Во имя живоначальной троицы - Рихтер О. - Р - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Рабинович Я.Н. [1]
Раев Д.В. [2]
Резун Д.Я. [3]
Резун Д.Я., Каменецкий И.П. [1]
Рихтер О. [1]
Рогожин А.А. [1]
Рудакова Л.П. [1]
Руднева С.Ф. [1]
Рябов Н.Г. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1209

Начало » Статьи » Р » Рихтер О.

Во имя живоначальной троицы

По наказу царя Федора Ивановича о строительстве города на реке Оби воевода Федор Петрович Борятинский и голова Владимир Оничков доплыли до местности, называемой Сургутом (рыбное место), которой владел остяцкий князь Бардак. Здесь они и решили поставить город Сургут в устье речки, ныне называемой Саймой. Это произошло в середине июля 1594 года.

Закипела работа. Привлеченные из ближайших поселений остяки рубили лес, а казаки возводили рубленый город — государевы житницы, амбары и погреба, воеводский двор, тюрьму и церковь. Все эти сооружения помещались внутри острога, за высокими крепостными стенами с глухими башнями по углам и одной проезжей, на которых размещались пушки. А жилые дома ставились вне стен острога, но в следующее лето и они были обнесены стеною из вертикальных заостренных бревен.

С первых дней служилые люди делали все возможное, чтобы создать условия для отправления христианских треб. Построив церковь, они тут же согласились содержать священнослужителей за счет своего заработка, наняв на первых порах одного попа и просвирницу. Но не было еще богослужебных книг, церковной утвари, ладана и воска, свечи изготавливали сами из животного сала. А главное — церковь не была освящена.

Это знаменательное событие произошло в 1595 году в День Святой Троицы, когда из Тобольска прибыл священник. Он обошел вокруг церкви, окропляя ее стены святой водой, и прочитал молитву: «Создателю и Содетелю человеческого рода. Дателю благодати духовныя. Подателю вечного спасения. Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на церковь сию, яко да вооружена силою небесного заступления хотящим ю употребляти. Помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь».

Внутри церкви, в центре иконостаса, разместили икону Живоначальной Троицы, зажгли перед нею свечу и прочитали молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша. Имене Твоего ради. Господи, помилуй».

С этого дня церковь стала называться Троицкой.

Из года в год население города возрастало. Если с самого начала было 155 служилых людей, то в 1601 году сургутский гарнизон насчитывал уже 280 человек. У многих казаков и стрельцов появились семьи. В связи с этим возросли потребности в осуществлении христианских треб, и население было вынуждено взять на свое содержание дополнительно церковных служителей.

В книге окладного жалованья сургутским служилым людям, ружникам и оброчникам за 1625 год числились:

— черный поп Илинарх и белый поп Дмитрий Тарасьев. Им был положен годовой оклад по семи рублей денег, по семи чети (четь равна восьми пудам) ржи, по чети круп, по чети толокна (ячменная мука) и по два пуда соли.

— церковный дьячок Семейка Михайлов Колмогорец с окладом пять рублей двадцать пять копеек денег, пять чети ржи, по осмине круп и толокна и пуд с четвертью соли.

— пономарь Гурей с окладом три рубля денег, пять чети ржи, по осмине круп и толокна и пуд с четвертью соли.

— просвирница Пелагеица с окладом два рубля с полтиною денег, четыре чети ржи, по осмине круп и толокна и пуд с четвертью соли.

Для сравнения следует заметить, что атаман Богдан Сидоров Зубакин получал годовое жалование в размере семь рублей денег, восемь чети с полуосминою ржи, по чети круп и толокна, и два пуда соли, то есть близко к окладам черного и белого попа. А, например, семейные казаки получали по пяти рублей 25 копеек денег, по семи чети ржи, по чети круп и толокна, и полтора пуда соли.

В 1626 году в Сургуте случился пожар, пострадали многие строения, в том числе приказная изба, где хранились все документы, и церковь. Однако она была быстро восстановлена. Кроме того, через двенадцать лет, служилые люди «по своему обещанию», без оплаты построили вторую церковь. Этот храм был освящен во имя святителя Василия Кесарийского и преподобного Михаила Малеина, а из Москвы от имени царя Михаила Федоровича были присланы богослужебные книги и иконы. Этот храм стал приходским, а Троицкая церковь — соборной. Но еще долгие годы церкви оставались без колоколов.

