ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Грамота, от царя и великого князя Федора Алексеевича в Сибирь, в Нерчинские остроги, голове С. А. Лисовскому.  

1679 г. июля 29  Грамота, от царя и великого князя Федора Алексеевича в Сибирь, в Нерчинские остроги, голове С. А. Лисовскому .

Отцаря и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца в Сибирь в Нерчинские Остроги голове Самойлу Александровичу Лисовскому, в прошлом Р.П.S. году (Числа в церковно-славянских текстах записываются буквами. — 186 год или 7186 г.— с 1 сентября 1677 г. по 31 августа 1678 г.) писали к нам великому Государю из Тобольска боярин наш и воевода Петр Васильевичь Шереметьев стоварищи: во Р.П.S. году писал к нам из Нерчинскаго Острогу Тобольской сын боярской Павел Шульгин (что) во Р.П.Д. ( —184 год или 7184 г.— с 1 сентября 1675 г. по 31 августа 1676 г.) прислал в Нерчниской Острог бити челом нам Великому Государю мунгальской даин контайша посланца своего Вогонцая о выпуске Братских мужиков, которые в Нерчинском Остроге сидят вомонатех (в аманатах), да тот же де даин коитайши посланец богонцай в Нерчинском в съежей избе в разговоре ему Павлу сказывал обыскали де они в степи близко аргуни реки серебрянную и оловянную руды и для тех руд даин Контайша посылал людей своих сверблюды, и велел те руды привести ксебе в улус, а у него де даин Контайши руды плавить не кому и хочет той руды для подлиннаго обьявления отнести вверх по яну речке кутукте своему и спрашивал в Нерчинском Остроге руских людей рудознатцов серебренную и оловянную руду кто знали плавить умели. Ив. Р.П.Д же году посылал Павел из Нерчинскаго для ясашнаго сбору служилых [335] людей Ваську Милославова (вероятно ошибка переписчика или издателя, надо — Милованова) стоварищи пяти человек по Аргуне реке к намясинским тунгусам и для проведывания руды где по Аргуни реке Мунгальские люди обыскали серебренную и оловянныя руды чтоб той руды привести кнему Павлу в Нерчинско. И Васько де Милославов сотоварищи в Нерчинско привезли серой да желтой руд понемногу золотника по 4, и сказали проведывали де они отех рудах у намясинских тунгусов всякими мерами и проведать не могли и обявилося в намясинских улусах у князца Анги укотораго сидит в Нерчинску сын во манатех Мунгальскаго даин контайши Мунгал Аранзи, котораго даин Контайша посылал для сыску тех руд каргуне реке, и он де Анги ему Ваське тех руд заево васькины подарки дал для подлинной ведомости серой да желтой руд, а называет де он Аранзи желтую золотою, а серую руду серебреною, да он же де им сказал, что де те руды имали на речьках на Алгаче, поруски на золотой, да на Мунгуче, поруски на серебреной, да на Тузяче, поруски оловянной, а те де речьки сошлись устьями неподалеку от аргуни и пали в аргунь реку а от Нерчинскаго дотех речек езды 5 дней, и он де Павел досмотря тех руд и для подлиннаго сыску посылал из Нерчинскаго десятника Фильку Свешникова стоварищи 5 человек, дав им вожей тунгусов ясашных людей 4-х человек к Аргуне реке и к тем речкам к Алтаче и к Мунгуче и к Тузяче, и дав тем тунгусам нашева Государева жалованья, сукон и котлов и всякой железной мелочи, а приехав на те места, велел он Павел досмотреть подлинно, где мунгальские люди имали золотую и серебренные руды, и есть ли на тех местах близко; и Филька Свешников стоварищи в Нерчииско приехали и с собою привезли сераго камню, что называют оловянною рудою 2 пуда, да желтаго каменья незнатно руды полсемы гривны (*), которую они има-[336]ли около серой руды, да разных земель впяти узлах 6 фунтов, которые земли имали надтою ж речькою у старых, у разных плавилен, а ему сказали доезжали де они до одной речьки, что называют Мунгальские люди и тунгусы Тузячею речкою, а ехали де они из Нерчинскаго Острогу но той речьке 5 дней середнею ездою и осмотрели де на той речьке старых плавилен с 20 и более, и копано из горы и плавлена руда, и какая де руда и какие люди на том месте жили они проведать не могли, и попризнакам де на том месте даин Кантайши люди имали руду из тех же мест, потому что к той руде от ево даин Контайши улусов следы, а серой де руды жила пошла в гору шириною на сажень, да от оной же де серой руды сажени стри осмотрели они подкоп великой и втот подкоп входили и в той подкопе были глубокия подкопи затвержены еланью и хрящем и большим каменьем, а наинные де места тунгусы их неповели и сказали, что де они опричь того места иных мест не знают, а лес де всякой от того места на горах по камню в полуверсте в 4 и 5 верстах около тех мест от Нерчинскаго Острога в 13 днищах были городы и юрты и многия жилыя и мельницы каменныя жарновые и осыпи земленныя, не в одном месте. И он де Павел спрашивал многих старых людей иноземцов и тунгусов и мунгальских людей, какие на том месте наперед сего живали и городы и и всякия заводы зоводили, и они сказали, какие де люди живали того они незнают, и ниоткого они неслыхали, и в Р.