1617 г. не ранее марта 191. —
Расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану.
/л. 1/ И по государеву
указу те атаманы и казаки, которые были
у Алтына-царя и Алтына-царя послы
присланы ис Казанского дворца в
Посольской приказ. /л. 2/
А в Посольском приказе атаман Василей
Тюменец и десятник Иван Петров
посольским дияком думному Петру
Третьякову да Саве Раманчюкову в
роспросе сказали. —
В прошлом во 123 году о Петрове дни2
посланы оне на государеву службу к
Алтыну-царю с Москвы, а велено их по
государева грамоте ис Казанскаго приказу
отпустити ис Тобольска боярину и
воево¬де князю Ивану Семеновичю
Куракину. И боярин де князь Иван
Семенович отпустил их ис Тобольска в
прошлом во 124 году майя в 10 день,
назавтрее Николина дни, в Томской город.
А шли оне от Тобольска до Томи водяным
путем рекою Обью великою в стругех,
греблею и парусы, наскоро и погодьем 5
недель, а коли лучитца непогодье и
парусов не лучитца, ино ходу от
Тобольска до Томского города живет 8
недель и 10. А приехав оне в Томской
город, ездили...3 ис Томского
города наперед без государевы казны
десятник Иван Петров в Киргизскую землю,
для того чтоб им проведать /л. 3/
в Киргитцкой земле подлинно того,
пропустят ли оне их к Алтыну-царю через
Киргизскую землю и не будет ли им от них
в Киргитцкой земле грабежу и задержанья.
И как Иван приехал в Киргизы х
киргизским князькам, к Немеку-князю с
товарищи, а тот у них Немек-князь и
начальной. И та Киргитцкая земля вся
ныне ево, а наперед того была отца ево,
да под ним, Немеком, 2 князька лутчих
Номча да Кара. И учал им, приехав,
говорити, что оне посланы от государя
царя и великого князя Михаила Федоровича
всеа Русии в послех к Золотому к
Алтыну-царю, и оне б их через свою землю
к Алтыну-царю и назад от Алтына-царя к
государю пропустили безо всякого
задержанья и провожатых им дали. И
Киргитцкие де земли князьки со всеми
своими людьми, услыша у него, у Ивана,
то, что оне идут к Алтыну-царю в послех
от государя, а не от воевод, учели быти
ради и через свою землю велели /л.
4/ им ехать безо всякого
страхованья и в заклад в Томской город
от себя прислали лутчего человека, а
кого именем, того утаил а его, Ивана,
оставили у себя. И он, Иван, дожидался
товарыща своего Василья з государевою
казною в Киргизской земле.
А
в те поры посылал он, Иван, из
Киргизские земли татарина кир¬гизского
же проведывать про Алтына-царя, где он,
и на которое место к нему итти. И тот де
татарин про Алтына-царя проведал, что он
от Киргитцкие земли в 5 днищах кочюет на
Бакане реке. И прислал к нему Алтын-царь
в Киргитцкую землю звать ево к себе
Тайбыня-мурзу. И он, Иван, ему сказал,
что ему одному без товарыща своего к
Алтыну-царю итти нельзе, а как он
дождетца из Томского города товарыща
своего, и оне к Алтыну-царю пойдут
вместе тотчас, а Алтын бы царь прислал к
ним навстречю для провожанья людей
своих, чтоб им до него дайти здорово. И
Тайбын-мурза был в Киргитцкой земле 4
дни и поехал назад. /л. 5/
Да как не Киргитцкие земли в Томской
город в заклад Киргицкие земли лутчей
человек приехал, и Василей Тюменец и з
государевою казною пошел ис Томского
острогу в Киргитцкую землю сухим путем
на лошадех со вьюки.
А шли до Киргиз от Томсково города 3
недели, а были им в дороге поля и горы
каменые, а реки все были и до Киргизские
земли бредовые, с лошадей вьюков на
реках не сымывали. /л. 6/
А как оне пришли в Киргискую землю, и
говорили киргиским князьком, чтоб оне
учинились под го¬сударевою рукою, и
служили государю, и государевым людем
никакие шкоты не чинили, и на том бы оне
на всем по своей вере учинили государю
шерть. А говорили оне в Киргизской земле
о том собою, а грамот с ними о том в
Киргизскую землю и записи шертовальны с
Москвы и из Сибири не было. Да и во всех
землицах, на которые они к Алтыну-царю,
шли, говорили о том князьком и начальным
людем, чтоб они государю служили и были
под государевою рукою собою. А грамот и
записей шертных с ними не было. И
киргизские князьки их приняли честно, и
корм и подводы им дали, и отпустили их
из своей земле к Алтыну-царю. /л.
7/
А шли оне ис Киргиз на Табынскую землю;
а Табынская земля тое же Киргиские
земли, только живут особе, а дань дают в
Киргизскую землю и к Алтыну-царю: хто к
ним ни приедет, тому и ясак дают. А
живут оне по лесом меж гор в ослонех,
переходят, где кому место полюбитца, а
шубы носят оленьи и козьи, а кормятца
зверем, бьют лоси и олени и козы; мясо
едят, а в кожах делают платье. А угодей
у них никаких нет, и хлеб не родитца, и
коров и овец нет, только одни лошеди да
олени. А сколько их всех, того сметать
было им немочно, потому что ехали
мимо¬ездом; а оне живут по лесом, а,
дорогою едучи, видели их по станом
человек с 300 и с 400. А леса и горы в
Киргизской земле камены, велики, А шли
оне до тое Табынские земли от Киргиз 8
ден сухим путем на лошадех, вьюки; речки
были невеликие, бродовые, имян им не
упомнят. /л. 8/
А ис Табинские земли шли оне на Саянскую
землю, а в ней князек Кара-Сакул с
товарыщи; живут себе меж гор и лесов по
речкам; горы каменые, а леса черные,
большие; а сколько их всех, того им
сметить было нельзе, потому что живут в
розни; а слухом оне про них слышели, что
их с 5000 человек. А ездят на оленях и
на конях, а ясак дают Алтыну ж царю. А
житье их то ж, что и в Табынской земле:
угодей никаких нет, и хлеб не родитца.
А как оне приехали в Саянскую землю, и
Саянские земли князек Кара-Сакул с
товарыщи их спрашивали, какие они люди и
от которово царя и куды идут. И оне,
Василей и Иван, сказали Кара-Сакулу с
товарыщи, что.оне идут от великого
государя царя и великого князя Михаила
Федоровича всеа Русии самодержца в
послех к Алтыну-царю, чтоб он со всеми
своими землями был под государевою рукою
/л. 9/ и государю служил и
прямил, а великий государь учнет ево
держать под своею царскою высокою рукою,
а они б потому ж были под государевою ж
рукою, а государь их учнет жаловать и
держать в своем царском жалованье. И
Саянские земли князек Кара-Сакул с
товарыщи, услыша у них то, почали быти
радостны ж и говорили, что оне великому
государю царю и великому князю Михаилу
Федоровичю всеа Русии служить и прямити
ради, и почесть к ним учали держать, и
подводы присталые переменили, а на корм
дали мяса оленья довольно, чем им и до
Матцкие земли дойтти, а назавтрее ж от
себя их отпустили. А шли оне ис
Табинские земли до Саянские земли 7 ден.
А тою дорогою перешли оне в те 7 ден
трои горы каменые, а лежат на них снеги
зимою и летом безпрестанно, и оболока на
тех горах лежат, и стужа на них живет во
все лето. А от Алтына-царя Саянская
земля за 10 ден. /л. 10/
А из Саянские земли шли оне до Матцкие
земли 8 ден, а места были ровные, меж
гор же, а горы были им по сторонам. А
реки им были от Саян до Матцкие земли:
первая Кемчага, 2 днища от Саян, другая
река Частые Броды, а бежит щелью
каменною, от Кимчага реки 2 ж днища; а
речки все каменные, невеликие, ключевые,
вышли из гор. А от Частых Брод шли до
озера 2 днища, а озеро велико, меж гор
каменых, вода в нем солона, а как то
озеро словет, того не упомнят. А от
озера шли до Мат 2 ж дни сухим путем меж
гор же, рек не было, толь¬ко были
ручейки невелики.
