ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе Александру Салтыкову о приходе в Нерчинск Албазинских пашенных крестьян с жалобою на Албазинских казаков; о неприязненных действиях казаков против Китайцев; об ожидаемом приходе Китайцев под Нерчинск и под другие остроги и о недостатке средств для защиты.

 

1683г. не ранее февраля 6 — Отписка Нерчинскаго воеводы Федора Воейкова к Енисейскому воеводе Александру Салтыкову о приходе в Нерчинск Албазинских пашенных крестьян с жалобою на Албазинских казаков; о неприязненных действиях казаков против Китайцев; об ожидаемом приходе Китайцев под Нерчинск и под другие остроги и о недостатке средств для защиты.

Господину Александру Петровичю, Богдану Леонтьевичю, Федор Воейков челом бьет. В нынешнем во 191 году, генваря в 22 день, пришли в Нерчинской острог из Албазинского острогу Албазинские пашенные крестьяня Васка Фалелиев да Ивашко Гаврилов с мирскою заручною челобитною ото всех Албазинского острогу пашенных крестьян о своих нужах, а в Нерчинском остроге в сьезжей избе мне говорили словесно: пришли де они пашенные крестьяне Васка Фалелиев с товарыщем в Нерчинской острог ото всех своей братьи [231] Албазинских пашенных крестьян с мирскою заручною челобитною, а в челобитной де написано не все наши нужи, болшая де нам нужа и поругателство от Албазинских казаков, бьют де нас и грабят и всякое нам поругателство чинят, и велят де нам соединитца с собою и бунтовать, чтобы де мы были одномышленики с ними Албазинскими казаками, и меня бы де ни в чем не слушать. Да они ж пашенные крестьяня Васка Фалелиев да Ивашко Гаврилов мне в сьезжей избе сказали: в нынешнем де во 191 году, ноября в 26 день, как де приезжали в Албазинской острог Китайские люди, и они де Китайские люди говорили в Албазинском остроге казаку Ивашку Семенову и всем Албазинским казакам: по какому де указу Гаврилко Фролов с товарыщи пошли от вас на Быструю реку, а с их де ясачных Китайских людей берет ясак, взяли де восемь соболей? И казак де Ивашко Семенов с Албазинскими казаками сказали, будто де он Гаврилко Фролов с товарыщи посланы на Быструю реку для беглых Якутцкого острогу ясашных Тунгусов. А говорили де они Китайские люди не про однех двух выезжих мужиков, которые де два мужика с женами выехали с Науну реки к ним в Албазинской острог в нынешнем во 191 году, и болшое де дело говорили они Китайские люди про Гаврилка Фролова с товарыщы, его де Гаврилков задор с товарыщи и про свое разоренье, что де их Китайских людей разоряют казаки Гаврилко Фролов с товарыщы. Да в нынешнем же де во 191 году, перед Филиповым заговеньем дней за пять или за шесть, о Михайлове дни, Албазинские казаки на монастырской на верхней заимке заманили де в зимовье Китайских промышленых людей дватцать человек, а заманя, и в том зимовье сожгли; а что де с ними Китайскими промышлеными людми были кони и запас, и то де взяли все к себе Албазинские казаки; а кош де Китайских людей, которых сожгли Албазинские казаки, стоял за хребтом на Албазине речке, и те де их Китайских людей кошевые люди ушли в Китайскую землю к Науну реке; и про то ведомо в Албазинском остроге всяких чинов жилецким людем, да про то ведают, как были в Албазине, казачей отец Афонка Щипунов да Нерчинского казака Андрея Васильева сына дядя его Ивашко Осипов сын Кожевников, которые де наперед сего в нынешнем в 191 году присланы в Нерчинской острог с отпискою от Албазинского казака от Ивашка Семенова и от всех Албазинских казаков; и про такое де они Афонка Щипунов да Ивашко Кожевников великое дело в Нерчинском остроге сказали или де нет, про то де они пашенные Албазинские крестьяня не знают; а они де пашенные крестьяня Васка с товарыщем, слыша, такое великое дело таить за собою не смеют, потому что де из Нерчинского острогу в Албазинской острог