1610 г. 15 Мая. —
Государева грамота в Сургут о взимании ясака с подгородных ясачных волостей.
От царя и в. к. Василья Ивановича в. Р. в Сибирь в Сургуцкой город воеводам нашим Федору Васильевичю Волынскому да Ивану Володимеровичю Благово. Бил нам челом Сургуцкого уезда подгородной мурза Нырпохта Елуков и во всех товарыщей своих подгородных волостей Еганской Большей и Меньшей и Салымской и Бозянской и Селиярьской ясашных людей место, а сказали. Дают они в нашу казну соболиной ясак по одинатцати соболей с человека з женатого и с холостого, а у них де в волостях много ясашных старых и увечных, хромых и слепых, и малых, в ясак соболей добыти не могут, и за тех старых и увечных людей правят на них ясак по тому ж окладу, по одиннатцати соболей с человека, и они де от нашево ясаку в конец загибли, и вперед нашего ясаку по тому окладу платить не мочно, потому что положен на них ясак не по их силе. Да они ж де проводят нашу казну и хлебные запасы, которые посылают в Сургут ис Тобольска от усть-Иртыша до Сургута вверх оберекою и ходят по четыре недели, тянуть вверх бечевою и шестами, а посылают де их против запасов в лутчую пору, в рыбную ловлю, в которую издобыти рыбы про запас на всю зиму. А пашни де у них в Сургуте нет, место непашенное, и питаютца все рыбою. И от того де им нужа великая: з женами и з детми помирают голодом. Да к ним же де приежжают из Сургута из руских городов зыряня и вымичи и по их вотчинам по угожим местам, по лесом и по речкам, зверуют, бьют соболи и бобры и лисицы, и зверь выбили, и им в том нужа великая: в ясак соболей добити негде. И нам бы их пожаловать, велети нашего ясаку збавити и старых и увечных и малых робят ясаку
[372] и руским людем, зыряном и вымичам, в их вотчинах лесовати и хлебных запасов провожати не велети. И мы сургуцкого уезда подгородных волостей ясачных остяков Нырпохту с товарыши пожаловали, велели с них убавити по два соболи с человека, а велели платити нашего ясаку всякому человеку по девяти соболей, а старых и увечных и малых робят, которые соболей в ясак добыти не могут, а ясаку имати {Так в ркп.}, и руским людем, зыряном и вымичам, в их вотчинах лесовати не велети, а нашу казну и хлебные запасы велели проводить с воеводскова ведома, сколько человек воеводы учнут посылать. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сургуцкого уезда подгородных волостей Ечаской Большой и Меньшой и Салымской и Базянской и Селиярской ясачных людей вперед имали в нашу казну ясаку по девяти соболей с человека на год, и велели зделати ясачные окладные книги и ясачных людей велели в книги написати, переписав по волостям, всех имены старых и увечных, слепых и хромых, и малых робят, которые соболей в наш ясак добыти не могут, нашего ясаку сыскивая допряма имати не велели, и в ясачные книги тех людей, кого именем и за какое увечье или за болезнь или за молодость ясаку не возьмут, велели написати имянно, а наших запасов, будет их миновати не мошно, посылали сколько человек пригоже, смотря по тамошнему делу; а того б есте велели смотрити и беречи накрепко, что зыряне и вымичи и всякие гулящие люди в их вотчинах не лесовали, и сургуцкие стрельцы и казаки для провожанья нашей казны хлебных запасов мимо нашей посылки лишних людей с собою самовольством не имали и насильства им стрельцы и всякие гулящие люди на лешнях не чинили, а хто им какую обиду или насильство учинит, и им на тех людей давали б естя суд и управу чинили по нашему указу. А о том бы естя к нам отписали, сколько сургуцких подгородных остяков с нашими служылыми людьми для провожанья нашей казны и хлебных запасов посылаетца, и мочно ли тое нашу казну и хлебные запасы проводить без них однеми нашими служылыми людьми, а велели отписку отдати в приказе Казанского Дворца боярину нашему князю Димитрию Ивановичю Шуйскому. Писан на Москве лета 7118-го майя в 15 день. (А. М. Ю.
Сибирск. Прик. кн. 1 л. 159-162.) |