А в той Матцкой земли живет князек
Кундучен, а служит со всею землею
Алтыну-царю. И кочевья тое землицы
сошлися с кочевьи царевы Алтыновы земли.
А как оне приехали в Матцкую землю, и
Матцкие земли князек /л. 11/
встречал их честно от своих улусов в
полуверсте, с кормом и с питьем, и
подводы дал. А корм был: мясо боранье,
да молоко коровье и кобылье, да кумыз из
молока ж кобылья. И проводил их из своей
землицы до царя Алтына сам, и назад от
царя до своей земли их провожал же, и в
дорогу корм и подводы им давал.
/л. 12/
А из Мацские земли пришли к Алтыну-царю.
А шли они от Мацские земли Алтына-царя
землею до тех мест, где кочюет сам царь,
2 днища. А кочевья царевою землею часты,
мало не сплошь, и людно добре. А сам
царь кочюет у озера, а имя тому озеру
Усап, а у того озера гора соляная, имя
ей Кукей.
А как оне пришли блиско царева кочевья,
и царь прислал к ним навстречю версты за
две царевича, сына своего меньшого,
имени не упом¬нит, да большово Жолтово
царя князя сына Колчай-Тучай с лутчими
людьми, человек с 50, с кормом и с
питьем по своей вере; а ества была:
боранье мясо, молоко коровье, вино ис
кумызу, бело, а пьяно: только братина
духовая выпить, и человек пьян будет
так, что с меду. /л. 13/
А на встрече царевич и князь и лутчие
люди их спрашивали: какие они люди и от
кого, и для какова дела к царю Алтыну
пришли? И они, Василей и Иван, говорили
царевичю и князю и лутчим людей, что
пришли они к Алтыну-царю из великого
Росийского государства от великого
го¬сударя царя и великого, князя Михаила
Федоровича всеа Русии само¬держца в
послех для того, что великий государь
царь и великий князь Михайло Федорович
всеа Русии самодержец хочет ево, царя
Алтына, со всеми ево улусными людьми и
землями держать в своем царском
ми¬лостивом жалованье, под своею царскою
высокою рукою. И он бы, царь, ему,
великому государю, ныне службу свою
показал, учинился под его государскою
рукою и ясак государю дал, что у него в
его земле ведетца, и по своей вере на
том шерть учинил. А великий государь
учнет ево, царя, держать в своем царском
жалованье. /л. 14/ И
царевич и князь и все люди, которые их
встретили, выслушав их речи, учали быти
ради и им против того сказали, что
Алтын-царь, слыша про них, великого
государя послов, велел их встретить ему,
царевичю, и князю и лутчим людем своим,
и почесть им велел воздать, и до стану
их проводить, а поставити их велел
блиско себя, для того что они великого
государя Белово царя послы. И сами учали
быть ради, и их потчивали, и на радости
велели им стрелять ис пищалей и,
потчивав их, проводили на стан. А стан
им учинили блиско царя: поставили им
избу особную полстяную, от царева стану
с полверсты. А в государеве наказе у
них, каков им дан в Тоболь¬ску от
боярина и воевод от князя Ивана
Семеновича Куракина с товары-щи,
написано: велено им посольство править и
речь говорить и поминки подать от
боярина от князя Ивана Семеновича
Куракина, а не от государя. А речью
атаман Василей и десятник Иван в
Посольском приказе говорили, что
отпущены они к Алтыну-/л. 15/царю
от государя с Москвы, и у государя у
руки были, и они потому и говорили у
Алтына-царя в земле, называли себя
посланники от государя: а почему им
таков наказ дал князь Иван Куракин, и
они того не ведают, потому что нихто из
них грамоте не умеет.
А в нынешнем же во 125 году декабря в 31
день по отписке ис Тобольска ж боярина
князя Ивана Семеновича Куракина с
товарыщи послан к ним государев указ и
боярской приговор с литвином с Томилком
Петровым да с астороханским с конным
казаком с-Ывашком Куницыным, а велено им
ссылатца с колмацкими людьми и приводити
их под государеву руку, чтоб они были
под государевою рукою, а с Китайским
государством и с Алтыном-царем ссылатися
им не велено до тех мест, покаместа об
них подлинных вестей проведают.
/л. 16/
А назавтрее того велел им царь быти у
себя; а приходил их звать к царю лутчей
ево ближней человек Мамзей, и лошади под
них, под дву, и люди присланы были от
царя. И они ис своих станов ехали к
цареву стану на лошадех, а государево
жалованье, что послано с ними было от
государя к Алтыну-царю, несли перед ними
казаки на руках пеши. А слезли с лошадей
от тое избы, в которой они были у царя
на посольстве, за лучное стрельбище. А
из избы их от царя встречали царевы
люди. А приимал их царь сперва на
посольство в мечети у кутукты. А мечеть
зделана полстеная, а на верху ее крест,
а по стенам стояли образы, писаны на
харатьях. /л. 17/
А при нем были лутчие ево князи и мурзы
в нарядном платье в цвецком в камчатом и
в отласном. А на самом царе было платно,
отлас золотной. А как они вошли в-ызбу к
царю, и царь сидел на своем месте, ноги
подогбав. А устроено место ему на земле,
наслано было ковров в полколена, и над
ним и около ево обито было ковры ж. А
изба была, а по их мечеть, полстяная,
обита сверху выбойкам, цветными, а около
места его, где он сидел, обито было
коврами ж, а на полу наслано было
войлоки ординскими. /л. 18/
А подле ево сидели с правую сторону
Жолтова царя князь Кощучин, которово
называют себе в отцово место, а с левую
сторону ево ближней человек Тархан-бакши,
а подле Тархана сидел Тайбын-мурза, а
сидели так же, что и царь, ноги подогбав.
А сам царь си¬дел, опершися правою рукою
локтем на князя Кошучин, и клал на них
на голову руку. /л. 19/ И
как оне, Василей и Иван, учали говорить
на посольстве государево имя, и царь
против государева имени приподнял шапку
и спрашивал про государево здоровье, а
ближние люди, которые подле ево, шапки
сняли и приподнялися, а иные мурзы
лутчие, человек с 50, стояли.
А сказав оне царю про государево царево
и великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии здоровье, говорили царю в речи,
чтоб он, Алтын-царь, был под великого
государя царя и великого князя Михаила
Федоровича всеа Русии высокою рукою
навеки неподвижен, а великий государь
царь и великий князь Михайло Федорович
всеа Русии самодержец, государь
преславной и великой: многие цари и
царевичи и короли под ево царскою
высокою рукою и в его царском милостивом
жалованье , и в призренье. А как он,
Алтын-царь, /л. 20/
учинитца под ево государевою рукою и
шерть учинит, и великий государь по тому
ж учнет ево держать в своем царском
жалованье навеки.
И Алтын-царь, выслушав у них
государского имени и речи, говорил им,
что он великому Белому государю царю и
великому князю Михаилу Федоровичю всеа
Русии самодержцу служить и под ево
царскою высокою рукою быти рад, и
шертовати на том готов, а то он и сам
ведает, что надо всеми цари нет больши
его, великого государя, и ему такому
великому государю служить мочно.
И как оне, Василей и Иван, услышели у
царя против своей речи и посольства
ответ, и они поднесли к царю Алтыну от
государя жалованья. /л. 21/
А поднесли оне к царю государева
жалованья от государя: однорядку
багрецовую червчату, с плетенкой и з
завяски с толковыми з золотцом;
однорядку лундышную рудожелту, с
плетенкой же; 5 одноря¬док лятчинных; 13
блюд оловяных, 4 котлика, 6 ножей, И
царь то все у них принял с великою
честью, и государево имя возвышал при
царе. Да туто ж поднесли оне государева
жалованья Жолтова царя князю Кошучину:
однорядку настрафильну червчату з
завяски да 3 однорядки лятчинных, 2
блюда белых оловяных, 2 котлика медяных,
5 ножей окованых. А велел им то поднести
князю Кошучину царь сам, потому что он у
него добре близок, и называет ево в
отцово место. /л. 22/
А после того, как оне царю и князю
Кошучину поднесли государево жалованье,
и царь Алтын, а по их вере имя ему
Кумганчей, учал им воздавати честь
великую, /л. 23/ и велел
пророку своему кутукте со всеми ево
крылашены пети по книжному по их вере. А
сидел кутукта особно, устроено ему место
рундуком, выше царева места, и обито
кругом алтабасом золотным, а над ним
вделано что киотом, а наверху у ево
места написаны по их вере образы на
бумаге и прибиты на камках к избе, а
письмо велико, неведомо какое. А как
кутукта отпел, и царь про госу¬дарево
здоровье пил питье красное ис кубка из
серебреного из золоченово, и ближним
лутчим своим людем, которые сидели с
ним, про государское здоровье пити
подавал. А им подал пити после своих
ближних людей 4-х человек, и звал их
ести.
И того дни оне у царя ели. А сидел царь
за столом один, а столик был невелик,
писан киноварем; а есть носили на блюдах
на белых. Ествы были: утята и тетереви,
заечина и боранина и говядина, а всех
еств было з 10. А ставят перед него
ествы всякие понемногу, с костей мясо
окроша, а на костях по-немногу ставят
перед него, и подачи он ближним людем по
своему чину роздает. А пить в стол
носили молоко коровье топлено с маслом,
а в нем листье, неведомо 'какие; а иное
питье красное, а не ведают какое. А
кобылья мяса и молока кобылья /л.
24/ и кумызу сам царь не пьет. А
как пить носили, и они видели один кубок
серебрян позолочен да чашки костяные, а
какие кости, того не ведает. А платье за
столом на царе было: кофтам озямской,
камка белая, да шапочка душчата лисья
невелика. И им де стол был особной:
сидели против ево, и подачи им от себя
давал и питье присылал.
А сам царь лет в 60, бороду бреет,
только ус, волосом черн, ростом дороден
и плечист, и собою во всем пригож.
И говорил царь, что ждал он от Белове
государя к себе жалованья и присылки лет
с 7; и ныне у него о том радость, что он
от такова великого государя Белого царя
послов у себя видит. И они де против
того царю говорили, что от государя по
ся места к нему послы не бывали потому,
что побивали государевых людей
киргизские люди, и проходу от них не
было. /л. 25/ И царь де
против того туто ж говорил киргизскому
князьку, которой был с ними в
переводчикех: только де вперед
киргизские люди хотя одново человека
убьют, и он их всех до одново человека
велит вырубить4.
А говоря с ними того дни Царь, и после
обеда подчивав их, отпустил их к себе в
станы, и в стола место корм и питье за
ними прислал. А прислал к ним корму:
боран битой, несли на блюдех, а другой
живой, да молоко коровье пресное, да
вино из молока ж, на день по пяти сум, а
сума в ведро. А в приставех у них велел
быти лутчему своему человеку Марзею, и
береженье и почесть к ним держать велел
и по вся дни кормы им давали, потому ж
довольны. И которые к ним де царевы люди
приходили, и они их подчивали, и им то
было от них в великую почесть. А самим
им, Василью и Ивану, велел ести у себя
по вся дни.
И назавтрее того дни ели они у царя ж, а
ехали так же и за столом сидели, как и в
первой день. А в третей день царь Алтын
перед ними государю /л. 26/
шертовал по своей мусуль[ман]ской вере5:
подымал на руки бога своего честно. А
бог у них вылит в золоте, что робеночек,
невелик, а подымали ево всем крылосом на
пеленах. А как ево подняли, и царь де со
всеми лудчими своими людьми поклонился и
им, послом государевым, говорил, что у
них только и веры, что они богов своих
подымают и им кланяются, а не
прикладываютца, и больши того у них веры
не живет. А подымали оне бога...6
и кланяетца езду он, царь, ныне со всеми
своими людьми на том, что ему со всеми
своими людьми государю служить и прямить
и быти под государевою рукою; а чем ево
госу¬дарь ни пожалует, в том он
пологаетца на ево государеву волю; а что
у нево есть, в том волен же бог да
государь: что ему, государю, надобно, то
б велел имать.
А про кутукту им росказывал сам царь,
что тот кутукта по их мусульманской7
вере у них святой, а прислан он к ним ис
Лабинского государства. А как де тот
кутукта родился, и он де грамоте умел,
да жил деи он от рождения своего 3 года
и умер, да лежал8 [де он в
земле 5 лет мертв, да ожил, да опять де
по старому и грамоте уметь стал и людей]
/л. 27/ своих стал знать,
а живет после того лет с 9, а всего он
ныне лет в 17; а вперед сколько ему
жить, того не ведомо. А у того де
кутукты по своей вере зделана мечеть
полстеная высока, розборная, а на ней
крест деревяной, боги писаны на бумаге
велики, а стоят на рундучке, а перед
ними стоят 3 кубки золочены, неведомо
какие, да блюдцов малых с 10; да перед
ними стоят свечки тоненьки, неведомо
какие: только курятца, а поломени от них
нет; а колокольчики невелички стоят тут
же у рундучка, повешены у стены. И книги
у них есть, и пенье по их вере, вечерни
и завтрени и обедни по вся дни живут, а
кланяютца до земли, да у них же чотки,
костеные и каменые. А платье на том
кутукте и на ево крылашенях походило на
греческое, без рукав, носят на опашку.
А после шерти держал их у себя царь 4
дни, и кормы им давали довольны.
/л. 28/ А отпускал их царь к
государю сам же, и приказывал к государю
челобитье, а с ними вместе отпустил к
государю послов своих 2 человек, и
подарки с ними к государю прислал. А
отпускал их ис тое ж избы, где они у
него и на приезде были. А на отпуске
приказывал он к государю челобитье:
встав на ноги и сняв шапку, поклонился,
и говорил им сам царь, что он учинился
под государевою рукою и веру при них на
том дал, и государь бы ево держал в
своем государеве жалованье; а ныне бы
государь ево пожаловал, прислал к нему с
послы ево судна с 3 серебреных, да
жемчюгу, да пищалей з 20, да сабли з 2
добрых, а сукон бы и олова и меди не
присылал; а платно б государь пожаловал,
прислал к нему суконное червчато или
желто, да аргамак; а сверх де тово; чем
ево государь ни пожалует. А будет
государю на какого на ево недруга
надобны ратные люди, и он к государю
пошлет людей своих на своих кормех,
сколько государю надобно. Да на отпуске
ж, как их царь отпускал, говорил царь
киргизским людем: только оне под
государевою высокою рукою быти не учнут,
и ему, государю, служить и прямить не
станут, и какое дурно над рускими людьми
учинят, и он их велит за одново
государева человека /л. 29/
всех высечь до одново человека. А
отпустил их царь от себя на сам на
Дмитреев день Селунского9. А
на отпуске дал им царь своего жалованья
по 3 коня, да ему, Василью, дал девку, и
та у него девка в дороге у Соли
Вычегодцкой умерла, а вез он ее к
Москве. Да им же дал по шубе боранье,
опушены бобром и собольми.
И проводите их царь послал людей своих,
а на дорогу дал при себе 16 боранов, и
землею своею в дороге, сверх того, кормы
велел им давать довольны. И провожало их
царевых людей 10 человек, опричь послов
ево, 5 ден, мало не до Саянские земли.
/л. 30/
А шли оне от Алтына-царя назад и до
Томского города тою ж дорогою, которою и
к Алтыну-царю шли. А сколь велика земля,
того им сметить нельзя, потому всего оне
жили одну неделю, и то в одном месте. А
кочует царь не в одном месте, переходя
по рекам и меж гор; а кочевье зимою и
летом ровно; а около ево видели людей
много, со 100.000, а по сторонам,
сказывают, много ж, а людно добре. А
животина у них: лошеди, кони добрые и
середине, и коровы, и овцы, и олени, и
козы, а аргамаков нет. А хлеба не сеют,
того они и не знают, и нельзя им хлеба
сеяти, потому что горы и место
каменисто.
А будучи оне в земле у Алтына-царя,
проведывали про Китайское и про иные
государства, каково которое государство,
и каковы в нем люди, и какова вера, и с
которыми государствы меж себя в ссылке,
и каков у которых людей ратной бой.
/л. 31/Ив роспросе им сказали
Алтына-царя и иных земель люди, что
Китайское государство стоит на край губы
морские, а город де кирпичной, велик:
ехать около ево на коне 10 ден, а ходу
до Китайсково государства от Алтына-царя
месяц. А Китайского государства люди им
про Китайское ж государство розсказывали,
что у них государство великое, а царь у
них Тайбын, а город кирпичной, велик, а
бой де у китайских у ратных людей пищали
и пушки; а под Китай де приходят морем
суды великие на парусех со многими
дорогими товары, а ис которых государств
приходят, того имянно не сказали. А на
судне де приходят человек по 200 и по
300. /л. 32/ А платье де
китайские люди носят з бухарские стати,
всякое: бархатное и отласное и камчатое
и киндячное и зенденинное. А рек де
больших и гор х Китайскому государству
нет, место пришло ровное, а хлеб в
Китайском государстве и иные какие
угодья родятца, того не ведают. А
ссылаетца де китайской царь с окольними
со всеми государи, которые подошли
блиско ево государства, и войны меж ими
никоторые нет. А вера де у них и
богомольство свое, только не ведают же
какая: подлинно было проведеть некем, а
колокола у них большие, и звон живет, а
язык какой, тово не ведают же.
А за Китайским де государством Катанское
государство; а в нем царь, имя ему
Акбырык; а город каменой, а ходу до него
от Китайского государства месяц, а от
Золотово Алтына-царя 2 месяца. А бой де
у ратных людей пищали и пушки; а в сылке
де они и в дружбе, и торговые люди меж
ими ходят, с Китайским государством и с
Алтыном-царем. А про люди и про их веру
и про богомольство и про язык, /л.
33/ и хлеб у них родитца ли или
нет, роспросити было им неково, про то
не ведают же.
Да при них же были в кочевье у
Алтына-царя Топинского государства люди.
И они их про Топинское государство
роспрашивали ж. И Топинского государства
люди им сказывали, что в Топинеком
государстве 2 царя: одному имя Ишим, а
другому имя Баатырь. А городы де под их
державою каменые и деревяные, а
государство де великое ж. А гово¬рят де
про те государства, что то прямая
Казачья орда, а стоят де те государства
на восток влево. А бои де тех государств
у ратных людей пищальные ж и лучные, и
пушки есть, а про городы и про язык и
про богомольство и про иное свое житье
они им не сказали. /л. 34/
Да при них же де были у Золотово
Алтына-царя Жолтово царя люди, и с ними
виделися ж. А в роспросе им сказали, что
царя Жолтова имя Кулачин, а город у него
кирпичной, а у ратных людей бой вогненой
пищальной и лучной, и пушки есть же. А
от Китайского государства тот Жолтой
царь живет ближе, поддался к
Алтыну-царю. А вера и язык тот же, что и
у Алтына-царя, а хлеб не родитца ж.
Да при них же были у Алтына-царя
Калканского царя люди. И они тех
калканских людей роспрашивали ж про царя
и про ево государство. И они де им
сказали, что царь у них Конделечекур, а
государство у него кочевное, кочюют на
верблюдех так же, что и Алтын-царь, вера
и язык тот же, что алтынова; хлеб не
родитца ж, только одна животина; а
поддалась блиско Алтына.
А все те государства меж себя в ссылке и
в дружбе с Китайским государством, и
торговые люди меж тех государств ходят.
А стоят де они на полуденной стороне,
только один колканской царь стоит на
восточной стране...10
Ф. Монгольские дела, 1616 г., д. № 1,
лл. 1 — 34. Подлинник,
Опубл. Ф И Покровский, Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году, СПб., 1914, стр. 14—26;
J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. 11, London, 1919, p. 47—58.
|