1645 г. ранее июля 4. —
Отписка пятидесятника Верхоленского Братского острожка Курбата Иванова якутскому воеводе Василию Пушкину с товарищами с подробным описанием своей службы за последние три года, в частности о взаимоотношениях и вооруженной борьбе с восстающими брацкими людьми.
/л.
192/
Государя
царя и великого князя Михаила Федоровича
всеа Русии воеводам Василью Никитичю,
Кирилу Осиповичю,
[46]
диаку Петру Григорьевичю
Верхоленского Брацково острошку
пятидесятничишко Курбатко Иванов челом
бьет. В прошлом во 150-м1
году августа в 24 день по государеву
цареву и великого князя Михаила
Федоровича всеа Русии указу и по
наказной памяте стольников и воевод
Петра Петровича Головина да Матвея
Богдановича Глебова велено мне из
Якутцкого острогу ехать в Верхоленской в
Братцкой острожек на перемену к
пятидесятнику к Мартыну Baсильеву. И
приехав мне в Верхоленской в Братцкой
острог взять у него Мартына острог и
острожные ключи, и пушку, и пушешные
зелье, и ядра, и аманата братцково
Чевдока Коржунова сына, и всякие
государевы дела, и наказ за государевою
ленскою печатью и за дьячьею Елфимовою
рукою, и имянной список служилым людем,
и государевы хлебные запасы, и
государевы товары иноземцом на подарки
олово и медь и сукна, и с ним Мартыном
во всем росписавса, ево Мартына
отпустить в Якутцкой острог. И будучи
мне [в] Верхоленском в Братцком острошке
збирать на государя царя и великого
князя Михаила Федоровича всеа Русии ясак
с тынгусов с розных родов и з братцких
князцей и с их улусных людей, а которые
братцкие люди преж государю ясаку с себя
не давали и своих улусных с людей и тех
братцких неясашных князцей и их улусных
людей велено призывать ласкою и приветом
под государеву царьскую высокую руку. А
которые братцкие князцы и их улусные
люди учинятца государю сильны и
непокорны и ясаку с себя давать не
станут, и на тех братцких людей велено
по государеву указу и по наказной памяти
стольников и воевод Петра Петровича
Головина с товарищи ходить войною, чтоб
тех братцких князцов и их улусных людей
смирить и привесть под государеву
царьскую высокую руку в прямое холопство
навеки неотступно. Да в прошлом же во
151-м2 году зимним путем
велено мне, дождався с Ылимского волоку
пятидесятника Василья Горомыкина с
войском, и итти с ним с Васильем вместе
на братцких людей на икиреж, которые
братцкие люди при Мартыне Васильеве, как
выпущен аманат Куржун, а в его место
взят сын ево в оманаты, /л. 193/
и с ним Куржуном отпустил Мартын 6
человек служилых людей, и те братцкие
люди икирежи служилых людей побили и в
государеве ясаке отказали, и тех
изменников велено по государеву указу
воевать. И во 151-м году марта в 24 день
с Ылимского волоку пришел пятидесятник
Василей Горомыкин служилыми людьми и с
охочими с промышлеными 30-ью человеки,
да со мною служилых людей 14 человек, а
в остроге оставил 7 человек, поделав
лыжи и нарты с великою нужею и прося у
бога милости со всеми служилыми людьми,
пев молебны в Верхоленском в Братцком
острошке Спасу и пречистой богородицы и
Николе чюдотворцу, и после молебенного
пения собрався 74-ми человеки и урядясь
крепкими сторожами, пехотою на лыжах и
на нартах, последним зимным
[47]
путем пошли с великою нужею и взяли с
собою в вожи тынгуского князца Нонора, И
апреля в 2 день, на самое светлое
воскресение Христово, на утреной зоре,
божиею милостию и государя царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии счастьем и благоверного царевича
князя Алексея Михайловича счастьем бог
поручил, тех государевых изменников
погромили и князца Бобока взяли ранена,
и скота и ясырю взяли, и с тех юрт сошли
версты з 2 со всеми служилыми людьми
здорово и укрепяся засеку засекли. И на
3-ей день те братцкие люди стали к нам
приезжати, учали с нами пословать, чтоб
де государь нас впредь воевать не велел,