В июле 1654 года казачий и стрелецкий голова Первой Самойлов, атаман Евдоким Алексеев и все служилые люди послали царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой прислать колокола и решить вопрос по содержанию церковного притча. Они писали: «Государь, мы, холопи твои, в твоем государеве Сургуцком, беспашенном городе оскудали, стали бедны и нужны, и семьянисты». У служилых людей недоставало средств, чтобы прокормить свои семьи, и они не могли нанять священнослужителей для приходской церкви. В ней перестали проводиться богослужения. Поэтому сургутские жители просили прислать кроме колоколов еще и попа со служками и установить им государев оклад. Они писали: «Церковь ныне стоит пуста, без пения».

По данным 1646 года в Сургуте при соборной Троицкой церкви было два священника и один дьячок. Вместо прежних был черный поп Меркурий и белый поп Афанасий, который впоследствии под челобитной 1654 года приложил свою руку за основную массу безграмотных духовных детей, так как только 15 человек смогли подписаться собственноручно.

Поп Афанасий был человеком в высшей мере порядочным и самоотверженным. Эти его качества проявились в деле о праздновании царских именин. Тогда, в 1646 году, между воеводой Измайловым и группой казаков во главе с головой Поповым существовал конфликт. Желая навредить воеводе, заговорщики послали царю донос, в котором извещали, что 16 марта 1646 года на государев ангел в приходской церкви Василия Кесарийского, после вечерни «за государево многолетное здоровье молебствовали и Бога молили», а в соборной Троицкой церкви  воевода Измайлов после вечерни не велел служить молебен за здоровье государя и не ставил свечи из «государева воска» перед образом государева ангела — иконой святого Алексея человека Божия». Однако позже, на следствии в Тобольске, челобитчики признались, что молебн с участием воеводы состоялся, но только в сам праздник после заутрени. Поп Афанасий, рискуя оказаться в опале, заявил, что воевода тут не при чем, а виноват он сам, изменив установленный канон празднования дня ангела государя. При разбирательстве так же выяснилось, что в Троицкой церкви не было иконы святого Алексея и поэтому свеча «из государева воска» была поставлена перед иконой Живоначальной Троицы.

Нужно сказать, что священники Сургута помогали первым воеводам в наведении надлежащего порядка. Примечательны коллизии, которые разыгрывались в 1626 году между воеводой Пушкиным и вторым воеводой Белкиным. Последний был человеком неукротимого нрава и развратник. Из Тобольска он увез к себе в Сургут жену стрельца Макарко Ортемьева, а у мулы бухарского забрал татарку Кузаку, и была у него еще подговорная женка Анютка, которую он на время отослал в Нарым. По этому поводу Пушкин бил челом государю Михаилу Федоровичу. Он писал:

«И в нынешнем, государь, ... году посылал я, холоп твой, к Богдану Белкину на двор Сургуцково города Троицкого черного священника Илинарха да подьячего Офонасья Кондакова, да атамана Тугарина Федорова, да служилых людей и казаков. И как к нему, Богдану, на двор пришли, и он с людьми своими… вышел пьян на крыльцо с саблями и с пищалями. И священник, государь, и подьячий, и атаман, и десятники… Богдану говорили: «Отдай подговорную Макарову жену Иринку тобольского стрельца». И Богдан Белкин им сказал: «У меня де жонки никакой нет», — и учал лаять матерно и подьячего Офонасья Кондакова побил до полусмерти и за бороду драл, и на голове волосы выдрал. И служилых, государь, людей десятников бил, а человек его… Максимку колол саблею».
Подобные и иные конфликты нередко возникали между горожанами, и всякий раз священнослужители отважно вмешивались в мирские дела.

Миновало 103 года со дня основания города Сургута, и в Городовом списке за 1697 год горестно повествовалось:

«А в остроге церковь Святые Живоначальные Троицы, и та церковь ветха и огнила, и в олтаре и трапезе потолок местами обвалился».

Как же выглядела первая церковь Сургута? Об этом можно только догадываться, так как рисунка мы не имеем. Однако имея фотографии других сохранившихся рубленных церквей, построенных в шестнадцатом веке, и очень похожих друг на друга, следует предположить, что сургутская Троицкая церковь ничем не отличалась от них.

В этом 2006 году, в день Святой Троицы, исполняется 411 лет церковного богослужения в городе Сургуте.

«Новый Город» независимая ежедневная газета




Источник: http://www.novygorod.ru/ru/news/volume2482/obshestvo/article11299
Категория: Рихтер О. | Добавил: ostrog (2008-07-31) | Автор: Олег Рихтер
Просмотров: 1203 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz