ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ГОРОДА И ОСТРОГИ


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Лозьвинский городок

 

  

Лозьвинский городок

Лозьвинский городок, основан в 1587-88 при впадении р.Ивдель в р.Лозьву . Это первое русское поселение на восточном склоне Урала, главная перевалочная база на северном пути через Урал. Для безопасности городок был укреплен острогом, городнями и сторожевыми башнями. Построенный на Чердынской дороге, Лозьвинский городок был центром управления во главе с воеводой, являлся центром сбора ясака, транзитным пунктом доставки товаров в Сибирь. Через него ехали назначенные в Сибирь воеводы, служилые люди, везли запасы продовольствия, боеприпасы. Обратно, в Москву через Лозьвинский городок отправляли «мягкую рухлядь», ясачный мех в государеву казну. В царских "наказах" назначенным в сибирские городки воеводам обязательно предписывалось идти через Лозьву. В Лозьвинском городке в том месте, где Лозва начинает быть судоходной, была построена пристань и поставлена первая сибирская верфь По царскому указу из Коми края «на Лозву городок» отправили шесть «судоделавцов» строить суда для плаваний по сибирским рекам.

В 7098 (1590) г. воеводой Лозьвинского городка был Иван Григорьев сын Нагово. По всей вероятности, основателем Лозьвинского городка был также Иван Нагой

Наличие надежных сухопутных путей было одним из необходимых условий для закрепления за Русью сибирских земель. Ставший к тому времени официальным, Вишеро - Лозьвинский водно-сухопутный путь оказался мало пригодным для все возраставшего потока людей и грузов. Начинаясь в центре Перми Великой - Чердыни, он проходил по реке Вишере и ее притоку Велсу. Затем путники вынуждены были оставлять свои суда, пешим или конным ходом преодолевать Уральские горы. Следующий водный участок пути шел по реке Лозьве. Он достигал Лозьвинского городка, далее направляясь вглубь Сибири по рекам Тавде, Туре, Тоболу Иртышу и Оби.

В 1595 году царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий "охочим людям" разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. Он доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено. 

Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было примерно в восемь раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье.

С возникновением в 1598 году Верхотурья Лозьвинский городок утратил свое сторожевое и торговое назначение. Сохранилась «Отписка Лозвинского воеводы Ивана Траханиотова Пелымскому воеводе князю Петру Шаховскому о том, что по государеву указу велено уничтожить Лозвинскии городок и вместо него выстроить другой на старом городище Неромкуре».. В 1598году Лозьвинский городок прекратил свое существование, его укрепления были разобраны и переправлены в Пелым для городового строения, а служилые люди были использованы при построении и заселении города Верхотурья.

 

Дополнительно прочитать:

Отписка Лозвинского воеводы Ивана Траханиотова Пелымскому воеводе князю Петру Шаховскому о том, что по государеву указу велено уничтожить Лозвинскии городок и вместо него выстроить другой на старом городище Неромкуре

Грамота царя Бориса Федоровича в Верхотурье воеводе Василию Головину о выдаче «подмоги» стрельцам и казакам, переведенным с Лозвы на Верхотурье.

Грамота «с прочетом» царя Михаила Федоровича в Соликамск воеводе Богдану Лупандину об освобождении от податей вотчину «вожа» Сибирской дороги Артемия Бабинова в Соликамском уезде.

 

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойй