ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ «РАССПРОСА» ВАСИЛИЯ ТЮМЕНЦА И ИВАНА ПЕТРОВА - Иргит Ч.К. - И - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Иванов А.А. [2]
Иванов Б.П. [1]
Иванов В.Н. [1]
Иванов П. [1]
Илюшечкина Т.Н. [1]
Исторические обзоры [14]
Иргит Ч.К. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1348

Начало » Статьи » И » Иргит Ч.К.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ «РАССПРОСА» ВАСИЛИЯ ТЮМЕНЦА И ИВАНА ПЕТРОВА

XVII в. стал временем, когда в ходе непосредственного наблюдения русскими были получены первые свидетельства об образе жизни некоторых тувинских племен. Этими очевидцами были русские послы – атаман Тарского города Василий Тюменец и десятник Иван Петров, которые в 1616 г. были направлены с посольством к правителю государства Алтын-хана. Алтын-хан – это аристократический титул хотогойтских князей XVII в. В русских источниках XVII в. правители этого государства обобщенно названы Алтын-ханами. Посольство обязывалось поднести дары Алтын-хану от царского имени и предложить ему хранить мир и дружбу, а также принять русское подданство [1, с. 119]. Формально в задачу русского посольства входило установление дружественных отношений с государством Алтын-ханов, но фактической целью было разузнать о возможности открытия через сибирские земли торгового пути в Китай.

То, что поездка двух послов к ставке Алтын-хана берется за начало первых наблюдений над жизнью тувинских племен, имеет свои основания. Во-первых, контакты русских с тувинскими племенами были и ранее 1616 г., но поездка В. Тюменца и И. Петрова имела официальный характер и результаты ее получили письменную фиксацию в делопроизводственной документации Посольского приказа. Во-вторых, в одном из отчетов «Расспроса» содержатся ценные этнографические сведения о жизни тувинских племен начала XVII в. На основе этого многие ученые (С. И. Вайнштейн, Л. П. Потапов, Н.А. Сердобов, М.Х. Маннай-оол) устанавливают время получения первых свидетельств о быте тувинских родоплеменных групп – начало XVII в. Собственно этнографическое изучение тувинцев началось только с конца XVIII в., с появления трудов русских исследователей, содержащих первые этнографические описания языка, хозяйства и быта тувинцев.

Василий Тюменец и его помощник Иван Петров были неграмотны. Однако все увиденное ими с их слов было записано в так называемый статейный список. Сохранилось два варианта статейного списка первого русского посольства к ставке Алтын-хана. Первый – Предварительный отчет – был записан со слов посла В. Тюменца сразу же после его возвращения в Томск. Второй – Полный отчет – был сделан в Москве в начале 1617 г. Предварительный отчет В. Тюменца опубликован в книгах И.Е. Фишера «Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием» (1774) [2] и В.К. Андриевича «История Сибири» (1889) [3]. Полный отчет издан в работах Ф.И. Покровского [4] и Бэддли [5]. Подлинники текста предварительного и полного отчетов хранятся в ЦГАДА [6, с 23; 7, с. 24]. В современных изданиях текст полного отчета первого официального русского посольства содержится в сборнике «Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636» (1959) [8] и в собрании документов «За три века. Тувинско-русско- монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы» (1995) [9], составленном ученым-архивистом В. А. Дубровским.

Различие двух отчетов состоит в том, что собственно этнографические материалы содержатся в полном отчете, озаглавленном как «Расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану». Хотя статейный список посольства В. Тюменца содержит лишь отрывочные этнографические сведения о быте тувинских племенных групп, он представляет значительный интерес для истории Тувы.

Кроме публикации отчетов, поездка первого русского посольства к Алтын-хану хорошо изучена специалистами. Ссылки на описание поездки B. Тюменца и И. Петрова имеются в работах Г.Ф. Миллера [10, с. 436-437], К. Риттера [11, с. 154-155], В. К. Андриевича [1, с. 119], А.Г. Банникова [12, с. 4, 7-17], Н.П. Шастиной [6, с. 22-27], C.И. Вайнштейна [13, с. 6, 16; 14, с. 240], Л. П. По-[155]тапова [15, с. 16-18], Н.А. Сердобова [16, с. 149], М.Х. Маннай-оола [17, с. 97] и в Истории Тувы [18, с. 176, 178-179].

