ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Расспросные речи нерчинского толмача Г.Х. Кучи в разрядном шатре Ф.А.Головина о приходе в Нерчинск монгольских и братских людей, бежавших от Галдана Бошокту-хана, и о судьбе халхаских тайджи.

 

1688г. августа 12*.— Расспросные речи нерчинского толмача Г.Х. Кучи в разрядном шатре Ф.А.Головина о приходе в Нерчинск монгольских и братских людей, бежавших от Галдана Бошокту-хана, и о судьбе халхаских тайджи.

/л. 869/ Да в роспросе ж нерчинской толмач Гришка Куча сказал, которой прислан с отписками с тем же албазинским казаком1.

Из Нерчинска де стольник и воевода Иван Власов послал ево, Гришку, с отписками к окольничему к Федору Алексеевичю тому де ныне 12 дней. И ехал он из Нерчинска вместе с албазинским казаком с Алешкою Буториным. Да слышал де он, Гришка, будучи в Нерчинску, что до поезду ево за неделю приехали в Нерчинск 10 человек шуленг мунгальских и братцких людей и сказывали де про себя те шуленги, что выкочевали они со всеми своими родами в ясачной платеж на имя великих государей к Нерчинску, а родов де своих, сказывали, с собою тысячи з две. И выкочевали де они к Борзе-реке, [171] а от Нерчинска де доезжают до той реки в четвертой день. А в то де время в Нерчинску стольника и воеводы Ивана Власова не было, а был на Теленбе, а город де был приказан нерчинскому сыну боярскому Микифору Сенотрусову. И он де, Микифор, по тем их вестям послал из Нерчинска для подлинной ведомости о тех выезжих иноземцах брата своего Степана Сенотрусова, да сына своево да с ними толмача. Да с ними же послал ис тех выезжих шуленг 5 человек, а в городе оставил 5 ж человек. А он, Гришка, в то время в Нерчинску не был, а был на Теленбе ж. И как де стольник Иван Власов в Нерчинск приехал, и ево, Гришку, после приезду /л. 870/ своего отпустил на четвертой день. И он де в Нерчинску тех выезжих шуленг видел 3-х человек братцких, одного мунгальского, а пятой де человек какой породы, того он не знает. А наперед де сего сказывают те иноземцы, что были они Далай-контайши2 улусов и кочевали по Кулюруну и по Онону рекам, а ныне де прикочевали они от войны калмыцкого Бушукту-хана, и побоясь з другой стороны приходу на себя великих государей ратных людей для того, что им ратными людьми, которые при послех есть, калмыки всегда на боях угрожают. Да они ж де сказывали, что Далай-контайша от Бушухты-хана побежал с малыми людьми в Китай. Да ево ж де Далаев зайсан Даян от тех же калмык побежал было к Нерчинску ж и ево де на дороге меж Кулюруном и Ононом осадили Бушукту-хановы люди, и ныне де он остался от них в осаде. А от Нерчинска де до того места езду будет дён с шесть.

Да преж де тех шуленг за неделю или больши выкочевали к Нерчинску на ту ж реку Борзу из Мунгальской ж земли 37 юрт тунгусов. И для де досмотру тех тунгусов посланы из Нерчинска казаки Микитка Полетаев с товарыши, 10 человек. И те де обои посылыщики по ево Гришкин поезд еще в Нерчинск не возвратились.

Да он же де, Гришка, слышал от тунгуса, которой выкочевал с теми вышеписанными тунгусами, что будто мунгальской Кутухта от Бушухты-хана взят в полон, а в ево Кутухтене урге живут калмыки. А брат де ево Кутухтин Ачирой-хан на бою убит, а больши де того он, Гришка, ничего не ведает.  

/л. 871/ А нерчинских де и албазинских служилых людей з запасы, которые посланы из Удинска, встретил он, Гришка, августа в 10 день ввечеру и с ними начевал от Удинска к Еравне на половине. А после де ево Гришкина отпуску из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов, розведав о всем подлинно, хотел к нему, окольничему**, ево де прислать нарочно с отписками посыльщика вскоре.

 

РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 3, лл. 869-871. Список XVII в.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Датируется временем приезда Г.Кучи в Удинск вместе с А.Буториным (РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 3, л. 867-868).

** В тексте: окольному.

1 Албазинский казак А.Буторин был прислан к Ф.А.Головину с вестовыми отписками 12 августа 1688 г. (см.: РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 3, лл. 867- 868).

2 Возможно, речь идет об одиннадцатом сыне Цецен-хана Шолоя по имени Ананда, который в 1688 г. откочевал в Китай и в следующем году был произведен в цзинуны и дзасаки. Умер в 1696 г. (см.: Мэн-гу-ю-му-цзи. Записки о монгольских кочевьях, с. 99-100).

ИСТОЧНИК:

 РУССКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1685-1691.СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ. Составитель Г.И. СЛЕСАРЧУК. Ответственный редактор Н.Ф.ДЕМИДОВА. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА «ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» РАН, Москва 2000г.

Сетевая версия – В. Трухин, 2009 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZZ системойой