ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Наставление, или память, данная Хабарову из Якутска, при отправке его на Амур.

 

 

Наставление, или память, данная Хабарову из Якутска, при отправке его на Амур, в Марте 1649 г.

 

7157 году, Марта 6 дня, бил челом Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу Всея Руссии старой опытовщик Ерофейко Павлов Хабаров, а в челобитье своем сказал: в прошлых де годех по государеву указу посыланы были на Государеву службу на Лавкая, да на батогу, при, стольнике и воеводе, при Петри Петровиче Головине, Письменный Голова Еналей Бахтеяров, да с ним служилых людей семьдесять человек, и они де до тех Князцов недошли, а ходили де по Витиму, а не но Алекме, прямыя дороги не знали; а давано де было из Государевы Казны Государево денежное и хлебное жалованье, и порох, и свинец, и пищали; и Государь бы его Ерофейка пожаловал: велел с ним охочим служилым и промышленным людям иттить, которые похотят, без Государева жалованья, а он де им, на 150 человек, на ссуду станет давать хлеб и всякие запасы, и суды, и судовыя снасти, или сколько может прибрать; а будет де Государевым счастием, под Государеву Царскую высокую руку приведут Лавкая и Ботогу, или иных каких захребетных неясачных людей, и Государю де в ясашном сборе будет прибыль большая. И по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии Указу, Воевода Дмитрий Андреевичь Францбеков, да дьяк Осип Степанов, велели ему Ерофейку итти, и с ним охочим служилым и промышленным людям 150 чел., или сколько может прибрать, которые похотят, без Государева жалованья, итти по Алекме и по Тугирю рекам и подъволок Шильской и на Шилку, на Государевых непослушников, которые Государю непослушны и непокорны, и ясаку с [94] себя и с улусных людей не платят, на Лавкая и на Батогу и на улусных их людей, и на иных захребетных неясачных же людей, для Государева Царева и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии для ясачнаго сбору, и для прииму новых землиц; и дорогою итти бережно, сторожливо, и на станех ставиться с караулом, чтоб пришед иноземцы над ними какова дурна не учинили; и дошед Алекмою рекою и по Тугирю реке до волоку, или до Шилки, домышляючи Государю, где пригоже острог поставить, и укрепить велеть тот острожек всякими крепостьми накрепко, чтоб в том острожке будучи для Государева ясачнаго сбору, от приходу немирных неясачных людей безстрашно и без боязни; и ходить ему Ерофейку, с охочими служилыми и с промышленными людьми, которые с них будут, из того острожку в походы на Лавкая и на Батогу, и на иных неясачных захребетных людей, которые к Государскому Величеству непослушны и непокорны, и говорити им, чтоб оне были под Государевою Царевою и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии высокою рукою, в вечном ясачном холопстве, на веки неотступны, и ясак бы они Лавкай и Батога, с себя и своих улусных людей давали, а с тех непослушников неясашных людей Лавкая и Батоги и его улусных людей, и иных неясачных захребетных людей имать соболей, выбирая из Тунгусских ясачных иноземцов знающих людей добрых, сколько человек пригоже, чтоб кто знал, и выпровожати и указывати Руским ратным людям не на ясачныя места, где кто живет по кочевьям. А будет они иноземцы Лавкай и Батога, и улусные люди, и иные неясачные захребетные люди, под Государевою Царевою и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии высокою рукою будут послушны и покорны, и ясак с себя и с своих улусных людей по вся годы платить учнут, и им Лавкаю и Батоге с своими улусными людьми жить на прежних своих кочевьях, без боязни, и велить Государь их оберегати своим Государевым ратным людям; и того Лавкая и Батогу, и иных лутчих людей, по их вере привесть накрепко, натом, чтоб им быть, со всем своим родом и с улусными людьми, под [95] Государевою Царевою и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии высокою рукою на веки неотступно, в прямом ясачном холопстве, и ясак Государев, с себя, и со всех родов давать по их мочи, по вся годы, безпереводно, а котораго рода тех новых неясачных людей и с кого имянем к шерти приведете, и тех лучших людей имена у себя записывати, и приведши их к шерти, и взять в аманаты у них лучших людей, чтоб впредь с тех родов Государев ясак и поминки было за кем имати по вся годы, а Лавкаю и Батоге, и их улусным людям, и иным захребетным неясачным людям, заказывати накрепко, устрашивая Государевою грозою и смертною казнью, чтобы они торговых и промышленных людей грабить и побивать, и ничем теснить и изобижать им невелели, а будет те новые неясачные люди учинятся непослушны, Государева ясаку и аманатов давати не учнут, и