1610 г. 18 Октября. —
Отписка Ивана Катырева-Ростовскаго к Ивану Михайловичу Годунову и Петру Даниловичу на известие об измене княгини Анны Игичеевой.
Господам Ивану
Михайловичю, Петру Даниловичю Иван
Катырев Ростовскрй челом бьет. Писали
есте в Тоболеск, что писали к вам з
Березова воеводы Степан Волынской, Юрьи
Стромилов о вестях по язычной молке
Кодцкого остяка Чюмейка в изменной думе
на княгиню Анну Игичееву да на брата ее
на Гаврилка новокрещена и на иных
остяков да на тобольского тотарина
Бекбавлуя Абиза с товарыщи, а к нам в
Тоболеск з Березова воеводы о том
писали-ж. И мы ис Тобольска тобольского
Абыза Бекбавлуя с товарыщи послали на
Березов для очной ставки и подлинного
сыску, чтоб про то их воровство и про
измену сыскати допряма, а к вам мы на
Пелымь по кондинского князька Четыря
писали и посылали тоболского казака
Иванка Борана, чтоб вам князька Четыря,
сыскав, отослати с ним на Березов для
подлиноого сыску и очной ставки. И вы
князка Четыря с ним на Березов не
послали, а роспрашивали его на Пелыми, и
сказал вам в роспросе Четырко, что он
тоболского тотарина Бекбавлуя Абыза и не
знает и с ызменою его к вагуличем не
посылывал и с зимы с ним не видался; и
вы Четырка дали за пристава. А что
пишете, что мы делаем не по государеву
указу и посылаем Вагулич на Березов, а
Конда Пелымского уезда, и ясак емлете в
Пелымской город, а не в Тоболеск — и вы
то делаете сами не по государеву указу,
что в таком изменном деле для сыску на
очную ставку не посылаете. В которых
больших городех живут государевы большие
бояры и дьяки, а в ыных городех
приказные люди губные старосты и
городовые приказщики, а в иных городех
земские старосты, и те в государевых
делех ссылаютца и з бояры и из больших
городов посылают на очную ставку в
меньшые городы и в розбойном деле, не
токмо что в ызменном деле. И вы то
пишите малоумьем, а ты Петр и ничего не
знаешь, да хотя бы ты что и знал, и тебе
было мне указывати не пригодилось да, и
Данило Изтленев князю Михайлу Петровичю
Катыреву не указывал, а мне по
государеву ц. и в. к. Василья Ивановича
в. Р. указу велено во все сибирские
городы о всяких государевых делех
указывати. И вы б вперед так не плутали
и [375]
безумьем не писали, а Четырка
велели бы есте дати на крепкую поруку з
записью, что ему вперед никаким
воровством не воровати .... стрелу взял
и для чево на стреле вырезаны шайтаны и
железо стрельное терто и куда он с тою
стрелою ездил. И Чагомко в роспросе
скозал: дал ему Чагомъку тое стрелу
Сургутъцкого уезду астяк Неул с братьею,
а велел отдати тое стрелу в Коде княине
Анне и княинину деверю астяку Чюмейку и
брату ее новокрещену Гаврилку, ехала де
княиня и Чюмейко из Сургута и у нево де,
у Неула з братьею, в юртах пропала у
Чюмея су... сукнами и с мяхкою рухледью
и он Неул... стрелою по своей вере
избожился, что ане ее Чюмееву животом не
доточны. И мы, господа, того Чагомка
допрашивали, казал ли он тое стрелу в
Коде княине Анне и деверю ее Чюмейку и
брату ее новокрещену Гаврилку, и о кою
пору тое он стрелу привез в Коду и много
ли в Коде жил, и для чево ты, Чагомко,
тое стрелу на Сосву возил. И Чагомко в
роспросе скозал: привез он тое стрелу в
Коду зиму, а жил в Коде до весны и тое
он (с)трелы княине Анне и деверю ее
Чюмейку и брату ее новокрещену Гаврилку
козати позабыл, а возил де стрелу на
Сосву не заведы.... а Сосву он, Чагомко,
приежал для своего (дол)гу, а имянно про
остяков не скозал, на ком ему взяти
долг. И в тех он, Чагомко, своих речах
посмялся, и мы, господа, того Чагомка
