1684 г. мая 21. —
Расспросные речи посланца Мунгальского царя Очирой Саин хана Серенчин Зорикту в Иркутском остроге на посольском дворе.
/л. 106/
1921 году
маия
в
21
день.
По
государевым
царевым
и
великих
князей
Иоанна
Алексеевича,
Петра
Алексеевича
всеа
Великия
и
Малыя
и
Белыя
Росии
самодержцев
указу
писменной
голова
Леонтей
Костянтинович
Кислянской
велел
мугальского царя Очирой Саин гана посланцу Серенчин Зорикту да с ним два человека быть к
себе
на приезде в Ыркуцкой на посольской двор для послованья и по него [?] послать ехать с ними с Мельнишного лугу до двора служилого человека иркуцкого казака Коземки Могулева и до Ангары реки приставив их и селенгинскому казачью десятнику Данилу Уразову да с ним
толмачю иркуцкому казаку Мишке Епифанову. А ехать ему посланцу с товарыщи2 на своих лошадех, а через Ангару реку ехать в лотке, а переехав, плыть под леберег, и доплыв до Верхнево Иркуцкого острогу посаду...3 иркуцкого десятника казачья Василия Киткова и вышед из лотки к посольскому двору итти пешими, а приставу Данилу Уразову итти с
ними,
посланцы, по правую сторону в ряд, а куды посланец пойдет и стоять по обе стороны з знамены и барабаны иркуцким промышленым
и гулящим
людем в цветном платье с ружьем и пиками. А к посольскому двору стоять и до крыльца иркуцким
служилым
и торговым и посадцким людем в цветном платье с ружьем.
А в посольской избе перед писменным головою стоять дворянам и казачьим атаманам и пятидесятником и казаком старым лутчим людем приказные избы и таможенным и площадным подьячим и мугальского языка толмачем
в
цветном же платье.
А как посланец к посольской избе в сени будет и ево встретить в сенях у дверей дворянину Остафью Ивановичю Перфильеву [275] да с ним
подьячему и толмачю и говорить посланцу через толмача: «Царского пресветлого величества писмянной голова Леонтей Костянтинович /л. 107/ Кислянский велел тебя, посланца, для почести встретить мне, царского величества дворянину».
И изговоря речь, итти ему Остафью переже
посланца
в посольскую избу.
Маия в 21 день по указу великих государей и
по
приказу писмянного головы Леонтия Констянтиновича Кислянского и посольского двора учрежены пушки на
станках
и на роскате пушечка медная на станке близ крыльца посольской избы, да на роскате две пушки против крыльца уряженые мерою в длину по полупята аршина, уряженые ж
три
пушки на двуколесных станках на вертлюгах мерою в длину по
два
аршина с четвертью у посольского двора стояли на
площади.
Да на Ангаре реке, куда им посланцам мимо путь два дощаника стоят на
якорях,
а на дощанике учрежены ж по пушке мерою в длину по
четыре
аршина. А на дощаниках было по прапору, а людей было по
[т]ритцать
человек, на роскате у пушек пушкарь один был в
латах,
а другой в цветном платье з зажженными фитилями. А у станков и
на
дощаниках в цветном ж з зажженными ж
фитилями,
на площади у пушек стояло знамя, а под знаменем сорок человек с
пиками,
а от посольского крыльца поставлено служилых и посацких и промышленных людей до берегу, куда итти им посланцом девяносто пять человек с ружьем да с пиками двести тритцать пять человек в цветном платье по обе стороны в три ряды. А по Большой улице стояло конницы шездесят человек с сайдаками, а иные с копьями. А учредя
стойки, послан был ис посольской избы пристав их. Данило Уразов с товарыщи к тем посланцом. И велено ему Данилу с посланцами с Мельнишного лугу до Ангары реки ехать на вершних лошадях, а перегреб[я] Ангару в лотке, плыли под леберег до взвозу и вышед из лотки, к посольской избе до крыльца шли пеши в ряд по правую сторону посланца. Как взошел посланец на крыльцо посольской избы, в сенях /л. 108/ встретил их, посланцов, иркуцкой дворянин Остафей Иванов сын Перфильев и говорил им посланцом он Остафей перевотчиком Мишкою Епифановым [?]:
«Пресветлого
царского величества писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел тебя, посланца, для почести встретить мне, царского величества дворянину».
