ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Статейный список посланного из Селенгинска сына боярского Василия Турсково в Мунгальскую землю к Очирой-хану и к Кутухте для переговоров об обидах, причиняемых Селенгинским жителям мунгальскими и табунутскими тайшами.

 

1681 г. не ранее июня 2. — Статейный список посланного из Селенгинска сына боярского Василия Турсково в Мунгальскую землю к Очирой-хану и к Кутухте для переговоров об обидах, причиняемых Селенгинским жителям мунгальскими и табунутскими тайшами.

/л. 1/ Лета 7189-го1 году, июня во 2 день, по государеву цареву и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу и по приказу стольника [248] и воеводы Ивана Остафьевича Власова велено ехать из Селенгинска сыну боярскому Василью Савину сыну Турсково с селенгинскими служилыми людьми, с казачьими десятники с Ываном Поповым, з Данилом Уразовым да мунгальского языку с толмачем с Ываном Бодороевым с товарыщи в Мунгальскую землю к Очирою Саин гану и х Кутухте для того, что в нынешнем в 189-м2 году, маия во 2 день били челом великому государю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а в Селенгинском стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю всем городом служилые люди: сын боярской Гаврило Ловцов с товарыщи и подали челобитную в обидах и разоренье на мунгальских и табунуцких тайшей и на их улусных людей, что тех мунгальских и табунуцких тайшей улусные люди их Селенгинских жителей служилых людей по дорогам на проездах и под городом приезжая грабят и до смерти побивают, и лошади и скот отгоняют. А которых имянем мунгальских и табунуцких тайшей улусные люди воруют и сколько в котором году и в которых местех служилых и промышленных людей граблено и побито до смерти, и сколько лошадей и верблюдов и рогатого скоту отогнано и тому всему дана под наказом роспись и во всем ему Василью против наказу говорить.

И по указу великого государя сын боярской Василей Турсково с Селенгинскими служилыми людьми пошел из Селенгинска июня во 2 день.

И на урочище речке Тагалцаре пришел он, Василей, с служилыми людьми июня того ж числа. А кочуют около тое речки табунуцких тайш Цокулаевы да Дзаба Ирденея люди шуленги Гадай да Тагай с товарыщи, а с ними их улусных людей человек с полторы ста.

/л. 2/ Июня в 3 день пришел он, Василей, с служилыми людьми на урочище речке Бырке и стал, прошед речку, по лугу по край реки Чикоя. А на том лугу кочуют табунуцкой тайша Чин Табинай с своими улусными людьми, а улусных ево людей около кочуют юрт с пятьдесят.

Июня в 4 день пришел на речку Посольскую. А та речка пала в Чикой реку. А около тое речки кочует табунуцкой тайша Ирдени Забса, а с ним ево улусных людей юрт с шестьдесят и больши. И дал он, Ирдени Заб, Василью Турсково и служилым людем для чикойского перевозу баты.

Июня в 5 день, переехав Чикой реку, пришел на речку Букулей и стоял на той речке за дожжем три дни, что броду через тое речку не нашли.

Июня в 8 день пришел на реку Ирой и, переехав реку Ирой, ехал мимо улусу тайши Ирдени Бин дзайсана. А кочует тот тайша с своими улусными людьми по край реки Ира, против камени Бурухчи. А с ним кочует ево улусных людей юрт с пятьдесят. А всех у него людей под ним сказывают человек с пять сот.

[249] Июня в 9 день шел подле речки Куйтуна. И перешед речку Куйтун и дошед до речки Мухора. А по той речке кочуют Цыбдена тайши крайные люди. И того числа дошел до речки Садзюги. А на той речке кочуют Цыбдена ж тайши улусной мужик Тархан Чулбига, а с ним юрт с пятнадцать.

Июня в 10 день пришел на Шару реку. А около той Шары реки по обе стороны кочуют Цыбдена тайши дети с своими улусными людьми. И переехал Битигей реку. А кочуют по той Битигею реке кутухтины пашенные мугалы. Да на той же реке Битигею ниже того, на лугу стоят два городка небольшие дощаные. А от тех городков едучи из Селенгинского на левой руке стоит Цыбдына тайши сын с своими улусными людьми. А с ними ево улусных людей юрт с тритцать.

/л. 3/ Июня в 11 день пришел на Борой. И проехав Борой реку, на речке Арангату стретил тайшу Цыбдена контази. А он тайша Цыбден едет от Кутухты. А сказывает, что он от Кутухты до той речки шел три дни. И прислал он Цыбден к Василью Турсково и к служилым людем дву человек, в том числе дядька детей ево имянем Салагай Манза, другой имянем Суенка, и велел Василью Турсково и служилым людем говорить, чтоб у него Цыбдена на той речке дневать. И Василей с служилыми людьми у него дневали.

Июня в 12 день шел мимо озера Кунцалак и пришед на реку Бургатай. А кочуют подле той речки Бургатая Очироя Саин гана люди юрт с восемьдесят. А с ними улусной лутчей мужик имянем Ирдени Обоси.

Июня в 13 день прошел речку Куи. А на той речке кочуют кутухтины люди юрт с пятьдесят. И прошед речки Могой и Селбей. А на Селбее речке кочует зайсан Тархан табунан, зять Засахту гана мугальского, с своими улусными людьми. А улусных ево людей юрт с шестьдесят. И пришел на речку Алятай. А та речка пала в Толу реку. И стоит на усть Алятая по край Толы реки. Да тут же на лугу, по край Толы стоят кутухтины два сарая. Основы и связи у тех сараев деревянные, а своя [?] сторону кладено в один кирпич, подзоры решетка деревянные. А кровля плиты каменные. А против тех сараев за Толою рекою гора высокая, называют ее Кан Ола. А на ней лес заповедной кутухтин. А в том лесу пущены звери всякие, а ловить их никому не велено.

Июня в 14 день послал он, Василей, с той речки, с Алятая, к Очирою Саин гану и х Кутухте в улус наперед себя толмача Ивана Бодороя да двух человек служилых людей. И велел им сказать, что по указу великого государя его царьского пресветлого величества из дальной его государьской отчины, из Сибири из Селенгинска стольник и воевода Иван Астафьевич Власов прислал к ним в посланниках его Василья.

/л. 4/ И Очирой Саин ган и Кутухта велели ему, Василью, с служилыми людьми быть к себе в улус июня в 14 день. А в то время они, Очирой Саин ган и Кутухта, с улусными своими [250] стояли на урочище на Цагане логе, по краю Толы реки, против камени Бютюга. А людей с ними кочюет, с Саин ганом, двести человек а с Кутухтою ево манзеев пять сот человек, да с ними ж кочует брат их родной Очироев Саин гана и Кутухтин тайша Сирисирей а с ним ево людей сто человек.

Июня в 15 день прислали Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей к Василью Турсково и к служилым людем для допросу от Чироя Саин гана прислан был Ширабасу мерген батур, от Кутухты Зарихту Ирдени Ланцу, от Сирисирея сын Зайсан. И приехав, они Василья Турсково и служилых людей спрашивали «Присланы де мы к тебе, Василью. А велено де вас спросить: от кого де вы присланы и с каким делом?» И Василей Турсково сказал: «По указу де великого государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу стольника и воеводы Ивана Остафьевича Власова прислан он, Василей, и служилые люди к Очирою Саин гану и х Кутухте».

И они, присыльщики, Василья Турсково спрашивали: «От, великого де государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к Очирою Саин гану и х Кутухте и к Сирисирею лист и его великого государя жалованье подарки с ним, Васильем, есть ли?»

И Василей Турсково сказал: «От великого де государя с ним, Васильем листа и жалованья подарок не прислано, а что де по указу великого государя ему Василью им, державцам, велено говорить на посольстве и то де он, Василей, им державцам, будет говорить на посольстве.

Да Василей же Турсково им говорил, чтоб они своим державцам доложили посольством бы и отпуском Василья и служилых людей /л. 5/ не задержали.

И они Василью Турсково сказали: «Поклонитесь ли де вы Очирою Саин гану и Кутухте по нашему закону?» И Василей Турсково сказал: «По вашему де закону мы не поклонимся, а поклонимся де мы, как чин обдержит в Московском государстве кланятца честным людем».

И они, присыльщики, от Василья Турсково к своим державцам с теми речами и поехали.

Июня в 21 день Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей велели ему, Василью, быть на посольстве к своим ближним людем, а перед себя не взяли за теми своими законными поклоны, что он, Василей, и служилые люди по их законы им не поклонились. И Василей Турсково и служилые люди, пришед к ближним людем и вшед в Ургу, говорили.

А были на посольстве ближние их люди Очироя Саин гана Асарамуй [?] зайсан, а кутухтин Чин Заба, сирисиреев Сирен Алдартай.

/л. 6/ Асараму зайсану с товарыщи били челом: «Великому государю, царю и великому князю Федору Алексеевичю всеа [251] Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, а в Селенгинском городе стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю Власову подали челобитную Селенгинские служилые люди сын боярской Гаврило Ловцов на мунгальских и табунуцких тайшей и на их улусных людей, что тех мунгальских и табунуцких тайшей улусные люди их Селенгинских всяких чинов жителей служилых людей по дорогам на проездах и под город приезжая грабят и досмерти побивают, и лошади и скот отгоняют, а которых имянем мугальских и табунуцких тайшей улусные люди воруют и сколько в каждом году и в которых местех служилых и промышленных людей граблено и побито досмерти и сколько лошадей и верблюдов и рогатого /л. 7/ скоту отогнано и то он, Василей, выговаривал против росписи, которая роспись из Селенгинска дана ему, Василью, под наказом и чтоб де Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей против ево, Васильева, посольства и выговору мугальских и табунуцких тайшей их улусных людей от такова воровства и от грабежу и от убойства уняли».

И Асарамуй зайсан с товарыщи:

«Приезжаючи де вы к Очирою Саин гану и х Кутухте на мугальских и табунуцких тайшей и на их улусных людей извещаете и велите их от грабежу и от убойства и от их воровства унять, а сами де вы пришли на мугальских и табунуцких тайшей и на их улусных людей землю и поставили де город и остроги сильно и от нас де и от них мугальских и табунуцких тайшей отходят к вам беглые люди в те городы и вы де их принимаете, да ис тех же городов ходят в походы служилые люди и тех де мугальских и табунуцких тайшей их улусных людей громят и разоряют и их побивают, а жен и детей их в полон емлют и тем де беглым нашим людем и их мугальским и табунуцким тайшам улусным людем к вам выходцам выдачи нет. А которые де побиты и в полон взяты и о тех указу нет же».

И Василей говорил: «Городы де и остроги в тех местех поставлены по указу великого государя в его государстве отчине, в Сибирских украинах, а не на их Мугальской земле для того, что преж сего обиды были от них же мугальских людей великого государя ясашным людем и чтоб меж ясашными и мугальскими людьми обид и убойства не было, а государьские люди сильно у вас никаких людей беглых не имывали, а хто де похочет жить в тишине и в покое и выйдет на его великого государя имя, того де и ныне примут. А из Селенгинского де города и из его уездов на мугальских и табунуцких людей служилые и всяких чинов люди в походы для погромов их и разоренья не хаживали».

И Асарамуй зайсан с товарыщи говорил: «Прежь де сего и ныне берете ясак с наших брацких людей. И Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей о том к великому государю /л. 8/ к Москве посылали посланцов своих Гарму Билюхтуя с товарыщи и велели бити челом великому государю обо всех брацких людех и о выходцах, и великий де государь пожаловал их: велел тех всех брацких людей и выходцев отдать. И преж де того послан был от [252] великого государя с Москвы с листом к ним, Очирою Саин гану и х Кутухте и к Сирисирею, тобольской тотарин Сейдяш. И ево де Сейдяша в Тобольском с тем листом задержали и лист де послан не тот с тобольским сыном боярским с Федором Михалевским и толмач де с ним был прислан, а нашего мугальского языку перевесть совершенно не умел и лист де перевесть было некому. И ныне де вы, приехав в Селенгинской скажите стольнику и воеводе Ивану Остафьевичю наши речи, что де отдаст-ли брацких людей и выходцев Очирою Саин гану и Кутухте и Сирисирею без московских отписок. Да слышали де мол, что де вышел к вам под Селенгинской брацкой мужик Кикин с товарыщи с улусными людьми и берут де ясак с них в Нерчинском остроге Нерчинские служилые люди, и что де над Нерчинскими острогами учинитца и в том бы де не жаловались. Да вы же де ныне прислали к табунуцким тайшам т... [?] и просите де с их улусных людей ясаку с человека по соболю. А преж де сего с мугальцов ясаку нихто не имывал. И ныне де Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей велели вам на посольстве те речи к вам выговорить и велели вам сказать, что с теми с нашими посольскими речами посылают с вами в Селенгинской город своих посланцов. А велено им посланцам, будучи у вас, в Селенгинском, на посольстве, говорить те речи, а которые посланцы с вами в город будут посланы и тем имяны будут вам объявлены на отпуске.