безпрестанные указные памяти приходят от меня к ним Албазинским казакам, к нему Ивашку Семенову с товарыщы, чтоб де с Китайскими людми отнюдь ни в чем задоров и ссоры не чинить, и они де Албазинские казаки тех указных памятей ни в чем не слушают, а говорят де так Албазинские казаки: хотя де под Албазинской острог Китайские люди и придут, и мы де покинув Албазинской острог пойдем куда очи несут, а пушки де и порох и свинец и мелкое ружье возмем с собою, а се де у нас ныне дорога проведана через хребет от Албазинского острогу на Олекму, а Нерчинского де и Теленбинского острогов не займем, а вас де пашенных крестьян покинем, хоть де вы тут пропадайте от Китайских людей. И наша де братья все Албазинского острогу пашенные крестьяня, посоветовав промеж собою, видя над собою такую безконешную беду, [232] что они Албазинские казаки с Китайскими людми чинят задоры болшие и боясь де они пашенные крестьяне приводу под Албазинской острог Китайских людей, послали де они пашенные крестьяне их Васку Фалелиева да Ивашка Гаврилова про все их Албазинских казаков задоры с Китайскими людми в Нерчинском остроге известить. И нынешняго же 191 году, декабря в 27 день, которые наперед сего пришли ко мне в Нерчинской острог из Албазинского острогу с отпискою от казака Ивашка Семенова и ото всех Албазинских казаков, казачей отец Афонка Щипунов да Ивашко Кожевников мне про такое великое дело и про задор Гаврилка Фролова с товарыщы не сказывали, и Албазинской казак Ивашко Семенов и все Албазинские казаки про такое дело и про задор Гаврилка Фролова с товарыщы с Китайскими людми и что сожжено Китайских же людей дватцать человек ко мне не писали; а казачей отец Афонка Щипунов наперед сего в нынешнем же во 191 году, генваря в 3 день, послан к великому государю к Москве и в Енисейск к тебе господину Александру Петровичю с отписками о вестях Китайских людей наскоро. И я, против их сказки Албазинских пашенных крестьян Васка Фалелиева с товарыщем, Ивашка Осипова сына Кожевникова в Нерчинском остроге велел сыскать и в сьезжей избе Албазинского острогу с пашенными крестьяны с Васкою Фалелиевым да с Ивашком Гавриловым с очей на очи ставил и в застенке с пристрастием роспрашивал. И в роспросе он Ивашко Осипов сын Кожевников сказал: как де он Ивашко был в Албазинском остроге, и слышал де он от казака Ивашка Семенова и ото всех Албазинских казаков, что де говорили Китайские люди: по какому де указу Гаврилко Фролов с товарыщи пошли от вас на Быструю реку и с их де Китайских людей берет ясак соболми и аманатов де к себе взяли их Китайских неясачных людей? Да и то де он Ивашко слышал: на монастырской де верхней заимке Албазинские казаки Андрюшка Чюрка, да Алешка Буторин, да Васка сапожник с товарыщы заманя де Китайских промышленых людей дватцать человек в пустое зимовье, и в том зимовье сожгли, а что де с ними было коней и запасу и всякого борошню, и то де все Албазинские казаки поделили по себе и в Албазинском де остроге тех лошадей продавали; а как де они Ивашко Осипов, приехав в Нерчинской острог с Офонкою Щипуновым с отпискою от казака Ивашка Семенова и ото всех Албазинских казаков и про те вести в Нерчинском остроге не сказывали, потому что де Албазинской казак Ивашко Семенов и все Албазинские казаки ему де Ивашку Семенову заказывали и в Нерчинском остроге мне и Нерчинским казакам сказывать не велели. Да в нынешнем же во 191 году, генваря в 31 день, писали ко мне в Нерчинской острог из Новоаргунского острогу Нерчинские казаки Ивашко Волга с товарыщы и прислали нарочного гонца Нерчинского ж казака Гурку Митрофанова с отпискою, а в отписке их написано: в нынешнем де во 191 году ездили из Новоаргунского острогу толмачь Гришка Росторгуев да казак Гаврилко Шутов в Мунгалскую землю для скотной покупки, чем им в Аргунском остроге питатца, и слышали де они от Лаб и от Мунгалских людей, были де они Лабы и Мунгалские люди в Китайском царстве и слышали де они Лабы и Мунгалские люди от Китайских людей, что де под Нерчинской и под Албазинской остроги Китайская сила с войною будет; а сила де Китайская собрана на Науне реке и запасов де хлебных и коней изготовлено много, а к нашим де тайшам к Ахаю и к Дагине-Катуне жалованье от Китайского [233] богдохана прислано с Китайскими людми, и говорили де им Ахаю тайше и Дагине-Катуне Китайские люди, что де вы в тое время усторонитесь, как де Китайская сила пойдет под Нерчинский и под Албазинской остроги. И толмачь де Гришка у них Лаб и у Мунгалских людей спрашивал: за что де под Нерчинской и под Албазинской остроги Китайская сила с войною будет? И они де сказали ему Гришке с товарыщи: где де наш лист дели, которой лист в прошлых годех послан был в Нерчинской острог о Тунгусе Гантимуре да о сыне его Катане, и о том де у них Китайских людей с вами с Даурскими служилыми людми и прека. А в Нерчинском и в Теленбинском и в Еравнинском и в Иргенском и в Новоаргунском острогах и в Итанцынском зимовье служилых людей малолюдство, толко двести два человека, и те служилые люди живут в разных острогах, а не в одном в Нерчинском остроге; а великого государя в казне в Нерчинском остроге пушек и пороху и свинцу мало; а которое мелкое ружье осталось от воеводы Афонасья Пашкова, и то ружье все перержавело, а иное попорчено и рваное и к стрелбе то ружье не годитца, и от приходу Китайских воинских людей мне великого государя Нерчинских и Албазинских острогов оборонить, за малолюдством, будет некем, и ныне я в Даурских острогах от приходу Китайских воинских людей живу с великим опасеньем; а бердышев и рогатин и топорков великого государя в казне и у Нерчинских казаков нет ничего; а у которых Нерчинских казаков пищали свои и есть, и то не у всех казаков добрые пищали, а для осадного времяни от неприятелских людей ручным боем оборонитца, будучи в осаде, нечем. А с отписками послан к великому государю к Москве и в Енисейск к тебе господину Александру Петровичю, Февраля в 6 день, пашенной крестьянин Албазинского острогу Васка Фалелиев. А которую челобитную они пашенные крестьяне Васка с товарыщы привезли из Албазинского острогу ко мне в Нерчинской острог, за руками Албазинских пашенных крестьян о своих нужах, и я тое их заручную челобитную под отпискою послал к великому государю к Москве с ним же с пашенным крестьянином с Васкою Фалелиевым, Февраля того ж числа, и с тое их заручные челобитные списав список, и под сею отпискою послал к тебе господину Александру Петровичю в Енисейск; а Нерчинского казака с отписками к великому государю к Москве и в Енисейск к тебе господину Александру Петровичю не послал за малолюдством и чая приходу под Даурские остроги Китайских воинских людей. А Албазинские казаки мне ни в чем не послушны и бунтуют по прежнему, и никаких моих памятей не слушают; а которые Нерчинские десятники казачьи и казаки Юшко Алексеев сын Лаба да Васка Милованов с товарыщи, пять человек, в нынешнем во 191 году ноября в 23 день посланы на Наун реку к Китайскому воеводе Асканбе для подлинного проведывания и от них Китайских людей воинского приходу, чтобы они Китайские люди под Даурские остроги войною безвестно не пришли, и Нерчинские десятники казачьи Юшко Алексеев да Васка Милованов с товарыщы Февраля по 6 число нынешняго 191 году с Науну реки от Китайских людей ко мне в Нерчинской острог не бывали.

 

Из рукописи под заглавием. Списки Енисейской архивы (ч. 3, в лист, на 391 л.), принадлежащей Императорской Академии Наук.

ИСТОЧНИК:

 Дополнения к актам историческим,  1867г, т. 10, СПб. стр.230-234

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Сайт управляется Создание сайтов uCoz системой