БЕРЁЗОВ
В 1593
г. на левом берегу Северной Сосьвы (на
месте остяцкого поселения Суматвош —
«город берёз».) для управления местными
инородцами воеводою Н. Траханиотовым был
основан Березовский острог. "Книга
записная" об этом событии сообщала так:
«...Березовской город ставили того ж
101-го году воеводы Никифор Траханиостов,
да князь Михайло Волхонской, да
писмянной голова Иван Змеев. А ставлен с
ними пришедшими ратными людми: и вятчаны,
и пермичи, и вымичи, и усолцы. И
воеводствовали они в нем первые
воеводы...» Остяки и вогулы, зависевшие
прежде от Выми, были приписаны к новому
городку. Одновременно со строительством
города в 1593 г., служилыми людьми была
воздвигнута соборная церквь Рождества
Богородицы.
Основное население Березова составляли
служилые «по прибору» люди — городовые
(пешие) казаки, литва и пушкари. В XVI—XVII
веках численность городского гарнизона
составляла от 250 до 350 служилых людей.
Уже с
момента основания Берёзовский острог
становится главным русским форпостом на
севере Сибири. В 1594 г. из Березова
отряд «письменного головы» Ивана Змеева
совершил поход против вогулов, живших
южнее, на р. Конде. Поводом была война
между кондинскими вогулами и кодскими
остяками, возглавляемыми князем Игичеем
Алачевым (сыном Алачи), союзником
русских. Поэтому он и его остяки
принимали участие в походе, в расчете на
добычу…
Впрочем, благодаря отдаленности своих
владений, обдорские и куноватские князья
оставались фактически независимыми, а
гарнизоны форпостов постоянно
подвергались нападениям со стороны
туземцев. Так, в 1595 г. остяцкий
куноватский князь Шатров Лугуев напал со
многими остяками на Березов.
В
последней четверти XVI века и в начале
XVII века Печорским «черезкаменным»
путем ходили в Сибирь «в судех с
великими товары» многие люди из
Пустозерска, с Пинеги, с Мезени и с
Ваги. Этот путь от устьев Цильмы и Ижмы
шел вверх по Печоре, затем по Усе и ее
притоку Соби и через волок выходил на
Обь к устью ее притока Соби. От устья
обской Соби было два пути: один путь шел
вверх на Березов и Тобольск, второй -
вниз по Оби до ее устья и через Обскую
губу на Таз и в Мангазею. Поэтому
Московское правительство с целью
ограждения своих фиксальных интересов
создало на этом пути ряд таможенных
застав, в том числе 1600 году в
Березове. В 1607 г. Березов одновременно
с Тобольском и Верхотурьем получил
городскую печать с запрещением воеводам
употреблять в дальнейшем, во всех
публичных делах, свои личные.
Безусловно, эти города получили печати
вследствие своего положения, как
конечные пункты на основных дорогах,
соединявших Россию и Сибирь.
Благодаря своему выгодному расположению
Березов продолжал развиваться. Уже
в 1605 г.из-за нехватки места в
укрепленной части Березова, за пределами
пристроенного к городу острога, была
возведена на средства местных жителей
Воскресенская приходская церковь.
Находясь под номинальной властью
Русского государства, Обдорское
княжество продолжало сохранять
самостоятельность. Будучи официально
признанными Москвой, обдорские князья не
раз организовывали нападения на городки
Березов и Обдорск. В 1606 г. березовские
остяки намеревались "казну и хлебные
запасы громить, и служилых и торговых
людей побить", однако "измена не
учинилась", так как кодский князь Онжа
Юрьев и Мамрук Обдорский в то время
"были на Москве" (и тот и другой
получили от Василия Шуйского право на
княжение в своих вотчинах).
В
начале 1607 г. слухи о готовящемся
нападении на Березов восставших остяков
вызвали у жителей беспокойство, в связи
с чем ими была подана челобитная с
просьбой «для храму и для острожной
тесноты острогу прибавить». Первого
апреля того же года царь Василий Шуйский
в своей грамоте воеводе князю П. А.
Черкасскому и голове И. И. Зубову такое
разрешение дал. Однако последовавшие
вслед за этим события отодвинули вопрос
об увеличении острога на второй план.
Восставшие остяки фактически держали
Березов в осаде. Общая численность
восставших составляла 2000 человек.
