XVII в. стал временем, когда в
ходе непосредственного наблюдения русскими были получены первые свидетельства об
образе жизни некоторых тувинских племен. Этими очевидцами были русские послы –
атаман Тарского города Василий Тюменец и десятник Иван Петров, которые в 1616 г.
были направлены с посольством к правителю государства Алтын-хана. Алтын-хан –
это аристократический титул хотогойтских князей XVII в. В русских источниках
XVII в. правители этого государства обобщенно названы Алтын-ханами. Посольство
обязывалось поднести дары Алтын-хану от царского имени и предложить ему хранить
мир и дружбу, а также принять русское подданство [1, с. 119]. Формально в задачу
русского посольства входило установление дружественных отношений с государством
Алтын-ханов, но фактической целью было разузнать о возможности открытия через
сибирские земли торгового пути в Китай.
То, что поездка двух послов к
ставке Алтын-хана берется за начало первых наблюдений над жизнью тувинских
племен, имеет свои основания. Во-первых, контакты русских с тувинскими племенами
были и ранее 1616 г., но поездка В. Тюменца и И. Петрова имела официальный
характер и результаты ее получили письменную фиксацию в делопроизводственной
документации Посольского приказа. Во-вторых, в одном из отчетов «Расспроса»
содержатся ценные этнографические сведения о жизни тувинских племен начала XVII
в. На основе этого многие ученые (С. И. Вайнштейн, Л. П. Потапов, Н.А. Сердобов,
М.Х. Маннай-оол) устанавливают время получения первых свидетельств о быте
тувинских родоплеменных групп – начало XVII в. Собственно этнографическое
изучение тувинцев началось только с конца XVIII в., с появления трудов русских
исследователей, содержащих первые этнографические описания языка, хозяйства и
быта тувинцев.
Василий Тюменец и его помощник
Иван Петров были неграмотны. Однако все увиденное ими с их слов было записано в
так называемый статейный список. Сохранилось два варианта статейного списка
первого русского посольства к ставке Алтын-хана. Первый – Предварительный отчет
– был записан со слов посла В. Тюменца сразу же после его возвращения в Томск.
Второй – Полный отчет – был сделан в Москве в начале 1617 г. Предварительный
отчет В. Тюменца опубликован в книгах И.Е. Фишера «Сибирская история с самого
открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием» (1774) [2] и В.К.
Андриевича «История Сибири» (1889) [3]. Полный отчет издан в работах Ф.И.
Покровского [4] и Бэддли [5]. Подлинники текста предварительного и полного
отчетов хранятся в ЦГАДА [6, с 23; 7, с. 24]. В современных изданиях текст
полного отчета первого официального русского посольства содержится в сборнике
«Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636» (1959) [8] и в
собрании документов «За три века. Тувинско-русско- монгольско-китайские
отношения (1616-1915). Архивные документы» (1995) [9], составленном
ученым-архивистом В. А. Дубровским.
Различие двух отчетов состоит в
том, что собственно этнографические материалы содержатся в полном отчете,
озаглавленном как «Расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города
В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану». Хотя статейный
список посольства В. Тюменца содержит лишь отрывочные этнографические сведения о
быте тувинских племенных групп, он представляет значительный интерес для истории
Тувы.
Кроме публикации отчетов,
поездка первого русского посольства к Алтын-хану хорошо изучена специалистами.
Ссылки на описание поездки B. Тюменца и И. Петрова имеются в работах Г.Ф.
Миллера [10, с. 436-437], К. Риттера [11, с. 154-155], В. К. Андриевича [1, с.
119], А.Г. Банникова [12, с. 4, 7-17], Н.П. Шастиной [6, с. 22-27], C.И.
Вайнштейна [13, с. 6, 16; 14, с. 240], Л. П. По-[155]тапова
[15, с. 16-18], Н.А. Сердобова [16, с. 149], М.Х. Маннай-оола [17, с. 97] и в
Истории Тувы [18, с. 176, 178-179].
Русские послы вышли из Томска в
конце августа 1616 г. Вероятно, шли они вдоль Томи, через Шорию и Абаканский
хребет, на верхнее течение реки Абакан [12, с. 10]. В дальнейшем их путь в
ставку правителя государства Алтын-ханов, находившуюся в районе оз. Убса-Нур,
пролегал через земли минусинских татар, тубинцев и некоторых тувинских племен. В
«Расспросе» было сказано: «А шли оне ис Киргиз на Табынскую землю; а Табынская
земля тое же Киргиские земли, только живут особе, а дань дают в Киргизскую землю
и к Алтыну-царю» [9, с. 15].
