Бытовыя черты начала XVIII века. Дело об «Истории Скифийской» - Оглоблин Н. - О - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Обертас В.Л. [1]
Овчинникова М.В. [1]
Оглоблин Н. [41]
Огурцов А.Ю. [2]
Ополовников А.В., Крадин Н.П. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1348

Начало » Статьи » О » Оглоблин Н.

Бытовыя черты начала XVIII века. Дело об «Истории Скифийской»

Дело об «Истории Скифийской»1).

«Державнейший царь, государь милостивейший! В прошлом, государь, 1700 г. марта в 14 день, взял у меня Сибирский митрополит Игнатий Корсаков две книги письменныя Хрисмологион да Историю Скифийскую, цена тем книгам 11 рублев, а денег за них не платил, и про то ведает келейник ево монах Дамиан, которой ныне живет в Чюдове монастыре. Итогож марта в 16 день по указу святейшаго патриарха взят он Игнатий митрополит в Чюдов монастырь и был в Чюдове недели с полтретьи, и я в те числа о тех книгах, что за них деньги не плачены, возвещал Чюдова монастыря ризничему иеродиакону Иоасафу Стромилову. И из Чюдова монастыря послан он Игнатий митрополит в Симонов монастырь, и я после того бил челом о тех своих книгах святейшему патриарху и извещал духовных дел судии монаху Иосифу. А по твоему великого государя указу келейная ево Игнатия митрополита рухледь указана была ведать думному дьяку А. А. Виниюсу. И по твоему ж великого государя указу по смерти ево Игнатия митрополита велено келейную ево архиерейскую рухледь отдать в Софийской дом Сибирской епархии и он Андрей Андреевич с тою келейною рухледью одну мою книгу Хрисмологион отдал в Софийской дом, и тое мою книгу Хрисмологион Филофей митрополит мне отдал, а другая моя книга История Скифийская взята в Сибирской приказ, а та государь книга моя, а не архиерейская, и денег за нее не плачено — о том ведают вышеименованные монахи. Всемилостивейший государь! прошу вашего величества, пожалуй меня — вели, государь, о той моей книге свой государской праворазсудительной и милостивой указ учинить. Вашего величества нижайший раб Алексей Коробовской3). 1702 г., апреля в 30 день». (Ниже — рукоприкладство челобитчика).
Загорелось в Сибирском приказе дело об отыскании изчезнувшей рукописной «Истории Скифийской» и возврате владельцу ея А. Коробовскому. Кто такой был последний: учитель-ли какой, или певчий, или подьячий — документы не говорят. Судя по фамилии, он был уроженцом Малороссии.
Сибирский приказ собирался послать память в Монастырский приказ, чтобы там допросили указанных Коробовским свидетелей — монахов. Но последние сами явились к допросу в Сибирский приказ.
Монах Чудова монастыря Дамиан показал, что в 1700 г. митрополит Игнатий действительно купил при нем у Алексея Коробовскаго какую-то книгу и денег не заплатил. Какая это была книга — Дамиан не знает, помнит только, что та книга была «в переплете, в белой коже, а писана во весь лист».
Чудовский ризничий иеродиакон Иоасаф Стромилов сказал: «в прошлом-де 1700 г., марта с 16 числа апреля по 4 число, был у них в Чудове монастыре под запрещением преосвященный Игнатий митрополит Сибирской и Тобольской». В это-то время пришел к свидетелю А. Коробовской и «бил челом», что митр. Игнатий взял у него «Хрисмологион» и «Историю Скифийскую», а денег не платил. Коробовской просил «доложить его преосвященнаго об отдаче тех книг, или за них денег». Ризничий о том доложил митрополиту чрез монаха Илария, «которой был приставлен» к митрополиту. Последний сказал Иларию, что указанный две книги он действительно взял у Коробовскаго и денег не заплатил. Книги-де должны находиться среди его «келейной рухляди на Казанском подворье»
Сибирский приказ замечает, что в августе 1701 г. все «килейныя книги» митрополита Игнатия, вместе с его серебром, посудою, платьем и другою рухлядью, хранившеюся в Сибирском приказ, на Казанском подворье и в Симонове монастыре — все это, после описи и оценки, передано Дмитрию митрополиту Сибирскому и Тобольскому, под росписку его «домоваго дьяка» Григорья Яковлева.
Как известно, преемником м. Игнатия был назначен св. Дмитрий Ростовский, но посылка его в Сибирь не состоялась и вместо него поехал туда Филофей Лещинской.
В числе книг, отданных пр. Дмитрию, были и две «письменныя — Хрисмологион, в тетрадях, цена пол-два (т. е. полтора) рубли, да История Сирская, на александрийской бумаге, цена рубль. А вышеписанного челобитчика (Коробовскаго) в челобитье написано, что у него взята История Скифийская».
Алексей Коробовской заявил в челобитной, что «Хрисмологион» он уже получил от митрополита Филофея и розыскивает «Историю Скифийскую», которая «взята в Сибирской приказ» и не была передана митр. Филофею. Но Сибирский приказ уверяет, что в его руках была и передана еще митр. Дмитрию «История Сирская», а не «История Скифийская»...
Правда, после этой передачи в Сибирском приказе еще оставалась часть имущества митр. Игнатия, именно — «горелое серебро, да в заемных деньгах кабалы, всего на 1400 рублев, и то все, по указу великого государя декабря 8 числа 1701 г., отдано» митрополиту Филофею, «для проезду в Сибирь и на поминовение души того преосв. Игнатия митрополита. А в Сибирском приказе ничего в остатке нет».
Не может быть, однако, чтобы челобитчик А. Коробовской не знал своих книг и мог смешать «Историю Скифийскую» с «Историей Сирской». Что митр. Игнатий купил у него именно «Историю Скифийскую» — это подтвердил сам митрополит, как видим из показания ризничаго Чудова монастыря иеродиакона Иоасафа Стромилова.
Несомненно, что «История Скифийская» была «взята в Сибирской приказ» и, как книга редкая, кого нибудь прельстила, может быть самого всесильнаго думнаго дьяка Андрея Андреевича Виниюса, человека очень образованнаго. Если кому, то именно самому Виниюсу ничего не стоило подменить дорогую «Историю Скифийскую» дешевою «Историей Сирской»... Это было тем легче устроить, что главный свидетель Коробовскаго — митрополит Игнатий считался в то время «поврежденным в уме» и находился «под запрещением» за какия-то «противныя речи» против патриарха 2)... Человек оффициально был признан сумасшедшим и Сибиркий приказ, как оффициальное учреждение, имел право не дать веры показаниям «поврежденнаго» митрополита относительно «Скифийской истории».
Таким образом, Алексею Коробовскому не удалось розыскать своей редкой книги. А что она действительно ценилась в то время очень высоко, об этом свидетельствует значительная стоимость ея. Коробовской оценивает обе книги в 11 рублей. Сибирский приказ оценил «Хрисмологион» всего в 1 ½ рубля. Значит, «История Скифийская» стоила 9 ½ рублей — громадная сумма для того времени, т. е. на наш счет около 100 рублей. Немудрено, что такая ценная книга была подменена дешевою «Историей Сирской», стоившей всего 1 рубль.
Любопытно, что думный дьяк А.А. Виниюс не сделал никакого приговора по существу челобитья Коробовскаго... Дело было что называется положено под сукно и замерло само собою. Какому нибудь Коробовскому нечего было и думать о борьбе с могучим думным дьяком...

Примечания:

1) Книга № 1350, лл. 383—385.
2) В «описной книге» конфискованнаго у митр. Игнатия имущества, в 1700 г., читаем, что митрополит «за повреждением ума своего... учинился святейшему патриарху (Адриану) непослушен и противен, и за ту свою вину послан он Игнатий митрополит подначал в Симонов монастырь»... (Сибир, прик. кн. № 1559, л. 1).

3)Коробовский Алексей (конец XVII — начало XVIII в.) — автор челобитной царю Петру I о возвращении ему книг (1702 г.), владелец и переписчик рукописей. Среди принадлежавших ему рукописных книг «Хрисмологион» Николая Спафария и «Скифская история» Андрея Лызлова, временно отданные владельцем в 1700 г. сибирскому митрополиту Игна¬тию Римскому-Корсакову. Переписанные К. сочинения в основном свет¬ского содержания: «Повести римские» («Римские деяния») (ГИМ, собр. Уварова, № 1326 (494) (313)), 1691 г.; «Хрисмологион» (ГИМ, Сино¬дальное собр., № 259), 1693 г., — экземпляр из келейной библиотеки патриарха Адриана\ два списка сочинения «Описание вин или причин гибели царств» (ГИМ, собр. Уварова, № 1865 (5611) (434) и собр. Нилово-Столбенской пустыни, № 110; в ГБЛ не поступал), конца XVII в.; сборник «Сот пчельный» (БАН, 33.1.12), 1695 г.(Воспроизводится по: Белоброва О. А. Коробовский Алексей // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — Т. XL. — С. 122).  Прим. сайта "ПАМЯТНИКИ СИБИРСКОЙ ИСТОРИИ"
Воспроизводится по:

Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете., МОСКВА, 1904. Кн. 1. Отд. 3. с. 11 – 14

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2012



Источник: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. МОСКВА, 1904. Кн. 1. Отд. 3
Категория: Оглоблин Н. | Добавил: ostrog (2012-06-15)
Просмотров: 1274 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz