1683г. не ранее февраля 6
—
Отписка Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе Александру Салтыкову о приходе в Нерчинск Албазинских пашенных крестьян с жалобою на Албазинских казаков; о неприязненных действиях казаков против Китайцев; об ожидаемом приходе Китайцев под Нерчинск и под другие остроги и о недостатке средств для защиты.
Господину Александру Петровичю, Богдану
Леонтьевичю, Федор Воейков челом бьет. В
нынешнем во 191 году, генваря в 22 день,
пришли в Нерчинской острог из
Албазинского острогу Албазинские
пашенные крестьяня Васка Фалелиев да
Ивашко Гаврилов с мирскою заручною
челобитною ото всех Албазинского острогу
пашенных крестьян о своих нужах, а в
Нерчинском остроге в сьезжей избе мне
говорили словесно: пришли де они
пашенные крестьяне Васка Фалелиев с
товарыщем в Нерчинской острог ото всех
своей братьи
[231]
Албазинских пашенных крестьян с
мирскою заручною челобитною, а в
челобитной де написано не все наши нужи,
болшая де нам нужа и поругателство от
Албазинских казаков, бьют де нас и
грабят и всякое нам поругателство чинят,
и велят де нам соединитца с собою и
бунтовать, чтобы де мы были
одномышленики с ними Албазинскими
казаками, и меня бы де ни в чем не
слушать. Да они ж пашенные крестьяня
Васка Фалелиев да Ивашко Гаврилов мне в
сьезжей избе сказали: в нынешнем де во
191 году, ноября в 26 день, как де
приезжали в Албазинской острог Китайские
люди, и они де Китайские люди говорили в
Албазинском остроге казаку Ивашку
Семенову и всем Албазинским казакам: по
какому де указу Гаврилко Фролов с
товарыщи пошли от вас на Быструю реку, а
с их де ясачных Китайских людей берет
ясак, взяли де восемь соболей? И казак
де Ивашко Семенов с Албазинскими
казаками сказали, будто де он Гаврилко
Фролов с товарыщи посланы на Быструю
реку для беглых Якутцкого острогу
ясашных Тунгусов. А говорили де они
Китайские люди не про однех двух выезжих
мужиков, которые де два мужика с женами
выехали с Науну реки к ним в Албазинской
острог в нынешнем во 191 году, и болшое
де дело говорили они Китайские люди про
Гаврилка Фролова с товарыщы, его де
Гаврилков задор с товарыщи и про свое
разоренье, что де их Китайских людей
разоряют казаки Гаврилко Фролов с
товарыщы. Да в нынешнем же де во 191
году, перед Филиповым заговеньем дней за
пять или за шесть, о Михайлове дни,
Албазинские казаки на монастырской на
верхней заимке заманили де в зимовье
Китайских промышленых людей дватцать
человек, а заманя, и в том зимовье
сожгли; а что де с ними Китайскими
промышлеными людми были кони и запас, и
то де взяли все к себе Албазинские
казаки; а кош де Китайских людей,
которых сожгли Албазинские казаки, стоял
за хребтом на Албазине речке, и те де их
Китайских людей кошевые люди ушли в
Китайскую землю к Науну реке; и про то
ведомо в Албазинском остроге всяких
чинов жилецким людем, да про то ведают,
как были в Албазине, казачей отец Афонка
Щипунов да Нерчинского казака Андрея
Васильева сына дядя его Ивашко Осипов
сын Кожевников, которые де наперед сего
в нынешнем в 191 году присланы в
Нерчинской острог с отпискою от
Албазинского казака от Ивашка Семенова и
от всех Албазинских казаков; и про такое
де они Афонка Щипунов да Ивашко
Кожевников великое дело в Нерчинском
остроге сказали или де нет, про то де
они пашенные Албазинские крестьяня не
знают; а они де пашенные крестьяня Васка
с товарыщем, слыша, такое великое дело
таить за собою не смеют, потому что де
из Нерчинского острогу в Албазинской
острог безпрестанные указные памяти
приходят от меня к ним Албазинским
казакам, к нему Ивашку Семенову с
товарыщы, чтоб де с Китайскими людми
отнюдь ни в чем задоров и ссоры не
чинить, и они де Албазинские казаки тех
указных памятей ни в чем не слушают, а
говорят де так Албазинские казаки: хотя
де под Албазинской острог Китайские люди
и придут, и мы де покинув Албазинской
острог пойдем куда очи несут, а пушки де
и порох и свинец и мелкое ружье возмем с
собою, а се де у нас ныне дорога
проведана через хребет от Албазинского
острогу на Олекму, а Нерчинского де и
Теленбинского острогов не займем, а вас
де пашенных крестьян покинем, хоть де вы
тут пропадайте от Китайских людей. И
наша де братья все Албазинского острогу
пашенные крестьяня, посоветовав промеж
собою, видя над собою такую безконешную
беду,
[232]
что они Албазинские казаки с
Китайскими людми чинят задоры болшие и
боясь де они пашенные крестьяне приводу
под Албазинской острог Китайских людей,
послали де они пашенные крестьяне их
Васку Фалелиева да Ивашка Гаврилова про
все их Албазинских казаков задоры с
Китайскими людми в Нерчинском остроге
известить. И нынешняго же 191 году,
декабря в 27 день, которые наперед сего
пришли ко мне в Нерчинской острог из
Албазинского острогу с отпискою от
казака Ивашка Семенова и ото всех
Албазинских казаков, казачей отец Афонка
Щипунов да Ивашко Кожевников мне про
такое великое дело и про задор Гаврилка
Фролова с товарыщы не сказывали, и
Албазинской казак Ивашко Семенов и все
Албазинские казаки про такое дело и про
задор Гаврилка Фролова с товарыщы с
Китайскими людми и что сожжено Китайских
же людей дватцать человек ко мне не
писали; а казачей отец Афонка Щипунов
наперед сего в нынешнем же во 191 году,
генваря в 3 день, послан к великому
государю к Москве и в Енисейск к тебе
господину Александру Петровичю с
отписками о вестях Китайских людей
наскоро. И я, против их сказки
Албазинских пашенных крестьян Васка
Фалелиева с товарыщем, Ивашка Осипова
сына Кожевникова в Нерчинском остроге
велел сыскать и в сьезжей избе
Албазинского острогу с пашенными
крестьяны с Васкою Фалелиевым да с
Ивашком Гавриловым с очей на очи ставил
и в застенке с пристрастием роспрашивал.
И в роспросе он Ивашко Осипов сын
Кожевников сказал: как де он Ивашко был
в Албазинском остроге, и слышал де он от
казака Ивашка Семенова и ото всех
Албазинских казаков, что де говорили
Китайские люди: по какому де указу
Гаврилко Фролов с товарыщи пошли от вас
на Быструю реку и с их де Китайских
людей берет ясак соболми и аманатов де к
себе взяли их Китайских неясачных людей?
Да и то де он Ивашко слышал: на
монастырской де верхней заимке
Албазинские казаки Андрюшка Чюрка, да
Алешка Буторин, да Васка сапожник с
товарыщы заманя де Китайских промышленых
людей дватцать человек в пустое зимовье,
и в том зимовье сожгли, а что де с ними
было коней и запасу и всякого борошню, и
то де все Албазинские казаки поделили по
себе и в Албазинском де остроге тех
лошадей продавали; а как де они Ивашко
Осипов, приехав в Нерчинской острог с
Офонкою Щипуновым с отпискою от казака
Ивашка Семенова и ото всех Албазинских
казаков и про те вести в Нерчинском
остроге не сказывали, потому что де
Албазинской казак Ивашко Семенов и все
Албазинские казаки ему де Ивашку
Семенову заказывали и в Нерчинском
остроге мне и Нерчинским казакам
сказывать не велели. Да в нынешнем же во
191 году, генваря в 31 день, писали ко
мне в Нерчинской острог из
Новоаргунского острогу Нерчинские казаки
Ивашко Волга с товарыщы и прислали
нарочного гонца Нерчинского ж казака
Гурку Митрофанова с отпискою, а в
отписке их написано: в нынешнем де во
191 году ездили из Новоаргунского
острогу толмачь Гришка Росторгуев да
казак Гаврилко Шутов в Мунгалскую землю
для скотной покупки, чем им в Аргунском
остроге питатца, и слышали де они от Лаб
и от Мунгалских людей, были де они Лабы
и Мунгалские люди в Китайском царстве и
слышали де они Лабы и Мунгалские люди от
Китайских людей, что де под Нерчинской и
под Албазинской остроги Китайская сила с
войною будет; а сила де Китайская
собрана на Науне реке и запасов де
хлебных и коней изготовлено много, а к
нашим де тайшам к Ахаю и к Дагине-Катуне
жалованье от Китайского
[233]
богдохана прислано с Китайскими
людми, и говорили де им Ахаю тайше и
Дагине-Катуне Китайские люди, что де вы
в тое время усторонитесь, как де
Китайская сила пойдет под Нерчинский и
под Албазинской остроги. И толмачь де
Гришка у них Лаб и у Мунгалских людей
спрашивал: за что де под Нерчинской и
под Албазинской остроги Китайская сила с
войною будет? И они де сказали ему
Гришке с товарыщи: где де наш лист дели,
которой лист в прошлых годех послан был
в Нерчинской острог о Тунгусе Гантимуре
да о сыне его Катане, и о том де у них
Китайских людей с вами с Даурскими
служилыми людми и прека. А в Нерчинском
и в Теленбинском и в Еравнинском и в
Иргенском и в Новоаргунском острогах и в
Итанцынском зимовье служилых людей
малолюдство, толко двести два человека,
и те служилые люди живут в разных
острогах, а не в одном в Нерчинском
остроге; а великого государя в казне в
Нерчинском остроге пушек и пороху и
свинцу мало; а которое мелкое ружье
осталось от воеводы Афонасья Пашкова, и
то ружье все перержавело, а иное
попорчено и рваное и к стрелбе то ружье
не годитца, и от приходу Китайских
воинских людей мне великого государя
Нерчинских и Албазинских острогов
оборонить, за малолюдством, будет некем,
и ныне я в Даурских острогах от приходу
Китайских воинских людей живу с великим
опасеньем; а бердышев и рогатин и
топорков великого государя в казне и у
Нерчинских казаков нет ничего; а у
которых Нерчинских казаков пищали свои и
есть, и то не у всех казаков добрые
пищали, а для осадного времяни от
неприятелских людей ручным боем
оборонитца, будучи в осаде, нечем. А с
отписками послан к великому государю к
Москве и в Енисейск к тебе господину
Александру Петровичю, Февраля в 6 день,
пашенной крестьянин Албазинского острогу
Васка Фалелиев. А которую челобитную они
пашенные крестьяне Васка с товарыщы
привезли из Албазинского острогу ко мне
в Нерчинской острог, за руками
Албазинских пашенных крестьян о своих
нужах, и я тое их заручную челобитную
под отпискою послал к великому государю
к Москве с ним же с пашенным
крестьянином с Васкою Фалелиевым,
Февраля того ж числа, и с тое их
заручные челобитные списав список, и под
сею отпискою послал к тебе господину
Александру Петровичю в Енисейск; а
Нерчинского казака с отписками к
великому государю к Москве и в Енисейск
к тебе господину Александру Петровичю не
послал за малолюдством и чая приходу под
Даурские остроги Китайских воинских
людей. А Албазинские казаки мне ни в чем
не послушны и бунтуют по прежнему, и
никаких моих памятей не слушают; а
которые Нерчинские десятники казачьи и
казаки Юшко Алексеев сын Лаба да Васка
Милованов с товарыщи, пять человек, в
нынешнем во 191 году ноября в 23 день
посланы на Наун реку к Китайскому
воеводе Асканбе для подлинного
проведывания и от них Китайских людей
воинского приходу, чтобы они Китайские
люди под Даурские остроги войною
безвестно не пришли, и Нерчинские
десятники казачьи Юшко Алексеев да Васка
Милованов с товарыщы Февраля по 6 число
нынешняго 191 году с Науну реки от
Китайских людей ко мне в Нерчинской
острог не бывали.
Из рукописи под заглавием.
Списки
Енисейской архивы (ч. 3, в лист, на 391
л.), принадлежащей Императорской
Академии Наук. |