И Василей говорил: — «Такова де от великого государя указу к ним Очирою Саин гану и х Кутухте и к Сирисирею, не бывало и в листу не писывано, что им отдать брацких ясашных людей и выходцов. А Сейдяшь де по указу великого государя послан с Москвы с их посланцы в провожатых до Тобольска, а и с Тобольска велено де к вам послать с листом сына боярского, кого пристойно. И из Тобольска к ним послан тобольской сын боярской Федор Михалевской, а что де великого государя указ против их к великому государю челобитья и то де по указу великого государя /л. 9/ в листу писано и тот лист прислан с ним, Федором Михалевским. А того де у великого государя в его Московском государстве не ведетца хто под его великого государя высокодержавную высокую руку выйдет и тех людей никому не отдают. А когда де у вас того листа перевесть некому и вы де пошлите тот лист с своими посланцы в Селенгинской город к стольнику и воеводе к Ывану Астафьевичю и он велит тот вам лист перевесть и чтоб де послал в Селенгинской Кутухта грамотного человека мугалетина, хтоб де ваш закон и грамоту вашу мугальскую совершенно знал».

И Асарамуй зайсан с товарыщи спрашивал: для де чего грамотного человека у нас спрашиваете?

Василей говорил: «Для того, чтоб де познал истинного в троицы славимого бога и умел бы де сказать про свой закон, а познав истинного бога сказал вашему Кутухте».

[253] Асарамуй зайсан с товарищи говорили: «До коих де мест v вас в Селенгинском стольнику и воеводе Ивану Астафьевичю быть?»

И Василей говорил: «Быть де ему до указу великого государя, как изволит великий государь».

Да Василей же говорил, чтоб они Очирою Саин гану и Кутухте и Сирисирею сказали: отпуском бы де ныне от себя ево, Василея, и служилых людей не задержали.

И Асарамуй зайсан с товарыщи сказали: «О посольстве де вашем и о тех речах мы доложим».

И против наказу, каков ему дан в Селенгинском Очирою Саин гану и Кутухте и Сирисирею их ближним людем выговаривал.

И говорил Уй зайсан с товарыщи: «Пришлют де к тебе Василью подьячего и велят против вашей известной росписи убитых людей, грабежу и отгонного скота для ведомости списать

и взять список».

И после посольства Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей велели ему, Василью, и служилым людем давать корм и питье.

/л. 10/ Июня в 27 день прислан Очироя Саин гана подьячей Шамба Ильден табунан и, списав с известной росписи, список взял, и об отпуске велел указу дожидатца и июля до 1-го числа.

Июля в 1-й день прислан Очироя Саин гана Замбалай тайдзи и велел жить июля до 4-го числа для того, которым де людем с вами в посланцы сказано, чтоб де отпуск учинить с вами вместе. Да сего ж де числа приехал Цыбден тайша к Очирою Саин гану и х Кутухте и от него де посланец в город будет с нашими ж де посланцы.

Июля в 4-й день присланы от Очироя Саин гана и от Кутухты и от Сирисирея и от Цыбдена лутчие их люди, а с ними присланы посланцы, которые отряжены в Селенгинской город.

От Очироя Саин гана Цамбала тайдзи, от Кутухты Зорихту Ирдени тайдзи, от Сирисирея Зоглоху Зорихту, от Цыбдена Кыцу.

А к ыным де тайшам посланы гонцы, а велено де им с вами в город посланцов же послать.

И жили они Василей и служилые люди у Очироя Саин гана и у Кутухты и у Сирисирея в улусе июня с 15-го числа июля по 6число.

И как де он, Василей, у Очироя Саин гана в их улусах и слышал в разговоре от мугальцов, что де от Кутухтина улусу до его кутухтина городка легкими коньми езду день, а верблюдами кочевьем в третей день. А тот городок поставлен меж вершинами Чикойскими и Толскими на Ингодинском хребте. А от того городка до Чикойской вершины езду верблюдами шесть дней, а до Ингоды от того городка сказывают видят.

А от Кутухтина улусу до Китайские стены до Калгана езду верблюдами сказывают месяц, а от Калгана до Китайского царьства езду шесть дней.

[254] /л. 11/ А до Галдана калмыцкого тайши от него Кутухты езду сказывают месяц.

А та Тола река, на которой ныне Кутухта кочует, течет в Оркон реку, а вершина у той реки Оркона от Косогола озера, а устьем течет в Селенгу реку, а те реки Тола и Оркон рыбные, всякой рыбы в них много.

Июля в 6-й день он, Очирой Саин ган, и Кутухта и Сирисирей и Цыбден отпустили их, Василья и служилых людей, а с ними послали посланцов своих, а подвод под него и под служилых людей не дали и шли де они из их улусу до урочища Ковриги Оркона реки и до Цыбденовых детей и до ево улусных людей теми же урочищами, которые писаны в сем статейном списке выше. А в Цыбденове улусе жили они день, а пришли на Оркон к Ковриге июля 13-й день.

Того ж числа приехали от иных тайш посланцы к тому ж урочищу к Ковриге и сказали Василью Турсково, что де присланы мы от своих тайш по присылке и по указу Очироя Саин гана и Кутухты. А велено нам ехать в город в посланцах, а от которого тайши имянем посланцы и то писано в сей статье.

От Чин контазия посланец Ирки даруга.

От Дайчин ноена Сечен косючи.

И меж теми урочищами Ковригою и Иройского устья против Орхона реки за Селенгою рекою на Белых водах стоят тайши четыре брата Кукановы дети. А ниже урочища Ковриги, подле Оркон реки кочует брат их меньшей Ирдени Заб з зятем своим з Дабуном, да их же пяти братьев другой зять кочует с ними ж, а у тех у пяти братов и у дву их зятей, сказывают, у них улусных людей три тысячи двести.

Июля в 17-й день приехали Василей Турсково и служилые люди к перевозу на реку Чикой.

/л. 12/ Того ж числа приехали к нему, Василью, от табунуцких и от иных тайш посланцы. А сказали ему, Василью, что де присланы мы от своих тайш в Селенгинской город в посланцах. А велено де им ехать в город с ним, Васильем.

А от которых тайшей те посланцы и хто имянем и то писано в сей статье.

От табунутов:

От Цокулая Михлай Иркиня,

От Ирдени Заба Кувзеран Тайчин,

От Чин табуная Цулум Сурухай,

От Чин Кя Талзая Уктуху шуленга,

От Дулмая Туухай,

От Ирдени Ахая Дордзи мерген батур.

А в Селенгинской город пришел он, Василей, и служилые люди и мугальские посланцы июля в 18-й день.

Да на отпуске де ему, Василью, и служилым людем Очироя Саин гана и Кутухты и Сирисирея говорили: «Буди де братцких [255] людей и выходцев не отдадите и вам де впредь к ним ездить не пошто, да и мы к вам ездить не будем и то де Очирой Саин ган и Кутухта и Сирисирей послам своим приказали воеводе вашему говорить в Селенгинском, /л. 13/ А буде де они за чем тех речей не посмеют говорить у вас и те речи вы воеводе своему скажите».

А ся статья писана моею, Васильевою, рукою, потому что подьячей выше сего прописал3.

 

ЦГАДА, ф. 1121 Иркутская приказная изба, столб. 18, на 13 лл., подлинник. 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. 1681 год.

2. 1681 год.

3. Со слов: «Да на отпуске де ему, Василью...» и до конца статейный список написан рукою В. Турсково.

Библиографическое описание:

 СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ XVII век, УЛАН-УДЭ , ВЫПУСК 1. 1960г.

Сетевая версия – В. Трухин, 2009 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойой