взяты на приступе, да верховых огненных
зарядов с подписьми подписаны, и те
пищали и заряды посланы к государю царю
и великому князю к Москве. А тех
подписей, что оне, богдойские люди, на
стрелах подписывали и на огненных
зарядах, тово мы на великой реке Амуре
не знаем. А тебе, государеву воеводе,
послано в Якуцкой острог 2 заряда
огненные с подписьми.
Да тебе ж, государеву
воеводе, пожаловати, которые служилые
люди отпущены с великие реки Амура с
государевою ясашною соболиною казною и с
отписки и с челобитными к государю к
Москве, и буде те /л. 141 об./
служилые люди приедут к вам в Якуцкой
острог для ради нужнаго ходу, что им
пройти невмочь по великой реке Лене с
усть Олекмы-реки вверх, и будет у них
судов не будет и хлебных запасов, и тебе
б, государеву воеводе, пожаловать, тех
служилых людей не задержать, отпустить к
государю к Москве, чтоб государю царю
скоро вестно учинить, потому что ожидаем
к себе богдойских людей большево
собранья, а пороху и свинцу в государеве
казне нет, и хлеба у нас нет же, а
питаемся мы с великою нужею, а не ведаем
мы, как государев острог здержать.
Да у них же, у богдойских
воинских людей, были мешки с порохом
большие долгие, сажен по 15 и по 20, а
толщиною те мешки в оглоблю, и ныне в
государеве казне объявилось тех пушечных
ядер богдойских 730 ядер, а весом те
ядра полтора фунта и больше, а огненных
зарядов, что на стрелах с подписьми, и
тех зарядов взято много.
Да в нынешнем во 163 году
посланы к тебе, государеву воеводе, в
Якуцкой острог служилые люди амурской
охочей казак истец Андрюшка Степанов
Потаповых да енисейской служивой человек
Любимко Павлов, а потому те служилые
люди посланы, что тот Любимко Павлов
государеву указу /л. 142/
учинился силен, судному делу и
приговору, и в прошлом во 162 году тот
Любимко хотел отплыть на низ воровски, и
с такими людьми на великой реке Амуре от
их бунтов жить стало тяжело и невмочь.
ЛОА АН СССР, ф.
Портфели Миллера, оп. 4, кн. 31, № 75,
лл. 136—142. Копия XVIII в.
Опубл.: «Дополнения к
Актам историческим», т. IV, СПб., 1851,
№ 8, стр. 27—31. |
|
Комментарии
1. В XVII в. рота маньчжурских знаменных
войск насчитывала 300 человек. В XIX
веке личный состав роты сократился до 90
человек. |