а мы де почнем государю ясак давать, а
вы дайте де нам ясырь на выкуп. И оне
братцкие люди одну женку выкупя. И в
11-й день братцкие люди икирежи и
бунгудаи на утреной зоре, собравса
большими людьми сот 6, кругом с щитами
обошли и почали по нас из-за сщитов
стрелять. И мы, прося у бога милости, с
теми братцкими людьми поставили бой. И
яз с небольшими людьми вышли из засеки и
стали по сщитам стрелять, а иные
служилые стали из засеки стрелять. И
божею милостию и государя нашего царя и
великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии счастьем у них братцких людей
сщиты отбили и тех братцких людей на
приступе и на побеге многих побили, а
иных многих переранили и копья и луки и
саадаки и /л. 194/ и шеломы многие з
голов отбили. И они братцкие люди с того
бою побежали, друг друга не зведали, а
служилые люди бились на тех боях з
братцкими людьми не сщадя лица своего, а
хто на том бою ранен и хто мужика убил,
или хто коня под мужиком подстрелил, и
то писано имянно в Якутцкой острог к
стольником и воеводам к Петру Петровичю
Головину с товарыщи. И отошли в острог
все здравы. Да в прошлом же во 151-м
году послал я на усть Куты служилых
людей десятника Семейку Скороходова,
Семейку Черкашенина с товарыщи для
государева жалованья хлебново и
денежново и соляных окладов, и велел им
по государеву указу прибрать на усть
Куты охочих промышленых и гулящих людей
на государеву службу на Байкал и на
Ламу; и те служилые люди Семейка
Скороходов с товарыщи кликали охочих ис
промышленых и из гулясщих людей на
государеву службу на Байкал и прибрали
48 человек. И те же служилые люди
Верхоленского Братцково острошку
тобольские и березовские и енисейские
должились у торговых людей хлебными
запасы и оружье покупали на порох и
свинец дорогою ценою, должася великими
долгами и подымали тех промышленых и
гулясщих людей на государеву службу на
Байкал: рублев по 50 и по 60 ставился
подъем служилым людем, опричо своего
подъему. А яз на подъем тем промышленым
и гулясщим охочим людем коней и быков и
коров вдесятером да 10 писщалей, 30
фунтов пороху, свинцу 30 фунтов да им же
давал хлебных запасов, и всего моего
подъему охочим служилым людем на 200 на
40 руб. на 20 на 1 алт. И пошел на
государеву службу из Братцково острошку
на Байкал июня в 21 день, а служилых
людей со мною пошло 26 человек да охочих
промышленых
[48]
и гулясщих людей 48 человек и всех людей
пошло со мною 74 человека, а в вожи с
собою взял тынгусково князца Можеуля. И
божиею милостию и государя нашего царя
великого князя Михаила Федоровича всеа
Русии счастьем пришли край Ламы и на
Байкал июля в 2 день со всеми служилыми
людьми и велел делать край Ламы суды и к
братцким людем к неясашным послал
служилого человека Федьку Месщерякова с
тынгуским /л. 195/
князцом с Можеулем, чтоб те братцкие
люди пришли под государеву царьскую
высокую руку и принесли бы государев
ясак с себя и своих улусных людей. И они
братцкие люди князец Обогондей государю
ясак посулил, почали миритца, ясак де мы
государю дадим на осень. И мы на тех
братцких людей войною не пошли и поделав
суды переехали на Ольхон остров. И
братцкие люди государю стали непокорны и
поставили с нами бой, учали дратися,
сели в осаде в каменю. И божею милостию
и государя нашего царя и великого князя
Михаила Федоровича всеа Русии счастьем
тех братцких людей на драке многих
побили, а иных взяли живьем и ясырь и
скота коней и коров взяли. И после боя
братцкие люди почали миритца, почали
государю ясак сулить. И которых братцких
людей взяли живьем, отпустили з женами и
з детьми на государево имя и больше того
их не воевали. А в оманаты доброво
мужика не было, потому что лутчие мужики
розбежались. И на Ламе оставил 6 человек
служилых людей, десятника Семейку
Скороходова с товарыщи да 30 человек