Осада длилась два месяца. Для подавления
выступления были отправлены войска из
Коды. Зачинщики восстания повсеместно
были арестованы. Мамрук Обдорский сам
приехал в Березов с 8 остяками, которые
"в измене повинились на себя и на отца
своего на князя Василия и на всех
остяков Березовского уезда". Стремясь
сохранить свою жизнь и данные ему
полномочия, на "распросе" Мамрук
отмечал, что "измены посяместа не
сказал, для того что блюлся отца своего
и от остяков убивства". Князья Василий
Обдорский и Шатров Лугуев были пойманы
кодскими хантами, признались, что "сами
они изменяли, и остяков и самоедов в
измену призывали и казну громить", и "к
городу приступать хотели", и "служивых
людей побивать хотели". "Пущие изменники
во всей измене" по приказу Василия
Шуйского были повешены в Березове.
Наступившие в Нижнем Приобье, «смутные
времена» на этом не окончились. В 1609 г
кодская княгиня Анна Пуртеева
предприняла попытку поднять новый мятеж.
Однако и он потерпел неудачу.
Вопрос
о строительстве нового острога после
подавления восстания остяков был поднят
вновь. Однако сменившие в 1610 году П.
А. Черкасского и И. И. Зубова на березовском воеводстве С. И. Волынский и
Ю. Я. Стромилов, осмотрев город, пришли
к выводу, что ему еще «мочно стоять лет
10 и больше». Поэтому в царской грамоте
от 16 июня 1610 г. повелевалось нового
города не строить, а лишь увеличить
острог, «сколько будет пригоже». Но и
этот замысел остался лишь на бумаге.
Только в 1617 г., при воеводе Б. Л.
Зюзине и голове B. C. Нармацком, были
наконец-то «на Березове новой острог и
башня Лесная поставлены».
В
1637г. в Березове была учреждена
ямщицкая служба.
В 1642
году во время страшного пожара, не
смотря на усилия населения Березова
стены острога, «государево богомолье,
церковь Рожества Пречистыя Богородицы да
предел великомученика Федора Стратилата»
сгорели. Однако обстановка требовала
скорейшего восстановления острога. И из
спасенного во время пожара материала
Берзовский острог был восстановлен. Вот
как описан «острог, который поставлен
после пожару» в царской грамоте 1644
года: «… и на Березове ставлен острог из
старых острожин, которые подсеканы и
отволачиваны в пожарное время, а кругом
тово острогу по мере только 160 сажен,
да в острожной же стене поставлена одна
башня с вороты, которая отнята в то ж
пожарное время, да в остроге ж
поставлена церковь во имя Ильи-пророка
да съезжая изба, и казенные анбары, и
воеводцкой двор, и тюрьма; а около тово
острогу и иных никаких крепостей не
учинить, и острог поставлен мал и низок
из ветчаного лесу, и в остроге теснота
большая…». Конечно такое положение дел
не могло устроить центральное
правительство, поэтому в этой же грамоте
воеводе Мелентию Квашнину
предписывалось: «…И как к тебе ся наша
грамота придет, и ты б на Березове около
острогу велел учинить крепости, без чево
быть не уметь, и в остроге самые худые
места велел поделати березовскими
служилыми, и всякими жилетцкими людьми,
и ружники, и оброчники….».
Мало
помалу жизнь в Березове
восстанавливалась. 29 февраля 1648 г.
была от имени царя составлена грамота, в
которой воеводе М. С. Лодыженскому
повелевалось Богородице-Рождественский
собор «строить березовскими всякими
людьми против прежнего нашего указу» В
1650-х гг. соборная церковь Рождества
Богородицы с приделом во имя Феодора
Стратилата уже функционировала.
Через
несколько лет после этого крепостные
сооружения Березова подверглись
перестройке: в 1664 г. был «зделан на
Березове около посаду и служилых людей
дворов новой острог для того, что в
171-м году иноземцы, остяки и самоядь,
хотели Березов город взять и служилых
людей побить». В 1665году казаки и
горожане отбивают напавших на Березов
остяков и самоедов. В 1668 г. новый
острог был также «поставлен на прежнем
городовом месте».
Редкую
возможность составить представление о
городовых постройках дает изображение
«града Березова», сделанное в 1701 г.
тобольским сыном боярским С. У.
Ремезовым в его «Чертежной книге
Сибири». На нем в Малом (городовом)
остроге, у южной стены, сразу же за
въездными воротами, помещен рисунок двух
церковных зданий, примыкающих к высокой
колокольне. Это, несомненно, соборный
храм Рождества Богородицы с приделом во
имя великомученика Феодора Стратилата.
Немного правее за ним нарисована еще
одна небольшая церковь (судя по всему,
Ильинская). В Большом (посадском)
остроге, прямо напротив главной проезжей
башни, дано изображение третьего храма,
который можно определить как
Одигитриевский. В том же Большом
остроге, у южной стены возле угловой
башни, сделан рисунок трехкупольной
церкви. Это, скорее всего, приходская
Воскресенская церковь с двумя приделами.
Вне крепости, напротив восточной стены
Малого острога, за двумя оврагами,
обозначена пятая церковь, стоящая
неподалеку от берега Вогулки в окружении
нескольких строений. Это, безусловно,
монастырская церковь Воскресения
Христова, что подтверждает имеющаяся
немного выше надпись: «Воскресенский м[онастырь]
новой». Левее, на возвышенности между
двумя оврагами, нарисовано разделенное
на три части здание, к которому дано
пояснение: «3 жит[ницы] (по всей
видимости, эти «житницы» также
принадлежали Воскресенскому монастырю.
В
1708 году по
административно-территориальной реформе
Петра I Березов становится уездным
городом Сибирской губернии.
В 1719
году в Березове снова произошел страшный
пожар, практически полностью
уничтоживший Малый и Большой остроги, а
вместе с ними Богородице-Рождественский
собор и приходские Ильинскую,
Одигитриевскую и Воскресенскую церкви.
Пожар 1719 г. не затронул Воскресенский
мужской монастырь и стоявшую рядом с ним
одноименную церковь с приделом во имя
святых Антония и Феодосия Печерских.
Оказавшись единственным действующим
ружным храмом, она какое-то время
выполняла функции соборной.
В 1724
году крепость восстанавливается ;
построен тюремный острог.
Удаленность Березова стала причиной его
использования как места ссылки
политических заключенных. В 1728 году в
березовский острог прибывает в ссылку
именитый узник светлейший князь А.Д.
Меншиков. Позднее сюда были сосланы
Василий Долгоруков, Генрих Остерман, в
XIX веке — некоторые декабристы, в
начале XX века — революционеры.
Побывавший в 1740 году в Березове Г. Ф.
Миллер дал ему следующую характеристику:
«Город состоит в первую очередь из
обнесенной палисадом маленькой
четырехугольной крепости, у которой
сторона вдоль берега Сосьвы равна 20
саженям, а длина каждой из 3 остальных
сторон равна 30 саженям. На ее 4 углах
начато строительство боевых башен, но не
закончено. Ворота с верхней стороны реки
защищены башней. В крепости находятся
канцелярия, дом воеводы и обычные
амбары. Вне крепости имеется, в первую
очередь, рядом с воротами соборная
церковь, посвященная Св. Деве Марии, с
дополнительным именем Одегитрия. Выше и
ниже крепости имеются 4 приходские
церкви, которые, однако, учитываются как
две, поскольку по две церкви снабжены
лишь одним священником. Также с давних
пор было лишь две церкви, и лишь немного
лет назад при каждой старой была
пристроена новая. Первая из указанных
старых церквей носит имя Святого
Димитрия Селунскаго, новая при ней –
Воскресения Христова. Другая старая
церковь также Воскресения Христова, а
новая при ней – Рождества Богородицы
(построена в 1729 г. А. Д. Меншиковым.).
Там, где стоят эти две последние церкви,
раньше был мужской монастырь…».
17 марта 1785 года Сенатом Российской
империи утвержден старинный герб
Березова. «В верхней части щита -
Тобольский герб, означало ему
подчинение. В нижней части герба - три
дерева берез».
Падение
значения северного Приобья в
начале-середине XX века (до открытия
промышленных месторождения нефти и газа
в Западной Сибири) привело к оттоку
населения Березова. В 1926 году он
утратил статус города. Сейчас о старых
временах в Березово напоминают лишь
церковь на высоком берегу Северной
Сосьвы, памятник Меньшикову, да старый
деревянный мост через овраг в
историческом центре.
|