П.Д. г. приехал в Нерчинской Острог нововыезжей Чежагорскаго роду тунгус Даян Шаман, и ему Павел сказал, посылал де он из Нерчинского Острогу для руднаго сыску жилы Фильку Свешникова стоварищи на Мунгучу и на Тузячу речьки, а до Мунгучи, что руским языком называют серебренная речька, где старых и знатных людей заводы и кони и плавильны они не доезжали. И Даян сказал: ведает и он де Даян [337] тое речку, укажет руским людям, и сам сними в вожах до той речьки поедет. И он де Павел послал из Нерчинскаго Острогу казака Ваську Милославова ставарищи 5 человек дав им тово Даян Шамана, а велел им ехать каргуне реке до Мунгачи речки, где укажет даян Шаман, и приехав к той речьке досмотреть подлинно, и описать нароспись взять из того места где были старые рудные копи руды пуда 3 или с 4, и Васька де Милославов стоварищи в Нерчинский Острог приехали и ему вдопросе сказали, были де они с тунгусом шаманом и он даян довел их дотой — же речки, где они были прежде сего с Филькою Свешниковым, и он де Филька стоварищи нашли руду и привезли в Нерчинской Острог, и он де Васька стоварищи из тех же мест взял той же серой руды 10 гривенок (**) и привезли кнему Павлу, а наиные де речки и места тунгус Даян Шаман ево Ваську стоварищи неповел и сказал, что он опричь де той речьки иных мест незнает, и в Нерчинском Остроге в съезжей избе тот тунгус Даян шаман сказал теж речи что и Васька Милославов сказал, а для того де он Даян шаман в Нерчинском Остроге сказывал де что де чаял он, что Филька Свешников стоварищи дотой речьки не доезжал. В Нерчинском де остроге рудознатцов и плавильных мастеров нет и в Р.П.Е. ( — 185 год или 7185 г.— с 1 сентября 1676 г. по 31 августа 1677 г.) году пришел из Албазинскаго Острогу Нерчинской бройной (?) Мастер Куземка новгородец и те руды он Павел ему Куземке показывал и он Куземка плавил серой руды 10 гривенок и выплавил из 10 гривенок и принес Павлу 90 золотников свинцу с оловом. Да во Р.П.Е. году пришли из Китайскаго Государства с переводчиком Николаем купецкие люди гречани Иван Юрьев да Спиридон Астафьев, и проведав он Павел, что они серебреную, золотою и оловянную руду знают и ви-[338]дали, и он де Павел показывал им для опыту серой руды плавить, 14 гривен дал из той руды, они выплавили 4 гривенки (**) без чети свинцу и ему Павлу досмотря руд сказали, что имана де сверху; где бывает свинешная руда тут де есть и серебренная руда, только де надобно копать глубоко и сыскать знающими людьми. И которые де служылые люди Филька Свешников стоварищи ездил к рудному сыску и они сказывали, что имали тое руду сверху незнаючи. И прислал он Павел в Тобольск пуд серебрянной руды вмешке из которой в Нерчинском Остроге выплавлен свинец, да желтой незнатной руды полсемы гривенки в мешке, да разных земель в 5 мешках 6 гривенок с полугривною и с мешками, и те руды что в Нерчинском Остроге кузнец и гречана выплавили, присланы к Москве, и мы Великий Государь указали о тех рудах по посылкам учинить в Енисейску по нашему великого Государя указу, и отпустить тебя в Нерчинские Остроги боярину нашему и воеводе нязю Ивану Петровичу Борятинскому, потом наш Великаго Государя указ в Енисейск послан, и как к тебе сия наша Великого Государя грамота приидет и ты бы учинил о том посему нашему Великаго Государя указу, и по Енисейской наказной памяти и по отпискам Боярина нашего и воеводы князя Ивана Петровича Борятинскаго, а однолично б ты того воплошку неставил, и нам Великому Государю службу и радение свое показал, руды сыскивал и опыты учинил и плавить велел. А буде серебренную или золотую, медную и оловянную руды сыщешь, и мы Великий Государь пожалуем тебя нашим Великого Государя жалованьем. Писан на Москве лета З. Р. И. 3. ( 7187год или 187 г.— с 1 сентября 1678 г. по 31 августа 1679 г.)(1679) году июля в К.. (Буквой цифры в древнерусской нумерологии не обозначались. Вероятнее всего из-за отсутствия необходимой литеры издателями этой буквой была заменена сходная по начертанию буква . Тогда число можно расшифровать как что соответствовало числу 29) день.

У подлинной подписано тако: дьяк Сава Тархов

Примечания.

(*) Гривна в смысле веса содержала фунт. См. Энциклопед. словарь, изд. Плюшара 1838 года.

(**) Гривенка полфунта. Энциклоп. слов. 1838 года.

Источник:

"ПРИБАВЛЕНИЯ К И. Е. В." №20 16 мая 1864г. УПРАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (1729 год). С. 334-338

Бесплатный конструктор сайтов uCoz