Русские послы вышли из Томска в конце августа 1616 г. Вероятно, шли они вдоль Томи, через Шорию и Абаканский хребет, на верхнее течение реки Абакан [12, с. 10]. В дальнейшем их путь в ставку правителя государства Алтын-ханов, находившуюся в районе оз. Убса-Нур, пролегал через земли минусинских татар, тубинцев и некоторых тувинских племен. В «Расспросе» было сказано: «А шли оне ис Киргиз на Табынскую землю; а Табынская земля тое же Киргиские земли, только живут особе, а дань дают в Киргизскую землю и к Алтыну-царю» [9, с. 15].

Табынская земля, или Тубинская землица, в XVII в. входила в состав Красноярского уезда. Ее не следует отождествлять с Тувинской землей1. Тубинцев XVII в. не следует рассматривать как тувинскую племенную группу. Эта тюркоязычная группа имела сходство в образе жизни с населением Саянской земли, куда дальше пролегал путь посольства В. Тюменца. «А ис Табынские земли шли оне на Саянскую землю, а в ней князек Кара-Сакул с товарыщи; живут себе меж гор и лесов по речкам... А ездят на оленях и на конях, а ясак дают Алтыну ж царю. А житье их то ж, что и в Табынской земле: угодей никаких нет, и хлеб не родитца» [9, с. 15]. По данным Б.О. Долгих, Саянская земля примерно соответствовала Тоджинскому району Тувы [19, с. 257], т.е. северо-восточной части современной Тувы. В приведенном сведении описан быт тувинцев-тоджинцев (группы восточных тувинцев). Основу хозяйства населения Саянской землицы, жившего в таежно-лесной местности, еще в XVII в. составляло оленеводство. При этом у них не было замечено введения земледелия. Далее в «Расспросе» было сказано, что послам «…на корм дали мяса оленья довольно, чем им до Матцкой земли дойти» [9, с. 16].

Из Саянской земли послы направились в Матцкую землю. «А из Саянские земли шли оне до Матцкие земли 8 ден, а места были ровные, меж гор же, а горы были им по сторонам. А реки им были от Саян до Матцкие земли: первая Кемчага, другая река Частые Броды… А в той Матцкой земли живет князек Кундучен, а служит со всею землею Алтын-царю» [9, с. 16]. Из таежно-лесной зоны послы попали в горно-степную местность, что понятно из описания: «Места были ровные, меж гор же». При этом наименования рек находят свои соответствия с современными названиями: Кемчага – это, без сомнения, река Хемчик, левый приток Енисея. Что касается реки Частые Броды, то В. Г. Банников полагал, что это река Барлык [12, с. 11], а В. Дубровский – Улуг-Хем [7, с. 4]. По К. Риттеру Частые броды – это извилистое течение Чаган-Махана, правого притока Абакана [11, с. 155].

Под Матцкой землей подразумевались места расселения родоплеменной группы Маады, кочевавшей по Хемчику и Улуг-Хему. О Матцкой земле сказано следующее: «А корм был: мясо баранье да молоко коровье и кобылье, да кумыз из молока ж кобылья» [9, с. 16]. Из сообщения можно сделать сразу два вывода. Во-первых, основой рациона питания данной группы тувинцев была молочная и мясная пища. Во-вторых, основу хозяйства, которая всегда определяет систему питания у тех или иных народов, составляло скотоводство (овцеводство и коневодство). Подобными этнографическими данными характеризовались западные тувинцы горно-степной местности.

Таким образом, в «Расспросе» В. Тюменца и И. Петрова имеются этнографические сведения, описывающие хозяйство и пищу отдельных тувинских племен. Даже по этим скупым сведениям прослеживаются отличия быта родоплеменных групп, населявших северо-восточную и западную части тогдашней Тувы, и существенные различия в их культурно-историческом развитии.

