ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Наказ стольнику Петру Головину и дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену, для строения острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев.

 

1638г. августа 6*).— Наказ стольнику Петру Головину и дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену, для строения острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев.  

Лета 7146, Августа в 6 день, государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всеа Русии, велел ехати столником и воеводам  Петру Петровичю Головину, да Матвею Богдановичю Глебову, да дьяку Ефиму Филатову в Сибирь, в Тоболеск, а из Тоболска в Енисейской острог, а из Енисейского острогу на великую реку Лену, для того: наперед сего присылывали к государю к Москве из Сибирских ближних городов и острогов государевы ясачные и поминочные мягкие рухляди с лишком, а ныне во многих Сибирских городех государевы ясачные и поминочные мягкие рухляди против окладу не добирают и к государю присылают прежнего менши, а пишут про тое недоборную мягкую рухлядь из Сибирских городов к государю воеводы: потому де в тех Сибирских городех и в острогех государеве соболиной и всякой мягкой рухляди недобор, что у ясачных людей в угодьях зверь выловился, а иные многие ясачных людей угодья, где они преже сего зверь добывали, стали за Рускими людми, что Руских людей перед прежним в Сибири умножило, а иные де ясачных людей угодья заняты пашнями, и вперед для того в тех Сибирских ближних городех государеву ясаку будет недобор же. А в прошлом во 141 году, приехав из Сибири к Москве, сказывал в Приказе Казанского Дворца про великую реку Лену Ондрей Палицын, что был в Сибири в Мангазее воевода: что де та великая река Лена угодна и пространна, и людей по ней розных землиц кочевных и сидячих и соболей и иного всякого зверья много; и как де на ту великую реку Лену укажет государь послати Сибирских людей с лишком и велит поставить город или остроги, где пригоже, и велит по той великой реке Лене и по иным рекам новых землиц людей приводити под свою государеву царьскую высокую руку и на себя государя с них сбирати ясак, и государеве де казне в том будет болшая прибыль, и будет де та Лена река другая Мангазея, и подал той великой реке Лене и розных землиц людем, которые по той Лене и по иным рекам живут, чертеж и роспись. А в росписи написано: итти на ту великую реку Лену из Мангазеи судами Тазом и Волочанкою реками в верх, и озеры и режмами на кочах и на каюках до Енисейского волоку десять дней, а волоку мало болши полуверсты, да с того волоку судами ж в озера, а из озер режмами ж до реки Турухана ходу два дни, а Турухтаном и Шаром вниз до Туруханского зимовья десять дней, а от Туруханского зимовья Шаром жо и Туруханом и через Енисей итти вниз же два дни а Тунгускою рекою итти в верх до устья реки Титеи и до реки Чоны волоком два дни, и в том де месте зимовать и делать суды, а на весну итти Чоною рекою до реки Вилюя десять дней, а Вилюем рекою до великие реки Лены три недели. А по тем рекам по Чоне и по Вилюю живут люди многие: Синягири, Нанагири, соболей и лисиц и горностаев и бобров и иного всякого зверья и рыбы у них много. А меж тех де рек и меж нижние Тунгуски реки многие захребетные реки, и по тем рекам потомуж людей и лисиц и бобров и всякого зверя много. А по великой де реке Лене вниз итти греблею до полунощного окияна два месяца и болши, а парусною погодою добежит и неделею. А по обе стороны великие реки Лены и до устья полуночного окияна Якуты, Тунгусы, Маяды, Нанагири, Кояты, Каригили и иные многие кочевные и сидячие люди. Да в тое же де великую реку Лену ниже Вилюйского устья впали с обе стороны многие великие реки, а по тем рекам живут Осеи, Тунгусы, Шамагири, Баяхты и иные многие люди, а соболей и всякого зверя и рыбы по тем по всем рекам много же. А в верх по великой реке Лене до великие ж реки восточного Алдана ходу в верх десять дней, а падет де та Алдан река в Лену ж; а живут по тому Алдану многие люди розных землиц, соболей и всякого зверя и рыбы у них много ж. А от Алдана де в верх по великой реке Лене