1684 г. мая 25. —
Отписка иркутского письменного головы Леонтия Кислянского в Сибирский приказ с известиями о приходе посланцев от мунгальского хана Очироя в Тункинский острог, о посылке за ними десятника казачья Данилы Уразова и о расспросе их в Иркутске.
/л. 100/
Государей
и
великих
князей
Иоанна
Алексеевича,
Петра
Алексеевича
[титул]
боярину
и
воеводе
князю
Костянтину
Осиповичю
Левка
Кислянский
челом
бьет.
В
нынешнем
во
192-м1
году
маия
в
11
день
писал
ко
мне
из
Тункинского
в
Ыркуцкой
казак Ерошка Могулев: Приехали де к Тункинскому острогу из Мугальской земли от мугальского Очирой Саин царя посланцов
[260] дватцать человек. А сказывают, что де
они
идут в Ыркуцкой пословатца, а о
чем
пословатца тово де ему Ерошке они не сказали. И он де
Ерошка
задержал тех посланцов в Тункинском, а ко мне о том для
ведома
послал с отпискою беломестного казака Федьку Короваева. А после де
Федьки
Короваева двумя дни хотел он Ерошка тех посланцов отпустить в Ыркуцкой острог.
И в нынешнем же во
192-м
году маия в 17 день прибежал из Тункинского острогу в Ыркуцкой беломестной казак Ивашко Васильев
сын
Пила и в приказной избе передо мною извещал словесно: которые де
мугальские
люди назывались в Тункинском остроге посланцами и те де мугальские люди ушли из Тункинского острогу
без провожатых ночью на Китой и на Белую реки, а
ево
де Ивашка послал из Тункинского острогу в Ыркуцкой служилой человек Ерошка Могулев наскоро с
вестью.
А в Тункинском тех мугальских людей от двадцати человек осталось четыре человека, о
которых
посланцах писал из Тункинского в Ыркуцкой он же
Ерошка
з беломестным казаком Федькою Короваевым. И того ж числа по
указу
великих государей2 против извету беломестного Ивашка Пилы послал я из
Ыркуцкого
на Китой и на Белую реки служилых и промышленных людей десятника казачья Данила Уразова с
товарыщи
37 человек с ружьем наскоро и велел тех мугальских людей, которые назывались в Тункинском посланцами, будет они на Китое и на Белой объявятца, поимав привесть к Ыркуцкому
и поставить на уреченное место. А без розыску оскорбить их и ожесточить ничем не велел, чтоб промеж крайными людьми ссоры какой не учинилось <и допросить на Китое и на Белой ясашных брацких людей и их кыштымов тайным обычаем те мугальские люди им ясашны людем воинским приходом угрожали-ль и ясаку с них прошали-ль и не грабили-ль их и в свою Мугальскую землю идти их не подзывали-ль>3.
И Данило Уразов с товарыщи на Китой и на Белую ездили и приехав с Китою майя в 20-й день подал он Данило с товарыщи /л. 101/ доезд.
А в доезде написано: ездили де они, Данило с товарыщи, в Ыркуцкой уезд на Китой и на Белую реки для сыску мугальских людей, которые мугальские люди были в Тункинском и назывались посланцами. И тех де мугальских людей Серенчин Зорикту с товарыщи пять человек они, Данило с товарыщи, сыскали на Китое реке, а одиннадцать человек по Китою реке вверх под каменем и тех де мугальских людей 16 человек взяв, привели к Ыркуцкому острогу и поставили на уреченное место к государеве мельнице на лед4. А до уреченного места едучи, те посланцы дорогою сказывали ему Данилу Уразову с товарыщи: послал де их Серенчин Зорикту
[261] с товарищи 20 человек из
Мугал
мугальской Очирой Саин кан, а велел сказать5 в Ыркуцком начальному человеку: в
прошлом
де во 191-м6 году богдойского царя люди7
поимали
руских людей 30 человек и про то
де
в Ыркуцком и в ыных острогах ведомо-ль? Да и
о
том де велел царь их сказать в Ыркуцком: идет де богдойское войско девять тысяч по
всем
верхним острогам и до Енисейска, а запасу де с ними идет на
всяково
человека на дватцать лет, а про то де слышил царь их и
они
посланцы от своих мугальских людей, которые их мугальские люди ездили с торгом к
богдойскому
царю. А в Енисейск де им
ехать
не указано, велено сказать в Ыркуцком и из Ыркуцкого указано де им
ехать
назад в Мугальскую землю, листа де с ними и письма от
царя
никакова нет. Да они ж де Серенчин Зоригту с товарыщи говорили: в прошлых де годех от их
мугальского
царя посланы были послы для выдачи брацких людей к Москве, которые брацкие люди платят ясак в Ыркуцком, в Балаганском, в
Братском,
в Верхоленском острогах. И те де послы до Москвы доехали или нет, про то
де
их царю неведомо. Да и в прошлом во 191-м8 году летним путем посланы от мугальского царя
послы ж мимо Калмыцкую землю к Москве для тех же брацких людей, потому что брацкие люди преж сего были мугальские ясашные люди. А
на
Китой де и на Белую ис Тункинского заехали они посланцы Серенчин Зорикту с товарыщи не ведаючи для чего. В Тункинском де остроге им посланцом приказщик Ерошка Могулев подвод и провожатых /л. 102/ не дал.