промышленых охочих людей, и дал им вожа
и аманата тынгусково князца
Киндигирского роду имянем Юногу и велел
итти вверх по Ламе на реку на Ангару и
велел им поставить; зимовье и збирать
государев ясак с тынгусов на 152-й3
год. И судом божиим те служилые люди
побиты, а промышленые люди 12 человек
зимою вышли в Верхоленской острог, а 2
человека по Ламе Ангарою и Енисеем
выплыли з государевою казною в
Енисейской острог: промышленой человек
Левка вятченин да Максимко зырян, что те
служилые люди собрали государевой казны
с новые землицы на Байкале и Ангаре с
тынгусов Киндигирского роду. А пришел з
Байкалу служилыми людьми и с
промышлеными в 152-м4 году
сентября в 4 день и написав чертеж
Байкалу и в Байкал падучим рекам и
землицам, распросные речи тынгусов и
братцких людей про мугал и про Китайское
государство и про иные землицы и на
Байкале где мочно быть острогу, обо всем
писал в Якутцкой острог к стольником и
воеводам к Петру Петровичю с товарыщи и
о прибавошных людех, чтоб прислал
человек 100 или больши, чтоб на Байкале
поставить острог. А на 152-й год
государева хлебново и денежново и
соляново жалованья мне и служилым людем
не дано, и служили мы без государева
жалованья 9 месяц нужу и голод /л.
196/ терпели, что
скотишка бог подаровал на государевой
службе на Байкале души свои сквернили,
мясо ели сповал оприче
[49]
говеней, а в говейно с мукою сосну
мешали да ели. Да в прошлом же во 152-м
году посылал вверх по Куленге реке к
тынгусом для государева ясашново збору
3-х человек служилых людей: Мишку
Артемьева, Мишку Сорокина, Проньку
Задубина и вел[ел] им посылать тынгуса к
братцким людем к готелам князцу Тоглою,
чтоб те братцкие люди князец Тоглой и
своими улусными людьми пришли под
государеву царьскую высокую руку и ясак
бы с себя государю дали. И те братцкие
люди в государеве ясаке отказали: придут
де служилые люди к нам по ясак, и мы де
служилых людей побьем, а вас де тынгусов
в котле сварим. И я на тех братцких
людей велел по государеву указу на
Илимском волоку прибрать служилым
промышленых охочих людей. И служилые
люди прибрали человек с 30. И на тех
братцких людей ходило со мною служилых
людей и промышленных 50 без дву человек.
И божиею милостию и государьским
счастьем тех братцких людей князца
Тоглоя улус юрт с 40 погромили, ясырю и
скота взяли и князца Тоглоя на бою взяли
живцом, посадили в аманаты, а у него
князца Тоглоя убили 3-х сынов, а 3 сына
остались, и его улусу и родников
осталось человек 100 и больше. И
государю ясак дать хотели. И после того
стали приезжать в острог и ясырь у
служилых людей весь повыкупили. И иных
улусов икирежи и бунгудайские князцы
Торым и Наярай приезжали в острог и
шерть на том дали, что им быть братцким
людем под государевою царьскою высокою
рукою в прямом холопстве навеки
неотступно и государю ясак давать по
всея годы безпереводно. И государевым их
жалованьем дарили оловом, и напоили и
накормили государевым довольно. И по
совету служилыми людьми, что имать ли их
в аманаты или нынече не имать и почали
говорить: стать де имать тех в аманаты,
а иных будет в острог не призвать, а они
увидят государеву ласку, на то де смотря
станут ездить в острог и иные. А те
братцкие люди икирежи и булгудаи на то
положили, что де мы на осень, лутчие
люди, приедем сами в острог з
государевою казною. И мы на то положили,
как будут в острог з государевою казною
и тогда лутчих людей возьмем в оманаты,
а сверх государева и своим дарили оловом
и поили и кормили и отпустили. И во
прошлом во 152-м5 году
августа /л. 197/ в 7 день
збежал из острошку в Браты братцкой
выходец Зороктойко, а с собою свел
братцкую женку да 4 коня, а после его в
4-й день збежал мой детинка новокрещеной
Ивашко, тот же Зороктойко подговорил. А
того мы от них не чаяли, что им збежать,
потому что была от них служба и раденье.