Еще один немаловажный момент встречи русских послов с тувинцами – это гостеприимство, которое проявили тувинские князья по отношению к своим «гостям» из Российского государства. В Саянской земле послов встретил «князек Кара-Сакул». В здешней земле посланцы русского царя были приняты с почестями, им поменяли уставших лошадей, дали в качестве еды на дальнейшую дорогу много мяса [6, с. 4]. Из Саянской земли Тюменец и Петров восемь дней шли до Матцкой земли. Князек мадов Кундучен также встретил их «честно от своих улусов в полуверсте, с кормом и с питьем, и подводы дал» [7, с. 4]. Прием и угощение любого гостя или путника, забота о нем и выполнение его желаний являлись неписаным законом, обязательным для всех [20, с. 53]. Гостеприимство характерно для всех народов, но у тувинцев оно занимало и занимает особо важное место в системе традиционных обычаев. Это подтверждается данными из «Расспроса» В. Тюменца.

С земли мадов послы направились в ставку Алтын-хана, куда их проводил сам князек мадов Кундучен. Первый Алтын-хан, Шолой-Убаши-Хунтайджи, кочевал тогда у оз. Убсу-нур и встретил царских послов с большими почестями [6, с. 5].

[156] Таким образом, путь послов из «земли киргизов» к ставке Алтын-хана имел следующий маршрут: р. Абакан – Частые броды – Кантегир – р. Хемчик – оз. Убсу-нур.

В своем «Расспросе» В. Тюменец отметил угощения (которые преподнес послам Алтын-хан. – Ч.И.) как характерный показатель хозяйства и быта. «А есть было, – рассказал он, – баранье мясо, молоко коровье, вино ис кумыза» (Цит. по: [12, с. 13]). В статейном списке особенно много сказано о буддийской религии, имеются интересные сведения с описанием одежды, в которую был одет Алтын-хан во время приема послов.

Дипломатические переговоры с Алтын-ханом имели успех. Свою главную задачу – добыть сведения о Китайском государстве для организации торговли с ним и установить дружественные отношения с государством Алтын-хана – посольство В. Тюменца выполнило.

Назад, в Россию, ехали той же дорогой. Вернулся В. Тюменец в Томск 22 ноября того же года. Вместе с русским посольством были отправлены с ответным визитом к русскому царю в Москву и послы Алтын-хана.

 

Пимечание:

1 К примеру, А. Г. Банников назвал Тубинскую землю Тувинской землей [12, с. 11], что является несоответствием. Название Тувинская земля в русских источниках появляется только во второй половине в XVII в. и употреблено по отношению к юго-восточной части территории современной Тувы. В XVII в. Тубинская землица и Тувинская земля географически могли не совпадать.

 

Список литературы

1. Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1.

2. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хрипунову // Фишер И. Е. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. С. 254-264.

3. Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским воеводам Боборыкину и Хрипунову (Приложение № 1) // Андриевич В. К. История Сибири. СПб, 1889. Ч. 1. С. 206-210.

4. Покровский Ф. И. Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 году // Известия Отделения русского языка и словесности. СПб., 1914. Т. XVIII. Вып. 4. С. 14 – 26.

5. Baddeley I. F. Russia, Mongolia, China. London, 1919. Vol. II. P. 47 – 58.

6. Шастина Н.П. Русско-монгольские посольские отношения XVII века. М., 1958. 181 с.

7. Дубровский В. Введение // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 3-11.

8. Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения. 1607-1636. Сборник документов. М., 1959. С. 59 – 66.

9. Расспросные речи в посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 13 – 24.

10. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999. Т. 1. 630 с.

11. Риттер К. Поездка казацкого атамана Василия Туманца и десятника Ивана Петрова к Алтын-хану в 1616 г. // Урянхай. Тыва дептер. М., 2007. Т. 2: Племена Саяно-Алтая. С. 154-155.

12. Банников А. Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. М., 1949. 52 с.

13. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. 216 с.

14. Вайнштейн С. И. Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 240 – 255.

15. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 402 с.

16. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. 482 с.

17. Маннай-оол М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск, 2004. 166 с.

18. История Тувы. Новосибирск, 2001. Т. 1. 367 с.

19. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав Сибири в XVII веке. М., 1960. 622 с.

20. Маннай-оол М.Х. Обычаи тувинского народа // Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Кызыл, 2002. Вып. 19. С. 52-60.

 

Источник:

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83)



Источник: Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83)
Категория: Иргит Ч.К. | Добавил: ostrog (2012-01-26)
Просмотров: 2755 | Рейтинг: 4.5 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz