История сибирских служилых людей конца XVI - начала XVII вв. остается
малоизученной, прежде всего по состоянию источников.
В отечественном сибиреведении роль служилых людей оценивалась по-разному. В
работах дореволюционных исследователей на первый план выдвигалась
военно-административная сторона их деятельности. В недавних исследованиях А.А.
Преображенского. Н.М. Покровского. Н.А. Миненко. Н.И. Никитина упрочилась мысль
о существенной роли служилых людей в хозяйственной жизни региона. Сведения, которые содержатся в верхотурских грамотах, дополняют картину службы и
быта детей боярских, казаков, стрельцов в сибирских гарнизонах начиная с 1597
года.
Ряд царских грамот сообщает о сборе с поморских городов хлебных запасов для
отправки в Сибирь. Существенная роль в выполнении таких указов отводилась
служилым людям. Им надлежало грузить на суда и сопровождать хлебную "казну" до
Верхотурья, а затем в Тобольск. Сургут. Березов, Мангазею и другие сибирские
города. Для "отмеры" хлебных запасов у целовальников направляли, как правило,
детей боярских (в 1600 году им был Андрей Кольчугин из Казани).
Грамота от 29 мая 1601 года верхотурскому воеводе М.Д. Львову и голове У.В.
Новосильцеву сообщает о том, что из Москвы для сопровождения девяти "колодников"
были "отпущены" Черкас Александров (татарский голова), "литвин" Войтех
Кривицкий. "вятчанин" стрелец Петрушка, пелымский стрелец Завароха Иванов и
служилые татары. Воеводе и голове надлежало тот час "отпустить" их в Тобольск, а
до Тюмени дать, "судно и провожатых". Спустя месяц казачий атаман Максим Панютин
также сопровождал в Тобольск ссыльных, через Верхотурье. Октябрьская (1601 года)
грамота царя Бориса сообщает о выдаче ссыльным хлеба перед отправкой в Тобольск,
везли этих "опальных" людей "литвин" Кашнир Ольховский /Орковский/, тобольские
казаки и березовский казак Василий Деев. Еще несколько грамот подобного
содержания сообщает об отправке ссыльных из [6]
Москвы, их сопровождали конные, пешие казаки, "литва", стрельцы во главе
с атаманами или детьми боярскими.
Другая грамота, датированная этим же годом передает указ о проведении на
Верхотурье переписи населения, в том числе местных и приезжих служилых людей: "переписати...
в городе и в остроге детей боярских, и стрелецкие, и казаки, и пушкарские...
людей дворы".
На вновь построенном Гостином дворе в 1600 году голове Г.С. Салманову
наказывалось организовать взымание пошлины с торговых людей, что поручено было
целовальнику и сыну боярскому. В связи с тем, что русские торговые люди тайно на
реках, в юртах, волостях торговали с татарами, остяками, вогулами "мимо"
Гостиного двора без уплаты десятинной пошлины, грамота царя Бориса Годунова от
29 сентября 1600 года сообщает о запрете такой торговли и предписывает послать
детей боярских, стрельцов "проведать" торговых людей, переписать, товар и
привезти его на Верхотурье. взяв пеню.
Еще одна грамота 1600 года сообщает о сборе ясака за 1600 - 1601 годы, а с
"ясачной казной для бережения и за отчетом" необходимо было отправить детей
боярских, казаков, стрельцов.
Часть, верхотурских грамот сообщает о разработке соляного промысла. В грамоте,
датируемой 20 декабря 1600 года, сообщается о подборе людей "к соляному
промыслу"; из Тобольска был направлен пушкарь Ворошилка Власьев - ценный мастер
и соловар, из Пелыма - сын боярский, несколько человек стрельцов и пашенных
людей, а голове Г.С. Салманову необходимо было "к пелымским в прибавку для
варочного дела" послать десять стрельцов. Согласно этой же грамоте на Верхотурье
тогда находились на службе сорок шесть стрельцов, из них десять по царскому
указу были посланы в новый Епанчин острог, в городе несли службу только десять
человек, а остальные находились "в посылках", поэтому Салманов смог послать
только четырех человек, а других набирали из "тутошних и гулящих" людей. "На
подмогу" людям, направленным к соляному промыслу, было выдано из царской казны
на четыре недели но четыре рубля человеку.
Поводом для основания Верхотурья послужило открытие новой дороги в Сибирь. Но
уже через год служилые люди жаловались в челобитной царю, что эта новая дорога
"чищена узко и худо", а мосты снесло весенней водой и образовались большие
выбоины, и если весной не будет произведен ремонт, то по дороге сибирских
хлебных запасов и "сибирской государевой казны" невозможно будет привезти, и им,
"служилым людям, ездить будет тягость великая". 22 апреля 1599 года
правительство распорядилось отправить с Верхотурья посошных людей, а с ним сына
боярскою для того, чтобы "дороги чистить и мостов мостить, чтоб дорога была
чиста и мосты б были вечны". Но, как сообщает другая грамота, отправленная
осенью того же года, дорога находится в плохом состоянии, остается нечищеной,
посошные люди "мосты мостят неспешно и худо", а вместо "досмотра" за сибирской
дорогой " Иван (Тырков - О. В.) у них емлет посулы и поминки". Воеводе и голове
следовало проверить содержание дороги, и виновного [7]
"нещадно" наказывать.
Благодаря относительной близости Верхотурья и положению его на большой дороге, в
нем появилось множество "охочих людей". В 1604 году царская грамота
верхотурскому воеводе сообщает о выборе "охочих людей" в сургутские стрельцы, на
дорогу им велено выдать по I рублю, по "осьмине" муки, "по полуосьмине крупы" и
толокна. На службу в Сургут было отправлено 50 человек, а через год столько же в
Томск.
Ямская служба от Верхотурья до Соликамска первоначально была возложена на
лялинских вогуличей. Но уже в 1599 году последние жаловались царю, что "всяки"
служилые люди берут лишние подводы и не возвращают, а за этими подводами
вогуличи "гонцов" боятся потому, что "их казаки и стрельцы, и литва бьют".
Воеводе Вяземскому было велено упорядочить использование вогульскими подводами и
лошадьми, разыскать не вернувшиеся, а также устроить на верхотурской дороге "ям"
и с лялинских вогулов подводы больше не брать. В 1599 голу после челобитной
верхотурских стрельцов и казачьих десятников Р. Голенищева и Ф. Бровки "вместо
своих товарищей" - сорока шести человек, просивших "подмоги" на дворовые
строения - на Верхотурье была отравлена царская грамота о выдаче стрельцам и
казакам "подможных" денег "на дворы".
В 1603 году на Верхотурье крестились четыре вогула, и в царской грамоте от 5 мая
сообщается о выдаче жалованья этим новокрещенам (два сукна средних, сукно
доброе, рубашка, сапоги, три рубля) и о поверстании их в стрелецкую службу.
Служилые люди были и сборщикам и пошлин с торговых людей, и ясачниками, и
оброчниками. В грамоте царя Бориса Годунова 1601 года сообщается о том, что
стрелецкий десятник Роман Голенищев "с товарищами" ездил собирать, десятинные
пошлины с торговых людей на реки Сылва и Ирень, а также о том, что Строгановы
"владеют рыбными ловлями самовольно", почему последовал указ сдать "на оброк
рыбные ловли" на этих реках и близлежащих озерах.
1604 году тюменский голова А.Безобразов писал в Москву о том, что служивые люди
многие поотъежим сторожам на караулы ходят пеши, лошадей у них нет". В одной
царской грамоте верхотурскому воеводе И. Плещееву и голове М. Хлопову говорится
о необходимости покупки лошадей у жителей поморских уездов.
Таким образом, Верхотурские грамоты рубежа XV! - XVII веков интересны сведениями
о роли служилых людей как в ходе присоединения отдельных земель Сибири к России,
обеспечением безопасности границ, так и в хозяйственном освоении края, в
повседневной жизни общества.
Библиографическая информация
"Мира не узнаешь, не зная края своего".
Материалы 5-х краеведческих чтений 27 апреля2001 года. г.Нижневартовск 2001 г.
Источник: ftp://fulltext.mubis.ru/fulltext/mir5/
|