Табынская земля, или Тубинская
землица, в XVII в. входила в состав Красноярского уезда. Ее не следует
отождествлять с Тувинской землей1. Тубинцев XVII в. не следует
рассматривать как тувинскую племенную группу. Эта тюркоязычная группа имела
сходство в образе жизни с населением Саянской земли, куда дальше пролегал путь
посольства В. Тюменца. «А ис Табынские земли шли оне на Саянскую землю, а в ней
князек Кара-Сакул с товарыщи; живут себе меж гор и лесов по речкам... А ездят на
оленях и на конях, а ясак дают Алтыну ж царю. А житье их то ж, что и в Табынской
земле: угодей никаких нет, и хлеб не родитца» [9, с. 15]. По данным Б.О. Долгих,
Саянская земля примерно соответствовала Тоджинскому району Тувы [19, с. 257],
т.е. северо-восточной части современной Тувы. В приведенном сведении описан быт
тувинцев-тоджинцев (группы восточных тувинцев). Основу хозяйства населения
Саянской землицы, жившего в таежно-лесной местности, еще в XVII в. составляло
оленеводство. При этом у них не было замечено введения земледелия. Далее в
«Расспросе» было сказано, что послам «…на корм дали мяса оленья довольно, чем им
до Матцкой земли дойти» [9, с. 16].
Из Саянской земли послы
направились в Матцкую землю. «А из Саянские земли шли оне до Матцкие земли 8
ден, а места были ровные, меж гор же, а горы были им по сторонам. А реки им были
от Саян до Матцкие земли: первая Кемчага, другая река Частые Броды… А в той
Матцкой земли живет князек Кундучен, а служит со всею землею Алтын-царю» [9, с.
16]. Из таежно-лесной зоны послы попали в горно-степную местность, что понятно
из описания: «Места были ровные, меж гор же». При этом наименования рек находят
свои соответствия с современными названиями: Кемчага – это, без сомнения, река
Хемчик, левый приток Енисея. Что касается реки Частые Броды, то В. Г. Банников
полагал, что это река Барлык [12, с. 11], а В. Дубровский – Улуг-Хем [7, с. 4].
По К. Риттеру Частые броды – это извилистое течение Чаган-Махана, правого
притока Абакана [11, с. 155].
Под Матцкой землей
подразумевались места расселения родоплеменной группы Маады, кочевавшей по
Хемчику и Улуг-Хему. О Матцкой земле сказано следующее: «А корм был: мясо
баранье да молоко коровье и кобылье, да кумыз из молока ж кобылья» [9, с. 16].
Из сообщения можно сделать сразу два вывода. Во-первых, основой рациона питания
данной группы тувинцев была молочная и мясная пища. Во-вторых, основу хозяйства,
которая всегда определяет систему питания у тех или иных народов, составляло
скотоводство (овцеводство и коневодство). Подобными этнографическими данными
характеризовались западные тувинцы горно-степной местности.
Таким образом, в «Расспросе» В.
Тюменца и И. Петрова имеются этнографические сведения, описывающие хозяйство и
пищу отдельных тувинских племен. Даже по этим скупым сведениям прослеживаются
отличия быта родоплеменных групп, населявших северо-восточную и западную части
тогдашней Тувы, и существенные различия в их культурно-историческом развитии.
Еще один немаловажный момент
встречи русских послов с тувинцами – это гостеприимство, которое проявили
тувинские князья по отношению к своим «гостям» из Российского государства. В
Саянской земле послов встретил «князек Кара-Сакул». В здешней земле посланцы
русского царя были приняты с почестями, им поменяли уставших лошадей, дали в
качестве еды на дальнейшую дорогу много мяса [6, с. 4]. Из Саянской земли
Тюменец и Петров восемь дней шли до Матцкой земли. Князек мадов Кундучен также
встретил их «честно от своих улусов в полуверсте, с кормом и с питьем, и подводы
дал» [7, с. 4]. Прием и угощение любого гостя или путника, забота о нем и
выполнение его желаний являлись неписаным законом, обязательным для всех [20, с.
