1682г. —
Акты о походе на Зею и на Селинбу сына боярского Игнатья Милованова.
I.
Отписка Стольнику и Воеводе Федору
Дементьевичу Воейкову, от посланнаго в
1681 году для обозрения Амура сын -
Боярскаго Игнатья Милованова.
Государя
Царя я Великаго Князя Феодора
Алексеевича, всея Великия и Малыя и
Белыя России Самодержца Стольнику, и
Воеводе Федору Дементьевичу Игнашака
Милованов челом
[38]
бьет. В прошлом 189 году Апреля в 26
день по Указу Великаго Государя велено
мне Игнашке ехать из Нерчинскаго острогу
вниз по Шилке и по Амуру рекам, и по Зее
реке идти вверх в новой Зейской острог и
на Селинбу реку, и велено осмотреть и
описать на крепко, в каких местах по Зее
и по Селинбе остроги стоят и ясашныя
зимовья, и на усть Селинби реки
пристойно ли острогу быть и хлебородныя
места есть ли? И я Игнашка приехал на
Зею реку, ниже Селинбы реки: на усть
Долонца речки поставлен Албазинскими
казаками острожек; одне стены подолее
трех сажен, а другия стены полтретьи
сажени печатных; у того острогу изба
четырех сажен, а на остроге и на избе
верхней бой и вышка для караула, и в том
месте на усть Долонца, по край Зеи реки
на берегу острогу быть пригоже и
хлебородныя места есть и пашенных
крестьян селить есть где. Да я Игнашка
ходил по Зее реке вверх до усть Брянды
реки с Албазинскими казаками, которые со
мною посланы из Албазинскаго острогу по
Зее реке для ясашнаго сбору в Улагирские
Тунгусы, и по челобитью тех Улагирских
Тунгусов Шамана, казака родом, ниже
Брянды реки против Бабак озера на Зее
реке поставлено ясашное зимовье с
верхним боем, а пред зимовьем сени
прирубныя с верхним же боем с зимовьем в
повал, а в зимовье одне стены промеж
углов полчетверти, а другия трех сажен.
А прежнее ясашное, зимовье было
поставлено вверху по Зее на пустом месте
и водою то зимовье смыло и разнесло, и
ясашным Тунгусам с ясаком ходить было
далече; а то зимовье я Игнашка поставил
на дороге в, угожем месте, у торговища
близко, где торгуют Богдойские люди с
Оленными Тунгусы многих родов, и те
ясашные Тунгусы проходили прежнее
зимовье мимо на торговище до ясашнаго
платежа и добрые соболи отдавали
Богдохану в ясак и проторговывали
Даурским людям; а ныне те ясашные
Тунгусы мимо новое зимовье проходить не
станут до ясашнаго платежу. А по Зее в
среднем и верхнем улусах пашники были
небольшие, неугодны, водою топит часто,
а выше улусов до ясашнаго зимовья и выше
хлебородных мест нет, окроме соболиных
промыслов. А из Долонскаго острога до
Зейскаго зимовья в дощениках идти без
простою четыре
[39]
недели, а простой бывает потому, что
великая прибыль воды бывает, а горной
дороги конныя нет; а из Албазинскаго
острогу в Долонской острог плыть и вверх
идти в дощениках полтретьи недели, а
чрез гору на коне в Долонской острог из
Албазинскаго ехать две недели, а с усть
Зеи реки в Албазин идти по Амуру в
дощениках три недели; а из Долонскаго
острогу вниз по Зее горною Дорогою, по
правую сторону Зеи реки, два дни, тут
луговых старых пашен много и ялани есть,
хлебородныя места, сенные покосы и
всякия угодья есть же; а с Тома реки до
Амура на коне два дни ехать, и по Амуру
вниз до города и ниже города до перевозу
луговых хлебопашень старых безчисленно
много, и места пространныя сильно; а от
Зеи и от Амура за лугами ниже Тома реки
ялани сильныя, болышия, неисповедимыя,
сильно добрыя хлебородныя места, подобны
Сибирским яланям, мочно завести большия
пашни, населится пашенных крестьян
тысяча и больше; а ялани прежде сего
напахиваны, и для мельничнаго строения
речки в яланях есть, только для
двороваго строения хоромнаго лесу нет
близко города и яланей. А по Зее и по
Селинбе рекам хоромнаго и двороваго и
всякаго лесу много, по воде плавить
мочно, а по другую сторону Зеи реки
луговых старых пашен много же, а яланей
нет, и железная руда в белых горах есть
с усть Зеи до Селинбы на полудороге; с
усть Зеи по Амуру вниз ехать на коне
половина дня все лугами и старыми
пашнями до того города, а город
земляной, иноземцы его зовут, Айгун, а
величеством тот город подле Амура реки
десятин на пять, а с Амура поперег с
десятину, а внутрь того города малый
город, все четыре стены по десятине, а с
поля стена три сажени высота, а в низком
месте высота две сажени печатных, а как
городовыя стены ведены и то написано в
чертеже, а около города старых пашен
гораздо много и ниже города перевоз
есть, перевозятся Даурские люди, которые
ездят на Селинбу реку для ясашнаго сбора
и торговаться и промышлять; а перевоз
есть ниже города, половина дня ехать на
коне, тут есть лодки и боты всегда, а с
перевозу ехать до Даурских жилых людей 6
дней, по сказке Даурских людей. А про
тот город спрашивал у Даурских людей я
Игнашка, и они сказывают, кто де тут
[40]
жил и владел и какие люди жили у них
де про тех людей не знают, и памятухов
нет и где те люди делись. А с усть Зеи
вверх по Амуру ниже Камары на правой
руке луг велик, старыя пашни, иные луги
пахиваны и тут пашенных крестьян можно
селить, и выше Камары луговых пашен
много, а все пахали Даурскиё люди, по
Амуру, и по Зее и по Селинбе; сведены
они с тех мест для того, ведомо
учинилось Богдохану, что с них Даурских
людей брали ясак на Великаго Государя
Русские люди казаки. А из Долонскаго
острогу вверх по Зее и по Селинбе до
улусу и выше улусу до Умги реки все
пахатныя земли хлебородныя и ялани есть,
и на коне до тех мест полтора дни ехать;
а вверх по Селинбе реке из Долонскаго
острогу ехать в ясашное зимовье семь
дней, а водяным путем в дощениках четыре
недели, а вверх по Селинбе и вниз до
Умги реки угодных пашен и хлебородных
мест нет же, что и в Верхозейском; а на
Селинбе поставлено два зимовья ясашных с
верхним боем, долгие стены четырех, а
короткия трех сажен с, верхним же боем в
повал, и еслиб де в Долонский острог
прибавочные служилые люди да пошлются и
пашенных крестьян поселят, и не мочно на
Селинбе с Бирярских Тунгусов ясак брать
не большими людьми, без Абазинских
подъемов ходить в малых судах по шести
человек в судне, потому что Селинба река
мелка и быстра, бичевы и подчалы не
держут, а в дощениках по Селинбе ходить
не мочно; а если в Долонский острог
служилых людей на прибавку и пашенных
крестьян не будет, ино вновь ясак взяти
не мочно. А захребетных Тунгусов конных
много есть, ездят мало в Долонский
острог промышлять, и я Игнашка с них
ясаку прошал и они ясаку не дают,
надеются на Даурских людей, а Даурские
люди им ясаку давать не велят, А в
Верхозейском и Селинбе в ясашных
зимовьях, сколько ясашных иноземцов и
почему на них ясаку положено и тому
роспись будет в нынешном во 190 г. по
вешнему водяному пути с ясашною
соболиною казною; а ныне о тех
иноземщиках потому не писано, что я
Игнашка в Верхозейском был по осени,
рано водяным путем до ясашнаго сбору, а
собрать было иноземцов немочно, потому
что они были по лесам и по рекам, и я
оставил
[41] на Зее в ясашном зимовье
для иноземной имянной ясашной окладной
росписи приказным служилаго человека
Василья Терентьева, а по Селинбе реке
ездил в ясашное зимовье с толмачем
Сергеем Биюцким в нынешном во 190 году в
Декабре месяце, и в то время ясашные
Тунгусы не все были в сборе и ясак не
сполна был собран, и мне Игнашке на
Селинбе жить за ясашным сбором нельзя,
потому что в то время в Долонской острог
приезжают Даурские люди многие и на усть
Селинбы берут с конных Бирярских
Тунгусов на Богдохана ясак, и я для того
поспешил ехать с Селинбы в Долонской
острог из ясашнаго зимовья, чтоб прежде
Даурских ясашных сборщиков взять ясак на
Великаго Государя, и в то время был в
Долонском остроге в ясашном зимовье для
иноземной ясашной окладной имянной
росписи и для ясашнаго сбору оставил
приказным служиваго человека Василья
Евдокимова. А ездил я Игнашка из
Долонскаго вниз по Зее реке и по Амуру
до гор для осмотру хлебородных земель,
имел с собою служивых людей Никифорку
Поскотиннаго, Сергушку Биюцкаго да
Ивашку Мартемьянова, и если будет
Великий Государь изволить, на Зее быть
большим пашням и заводам и городу, ино
городу быть пристойно на усть Зеи реки в
стрелке или ниже Зеи по Амуру от
землянаго города Айгуна, который в сей
отписке написан в чертеже, потому что те
места угожи; ездил по тем местам смотрел
по осени рано Сентября в 29 день, а из
того города на коне ехать до Китайскаго
царства, все по стене ехать один месяц.
А чертеж написал с усть Камары вниз по
Амуру до Айгуна города, а выше Камары до
заимок все луга паханы; а чертеж и
отписка посланы и росписи под отпискою
Генваря в 11 день, и велел подать в
Нерчинском остроге в съезжей избе
Стольнику и Воеводе Федору Дементьевичу
Воейкову.
[42]
II.
Роспись
воинских снарядов и других вещей,
выданных из Нерчинскаго острога сын —
Боярскому Игнатью Милованову.
Июня в
19 день 190 году дано в отпуск на Зее и
на Селинбу реку Нерчинскому сын —
Боярскому Игнатью Милованову: 5
дощеников старых, на те дощеники 5
парусов, четыре паруса по 22 полотнища,
а вышина 16 аршин, 2 подчала, 5 бечов
новых мерою 560 сажен и верховые варовые
припасы и причалки, 3 якоря железных, 6
лодок, 2 пищали железных затннныя и к
ним 30 ядер железных, 2 пуда 30 гривенок
с посудою пороху, 3 пуда полтретья фунта
свинцу, 3 напарьи, 2 пазника, 1 тесник,
25 гвоздей тяжных, 2 железа ножных, 3
дести бумаги писчей, подарочной казны 31
3/4 аршин сукна
Янбурскаго, 150 ножей с чернями с
медными и оловянными припоями, 50 огнив,
5 фунтов хмелю, 44 фунта табаку,
котел полшеста фунта, аманатам на корм
170 пуд муки яришной в 38 мешках,
Государевых 6 человек, аманатов 1
Чапкоул, 2 Делейка, 3 Хонго, 4 Харгага,
5 Амрачал, 6 Порига. |