©1999г.
МАЙНИЧЕВА
А.Ю.
Деревянные церкви Сибири XVII века:
формы, символы, образы
Заключение.
XVII век — время активного освоения
сибирских земель, продвижения русских
вглубь незнакомого сурового края,
поэтому именно тогда большое значение
приобрели символические аспекты в обживании
новых территорий, в принципах внутренней
организации поселений и в самих
сооружениях. Особенно ярко роль
символики проявилась в культовом
зодчестве — деревянных церквях
Тобольска, Томска, Илимска, создавая
традиционную и одновременно неповторимую
взаимосвязь с их обликом и образным
строем.
В смысловой триаде морфологии,
феноменологии и символики деревянных
церквей Сибири XVII в. в полной мере
проявилась дихотомические ряды
«божественное — мирское», «мужское —
женское», «традиция — новация»,
«старое — новое», «общее — уникальное»,
«движение — стабильность». Полнота
поддержания каждого составляющего
обеспечивала равновесное развитие
деревянного зодчества. Утрата той или
иной части, например, традиций,
закономерно рассматривается как угроза
воспроизводству всей системы, что
справедливо и в современности.
Мировоззренческая доктрина замечательных
православных храмов, среди которых можно
назвать и собор Софии Премудрости Слова
Божия, церкви Похвалы Богородицы, Троицы
Живоначальной, Казанской Божьей Матери,
показывает единство понимания
божественного и мирского, через их
непрерывное взаимовлияние. Такое
сочетание оказалось удивительно
гармоничным, жизнеспособным в течение
многих веков.
В христианской идее «Бог — земная
Церковь» явственно угадываются древние
мотивы единства и противоположности
«мужского — женского», что проявляется
на всех смысловых уровнях, начиная
с посвящения храмов. Так, каждая церковь
воздвигается во славу Бога, но имеет
и конкретное поименование. Конечно,
посвящение далеко не всех церквей
связано с женскими божественными
образами (Софией, Богоматерью, Троицей),
это было слишком примитивно
и прямолинейно. Однако женская
знаковость может проявляться, как было
показано, и в числовой символике, и в
самой канонической трактовке роли
Церкви, как земной посреднице между
людьми и Богом.
Строители церквей следовали традиционным
для русского зодчества канонам, которые
являлись основой для обеспечения
преемственности образов зданий, имевших
своих архитектурных «предшественников»
и «наследников». Вместе с тем,
канонизация не устанавливала жестких
границ творчества — каждое сооружение
уникально. Свою задачу создатели храмов
видели не столько в воспроизведении форм
в силу того, что были ограничены
необходимостью использовать уже
известные, испытанные конструкции,
сколько стремились выразить идею
единства всего Русского православного
мира. Жители сибирских городов,
происходившие из разных российских
городов и пришедшие осваивать незнакомые
территории, должны были чувствовать свою
причастность к жизни всего государства,
во всем ощущать «встроенность» в его
систему и, в итоге, обрести новую родину
в ранее чуждом им краю.
Русская деревянная церковная
архитектура — неотъемлемая часть
своеобразной культуры, созданной
народом, формой жизни которого является
непрерывное движение, перемещение,
освоение, преобразование. Отсюда
приверженность к строительству именно
к деревянных зданий, которые прекрасно
поддаются переделкам,
усовершенствованиям, изменениям, без
значительного ущерба для эстетических
достоинств. Каждое поколение в новом
сооружении имело возможность проявить
свой художественный вкус, показать свое
прочтение известных канонов, трактовать
традиционные формы в духе своей
мировоззренческой системы. А при
необходимости и без сожаления, а с
надеждой смириться с утратой здания,
погибшего, например, в пожаре, поскольку
всегда существовала уверенность
в возможности возведения нового,
одновременно и несущего элементы
преемственности, и отвечающего
потребностям времени.
Сибирские деревянные церкви XVII в.,
создававшиеся людьми и для людей,
явились отражением всей
мировоззренческой системы эпохи.
Неудивительно, что многие из них
продолжают оставаться загадкой для наших
современников. Хотя усилиями
исследователей завеса тайны уже
приподнята, главные открытия еще
впереди.
|