Мы от них стали беретчись, что от таких
бывает государеву делу поруха немалая. А
служилых людей в остроге мало, всего 26
человек, а орды прилегли большие и
землицы открываютца. И в нынешнем во
153-м году сентября в 22 день приежжал
Верхоленской в Братской острог
бунгудайской князец Чекодей и привез ко
мне грамотку с Ангары с усть Осы реки от
атамана от Василья Колесникова, а в
[50]
грамоте пишет, что де я ставлю за
Ангарою против Осы реки острог и
приезжал де ко мне братцкой князец
Чекодей, а сказывал де мне, что де я
государю своими улусными людьми ясак даю
Верхоленской в Братцкой острог. И яз к
нему Василью сентября в 25 день писал
отписку и послал к нему дву человек
служилых людей Мишку Сорокина да Пахома
Левонтьева с тем же з братцким князцом с
Чекодеем, а в отписке писал, чтоб он
Василей по сю сторону Енисею и по
сторонним рекам по Осе и по Укиче
братцких людей не воевал, что те
братцкие люди на том шерть, дали, что
сулили государю ясак Верхоленской
острог, и никоторые б им обиды и тесноты
не чинили, потому что все ко одному
праведному государю идет. Октября в 3
день приехали в Верхоленской острог
служилые люди от Василья Колесникова
Мишка Сорокин да Пахомко Левонтьев и
привезли отписку, а в отписке пишет. По
государеву цареву и великого князя
Михаила Федоровича всеа Русии указу и по
наказной памяте велено де мне государеву
холопу итти из Енисейсково острошку для
ради прииску новых землиц и для
соболиново ясашново збору вновь
Тынгускою рекою и Ангарою вверх /л.
198/ на Байкал озеро и
Ламу и велено де мне по государеву указу
на Ангаре реке повыше Осы реки острог
поставить, иноземцов немирных тынгусов и
братцких людей под государеву царьскую
высокую руку приводить и ясак имать. А
буди которые братцкие люди учинятца
сильны и ясаку государю давать не учнут,
и мне велено на тех непослушников ходить
войною и тех непослушных людей воевать,
как господь помочи подаст. И яз де выше
Осы реки угожово места не нашел, где
острог поставить, лесов нет. И яз де
сплыл пониж Осы реки и приискал де под
острог угожее место и острог де я
поставил за Ангарою, пониже Осы реки. И
[по] государеву цареву и великого князя
Михаила Федоровича всеа Русии указу
острог де я поставил. И приезжали де ко
мне из улусов братцкие князцы Быкозеев
сын и Муруй и балагайцы Абанганей и
Кургасей и праведному де государю ясаку
те братцкие люди своих улусов дали, а
достальной де ясак на осень посулили. И
яз де тех князцей и улусных людей взяв
государев ясак и их по государеву указу
привел к шерте. И те служилые люди Мишка
Сорокин да Пахомка Левонтьев в роспросе
сказали: ехали де мы от Василья
Колесникова мимо братцких улусов и
братцкие де люди до нас гораздо добры и
говорят так, что де мы государю ясак
рады давать Верхоленском остроге. И,
отпустя он, Василей, служилых людей,
почал воевать тех братцких людей,
которые сулили государю ясак в
Верхоленской острог, князца Чекодея и
его улусных людей разорили, жены и дети
их воевали и скот отгонили. И те
братцкие люди с Осы и с Укичи реки
розбежались от ево Васильева погрому по
Ангаре реке и по сторонним рекам и
оттого ныне стало в государеве ясаке
убыль и те братцкие люди ныне потому
государева ясаку не дали, что стали
розвоеваны. И те братцкие люди, скопяся
всею землею, и пришед под острог, и
коней у служилых людей отгонили, и в
другоряд
[51] пришли под острожек /л.
199/ генваря в I день, скопяся
всеми людьми, и острог осадили и сена
прижгли. И от тех же братцких людей
лехкие люди пришли на Тутуру и Оверку
пашенного розорили и руских людей 5
человек убили и скот отгонили и пашенной
завод весь розвезли и хлебные запасы
россыпали и сена прижгли, а тот Оверка
был в остроге. А стояли братцкие люди
под острогом 10 ден и с тынгусами
приказывают: станем де мы ходить весною
во усть Куты и руских людей побивать. И
яз писал на Илимской волок к сыну
боярскому к Олексею Бедареву и послал
дву человек служилых людей Пахомка
Левонтьева да Олешку Иванова, чтоб
прибрали из гулясщих охочих людей итти
на братцких людей войною, или б на
прибавку прислал служилых людей, с кем
бы сидеть в острошке. И Олексей Бедарев
прибрал охочих промышленых людей 100
человек и прислал в Верхоленской острог
с енисейским служилым человеком с
Олексеем с Оленем и ему дал наказную
память. И как Олексей пришел с ратными
охочими людьми в Верхоленской Братцкой
острожек и яз с ним с Олексеем ходил на
речку на Угичю, а та речка пала в
Енисей, и на Угиче братцких людей нет,
сошли рано безвесно, и ходил 2 недели
пехотою с великою нужею и пришед
Верхоленской острожек, взяв тынгусково
князца Можеуля и роспрошав накрепко, где
бы мошно на братцких людей притти
безвесно, и князец Можеул стал говорить:
и топере де братцкие люди все живут в
скопе и везде де у них по дорогам
караулы, пойдем де мы край Ламы на
корилцов и на батулинцов, живут де там
братцкие люди безвесно, а сына ево
Можеулева Окунию посадил в острошке. И
как пришли на край Ламы и схватили дву
мужиков тынгуских и алятцково роду
Мидалву и их стали роспрашивать, и где
живут братцкие люди корильцы и
батулинцы, и их взяли с собою. И вечером
улусы и братцких людей подсмотрели сами
и изготовились /л. 200/ на
утро на удар, и к братцким людем ночью
весть пала, а скот и живот весь увезли и
изпометали избы с войлоки, и мы за ними
пеши шли день до вечера. И почали
промышленые люди говорить: нам де за
конными людьми пешим не уходить. И с
Ламы пришли в острог и мы мало не
померли голодною смертию. И Олексей,
поделав плоты, и с промышлеными людьми
поплыл на низ, а мы остались в острошке
опять безлюдно. Да в нынешнем же во
153-м году апреля в 17 день писали ко
мне с Ылимсково волоку пятидесятник
Томило Ильин да Григорей Иванов, что
велено мне быть на Илимской волок з
государевою казною с ясашною и с
десятинною соболиною казною и со всем
збором, и с прежним с целовальником
дожидатца на Илимском волоку воевод
Василья Никитича Пушкина да Кирила /л.
201/ Осиповича Супонева да диака Петра
Стеншина. И яз с первыми людьми затем не
поспел сплыть, что ходили в 2 похода, и
государевы ясашные книги не справлены и
отписок не успел написать, а ясак дают
не вдруг. Да я ж послал майя в 8 день
служилого человека Мишку Сорокина с
тынгусом и с Можеулем к братцким людем в
Икирежи для государева недоборново ясаку
и велел
[52] ему Мишке говорити, что
они братцкие люди икирежи и бунгудаи и
коринцы и батулинцы к государю ясак
сулили и своих улусных людей и на том
дали шерть, что государю ясак давать по
вся годы безпереводно, и государевы им
подарки даваны, поили и кормили
довольно, и они братцкие люди все то
позабыли на чем дали шерть государю и
государеву хлеб и соль позабыли. И что
они братцкие люди собрався у служилых
людей кони отогнали и в другой ряд
пришед острог осадили и сена обожгли и
на Тутуре государевых людей громили и
нынечи на вас государь посылал многих
служилых людей и велел вас за то воевать
и жен ваших и детей в полон имать. И
служилые люди были зимою и ходили
пехотою и ваш караул взял. И вы ушли от
служилых людей. И буди не будут лутчие
люди в острог и не принесут государю
вины своей, и по государеву указу пошлют
на них воеводы Василей Никитич да Кирило
Осиповичь да диак Петр Стеншин з дву
сторон больших воинских людей; с
вогненным боем коньми, и Братцково
острогу и с Ылиму, и вам будет не уйти и
в Мугалы, и ему тунгусу все то наговоря
толмачем. И майя в 21 день приехал в
Верхоленской в Братцкой острог, а с ним
приехали 2 мужика братцкие улусные
имянем Егудей да Хам да привезли
государева недоборного ясаку с ыкирежей
и з бунгудаев 18 соболей, 2 ожерелья
собольи пластинные да ожерелье
пластинное поминошное мне Курбатку для
государьсково величества. И то писано
все в яса шные /л. 202/
книги. И в роспросе Мишка Сорокин
сказал: братцкие де люди икиреж и
бунгудаи то говорят, под острогом де мы
не были, и коней де у казаков не
отгонили, и сен не жгли, и на Тутуру не
ходили, приходили де братцкие люди из за
Енисея князец Моголчок своими людьми да
с ним де приходили готелы князца Тоглоя
дети своими людьми, который де у вас
сидит в оманатах, да и летом де хотят
как де трава выростет, под острог и до
усть Куты де хотят воевать. А мы де за
тем в острог ехать не смеем, что де вы
на нас на всех думаете. А государю де мы
ясак станем давать да и в острог ездить
станем. И тех братцких людей напоя и
накормя государевым довольно и
государевы подарки им дал и им братцким
людем толмачем то ж наговорил[и], чтоб
братцкие люди государю все ясак давали и
в острог бы ездили попрежнему, не
блюдясь ничево. А будет впредь государю
ясаку не станут давать, и по государеву
указу пошлют на них воеводы Василей
Никитич Пушкин да Кирилло Осипович
Супонев да диак Петр Стеншин многих
воинских людей с вогненным боем коньми,
и их братцких людей отпустили. Да мне ж
и служилым людем государева жалованья
пороху и свинцу не давано на 151-год и
на 152-й год и на нынешний на 153-й год
покупали порох и свинец дорогою ценою на
государеву службу. И промышленых и
гулясших подымали собою, должася
великими долгами. Да на 152-й год и на
нынешней на 153-й /л. 203/
год круп и толокна не дано из государевы
казны, помираем голодною смертию. А
службишка наша перед праведным государем
много: в 4 годы нашею службишкою
государевой казны с новой землицы в
Верхоленском
[53]
Братцком острожке собрано государевой
ясашной и поминошной казны и десятинной
100 сороков прямою нашею ко государю
службишкою и многие землицы
ростворяютца, и за то нас своя братья не
могут, навидеть, наносят всякими
небылыми статьями к столником воеводам к
Василью Никитичю, Кирилу Осиповичю,
дьяку Петру Григорьевичу. А которые
иноземцы тынгусы и братцкие люди
приносили ко мне для государьского
величества соболи и лисицы, и яз клал в
государеву казну и писал в ясашные книги
имянно порознь статьями, хто что
принесет, а сам теми собольми и лисицами
не корыстовался. А преже сего нашей
братье от того зипуны были. А есще в
Верхоленском в Братцком острошке прибыль
государю мочно учинить, да и вам службу
вековешную да и детям вашим, человек со
100 служилых людей, да к тому сколько
промышленых приберетса, осень походить.
А и то место блиcко, где на Ламе
государев ясак собран на Ангаре реке. А
в свое место оставил Верхоленском
острошке на время служилого человека
Якуньку Куклина да с ним служилых людей
14 человек и велел им Якуньке Куклину с
товарыщи жить в острошке бережно и
аманатов беречь накрепко и из острогу
вон не выходить, днем и ночью жить с
крепкими сторожами. Да для письма
оставлен у государева дела служилой
человек Пронька Задубин. Да я ж написал
великой реке Лене и в нее падучим рекам
и Байкалу и в Байкал падучим рекам и
иным сторонным рекам и в них падучим
рекам чертеж. А тем служилым людем
Якуньке Куклину да Проньке Задубину
государева хлебново и денежного
жалованья не дано и соляных окладов.
Печать у отписки и у государевых ясашных
соболей зверь инорог да древо.
На
обороте:
Государя царя и великого княза Михаила
Федоровича всеа Руcии воеводам Василью
Никитичю, Кирилу Осиповичу, диаку Петру
Григорьеву.
153-го6
июля в 4 день подали служилые люди
Ивашко Чюралов да Федька Мещеряк.
Помета:
Отписать на Ленской волок х Курбатку с
товарыщи, что по обоим ево отпискам,
чтоб он государеву соболиную ясачную и
поминочную и десятинную казну порознь
готовил и ясачные книги за своею рукою
отдал на Ленском волоку сыну боярскому
Олексею Бедареву и служилым людем
Томилку Ильину да Гришке Татарину и
таможенным целовальником всю налицо и в
том у них взять ему отпись, а отдать ему
государеву соболиную казну и взять себе
и служилым людем на нынешний на 153-й
год будет им не додано, государева
денежное и хлебное жалованья, велеть ему
Курбатку с товарыщи ехать тотчас в
Верхоленской острог в том же судне, в
котором приехал. А с тою государевою
казною на волоку оставить служилого
Трофимка Сидорова да целовальника,
который у збору был Ортемка
Епанчинского. А что он Курбатко писал к
воеводам к Василью Никитичю Пушкину с
товарыщи про братцкие вести и про былых
ратных людей, и про то ныне ведомо.
[54] И он бы Курбатко с теми
ж служилыми людьми шол под Братцкой
острог наспех днем и ночью, а приехав в
Братцкой острог, будет мочно, послал к
братцким людем, которые государю
послушны и аманат их есть, с вожем и с
толмачем служилого человека, и велел у
их недоборной ясак просить и уговаривать
ласкою и приветом, чтоб они
своего аманата в том не подали, и
государев ясак дали, и вперед платили. И
велеть у их тому служилому человеку и
толмачю и вожу у них проведать, придобря
иных братов хотя чем и невеликим, подаря
тех лучих, какова на государевых
служилых людей дурно[го] ль заводу и под
острог Братцкой и по Лене до усть Купы
реки их войною походу, а проведав
подлинно ль, да о том он Курбатко на
Ленской волок отписал тотчас подлинно
проведав с служилыми людьми, а послал бы
с отписки человек дву или как пригоже, и
о том к нему в те поры обо всем
государев указ будет. Да и чертеж бы он
Курбатко свой за своею рукою оставил у
сына боярского ж у Олексея Бедарева с
товарыщи, и против чертежу роспись за
своею ж рукою, а к росписи описал бы
имянно, сколько до которого места от
Братцкого Верхоленского острогу и до
падучих речек ходу, и какие по них люди
иноземцы, и где в которых местех сколько
каких родов живут, и где мочно острог
поставить, и многими ль воинскими людьми
мочно их под государеву высокую руку
привесть, и чаять ли в том государю в
ясачном сборе прибыли, чтоб которая
государю прибыль была прочна и
стоятельна.
Архив ЛО
ИИ АН СССР, к. 184, столб. 1, лл. 192 —
203. Печатается по тексту,
опубликованному в КПМЯ, № 185.
|