Да они ж посланцы9 Серенчин Зоригту с товарыщи говорили: в прошлых де годех мугальской тайша Цецен ноен взял погромом ис под Тункинского острогу брацких людей, и тех де брацких людей
царь их хочет отдать по прежнему в Ыркуцкой, а как де отдаст и с них де вы брали ясак на великих государей, да и их де мунгальскому царю с тех людей ясак брать же10, а за погром де Цецен ноена от их царя будет пеня, а достальные де их мунгальских посланцов от шестнадцати человек осталось четыре человека в Тункинском остроге для пасбы лошадей их на чем бы им выехать в свою Мугальскую землю11.
Да в допросе де иркуцкого [присуду?] ясашные брацкие лутчие улусные люди ему Данилу Уразову с товарыщи сказали: мугальские де люди им брацким людем никаких угрозных речей не говаривали и войною им не угрожали и ясаку де с них не прошали и [262]
в свою Мугальскую землю идти их не
подзывали и в нынешнем во 192-м12 году маия в 21
день
по указу великих государей велел я тех мугальских посланцов взять в Ыркуцкой на Посольской двор на то уготованной и
переговор
их слушать. А как они взяты были на Посольской двор и что
в
разговоре говорили и как на встрече против тех посланцов учрежена была стойка, тому посольская записка под сею
отпискою.
А в острог их взять не приказал для того, что им
про
иркуцкие острожные крепости было неведомо. А товар[у] у них никакова и
торговых
людей с ними никово не было. /л. 103/ А по намерению вестовой Селенгинской отписки знатно, что они
заехали
на Китой и на Белую, хотели подзывать брацких людей идти в Мугальскую землю, угрожая им воинским приходом. Только подзывать им
и
по брацким улусам разъезжать казаки Данило Уразов с товарыщи не дали, заехали их на Китое реке в тот
же
день, в которой день они, посланцы, на Китой приехали. А ожесточить их и
задержать
в Ыркуцком не смел, чтоб в том промеж
крайными
людьми ссоры не учинилось.
/л. 104/ А с
сею отпискою
послан
из
Иркуцкого13 в
Енисейск
к
тебе,
боярину
и
воеводе,
князю
Костянтину
Осиповичю
с
товарыщи
наскоро
енисейской
сын
боярской
Лукьян
Ивпатской
[?]
маия
в
25
день.
Да
с
ним же
Лукьяном
послано
опрочь
сей отписки, а
разных
дватцать отписок в Енисейск к тебе боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю с товарыщи. А велел ему Лукьяну идти из Ыркуцкого не медля нигде...14 /л. 105/ и не приставая по острогам, а приплыв в Енисейск явитца и отписки подать тебе боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю.
А жил он Лукьяшко в Ыркуцком за посланцами и за отписками после сына боярского Василия Турского две недели поневоле, потому что за малолюдством иркуцких казаков послать отписок в Енисейск не с ким и ныне в Ыркутском в казне великих государей
писчей
бумаги нет ни одной дести и купить15 не мочно, а купят в Ыркуцком на гостине дворе бумаги лист по четыре деньги, да и по четыре деньги купить негде ж и впредь о бумаге писчей что ты боярин и воевода князь Костянтин Осипович с товарыщи укажешь.
А ясашная великих государей казна послана будет из Ыркуцкого з байкаловскою ясашною казною вместе в одном каюке не замешкав как придут с казною из-за Байкала озера из Баргузинского острога в Ыркуцкой.
ЦГАДА, ф. 1121 — Иркутская приказная изба, столб. 63, лл. 100 — 105, черновик.
Датируется на основании содержания документа.
|