итти греблею до великие Байкалские проливы Красного моря недель с двадцать и болши, а парусною погодою перебежит в две недели. Да в тое же де великую реку Лену выше Вилюйского устья и до самые великие Байкальские протоки впали многие великие реки: Ичора, Чая, Чичюй, Поледуй, Олекна, Витим, Киренга, Таюра, Камта, Бранта; а по тем по всем рекам живут Яколские и Якутцкие и Братцкие тайши, конные и пешие сидячие многие люди: Тунгусы, Налякигири, Камчюгири, Сучигири и Когири. Кимжегири, Нанагири, Шамагири, Синегири, Долганы, Холопья Орда и иные многие люди, а не владеет ими никто; а соболей де и лисиц и бобров и горностаев в тех землях много ж, а те де люди в соболях и во всякой дорогой мягкой рухледи цены не знают. А ходили де из Мангазеи по краю тех земель по великой реке Лене с устья в верх не подалеку, а из Енисейского острогу вниз по Лене ж до Вилюйского устья служилые люди с товары и пристав под которою землицею приманивали тех землиц людей торговать, и имали у них жон и детей, и животы их и скот грабили, и насилства им чинили многие, и от государевы высокие руки тех диких людей отгонили, а сами обогатели многим богатством, а государю приносили от того многого своего богатства малое; а мочно де в таковых далних многих и пространных землях учинить государю многая болшая прибыль. А в верх де по Лене и по Ангаре и по Оке рекам мочно и пашня завесть, и те землицы мочно привести под государеву царьскую высокую руку в вечное холопство не многими ратными людми, двемя сты человеки, с вогненым боем, а болши де того людей ненадобно, потому: толко де поставитца острожек на Чоне реке, а другой усть Вилюя, а в них служилых людей будет зимовать по пятинадцати человек. А на усть восточного Алдана город или острог доброй поставить, а в нем служилых людей надобно зимовать пятдесят человек, для того, что славнее и люднее тое реки нет; а останетца де служилых людей за осадом сто двадцать человек, и теми де людми первое лето ходить в судех по восточному Алдану и про государьское величество и милость тамошним людем сказывать, и ласку бы к ним и привет держать великой, и те де все многие люди будут с радостью под государьскою царьскою высокою рукою в вечном холопстве на веки неотступны. А Яколские и Якутцкие тайши и князцы и иные многие люди со всеми своими землями, как услышат про государьское величество и увидят к себе ласку и привет воеводцкой, все будут государю служить и ясак с себя давать на веки неотступно. А на другое лето с теми ж ратными людми со стом с двадцатью человеки ходить вниз по великой реке Лене и до полуночного окияна и все тамошние многие люди покорны учинить государю мочно; а для де угрозы надобно и нарядцу легкого. А в прошлом де во 1З9 году на великой реке Лене лутчие тайши, которые государю служили, Бодочь да Тынина, и Алданские князцы, воровством служилых людей, Енисейского острогу атамана Ивашка Галкина с товарыщи, от великих их обид, учинились от государя отгонны. Да в той же Ондрееве росписи Палицына написано: на великую реку Лену другой водяной путь от Енисейского острогу ближе того, что из Мангазеи Енисеем и Тунгускою болшою в верх до Подволочья до Индиму реки ходу болшими судами 5 недель, или мало болши, а с усть Индимы зимним путем нартного волоку до великие реки Лены 6 дней, а другой волок по Индиму реке в верх на Куту реку днем человек перейдет, а зимним путем тем волоком ходу не живет, потому что залегли горы высокие да камень и с нартою на собаках волочися немочно; а Кутою рекою на низ плыть от того волока судном до Купы реки день, а по Купе реке на низ же до великие реки Лены плыть день же. А третей путь на Лену ж реку от Енисейского острогу рекою Енисеем до усть нижние Тунгуски на низ итти 2 недели, а с усть Тунгуски в верх Тунгускою рекою до усть рек Титеи и до Чоны и Чоною и Вилюем до великие реки Лены ходу недель со днем. А по отпискам из Сибири из Тоболска и из Мангазеи и из Енисейского острогу воевод, которые были в Сибири наперед сего, учали на ту великую реку Лену посылать, для государева ясаку и для проведыванья Сибирских служилых людей, из Тоболска и из Мангазеи и из Енисейского острогу со 140 году, а сбирают ясаку не по многу, а иною многою мягкою рухлядью, сбираючи на Лене реке, Сибирские служилые люди сами корыстуютца, и меж себя у тех Тоболских и у Енисейских и у Мангазейских служилых людей, для тое своей безделные корысти, бывают бои, друг друга и промышленых людей, которые на той же реке Лене соболи промышляют, побивают до смерти, а новым ясачным людем чинят сумненье и тесноту и смуту и от государя их прочь отгоняют: в прошлом во 14З году писал к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири, из Енисейского острогу, воевода Ондрей Племянников, что де Енисейские служилые люди, которые посыланы из Енисейского острогу для ясачного сбору с атаманом с Ивашком Галкиным, сшодчеся на Лене реке с Мангазейскими служилыми людми с ясачными сборщики с Степаном Корытовым да с Осташком Черкашенином вместо, и меж себя учинили бой, четырех человек свою братью служилых людей Тоболских и Мангазейских и Енисейских казаков убили из пищалей до смерти, а иных многих служилых же и промышленных людей переранили, и аманатов, под которых емлют государев ясак, друг у друга отнимают и емлют с иноземцов ясак вдвое: один емлют в Мангазее, а другой в Енисейском, и чинят иноземцом тесноту и обиду великую, и жен их и детей к себе емлют, и от того де в иноземцах в Якутцкой земле учинилась смута великая. Да про Лену ж реку на Москве, в Приказе Казанского Дворца, Сибирские служилые люди, Томские дети боярские Петр Сабанской, Василей Старков, Лука Васильев, Тоболского города атаман Иван Олександров, Мангазейские стрелцы Дружинка Нефедьев, Шестачко Калинин, Томские казаки Семейка Щепеткин, Гришка Федоров, Тимошка Кирилов сказали в роспросе: сами де они на Лене реке не бывали, а от Сибирских служилых и от промышленных людей, которые на Лене реке бывали, слыхали, что на Лене реке соболей много и иной всякой зверь есть же. Да Мангазейские стрелцы Надежка Сидоров, Стенка Иванов, прозвище Дудор, да Березовской казак Мартынко Васильев сказали, что де они и на Лене реке бывали; а итти де из Мангазеи на Лену реку в верх Тунгускою рекою до волоку недель с восмь или с десять, а волоком на реку на Чону 5 ден; а по Чоне де реке живут Тунгусы и ясак платят в Мангазее; а Чоною рекою на низ итти кочами до реки до Вилюя 2 недели и менши, а Вилюем рекою на низ до великие реки Лены 6 недель, и по Вилюю де реке живут многие люди Нанагири, человек с семьсот и болши, а конных людей у них нет, а кочюют на усть реки Варки, а ясаку с себя государю не платят, потому что люди болшие; а по Лене реке на уст Вилюя живут Долганы и Якуты, а князь де у них Дыгинча, а людей де у него человек с семьсот же, а ясак де с них емлют в Енисейской острог; а от тех Долганов и Якутов иные многие землицы, и с иных де зеилц емлют ясак в Енисейской острог а иные многие землицы не послушны и ясаку с себя государю не платят. Да они же де от тех людей слыхали, что на низ по Лене реке к морю живет Самоедь, а соболей у них и иного зверя, лосей и оленей и рыбы много, и бывает тем ясачным людем от Руских служилых людей утесненье, потому что с одних ясячных людей емлют ясак в Мангазею и в Енисейской острог, и бывает у служилых людей за то меж себя бои. Да енисейской стрелец Ивашко Иванов, прозвище Падерка, в роспросе сказал: что итти де из Енисейского острогу на Лену реку Енисеею рекою в верх до Тунгуски реки 2 дни, а Тунгускою в верх же до Инима реки, а Инимом до волоку в кочах тяжелым ходом 5 недель, а волоком на реку на Купу нартяным ходом 3 дни, а Купою рекою до Куты реки судами день, а Кутою рекою вниз же до реки Лены до острожку, что поставил атаман Иван Галкин, день же; а по тем де рекам живут Енисейские ясачные люди; а Леною рекою до Якутов, где острожек поставил енисейской стрелецкой сотник Петр Бекетов, на низ плыть недели с три и болши; а острожек де поставлен на берегу у Лены реки к лесу и к угодью, а около де того острожку живут многие конные и пешие Якуты родами тысячь с десять и болши, и животины у них коров и лошадей много, и у которых де улусов поимают аманатов, с тех де и ясак возмут; а которых улусов аманатов не поимают, те де усулы и ясаку не дают. А от тех Якутов на низ же Леною рекою на усть реки Вилюя живут Долганы, и ясак с них емлют за аманаты в Енисейской острог и в Мангазею, и в том де меж себя у служилых людей бывает ссора великая, а ясачным людем налога. А от усть Вилюя реки на низ же Леною рекою до Изиганские землицы ходу с неделю и болши, а живут в той Изиганской землице Тунгусов человек со сто и ясак платят в Енисейской острог без аманатов. А за Изиганскою де землицею живут по Лене реке на низ многие кочевные люди и ясаку с себя не платят, потому что их служилых людей ходит мало, а в тех землицах людей много. А опричь де того места, где Петр Бекетов поставил острожек, в ином месте острогу или города поставить негде, потому что тот острожек поставлен в угожем месте, и толко де в том острожке будет служилых людей с лишком, и тех де землиц с людей, которые живут около того острожку и в далних местех, с конных и с пеших ясак имать мочно, и по Лене и по Вилюю рекам из того острогу толко будет кого посылать, со многих землиц ясак имать мочно ж. И для того указал государь послати с ними с столники и воеводы с Петром с Петровичем Головиным да с Матвеем Богдановичем Глебовым, да с дьяком с Еуфимом Филатовым на свою государеву службу на великую реку Лену, для острожного ставленья и для прииску и приводу новых землиц, ясачных людей и для ясачного сбору, и для всяких своих государевых дел с Москвы дву человек писмяных голов, Василья Пояркова да Еналея Бахтеярова, да служилых людей из Казани 5 человек детей боярских добрых, да из Сибирских городов пеших казаков и стрельцов: из Тоболска 245 человек, с Березова 50 человек, из Енисейского острогу 100 человек, всего З95 человек, добрых, с вогненым боем, у которых бы ружье было доброе, и которым бы служба была за обычей, и которые б енисейские служилые люди наперед того на Лене реке бывали, и чтоб в тоболских служилых людех человек 20 или З0 или болши было таких, которые б топором судовому и всякому плотнишному делу умели; да для оружейной починки и для всякого государева кузнешного дела  дву человек кузнецов добрых, которые б оружейному и всякому кузнечному делу умели; да на то на всякое дело железа пудов с двадцать да укладу пуды с четыре. Да из Енисейского ж острогу велено воеводе Микифору Веревкину послати с ними с Петром с товарыщи на Лену ж, для толмачества, дву человек толмачей добрых, которые б Ленских и иных тамошних землиц людей языку умели, и наперед сего на Лене бывали. Да на тех тоболских и на березовских и па енисейских служилых людей на 300 на 90 на 5 человек и на кузнецов и на толмачей государево денежное и хлебное и соляное жалованье на три годы, на 147, да на 148, да на 149 год сполна оклады их, а из того числа тем тоболским и березовским и на енисейских служилых людей государево денежное и хлебное и соляное жалованье на один на 147 год велено дать в Тоболску сполна оклады их хлеб из сибирские пахоты, а денежное из казанской присылки; а велено на то денежное жалованье послати из Казани в Сибирь в Тоболеск боярину и воеводам Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи 6000 рублев; а дву годов, 148 и 149 году, денежное и хлебное и соляное жалованье указал государь послати из Тоболска на Лену с ними с столники и воеводы с Петром Головиным с товарыщи, для того, чтоб того государева денежного и хлебного жалованья и соли, взяв в Тоболску, служилые люди не проворовали, довезли до Лены все цело; а примать и на Лену провадить то государево денежное и хлебное жалованье и соль самим служилым людем. А для береженья, к тем жалованым денгам и к хлебу и к соли приставить Петру с товарыщи целовалников, выбрав из тех же из лутчих служилых людей, сколких человек пригоже; а кто те служилые люди, которых с ними пошлют....

Подлинник на 16-ти листках. Конца недостает.— Из архива Якутскаго Областнаго Правления.

*) См. Дополн. к акт. истор. Т. 2-й, № 69.

ИСТОЧНИК:

"Русская историческая библиотека"; т.2,1875 г. СПб.

Стиль, пунктуация и орфография  сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2009 

Сайт управляется Создание сайтов uCoz системойой