1686г. апрель . —
Распросныя речи в Нерчинской приказной избе Китайскаго мужика Говодейка, взятаго в плен Русскими на реке Камаре.
194
апреля в день, в Нерчинску в приказной
избе, перед столником и воеводою перед
Иваном Остафьевичем Власовым Китайской
взятой мужик Говодейка, которой прислан
из Албазина, роспрашиван, а в роспросе
сказал: в нынешнем де во 194
[255]
году приезжали де под
Новоалбазинской острог с Науна Даурские
мужики для языков, по ведомости
Таргочинских мужиков, как де они шли на
соболиные промыслы, и их де Торгочинов
Албазинские служилые люди разгромили,
лошадей и запас отбили и людей де иных
побили, а досталные де Таргочинские
мужики ушли на Наун пеши; и по тем де
вестям посланы были под Новоалбазинской
Даурские мужики для взятья языков, и
взяли де в Албазинском уезде с заимки в
языки Руского мужика, а в роспросе де он
сказал, что Албазин де поставлен вновь,
земляной город, а служилых де людей в
Албазинску полторы тысячи, а иные де
служилые люди присланы будут из
Нерчинска вскоре. И по тому де роспросу,
для подлинных ведомостей, посланы де
были с Науна два сотника, одному имя
Таргулат, другому имя Алпачан, в 40
человеках, а велено де было им
осмотреть из прикрытых мест Абазин,
построен ли де город или строят; и на
дороге де на Камаре реке наехали на них
Руские люди и иных де Даурских Китайских
мужиков побили, а его де Говодейка жива
взяли; а сколко де побито и сколко
человек ушло на Наун, того де он
Говодейка не ведает, потому что де
Руских людей было многолюдно, показать
де человек с 500, а их де Даурских
мужиков было всего 40 человек, и в то де
время оне друг друга; не сведали. А на
Амуре де на левой стороне, выше Зийского
устья на Усурском лугу, был поставлен
Китайской городок, и тот де городок
разорили, а людей свели на правую
сторону Амура реки и поставили де вновь
городок Айгун, ниже Зийского устья день
езду, на правой стороне Амура, а на
левой де стороне Амура реки городков и
острожков нет, и пашень и никаких
заводов Китайские де люди на левой
стороне Амура не заводят. А которые де
воеводы в прошлом во 193 году Албазин
взяли, и те де воеводы и с людми и с
пушки в новом Китайском городке Айгуне,
толко де взят был в Китай один болшой
воевода, именем Джинжу, и он де Джинжу
послан из Китай на Наун, а велено де ему
на Науне город строить и быть в том
городе воеводою, толко де по се время
город не построен и строить было при нем
Говодейке не почет. А в марте де месяце
приезжал он Джинджу в новой Айгун
городок неведомо для чего; а слышал де
он Говодейка в своей братьи, что
приезжал гулять, потому что тот городок
Айгун его Джинжунова постановленья; а
сделан де тот городок по острожному
тыном, толко де в две стены, меж стены
дву сажен, а в вышину трех сажень
печатных, и насыпано де земли в вышину в
печатную ж сажень, а кругом того городка
мерою 600 сажень; а бусы де стоят под
тем городком; а стоит де тот городок на
правой стороне Амура реки на самом
берегу и колодезь де в том городке
выкопан; а людей де в нем служилых 2000,
пашенных и работных 500 человек, а пушек
де с 30, а ручной де у них бой лучной, а
пищалей де малое число; а тем де людем
жить в Айгуне городке безпереводно, и
жен де и детей нынешним летом к ним
переведут. А под новой Албазинск де
приходу Китайских людей в нынешнем во
194 году на бусах не будет, а будет де
конница, и то осенью, для того чтоб де
не дать с поль хлеб снимать, а на бусах
де с нарядом и с болшими людми под
Албазин будут безотложно впредь во 195
году. У роспросу толмачили толмачи
Нерчинской конной казак Гришка Куча да
Албазинской казак Стенка Харитонов,
И
столник и воевода Иван ОстаФьевичь
Власов велел его Говодейка роспросить с
пристрастием, для чего он Говодейка
сказал в роспросе своем не против того,
что [256]
в Албазине сказал: служилых
де людей в Айгуне городке полтретьи
тысячи, да пашенных и работных людей 500
человек, а из Китай де послано на Наун
3000 и ждали де их после посылки, как он
Говодейка послан под Албазин для взятья
языков, в пятой день, а те де люди
посланы будут под Албазинск; а в
Нерчинску он сказал, что в Айгуне
городке служилых и пашенных и работных
людей толко 2500 человек, а что из Китай
послано на Наун 2000 (1), а
велено им итти под Албазинск, — для чего
про то не сказал? И будет посланы под
Албазинск, и сколко человек, 2000 ль или
болши, и что с ними пушек, и какой у них
ручной бой, и для языков ли он был
послан, или для осмотру Албазина ?
А в
роспросе в застенке и на виске он
Говодейка говорил те ж речи, что в
роспросе своем сказал до пытки выше
сего; а в Албазинску де и нигде таких
речей он не говаривал, что будто де
послано из Китай 2000, а велено де им
итти под Албазинск; а говорил де он
Говодейка, что хотел быть с переговором
воевода на бусах не в болших людех: для
чего де поставили на Албазинском месте
город вновь, та де земля Китайского
царя. А тот де толмачь толмачил не
против его речей, не знаючи; а в
Нерчинску де те речи на первом роспросе
сказать запамятовал; а послан де он был
с Науна пѵд
Албазинск, чтоб осмотрить из прикрытых
мест города, а не для языков. — И
роспросы толмачили Нерчинской конной
казак Гришка Куча да Албазинской казак
Стенка Харитонов.
И послан
он Говодейка к великим государем к
Москве, а с кем имяны, и то писано в
отписке имянно нынешняго ж 194 году.
Из рукописи, содержащей в себе
списки актов Нерчинскаго архива
(в лист, на 204. л.) принадлежащей
Императорской Академии Наук. |