1616 г. декабря 15. —
Донесение послов к Алтын хану, отправленных в 1616 году, объявленное томским воеводам Боборыкину и Хрипунову.
Лета 7125 году декабря в 15 день, в
съезжей избе воеводе Федору Васильевичу
Боборыкину, Гаврилу Июдичу Хрипунову,
сказали в распросе Тарскаго города
атаман Василей Тюменец, да тюменской
десятник Литовский Иван Петров с
товарищи: как де мы из Томскаго города
пришли в киргизскую землю, и нас де в
киргизской земли стретили золотаго царя
(Алтын-хана) люди, Танбык мурза, а с ним
30 человек и взяли де нас на свои руки,
и вели де нас к золотому царю Кункончую
1) дорогою с великим
береженьим, и честь над нами держали. А
взяли де мы из киргиз к толмачам
переводчика киргизсково лутчево князка
Кару. И как де мы пришли в саянскую
землю к лутчему князку Кара-Сакалу, с
товарищи; и Кара-Сакал учал де нам
говорить и распрашивать, какие де вы
люди, и от которово царя идете. И мы де
Васька, Ивашко Кара-Сакалу сказали: что
де мы идем от великаго государя царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всеа
Руси самодержца. И князек саянской земли
Кара-Сакал и своими саянскими людьми нам
дали корм и подводы с радостию; и учали
де говорить, ради де мы такому великому
государю царю и великому князю Михаилу
Феодоровичу всеа Руси служить и прямить.
И как де мы пришли в Мацкую землю, и
Мацкой де земли князек Кундучек проводил
нас за государевою казною с радостью и
до золотово царя Кунканчея. И как де мы
пришли к золотому царю Кунканчею в
улусы, и против де нас золотой царь
выслал стречать большево князя
[207]
царевича Калтай-течю с лутчими мурзы. И
корм де и питие выслал по своей вере, и
велел нам поставить особную избу
поблиску себя; а князь и мурзы на
встречи нам сказали, золотой де царь
Кунканчей велел де вам избу поставить
поблиску себя потому, что де вы великаго
государя люди. А велел де нас взять к
собе на очи, на другой день, а сказал:
что де те люди от иных послов разнились,
зде люди от великого государя от белово.
А посольство де золотой царь принимал у
Кутукты, своими лутчими князи и с
мурзами, а с ним де, с золотым царем у
посольства был желтова царя, князь
Кошучин, да с царем же де у посольства
был Танбык мурза, и по их де вере
Кутуктины крылашеня все были. И мы де
великого государя и великого князя
Михаила Феодоровича всеа Руси титлу
перед золотым царем вычли, и царское
величество возвышали, и про иные де цари
и царевичи, и про короли про королевичи,
которые государю царю и великому князю
Михаилу Феодоровичу всеа Руси служат,
сказывали противу титлы, и возвышали
государя царя в великого князя Михаила
Феодоровича всеа Руси. Титлу велели
подячему вычесть, и золотой де царь
Кунканчей против царскаго величества
титлы шапки привзнял. А желтова де царя
князь Кошучин и золотаго царя Кунканчея
мурзы шапки сняли против царского
величества и титлы: и золотой де царь
Кунканчей сказал: рад де я такому
великому государю белому царю и великому
князю Михаилу Феодоровичу всеа Руссии
самодержцу и с своими людьми служить и
прямоти. И мы де Васко да Ивашки
говорили золотому царю Кунканчею, чтобы
он царь Кунканчей с своими людьми и со
всеми своими улусы был под государевою
царевою и великаго князя Михаила
Феодоровича всеа Руссии высокою рукою, и
емуб государю служил и прямил; и золотой
де царь Кунканчей, и желтова царя князь
Кошучин говорили: ради де мы белому
великому государю царю и великому князю
Михаилу Феодоровичу всеа Руссии
самодержцу служить и прямить. И потом,
де государю шертовали, и веру утвердили
по своей буcорманской
вере, подымали на руки чесно своего бога
и со всем Кутуктиным крылосом. И после
де посольства золотой царь Кунканчей нам
Ваське и Ивашку сказал про Кутукту: то
де [208]
у нас по нашей вере Святой, а прислан де
он Кута из Лабинскаго государства, а как
де тот Кутукта родился, и он де грамоте
умел да жил де он от роженья своего три
годы, да умер; да лежал де он в земле
пять лет мертв, да ожил де, да опять по
старому и грамоте уметь стал, людей
своих по старому стал знать. А у того
Кутукты по своей вере бога их и колокола
и книги. А царь золотой Кунканчей у
посольства был в цветном платье, в
золотом атласе, а желтово де царя князь
Кашучин в золотой камле, а мурзы де были
в цветном же платье.
И как де мы отправя царское посольство,
и поднесли де мы государя царя и
великаго князя Михаила Феодоровича всеа
Руссии жалованье дары золотому царю
Кунканчею, и золотой царь Кунканчей
царское жалованье дары принял с
радостию, и нам де воздал честь и корм и
питье по своей вере, и приставил де
лутчево мурзу Манза, и приказал де тому
мурзе Манзею, чтоб де было для таково
великово белаго государя бережно и
честно его государевым послам, для того,
что де я слышу противо великово белово
государя царя и великого князя Михаила
Феодоровича всеа Руссии, что де он
государь больши на земле всех нас царей,
и велел де нам Ваське да Ивашке корм и
питье давать довольно, и нас де Ваську
да Ивашку отпустил с великою честью не
задержав, и с нами де послал послов
своих к государю царю и великому князю
Михаилу Феодоровичу всеа Руссии, и
приказал де, чтобы белово великаго
государя послом было чесно по всем моим
улусам. А ехали же мы ево улусами десять
ден.
И при их-де житье и
про ратные бои проведывали, и
золотаго-де царя веру мы Васька да
Ивашко видели. А избы де у него
холстяные, а кочують-де на верблюдах, и
житье-де видели золотого царя, и про
иные государства распрашивали. А бой-де
у золотова царя лучной. И были-де у
него, у золотова царя, иных государств
люди, и про их-де государства мы
распрашивали. И они-де нам сказывали,
есть-де у них китайское государство, и
царь-де у них есть, а имя ему китайскому
царю Танбын. А китайское государство
стоит на край губы морской, а город-де
кирпишной, а около-де города
[209]
ходу конем десять ден. А бой-де у них в
китайском государстве пищали и пушки. А
под Китай де приходят судь большие
парусами, и на них-де люди торговые, а
на судне-де человек по двесте и по
триста. А платья-де они носят с
бухарской статьи. Ходу-де от золотово
царя до Китая конем месяц; а рек-де
больших нет, а место-де ровное, а гор
нет. А киргискова-де государства люди
при нас у золотово царя были, мы де
Васька да Ивашко про китайское
государство распрашивали, и они-де нам
сказывали, что у нас-де в Китае царь
есть, а имя ему Акбарык, а город-де
каменной; а бой-де ратной — пищали да
пушечки.
Да были де у золотово царя Топинсково
государства люди, и мы де про Топинское
государство у них распрашивали, пока де
нам сказали, что у них в Топинском
государстве два царя, а имя де им одному
царю Ишим, а другому царю Батыр, а
городы де у них каменные и деревянные, а
бой де в Топинском государств пищали и
пушечки. Да были де у золотово царя при
нас желтово царя люди, и мы де Васко да
Ивашко про их царство распрашивалиж, и
они де нам сказали, что у них царь есть,
а имя де ему жолтому царю Кулачин; а
город де у них кирпишной, а бой у них
огненной пищали да пушечки. Да были де у
золотово царя при нас же при Ваське, да
при Ивашке Калканскова царя люди, и мы
де у калканских людей про их царство
распрашивали ж, и они де нам сказали,
что у них царь есть, а имя де ему
Конденечукур, а царство де у них
кочевное, а кочуют де на верблюдах, так
же как и Алтын царь кочует, а бой у
калканских людей лучной.
А меж-теми де государствы войны нет, а
всех де тех царей люди промеж себя
торгуют, и посольством ходят, и торговые
де люди промеж их ходят же. А все те де
цари на полуденной стороне, лишь де
только один царь калканской на восточной
стране.
Да в теж де поры прилучились у золотово
царя Кунканчея люди, и они де золотому
царю сказывали, что де нас киргиских
людей русские люди воюют, и золотой де
царь Кунканчей киргисским людям сказал,
только де вы впредь под
[210]
царскою высокою рукою не учнете быти, и
ему де государю не учнете служити, или
де над русскими какое дурно учините, ино
де и яз велю до единаго человека высеча.
А из Киргиз де мы Васько да Ивашко ехали
до золотова Царя конем месяц; а ехали де
мы от киргиз десять ден каменными горами
и бывали де полаты а нынче де то место
пусто. Им де Васько да Ивашко про те
полаты распрашивали золотова Царя старых
людей; и они де нам сказывали про те
полаты, что де тут живали китайские, и
золотова царя люди. Ак золотому де царю
мы Васько да Ивашко пришли за неделю до
Дмитревской Субботы: а жили де у царя
восем ден, а царь де золотой нас де от
себя отпустил в Митревскую Субботу. А
как де мы к золотому царю шли, и мы де
проехали трои снежныя горы; а где де
царь кочует, тут де снег и зима не
бывает. А из Томсково де города едучи до
Киргиз: первая река Ея до река Кея, да
река Ургона, да река Июис, да река
Енисея. А от киргиз к золотому царю
едучи река Ас Кас да река Абакин, да
река Частые броды, а та река течет
каменною щелью, а тою щелью ходу конем
три дня, да река Кантери да река Камчига.
А по Камчиге кочует золотой царь...
... А поехали де мы золотова царя у
озера, а имя ему тому озеру Унса, а у
того озера гора соляная, а имя ея Кухей.
|