53]. Гостеприимство характерно для всех народов, но у тувинцев оно занимало и
занимает особо важное место в системе традиционных обычаев. Это подтверждается
данными из «Расспроса» В. Тюменца.
С земли мадов послы направились
в ставку Алтын-хана, куда их проводил сам князек мадов Кундучен. Первый
Алтын-хан, Шолой-Убаши-Хунтайджи, кочевал тогда у оз. Убсу-нур и встретил
царских послов с большими почестями [6, с. 5].
[156] Таким образом, путь послов из «земли киргизов» к ставке
Алтын-хана имел следующий маршрут: р. Абакан – Частые броды – Кантегир – р.
Хемчик – оз. Убсу-нур.
В своем «Расспросе» В. Тюменец
отметил угощения (которые преподнес послам Алтын-хан. – Ч.И.) как характерный
показатель хозяйства и быта. «А есть было, – рассказал он, – баранье мясо,
молоко коровье, вино ис кумыза» (Цит. по: [12, с. 13]). В статейном списке
особенно много сказано о буддийской религии, имеются интересные сведения с
описанием одежды, в которую был одет Алтын-хан во время приема послов.
Дипломатические переговоры с Алтын-ханом имели успех. Свою главную задачу – добыть сведения о Китайском
государстве для организации торговли с ним и установить дружественные отношения
с государством Алтын-хана – посольство В. Тюменца выполнило.
Назад, в Россию, ехали той же
дорогой. Вернулся В. Тюменец в Томск 22 ноября того же года. Вместе с русским
посольством были отправлены с ответным визитом к русскому царю в Москву и послы
Алтын-хана.
Пимечание:
1 К примеру, А. Г.
Банников назвал Тубинскую землю Тувинской землей [12, с. 11], что является
несоответствием. Название Тувинская земля в русских источниках появляется только
во второй половине в XVII в. и употреблено по отношению к юго-восточной части
территории современной Тувы. В XVII в. Тубинская землица и Тувинская земля
географически могли не совпадать.
Список литературы
1.
Андриевич В. К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 1.
2.
Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским
воеводам Боборыкину и Хрипунову // Фишер И. Е. Сибирская история с самого
открытия Сибири до завоевания сей земли российским оружием. СПб., 1774. С.
254-264.
3.
Донесение послов к Алтын Хану, отправленных в 1616 году, объявленное Томским
воеводам Боборыкину и Хрипунову (Приложение № 1) // Андриевич В. К. История
Сибири. СПб, 1889. Ч. 1. С. 206-210.
4.
Покровский Ф. И. Путешествие в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина
в 1618 году // Известия Отделения русского языка и словесности. СПб.,
1914. Т. XVIII. Вып. 4.
С. 14 – 26.
5. Baddeley I. F. Russia, Mongolia, China. London,
1919. Vol. II.
P. 47 – 58.
6.
Шастина Н.П. Русско-монгольские посольские отношения XVII века. М., 1958. 181 с.
7.
Дубровский В. Введение // За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские
отношения (1616-1915). Архивные документы. Кызыл, 1995. С. 3-11.
8.
Материалы по истории русско-монгольских отношений. Русско-монгольские отношения.
1607-1636. Сборник документов. М., 1959. С. 59 – 66.
9.
Расспросные речи в посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и
десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану // За три века.
Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1616-1915). Архивные документы.
Кызыл, 1995. С. 13 – 24.
10.
Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999. Т. 1. 630 с.
11.
Риттер К. Поездка казацкого атамана Василия Туманца и десятника Ивана Петрова к
Алтын-хану в 1616 г. // Урянхай. Тыва дептер. М., 2007. Т. 2: Племена
Саяно-Алтая. С. 154-155.
12.
Банников А. Г. Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай. М., 1949.
52 с.
13.
Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. 216 с.
14.
Вайнштейн С. И. Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы
антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968. С. 240 – 255.
15.
Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. 402 с.
16.
Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971. 482 с.
17.
Маннай-оол М.Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск, 2004.
166 с.
18.
История Тувы. Новосибирск, 2001. Т. 1. 367 с.
19.
Долгих Б. О. Родовой и племенной состав Сибири в XVII веке. М., 1960. 622 с.
20.
Маннай-оол М.Х. Обычаи тувинского народа // Ученые записки Тувинского института
гуманитарных исследований. Кызыл, 2002. Вып. 19. С. 52-60.
Источник:
Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83)
Источник: Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83)
|