1617 г. марта 8. —
Расспросные речи в Приказе Казанского дворца служилого человека Г. Михайлова1 о пребывании его у киргизских князей и Алтын-хана.
/л. 43/ 125-го марта в 8
день в роспросе Олексею Юрьевичю Сицк[ому]...2
Гришка Михайлов... [сказал:] те послы з
государевыми людьми с тобольскими с
конными казаки съехали за 30 верст до
Вологды. А какие дары те послы ко
государю везут, того он, Гришка, не
ведает. А ходу от Тобольска до
Алтына-царя год, а ход сухой, а от
Алтыка-царя до Китайсково государства
ходу месец, а ход сухой же, а про
киргитцкие послы он, Гришка, не ведает
ничего. /л. 44/
А Киргизская де землица кочевная, живут
в-ызбах в полстяных, а ходят в шубах и в
зипунех, а ядят рыбу и зверь бьют, а бой
у них луч¬ной. Лошадей и коров и овец
много, хлеба не сеют и не родитца.
А от Алтына-царя встретили их в
Киргизской земле Алтына-царя люди
Табын-мурза, а с ним 30 человек
алтыновых же людей, и взяли их со всем к
себе на руки.
А приехав к ним, Табын-мурза [сказал] от
Алтына-царя, что ведомо царю их Алтыну
/л. 45/ учинилося про них,
великого государя Белого царя послов,
что [они] идут к нему от государя. И
царь велел их встретить ему, Табыну, и
принята их велел и до себя проводить. И
принял их Табын-мурза честно, и до царя
их вели с великим береженьем, и честь
держали, и корм давали доволен, мясо
боранье и молоко козье и коровье к вино,
а по их кумыз, из молока ж.
А для толмачества взяли оне, Василей и
Иван, с собою к Алтын-царю в Киргизской
земле лутчего киргизского переводчика
князя Кару. И тот Кара у Алтына-царя был
и от Алтына-царя назад пришел с ними
вместе. А дали оне тому киргизскому
переводчику государева жалованья
однорядку настрафильну червчату з
завяски, да голубово сукна настрафилю ж
3 аршина, да нож рыбей зуб, ножны
окованы. /л. 46/.
А сами они, киргизские князьки, со всеми
своими людьми учинились под государевою
рукою и по своей вере шертовали:
розсекали собаку и всквозь ее проходили,
а иные сно[ва] у них... с клятвою хлеб
ели, а ясак государю в Томской город
соболи, и бобры, и лисицы, и куницы и
всякой зверь, что от них ведетца,
послали. А Алтыну-царю ясак дают же. А
всех киргизских князьков самих человек с
300, а черных людей ясачных мужиков, а
по киргянски киштымов, с 1000 человек. И
те де черные люди тому ради ныне, чтоб с
них имал ясак один государь, а не князь,
а они де под государевою рукою быти
готовы.
Ф. Монгольские дела,
1616 г., д. № 1, лл. 43 — 46.
Подлинник. Часть
текста утрачена: листы оборваны, в
некоторых местах документ выцвел.
Отдельные слова в квадратных скобках
восстановлены по смыслу. |