ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Акты о походе на Зею и на Селинбу сына боярского Игнатья Милованова.

 

1682г. —  Акты о походе на Зею и на Селинбу сына боярского Игнатья Милованова.

I. Отписка Стольнику и Воеводе Федору Дементьевичу Воейкову, от посланнаго в 1681 году для обозрения Амура сын - Боярскаго Игнатья Милованова.

Государя Царя я Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Стольнику, и Воеводе Федору Дементьевичу Игнашака Милованов челом [38] бьет. В прошлом 189 году Апреля в 26 день по Указу Великаго Государя велено мне Игнашке ехать из Нерчинскаго острогу вниз по Шилке и по Амуру рекам, и по Зее реке идти вверх в новой Зейской острог и на Селинбу реку, и велено осмотреть и описать на крепко, в каких местах по Зее и по Селинбе остроги стоят и ясашныя зимовья, и на усть Селинби реки пристойно ли острогу быть и хлебородныя места есть ли? И я Игнашка приехал на Зею реку, ниже Селинбы реки: на усть Долонца речки поставлен Албазинскими казаками острожек; одне стены подолее трех сажен, а другия стены полтретьи сажени печатных; у того острогу изба четырех сажен, а на остроге и на избе верхней бой и вышка для караула, и в том месте на усть Долонца, по край Зеи реки на берегу острогу быть пригоже и хлебородныя места есть и пашенных крестьян селить есть где. Да я Игнашка ходил по Зее реке вверх до усть Брянды реки с Албазинскими казаками, которые со мною посланы из Албазинскаго острогу по Зее реке для ясашнаго сбору в Улагирские Тунгусы, и по челобитью тех Улагирских Тунгусов Шамана, казака родом, ниже Брянды реки против Бабак озера на Зее реке поставлено ясашное зимовье с верхним боем, а пред зимовьем сени прирубныя с верхним же боем с зимовьем в повал, а в зимовье одне стены промеж углов полчетверти, а другия трех сажен. А прежнее ясашное, зимовье было поставлено вверху по Зее на пустом месте и водою то зимовье смыло и разнесло, и ясашным Тунгусам с ясаком ходить было далече; а то зимовье я Игнашка поставил на дороге в, угожем месте, у торговища близко, где торгуют Богдойские люди с Оленными Тунгусы многих родов, и те ясашные Тунгусы проходили прежнее зимовье мимо на торговище до ясашнаго платежа и добрые соболи отдавали Богдохану в ясак и проторговывали Даурским людям; а ныне те ясашные Тунгусы мимо новое зимовье проходить не станут до ясашнаго платежу. А по Зее в среднем и верхнем улусах пашники были небольшие, неугодны, водою топит часто, а выше улусов до ясашнаго зимовья и выше хлебородных мест нет, окроме соболиных промыслов. А из Долонскаго острога до Зейскаго зимовья в дощениках идти без простою четыре [39] недели, а простой бывает потому, что великая прибыль воды бывает, а горной дороги конныя нет; а из Албазинскаго острогу в Долонской острог плыть и вверх идти в дощениках полтретьи недели, а чрез гору на коне в Долонской острог из Албазинскаго ехать две недели, а с усть Зеи реки в Албазин идти по Амуру в дощениках три недели; а из Долонскаго острогу вниз по Зее горною Дорогою, по правую сторону Зеи реки, два дни, тут луговых старых пашен много и ялани есть, хлебородныя места, сенные покосы и всякия угодья есть же; а с Тома реки до Амура на коне два дни ехать, и по Амуру вниз до города и ниже города до перевозу луговых хлебопашень старых безчисленно много, и места пространныя сильно; а от Зеи и от Амура за лугами ниже Тома реки ялани сильныя, болышия, неисповедимыя, сильно добрыя хлебородныя места, подобны Сибирским яланям, мочно завести большия пашни, населится пашенных крестьян тысяча и больше; а ялани прежде сего напахиваны, и для мельничнаго строения речки в яланях есть, только для двороваго строения хоромнаго лесу нет близко города и яланей. А по Зее и по Селинбе рекам хоромнаго и двороваго и всякаго лесу много, по воде плавить мочно, а по другую сторону Зеи реки луговых старых пашен много же, а яланей нет, и железная руда в белых горах есть с усть Зеи до Селинбы на полудороге; с усть Зеи по Амуру вниз ехать на коне половина дня все лугами и старыми пашнями до того города, а город земляной, иноземцы его зовут, Айгун, а величеством тот город подле Амура реки десятин на пять, а с Амура поперег с десятину, а внутрь того города малый город, все четыре стены по десятине, а с поля стена три сажени высота, а в низком месте высота две сажени печатных, а как городовыя стены ведены и то написано в чертеже, а около города старых пашен гораздо много и ниже города перевоз есть, перевозятся Даурские люди, которые ездят на Селинбу реку для ясашнаго сбора и торговаться и промышлять; а перевоз есть ниже города, половина дня ехать на коне, тут есть лодки и боты всегда, а с перевозу ехать до Даурских жилых людей 6 дней, по сказке Даурских людей. А про тот город спрашивал у Даурских людей я Игнашка, и они сказывают, кто де тут [40] жил и владел и какие люди жили у них де про тех людей не знают, и памятухов нет и где те люди делись. А с усть Зеи вверх по Амуру ниже Камары на правой руке луг велик, старыя пашни, иные луги пахиваны и тут пашенных крестьян можно селить, и выше Камары луговых пашен много, а все пахали Даурскиё люди, по Амуру, и по Зее и по Селинбе; сведены они с тех мест для того, ведомо учинилось Богдохану, что с них Даурских людей брали ясак на Великаго Государя Русские люди казаки. А из Долонскаго острогу вверх по Зее и по Селинбе до улусу и выше улусу до Умги реки все пахатныя земли хлебородныя и ялани есть, и на коне до тех мест полтора дни ехать; а вверх по Селинбе реке из Долонскаго острогу ехать в ясашное зимовье семь дней, а водяным путем в дощениках четыре недели, а вверх по Селинбе и вниз до Умги реки угодных пашен и хлебородных мест нет же, что и в Верхозейском; а на Селинбе поставлено два зимовья ясашных с верхним боем, долгие стены четырех, а короткия трех сажен с, верхним же боем в повал, и еслиб де в Долонский острог прибавочные служилые люди да пошлются и пашенных крестьян поселят, и не мочно на Селинбе с Бирярских Тунгусов ясак брать не большими людьми, без Абазинских подъемов ходить в малых судах по шести человек в судне, потому что Селинба река мелка и быстра, бичевы и подчалы не держут, а в дощениках по Селинбе ходить не мочно; а если в Долонский острог служилых людей на прибавку и пашенных крестьян не будет, ино вновь ясак взяти не мочно. А захребетных Тунгусов конных много есть, ездят мало в Долонский острог промышлять, и я Игнашка с них ясаку прошал и они ясаку не дают, надеются на Даурских людей, а Даурские люди им ясаку давать не велят, А в Верхозейском и Селинбе в ясашных зимовьях, сколько ясашных иноземцов и почему на них ясаку положено и тому роспись будет в нынешном во 190 г. по вешнему водяному пути с ясашною соболиною казною; а ныне о тех иноземщиках потому не писано, что я Игнашка в Верхозейском был по осени, рано водяным путем до ясашнаго сбору, а собрать было иноземцов немочно, потому что они были по лесам и по рекам, и я оставил [41] на Зее в ясашном зимовье для иноземной имянной ясашной окладной росписи приказным служилаго человека Василья Терентьева, а по Селинбе реке ездил в ясашное зимовье с толмачем Сергеем Биюцким в нынешном во 190 году в Декабре месяце, и в то время ясашные Тунгусы не все были в сборе и ясак не сполна был собран, и мне Игнашке на Селинбе жить за ясашным сбором нельзя, потому что в то время в Долонской острог приезжают Даурские люди многие и на усть Селинбы берут с конных Бирярских Тунгусов на Богдохана ясак, и я для того поспешил ехать с Селинбы в Долонской острог из ясашнаго зимовья, чтоб прежде Даурских ясашных сборщиков взять ясак на Великаго Государя, и в то время был в Долонском остроге в ясашном зимовье для иноземной ясашной окладной имянной росписи и для ясашнаго сбору оставил приказным служиваго человека Василья Евдокимова. А ездил я Игнашка из Долонскаго вниз по Зее реке и по Амуру до гор для осмотру хлебородных земель, имел с собою служивых людей Никифорку Поскотиннаго, Сергушку Биюцкаго да Ивашку Мартемьянова, и если будет Великий Государь изволить, на Зее быть большим пашням и заводам и городу, ино городу быть пристойно на усть Зеи реки в стрелке или ниже Зеи по Амуру от землянаго города Айгуна, который в сей отписке написан в чертеже, потому что те места угожи; ездил по тем местам смотрел по осени рано Сентября в 29 день, а из того города на коне ехать до Китайскаго царства, все по стене ехать один месяц. А чертеж написал с усть Камары вниз по Амуру до Айгуна города, а выше Камары до заимок все луга паханы; а чертеж и отписка посланы и росписи под отпискою Генваря в 11 день, и велел подать в Нерчинском остроге в съезжей избе Стольнику и Воеводе Федору Дементьевичу Воейкову.

