1688г. августа 12*.—
Расспросные речи нерчинского толмача Г.Х. Кучи в разрядном шатре Ф.А.Головина о приходе в Нерчинск монгольских и братских людей, бежавших от Галдана Бошокту-хана, и о судьбе халхаских тайджи.
/л. 869/ Да в роспросе ж нерчинской толмач
Гришка Куча сказал, которой прислан с
отписками с тем же албазинским казаком1.
Из Нерчинска де стольник и воевода Иван Власов послал
ево, Гришку, с отписками к окольничему к
Федору Алексеевичю тому де ныне 12 дней.
И ехал он из Нерчинска вместе с
албазинским казаком с Алешкою Буториным.
Да слышал де он, Гришка, будучи в
Нерчинску, что до поезду ево за неделю
приехали в Нерчинск 10 человек шуленг
мунгальских и братцких людей и сказывали
де про себя те шуленги, что выкочевали
они со всеми своими родами в ясачной
платеж на имя великих государей к
Нерчинску, а родов де своих, сказывали,
с собою тысячи з две. И выкочевали де
они к Борзе-реке,
[171]
а от Нерчинска де
доезжают до той реки в четвертой день. А
в то де время в Нерчинску стольника и
воеводы Ивана Власова не было, а был на Теленбе, а город де был приказан
нерчинскому сыну боярскому Микифору
Сенотрусову. И он де, Микифор, по тем их
вестям послал из Нерчинска для подлинной
ведомости о тех выезжих иноземцах брата
своего Степана Сенотрусова, да сына
своево да с ними толмача. Да с ними же
послал ис тех выезжих шуленг 5 человек,
а в городе оставил 5 ж человек. А он,
Гришка, в то время в Нерчинску не был, а
был на Теленбе ж. И как де стольник Иван
Власов в Нерчинск приехал, и ево,
Гришку, после приезду /л. 870/ своего
отпустил на четвертой день. И он де в
Нерчинску тех выезжих шуленг видел 3-х
человек братцких, одного мунгальского, а
пятой де человек какой породы, того он
не знает. А наперед де сего сказывают те
иноземцы, что были они Далай-контайши2
улусов и кочевали по Кулюруну и по
Онону рекам, а ныне де прикочевали они
от войны калмыцкого Бушукту-хана, и
побоясь з другой стороны приходу на себя
великих государей ратных людей для того,
что им ратными людьми, которые при
послех есть, калмыки всегда на боях
угрожают. Да они ж де сказывали, что
Далай-контайша от Бушухты-хана побежал с
малыми людьми в Китай. Да ево ж де
Далаев зайсан Даян от тех же калмык
побежал было к Нерчинску ж и ево де на
дороге меж Кулюруном и Ононом осадили
Бушукту-хановы люди, и ныне де он
остался от них в осаде. А от Нерчинска
де до того места езду будет дён с шесть.
Да преж де тех шуленг за неделю или больши выкочевали к
Нерчинску на ту ж реку Борзу из
Мунгальской ж земли 37 юрт тунгусов. И
для де досмотру тех тунгусов посланы из
Нерчинска казаки Микитка Полетаев с
товарыши, 10 человек. И те де обои
посылыщики по ево Гришкин поезд еще в
Нерчинск не возвратились.
Да он же де, Гришка, слышал от тунгуса, которой
выкочевал с теми вышеписанными
тунгусами, что будто мунгальской Кутухта
от Бушухты-хана взят в полон, а в ево
Кутухтене урге живут калмыки. А брат де
ево Кутухтин Ачирой-хан на бою убит, а
больши де того он, Гришка, ничего не
ведает.
/л. 871/ А нерчинских де и албазинских служилых
людей з запасы, которые посланы из
Удинска, встретил он, Гришка, августа в
10 день ввечеру и с ними начевал от
Удинска к Еравне на половине. А после де
ево Гришкина отпуску из Нерчинска
стольник и воевода Иван Власов, розведав
о всем подлинно, хотел к нему,
окольничему**, ево де прислать нарочно с
отписками посыльщика вскоре.
РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2,
1685 г., д. № 2, ч. 3, лл. 869-871.
Список XVII в. |
1
Албазинский казак А.Буторин был прислан к Ф.А.Головину с вестовыми отписками 12 августа 1688 г. (см.: РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 3, лл. 867- 868).
2 Возможно, речь идет об одиннадцатом сыне Цецен-хана Шолоя по имени Ананда, который в 1688 г. откочевал в Китай и в следующем году был произведен в цзинуны и дзасаки. Умер в 1696 г. (см.: Мэн-гу-ю-му-цзи. Записки о монгольских кочевьях, с. 99-100).
|