ему Ерофею, с служилыми с промышленными людьми, прося у Бога милости, над ними поиск чинить, промышлять войною всеми служилыми и промышленными охочими людьми, чтобы их немирных неясачных людей Лавкая и Батогу, и их улусных людей, и иных захребетных неясачных людей, ратным обычаем, войною смирить, и в аманаты у них лучших людей изымать под когоб мочно впред ясак на Государя сбирать и смирять, по тамошней мере всякими мерами промышлять над иноземцы, над Лавкаем и над Батогою, и над иными неясачными людьми, с великим раденьем неоплошно, чтоб Государеве ясачной казне учинить не малая прибыль, и которая Государю впредь прочна была и стоятельна, а себя бы за ту службу видеть в Государеве жалованьи, и одноличноб тебе Ерофею Государевым делом радети, под Государеву Царскую высокую руку Лавкая и Батогу, и иных неясачных непослушных людей, которые Государю ясаку не платят, приводить и смирять их, прося у Бога милости, ратным обычаем, войною, безвестным, тайным приходом, и на Государя с них ясак имати, соболи и шубы собольи, и ожерелья, и плостины собольи, и попольники собольи, и лисицы черныя, и чернобурыя, и бурыя, и черночеревыя и красныя, а шубы горностальи, а бобры и выдры; [96] а у которых будут неясачных людей степныя места, а не лесныя, а в тех степных местах соболей, и лисиц, и бобров, и выдр нет, и с тех людей имати иными какими зверями, или узорочными товарами, что у них в их землях есть, золото, или серебро, или камни, или каменье дорогое, по их изможенью; а за тем бы они не раздумывали, что для своей ясачной звериной скудости и не быть под Государевою высокою рукою; и им бы однолично ни в чем в том не опасаться, и впредь бы Государю прочно было и стоятельно, а им бы новым людям не в тягость, и не в налог, чтоб их тем от Царския высокия руки не отгонить, а будет они Лавкай и Батога ясаку с себя и с улусных людей своих платить не учнут, и под Государевою Царевою и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Руссии высокою рукою в вечном холопстве быти не захотят, и на них Лавкая и Батогу, и на иных неясачных людей, прося у Бога милости, Воевода Дмитрий Андреевичь Францбеков, да Дьяк Осип Степанов, будут, собрався со многими большими ратными людьми, и велят всех побивать, и вешать, и разоряти, а повоевав до основания, жен их и детей в полон возмут, а будет они неясачные люди Государю покорны и послушны во всем будут, и тех людей потому-же приводити по их вере к шерти, чтоб они однолично были под Государевою высокою рукою, в вечном ясачном холопстве, вовеки неподвижно, и ясак с себя и с улусных своих людей по вся годы безпереводно платили, и меж служилыми и промышленными людьми, которые с ним Ерофейком охочие люди будут, расправа чинить, смотря по вине, от всякаго дурна унимать; будет которые служилые и промышленные люди учнут тебе Ерофею челобитные подавать, по кабалам, или в исках, челобитные принимать я записывать, а не судить, имать по истце и ответчике поручныя записи, и челобитные и записки присылать в Якутской острог, в съезжую избу, и о том писать к Воеводам Дмитрию Андреевичу Францбекову, да к Дьяку Осипу Степанову. А как аже даст Бог, Божиею милостию, а Государевым счастием, на Шилку перейдете, и тех новых людей Лавкая и Батогу, или иных каких неясачных [97] людей, идучи дорогою, по Алекме и по Тугирю, под Государеву Царскую высокую руку приведете вновь, и ясак с них на 158 год возмете и аманатов, и тебе Ерофейку, с тою Государевою, ясачною и поминочною казною послать в Якутский острог сколько человек пригоже, и той Государеве казне ясачныя имянныя книги и рекам чертежи, и многоль по тем рекам людей живет, и какие люди, и о том отписать в Якутской острог, в сьезжую избу, к Воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову, да к Дьяку Осипу Степанову; а которые торговые, или промышленные люди будут на Алекме для своих торгов и промыслов, и тебеб Ерофейку осматривать накрепко, и по осмотру что у них объявитца Тунгусской перекупной мягкой рухляди, и тебе у тех людей Тунгускую перекупную мягкую рухлядь записывать, а тех людей за поруками отпущать в Якутской острог, чтоб они в иные которые города не прошли и велеть явиться в Якутском, остроге в съезжей избе, к Воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову, да к Дьяку Осипу Степанову, а будет у них Тунгусской перекупной мягкой рухляди не объявитца, и тебе их отпущать в Якутской острог без задержания потому же, а напрасно не приметываться, и о том о всем писать в Якутской острог в съезжую избу.

Источник:чник:

«Сын Отечества», 1840, кн. 1,С.-ПЕТЕРБУРГ

Сетевая версия – В. Трухин, 2008

Сайт управляется Создание сай</
<a title= UcoZ системойой