[42] II. Роспись воинских снарядов и других вещей, выданных из Нерчинскаго острога сын — Боярскому Игнатью Милованову.

Июня в 19 день 190 году дано в отпуск на Зее и на Селинбу реку Нерчинскому сын — Боярскому Игнатью Милованову: 5 дощеников старых, на те дощеники 5 парусов, четыре паруса по 22 полотнища, а вышина 16 аршин, 2 подчала, 5 бечов новых мерою 560 сажен и верховые варовые припасы и причалки, 3 якоря железных, 6 лодок, 2 пищали железных затннныя и к ним 30 ядер железных, 2 пуда 30 гривенок с посудою пороху, 3 пуда полтретья фунта свинцу, 3 напарьи, 2 пазника, 1 тесник, 25 гвоздей тяжных, 2 железа ножных, 3 дести бумаги писчей, подарочной казны 31 3/4 аршин сукна Янбурскаго, 150 ножей с чернями с медными и оловянными припоями, 50 огнив, 5 фунтов хмелю, 44 фунта табаку, котел полшеста фунта, аманатам на корм 170 пуд муки яришной в 38 мешках, Государевых 6 человек, аманатов 1 Чапкоул, 2 Делейка, 3 Хонго, 4 Харгага, 5 Амрачал, 6 Порига.

Источник:

Вестник Императорского русскаго географическаго общества СПБ, 1853г. с. 37 42

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Сайт управляется Создание сайтов uCoz системойой