велели пытати, и Чагомко на пытке и с
пытки говорил на княиню Анну и деверя ее
Чюмейка и на брата ее новокрещена
Гаврилка, про измену скозал, как де
княиня и Чюмейко ездили в Сургутъцкой
уезд в Ах к своим остяком по ясак, и как
де княгиня и Чюмейка приехали из
Сургутьцкого уезду на усть Иртиша к
белогорским астяком к Таиру Самарову с
товарыщи, и тут, де с нами был
Сургутьцкого уезду астяк Неул з братьею
и о измене де мы тут вместе договорились
допряма; и как де княиня и Чюмей з
Белогорья поехали к себе в Коду, и по их
изменому договору Сургутьцкого уезду
Неул з братьею и белогорские остяки Таир
Самаров с товарищи послали с ним,
Чагомком, тое изменую стрелу в Коду ко
княине Анне и х Чюмейку и к новокрещену
Гаврилку, а на стреле вырезаны адинацеть
шайтанов с рубежи да стрельное железцо
терто; и он, Чагомко, тое изменую стрелу
привез в Коду ко княине и х Чюмейку и к
новокрещену Гаврилку, и княиня Анна и
новокрещен Гаврилко послали с ним,
Чагомком, тое стрелу к сосвинским
астякам и велели ему, Чагомку,
сосвинскими астяки а измене договоритись
допряма. И как он, Чагомко, приехал на
Сосву и подметил у него, у Чагомка, тое
изменую стрелу сосвински астяка
Люликарского шайтанщика племяник
Персынко и скозал про тое стрелу дяде
своему шайтанщику, и Люликарской де
шайтанщик про тое стрелу скозал служивым
людем, и служивые де люди Тимоха
Москвитин да Лева Карпов тое у него
стрелу выняли. И мы... по роспросу
Чагомковых речей кодцкого астяка Чюмейка
велели пытати
[376] про измену, и кодцкой
астяк Чагомко на пытке и с пыт(ки)
говорил на собя к на княиню и на
новокрещена Гаврилка и на Сургугъцкого
уезду на остяка на Неула з братьею и на
белогорского астяка на Таира с товарищи
измену: скозал, как он, Чюмейко, со
княинею ехал из Сурьгута и у
белогорского астяка у Таира в юртах о
изменом деле договорились допряма и с
Коды ане, княиня и Чюмейко и новокрещен
Гаврилко, посылали зимусь на Обдор ко
князю Мамруку обдорскому кодцкого астяка
Тугулмаска, чтоб он, князь Мамрук, с
обдорскими астяки был с ними в одну
изменую думу готов: и князь Мамрук де
приказал к нам с тем жо остяком
Тугулмасом, что он, князь Мамрук, со
всеми абдорскими астяки и самоеды в
ызменую думу с ними тотов. А прежде было
нам, княине Анне, и мне, Чюмейку, и
новокрещену Гаврилку убити княза Онжа
Юрьева да на проезде побивати всяких
руских людей, и собрався со всеми астяки,
итти было нам к Березову городу войною в
осень, как будут темные ночи. И мы,
господа, Чагомка допросили на пытке, не
те ли с вами в ызменой думе тобольских
тотар и сургутъцких и пелымских остяков
... юменских и епанчинских тотар, и
Чюмейко на пытке и с пытки говорил: как
де мы со княинею, едучи из Сургута на
усть Иртыша, у Таира умышляли измену, и
в те поры ехал на Березов зимусь
тобольской юртовской татарин Бекбаулу
Абыс да деверь Килде да Клеуберды со
княинею и с нами вместе тот Бегбаулу
Абыс с товарищи думал с нами изменую
думу вместе, да Абыс же де нам скозал,
что послал он, Абыс, с усть Конды
кондинского князя Четыря верх по Конде
во всю кондинскую землю к остяком для
измены, и оне де, конъдинские астяки,
все с нами под Тоболеск войною готови, а
тово де мы с Абысом не договорились, в
кою пору и в которой день под Тоболеск
им приходити; а которые де астяки на
усть Иртиша живут блиско Аби, и те де
остяки с ними-ж в одной изменой думе, а
про сургутцких остяков которые живут
верх Сургута и про полымских остяков и
про тюренских и про епанчинских татар
про измену не ведает.
(Портфели
Миллера 478 № 47.) |