1683г. января 3 —
Отписка Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе Александру Салтыкову о вестях про Китайцев, о приходе их в Албазин и об опасном положении как этого и других Даурских острогов.
Господину Александру Петровичю, Богдану,
Леонтьевичю, Федор Воейков челом бьет. В
нынешнем во 191 году ноября в 19 день
приезжали в Нерчинской острог с Науна
реки от Китайского богдохана посланцы из
Китайского государьства сотник Озя, да с
Науна реки два сотника Толбанця да Сипо,
а с ними было Китайских людей семнатцать
человек; а в Нерчинском остроге в
сьезжей избе мне говорили словесно: от
их де Китайского богдохана из царьства
прислан на Наун реку Китайской воевода
Асканба, и послал де их сотников Озя да
Толбанця да Сипу, и велел де им в
Нерчинском остроге бить челом великому
государю царю и великому князю Феодору
Алексеевичю, всея Великия и Малыя и
Белыя Росии самодержцу, и мне велел де
говорить словесно, чтобы из Нерчинского
острогу послать на Наун реку к их
Китайскому воеводе Асканбе Нерчинских
казаков добрых людей для переговору; а о
чем де Китайской богдохан приказал
говорить, и они де сотники про то не
знают. И в нынешнем же во 191 году,
ноября в 23 день, послал я из
Нерчинского острогу Нерчинских казаков,
десятника казачья Юшку Алексеева сына
Лабу, да вместо подьячего казака
Андрюшку Васильева сына Кожевникова, да
толмача Гришку Харитонова сына Кучю; да
велел я ему Юшку взять из нового
Аргунского острогу к себе в прибавку
Аргунских казаков двух человек на Наун
реку к Китайскому воеводе Асканбе для
подлиннаго проведывания и от них
Китайских людей воинского приходу, чтобы
они Китайские люди под Даурские остроги
войною безвесно не пришли ; и что он
Китайской воевода Асканба и о каких
делах ему Юшку Алексееву с товарыщи
учнет говорить, и я те его Китайского
воеводы Асканбы речи велел ему Юшку с
товарыщи писать на росписи имянно; а
против его Китайского воеводы Асканбы
речей о государевых делах отповеди ему
Юшку с товарыщи давать не велел. Да в
нынешнем же во 191 году, декабря в 27
день, писал ко мне в Нерчинской острог
из Албазинского острогу Албазинских
казаков выборной прикащик, Албазинской
казак Ивашко Семенов а в отписке его
Ивашкове написано: в нынешнем де во 191
году ноября в 15 день вышли де в
Албазинской острог на государево имя в
вечное холопство из Богдой Наунских сел
Богдойские два мужика да две бабы, а
имена де тем мужикам Гур да Дондогор, а
жили де они в Наунских селах у
Богдойского пятидесятника у
[228]
Алетум с женами своими и с детми в
холопстве, и он де Ивашко тех выезжих
Богдойских мужиков принял и ныне де
живут в Албазинском остроге. Да в
нынешнем же де во 191 году, ноября в 26
день, приезжали в Албазинской острог
Китайского богдохана бояря и воеводы,
восмь человек, а с ними де было у
Албазинского острогу Китайских людей
сотников и пятидесятников и всяких
воинских людей с тысячю человек и болши
конницы, с протазаны, и с праперы, и
знаменами и с невеликим огненым оружием,
а имяна тем Китайским бояром и воеводам
Аммазянин, Фанта, Накаман, Карамгу,
Майтама, Алеханба, Сирсалама, Етамамерин,
да с ними же был Наунской воевода
Монготей, и в казачье де слободе на
дворе у казака у Гаврилки Фролова те
Китайские бояря не с большими людми
стояли. И в розговоре через толмача ему
Ивашку говорили: были де они на усть
Камара реки с Китайским с своим
богдоханом на облаве и на звериных
промыслех, и в тож де время на Комар к
ним в облаву приехал из Наунских сел
Даурской пятидесятник и Китайскому де их
богдохану бил челом и сказал: убежали де
у него дворовые его люди два мужика да
две бабы, а догнать де он тех своих
людей не мог. И Китайской де их богдохан
им бояром дал своих Китайских людей и
велел де им ехать за теми беглыми
мужиками в Албазинской острог; и они де
Китайские люди тех беглых мужиков сакму
нашли, и тою де сакмою они в Албазинской
острог приехали. А иного де дела они за
собою ничего не сказывали и ни про что
не говорили, толко де про тех двух
мужиков спрашивали. И он де Ивашко про
тех двух мужиков сказал им Китайским
людем, что де те мужики и с бабами
пришли и ныне де есть в Албазинском
остроге; толко де тех ваших выезжих
мужиков и иного никого, которые от вас
выезжают в Албазинской острог, без указу
великого государя отдавать не велено. И
он де Ивашко им Китайским людем говорил:
естли де вы с добрым делом и для какова
переговору в Албазинской острог
приехали, и он де Ивашко велел им ехать
в Нерчинской острог, а ему де Ивашку с
ними говорить ничего не указано. И они
де сказали ему Ивашку: с той же де
облавы с усть Комару посланы де и в
Нерчинской острог два сотника, а с ним
Китайских людей дватцать человек через
новой Аргунской острог для тех же беглых
двух мужиков, и им де ехать в Нерчинской
острог не по что. А из Албазинского де
острогу те Китайские люди назад поехали
ноября того ж 26 числа. А как де в
Албазинской острог и из Албазинского те
Китайские люди мимо заимки ехали смирно
и Руских людей никого не били и не
грабили, толко де по полям немолоченой
хлеб, а по лугам сена лошадям травили. И
он де Ивашко за ними Китайскими людми из
Албазинского острогу их сакмою посылал в
подъезд Албазинских козаков Стенку
Панкратьева сына Коурка с товарыщи,
десять человек, на низ по Амуру реке до
Камару, для подлинного проведываня, куды
те Китайские люди пошли и не стоят ли де
в прикрытных местех. И Албазинские
казаки Стенка Коурка с товарыщи в
Албазинской острог приехали и ему Ивашку
Семенову сказали: ехали де они Стенка
Коурко с товарыщи из Албазинского
острогу за Китайскими людми их сакмою на
низ по Амуру реке десять дней, и то де
они видели: которою де сакмою они
Китайские люди приезжали в Албазинской
острог, и та де их сакма вышла с
Наунскую сторону через хребет от Войлоги
речки, и назад де тою прежнею сакмою не
поехали, а поехали де и сакма пошла на
низ по Амуру; и они де Стенка Коурко с
товарыщи в Албазинской острог
воротились. А как
[229]
де они Китайские люди в Албазине
были, и из них де неболшие люди на Амур
реку выходили и с речную сторону
Албазинской острог осматривали, а иные
де мужики по заречной и по Албазинской
стороне ездя на конях и на Албазинской
острог смотрели, каковы де в Албазинском
остроге крепости; и то де знатное дело,
что они приезжали в Албазинской острог
не для тех беглых мужиков, для осмотру
Албазинского острогу и каковы крепости и
много ли де в Албазинском есть Руских
людей. А как де они Китайские люди в
Албазинской острог ехали, и они де по
заимкам у казачьих ясырей, которые ясыри
бывали их роду, про Руских людей
спрашивали, неведомо для чего: сколко де
Руских людей живет в Албазине? А которые
два мужика и две бабы вышли в
Албазинской острог, и они де сказывали
ему Ивашку: приезжали де они Китайские
люди в Албазинской острог не для ради
нас, для проведыванья и досмотру
Албазинского острогу; а то де они и в
Наунских селах живучи слыхали и знают:
сила де Китайская сбираетца и хлебные де
запасы и коней готовят, хотят де они
Китайские воинские люди быть войною под
Албазинской острог в нынешнем же де во
191 году весною по пластам. Да в той же
его Ивашка Семенова отписке написано: в
нынешнем же во 191 году, по осени, был в
Албазинском же остроге Ивашка выезжего
шурин его, а жене его, брат родной,
приезжал с Науну реки тайно от Китайских
людей, и сестре своей а Ивашка выезжаго
жене тайно сказывали те же речи, что под
Албазинской острог войною Китайские люди
будут. Да и от ясырей де, которые живут
в Албазинском остроге за Албазинскими
казаками те же вести носятца, что де под
Албазинской острог Китайская сила с
войною будет. И в Албазинском де остроге
Руских людей ныне малолюдство, и в
осадное время от неприятелских Китайских
воинских людей в Албазинском остроге
сидеть не с кем, и Албазинского острогу
и великого государя казны и аманатов
оберечь некем и нечем, потому что де
пушек и пушечного снаряду и мелкого
ручного ружья, пищалей и пороху и свинцу
в Албазинском остроге немного; а которое
мелкое ручное ружье пищали в Албазинском
и есть, и те де пищали худы и ненадежны,
на стрелбе розрывает и людей портит; и
чтоб мне из Нерчинского острогу в
Албазинской острог к нему Ивашку
Семенову и к Албазинским казакам послать
в помочь людей Нерчинских казаков для
осаднаго времяни, и пушек и пушечных
запасов, и ручного мелкого ружья,
пищалей и пороху и свинцу, чем бы им
было оберечь Албазинской острог и
великого государя казну и аманатов от
приходу Китайских воинских людей. А в
Нерчинском и в Теленбинском и в
Еравинском и в Иргенском и в новом
Аргунском острогах и в Итанцынском
зимовье служилых людей малолюдство,
толко двести два человека, и те служилые
люди живут в розных острогах, а не в
одном в Нерчинском остроге; а великого
государя в казне в Нерчинском остроге
пушек и пороху и свинцу мало, а которое
мелкое ружье осталось от воеводы
Офонасья Пашкова, и то ружье все
перержавело, а иное попорчено и рваное,
и к стрелбе то ружье негодитца, и мне из
Нерчинского острогу пушек и пороху и
свинцу и мелкого ручного ружья послать
нечего, и Нерчинских казаков, за
малолюдством, в Албазинской острог
послать некого, и от тех Китайских
воинских людей оборонить великого
государя Нерчинских и Албазинского
острогов, за малолюдством, будет некем,
и ныне я в Нерчинских острогах от
приходу Китайских воинских людей живу с
великим опасеньем. А которые промышленые
неболшие люди в Нерчинском, и у тех
промышленых людей ружья нет, а
[230]
бердышев и топорков и рогатин и
сабель в великого государя казне и у
Нерчинских казаков нет ничего; а у
которых Нерчинских казаков пищали свои и
есть, и то не у всех казаков добрые
пищали; а для осадного времяни от
неприятелских людей ручным боем
оборонитца, будучи в осаде, нечем. А
Албазинские казаки Ивашко Семенов с
товарыщи мне непослушны по прежнему, и
памятей моих, которые памяти великого
государя за печатью Сибирские земли
Даурских острогов я к ним посылаю о
государевых о всяких делах, и тех моих
памятей Албазинские казаки, он Ивашко
Семенов с товарыщи, ни в чем не слушают.
А которых Албазинских казаков и
промышленных и всяких гулящих людей он
Ивашко с товарыщи отпустил из
Албазинского острогу без моего ведома на
семи дощаниках, кроме мелких судов,
Гаврилка Фролова с товарыщи, человек со
ста и болши на низ по Амуру на Быструю
реку, и про тех казаков Гаврилка Фролова
с товарыщи в Албазине и в Нерчинском
остроге мне по се число вести нет. А как
он Ивашко Семенов отпустил вниз по Амуру
на Быструю реку Гаврилка Фролова с
товарыщи, и о том я к великому государю
к Москве и к тебе, господине Александру
Петровичю, писал и отписку послал с
торговым человеком с Лалетиным с Иваном
Семеновым сыном Лобашковым да с
человеком своим с Сережкою Мелеховым в
прошлом во 190 году, июля в 17 день; а я
чаю того, что на низу на Быстрой реке.
Гаврилко Фролов с товарыщи заворовал чем
нибудь, ссорился с Китайскими людми. А
Китайские люди, как приходили к
Албазину, стояли около Албазинского
острогу на лошадех и с лошадей не
слазили, всего де были толко два часа
около Албазина. А как Юшка Алексеев с
товарыщи с Науна реки ко мне в
Нерчинской острог приедут и Китайского
воеводы Асканбы речам подадут мне
роспись, и я буду о том писать к
великому государю царю и великому князю
Феодору Алексеевичю, всея Великия и
Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве
и в Енисейск к тебе господину Александру
Петровичю. А с отписками послан к
великому государю к Москве и в Енисейск
к тебе господину Александру Петровичю
Албазинского казака Ивашка отец его
Афонка Щипунов, которой прислан ко мне в
Нерчинской острог от него Ивашка
Семенова и от Албазинских казаков с
отпискою наскоро; а отписка велел я
подать и ему Афонке Щипунову явитца в
Енисейску, в сьезжей избе тебе господину
Александру Петровичю. И о том мне что
ты, господине Александр Петровичь,
укажеш?
Черновой отпуск писан на 11 листках. На
обороте, по склейкам, скрепа:
Столник
и
воевода Федор Воейков. — Из коллекции
актов, принадлежащих г. Батенькову. |