ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Распросныя речи в Нерчинской приказной избе Китайскаго мужика Говодейка, взятаго в плен Русскими на реке Камаре.

 

1686г. апрель . —   Распросныя речи в Нерчинской приказной избе Китайскаго мужика Говодейка, взятаго в плен Русскими на реке Камаре.

194 апреля в день, в Нерчинску в приказной избе, перед столником и воеводою перед Иваном Остафьевичем Власовым Китайской взятой мужик Говодейка, которой прислан из Албазина, роспрашиван, а в роспросе сказал: в нынешнем де во 194 [255] году приезжали де под Новоалбазинской острог с Науна Даурские мужики для языков, по ведомости Таргочинских мужиков, как де они шли на соболиные промыслы, и их де Торгочинов Албазинские служилые люди разгромили, лошадей и запас отбили и людей де иных побили, а досталные де Таргочинские мужики ушли на Наун пеши; и по тем де вестям посланы были под Новоалбазинской Даурские мужики для взятья языков, и взяли де в Албазинском уезде с заимки в языки Руского мужика, а в роспросе де он сказал, что Албазин де поставлен вновь, земляной город, а служилых де людей в Албазинску полторы тысячи, а иные де служилые люди присланы будут из Нерчинска вскоре. И по тому де роспросу, для подлинных ведомостей, посланы де были с Науна два сотника, одному имя Таргулат, другому имя Алпачан, в 40 человеках, а велено де было им осмотреть из прикрытых мест Абазин, построен ли де город или строят; и на дороге де на Камаре реке наехали на них Руские люди и иных де Даурских Китайских мужиков побили, а его де Говодейка жива взяли; а сколко де побито и сколко человек ушло на Наун, того де он Говодейка не ведает, потому что де Руских людей было многолюдно, показать де человек с 500, а их де Даурских мужиков было всего 40 человек, и в то де время оне друг друга; не сведали. А на Амуре де на левой стороне, выше Зийского устья на Усурском лугу, был поставлен Китайской городок, и тот де городок разорили, а людей свели на правую сторону Амура реки и поставили де вновь городок Айгун, ниже Зийского устья день езду, на правой стороне Амура, а на левой де стороне Амура реки городков и острожков нет, и пашень и никаких заводов Китайские де люди на левой стороне Амура не заводят. А которые де воеводы в прошлом во 193 году Албазин взяли, и те де воеводы и с людми и с пушки в новом Китайском городке Айгуне, толко де взят был в Китай один болшой воевода, именем Джинжу, и он де Джинжу послан из Китай на Наун, а велено де ему на Науне город строить и быть в том городе воеводою, толко де по се время город не построен и строить было при нем Говодейке не почет. А в марте де месяце приезжал он Джинджу в новой Айгун городок неведомо для чего; а слышал де он Говодейка в своей братьи, что приезжал гулять, потому что тот городок Айгун его Джинжунова постановленья; а сделан де тот городок по острожному тыном, толко де в две стены, меж стены дву сажен, а в вышину трех сажень печатных, и насыпано де земли в вышину в печатную ж сажень, а кругом того городка мерою 600 сажень; а бусы де стоят под тем городком; а стоит де тот городок на правой стороне Амура реки на самом берегу и колодезь де в том городке выкопан; а людей де в нем служилых 2000, пашенных и работных 500 человек, а пушек де с 30, а ручной де у них бой лучной, а пищалей де малое число; а тем де людем жить в Айгуне городке безпереводно, и жен де и детей нынешним летом к ним переведут. А под новой Албазинск де приходу Китайских людей в нынешнем во 194 году на бусах не будет, а будет де конница, и то осенью, для того чтоб де не дать с поль хлеб снимать, а на бусах де с нарядом и с болшими людми под Албазин будут безотложно впредь во 195 году. У роспросу толмачили толмачи Нерчинской конной казак Гришка Куча да Албазинской казак Стенка Харитонов,

И столник и воевода Иван ОстаФьевичь Власов велел его Говодейка роспросить с пристрастием, для чего он Говодейка сказал в роспросе своем не против того, что [256] в Албазине сказал: служилых де людей в Айгуне городке полтретьи тысячи, да пашенных и работных людей 500 человек, а из Китай де послано на Наун 3000 и ждали де их после посылки, как он Говодейка послан под Албазин для взятья языков, в пятой день, а те де люди посланы будут под Албазинск; а в Нерчинску он сказал, что в Айгуне городке служилых и пашенных и работных людей толко 2500 человек, а что из Китай послано на Наун 2000 (1), а велено им итти под Албазинск, — для чего про то не сказал? И будет посланы под Албазинск, и сколко человек, 2000 ль или болши, и что с ними пушек, и какой у них ручной бой, и для языков ли он был послан, или для осмотру Албазина ?

А в роспросе в застенке и на виске он Говодейка говорил те ж речи, что в роспросе своем сказал до пытки выше сего; а в Албазинску де и нигде таких речей он не говаривал, что будто де послано из Китай 2000, а велено де им итти под Албазинск; а говорил де он Говодейка, что хотел быть с переговором воевода на бусах не в болших людех: для чего де поставили на Албазинском месте город вновь, та де земля Китайского царя. А тот де толмачь толмачил не против его речей, не знаючи; а в Нерчинску де те речи на первом роспросе сказать запамятовал; а послан де он был с Науна пѵд Албазинск, чтоб осмотрить из прикрытых мест города, а не для языков. — И роспросы толмачили Нерчинской конной казак Гришка Куча да Албазинской казак Стенка Харитонов.

И послан он Говодейка к великим государем к Москве, а с кем имяны, и то писано в отписке имянно нынешняго ж 194 году.

 

Из рукописи, содержащей в себе списки актов Нерчинскаго архива (в лист, на 204. л.) принадлежащей  Императорской Академии Наук.

(1) Выше: 3000.

ИСТОЧНИК:

Дополнения к актам историческим,  1867г, т. 10, СПб. стр. 254-256.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Сайт управляется Создание сайтов uCoz системойой