И за ту встречю посланцы били челом и шапки з голов своих посымав, кланялись.
А изговоря речь дворянин Остафей Перфильев в посольскую избу шел переже посланца с подьячим и с толмачем.
А в посольской избе верх и стены обиты были сукнами красными и зелеными, на столах ковры, а на лавках палазы, пред посольскою
избою
площадь и крыльцо сукнами ж были обиты с красными, а сукна на время браты из рядов.
Письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянский был в чистом платье, а перед ним были дворян, пятидесятников и
[276]
лутчих старых казаков, подьячих и
торговых людей в чистом же
платье:
Дворянин Лукиян Тупальский
Дворянин Остафей Перфильев.
Подьячие:
Федор Дачевский Сидор Васильев
Семен Каргапол Григорий Киберев.
/л. 109/
Гостиные
сотни
Алексей
Ушаков
Таможенной голова Иван Штинников
Десятник Данило Уразов,
Михайло Бутусин,
Еремка Рудаков.
Торговые люди:
Алексей Андриев Бобровской,
Иван Квасов с товарыщи осмь человек в цветном же платье.
И пришед посланцы в посольскую избу, сняв шапки, кланялись письмянному голове Леонтью Констянтиновичю Кислянскому и поклонясь спрашивали о здоровье великих государей царей и
великих
князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев.
/л. 110/
И
писмянный
голова
Леонтей
Костянтинович
Кислянский
говорил:
«Божиею
милостию
великие
государи
цари
и
великие
князья
Иоанн
Алексеевич,
Петр
Алексеевич
всеа
Великие
и
Малые
и
Белые
Росии
самодержцы
и
многих
государств
и
земель
восточных
и
западных
и
северных
отчичи
и
дедичи
и
наследники
и
государи
и
обладатели
их
царское
пресветлое
величество
на
своих
царских
превысочаиших
престолех
своих
великих
предков
и
их
государствах
Российского
государства
дал
бог
в
добром
здоровье».
И спрашивал их посланцов: «Царь ваш Очирой Саин ган и тайши с ним здоровы ли?».
И они, посланцы, говорили: «Очирой Саин ган наш и тайши в своей Мугальской земли с своими мугальскими /л. 111/ людьми все здоровы».
И посланцы спрашивали о здоровье писмянного головы Леонтия Костянтиновича.
И писменной голова Леонтей Костянтинович говорил: «Божиею милостию великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев на службе в Сибири в Ыркуцком дал бог здоров».
/л. 112/
Писмянной
голова
Леонтей
Костянтинович спросил
их
посланцев
о
здоровье
и
как
они
в
вотчину
великих
государей
ехали,
не
было
ль
им
по
дороге
от
кого
какой
обиды.
И посланцы, поклонясь, говорили, что они до Иркуцкого доехали здоровы и ни от кого им никакой обиды не было.
И писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянской велел посланцам говорить: «Для чего ваш мугальской Очирой Саин прислал вас, посланцов, в государскую вотчину, в Ыркуцкой
[277] острог, и есть ли с
ними, посланцы, от мугальского Очирой Саин гана
листы
в Енисейск к боярину и воеводе ко князю Констянтину Осиповичю Щербатому с
товарищи
и подарки или на словах какой переговор?»
И они, посланцы, говорили: «В Енисейск к боярину и воеводе князю Констянтину Осиповичю Щербатому с товарищи листа и переговору на
словах
никакова и подарков нет.
Послал де их Очирой Саин ган в
Ыркуцкой
к тебе писмянному голове к Леонтью Констянтиновичю Кислянскому, а листа от их Очирой Саин гана в
Ыркуцкой
нет же, велел на словах сказать.
/л. 113/ В прошлом во 191-м4 году богдойского царя люди
поймали
на Амуре реке руских людей 30 человек и про то де в Ыркуцком и
в
ыных острогах ведомо ли?»
И против тово писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянской велел говорить:
«Нам в Ыркуцком и в ыных острогах их великих государей крайним людем про
то
ведомость есть. В том же де в прошлом во 191-м году как
богдойские
люди воиским [?] поимали руских людей 30 человек, чтоб де ваш
Очирой
Саин ган и мугальские люди тому не удивлялись, руские де люди в
то
время пошли не с войною, для звериного промыслу».
/л. 114/
Посланец
же
Серенчин
Зорикту
говорит:
«Велел
де
ему,
посланцу,
мугальской
Очирой
Саин
ган
сказать
в
Ыркуцком:
идет
богдойское
войско
большое
—
девять
тысяч
—
по
всем
верхним
острогам
и
до
Енисейска,
а
запасу
де
с
ними
идет
на
всякого
человека
на
дватцать
лет».
И писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянской велел посланцов спросить: с которую сторону и которыми дороги то богдойское войско идет, мугальскому Очирой Саин гану почему про то ведомо, или сам он богдойской царь к нему мугальскому Очирой Саин гану про то ведомо учинил. <И в Селенгинск о том послов послал ли, и в которое время или месяц послал, и сколько дней они, Зорикту с товарищи, ехали от мугальского царя до Тункинского острогу>.5
И посланец Серенчин Зорикту против тово говорил: «Идет де богдойское войско с Амуру реки под Нерчинские остроги, а царь де их мугальской Очирой Саин ган и они посланцы про то слышали от своих мугальских людей, которые их мугальские люди ездили из Мугальской земли с торгом к богдойскому царю. А богдойской де царь их мугальскому Очирой Саин гану про то ведома никакова не чинил и не писывался с ним. <А в Селенгинской де острог Очирой Саин кан послов послал же до ево посланцова Зорикту с товарыщи поезду дней за десять или больше, а о каком деле послал, про то де они Зорикту с товарыщи не ведают. А до Тункинского де они ехали от Очирой Саин кана 18 дней. А в [278] Тункинском де
остроге
жили три дня, а из
Тункинского
до Китою ехали восмь дней. А на
Китое
де жили и с Китою до
Иркуцкого
ехали три дни».>6
И писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел пасланцам говорить:
«За то ему, Очирой Саин гану, и тебе, посланцу, будет государская милость, что он
с
вестью для ведома посылает к крайным их великих государей людем и
про
ратных людей сказывает, которые орды стоят смежно и живут промеж себя в миру и в совете всегда де к
крайным
людем о всяком добре ведомость чинят. И о том де из
Ыркуцкого
буду я писать в Енисейск к боярину и воеводе ко князю Костянтину Осиповичю Щербатову с
товарыщи
и вам де совет будет написан и твое де /л. 115/ посланцово имя боярину и воеводе князю Костянтину Осиповичю Щербатому с товарыщи объявлено».
И за то посланцы Серенчи Зорикту с товарыщи били челом на
государской
милости и поклонились и говорили: «Скажем де мы
государскую
милость своему мугальскому царю Очирой Саин гану и тайшам».
Писмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел говорить посланцом:
«Богдойской царь пустил славу, что идет де его войско большое, девять тысяч, на все верхние остроги, стращая и угрожая разве вам, мугальским людем, а не нам их великих государей крайным людем. Вам де про то и самим ведомо как было руских людей
на
Амуре реке Усть-Шингала в Комарском острошке триста человек, а ево богдойского войска приходило под Комарской острог пятьдесят тысяч и в то де время то богдойское войско руским людем их государским счастием ничего не учинили и едва назад сами ушли от Комарского острогу с малыми людьми и великим стыдом».
И против того посланец Серенчин Зорикту говорил: «Мугальской Очирой Саин ган и тайши про то ведают и слыхали, что де руские люди под Комарским острогом китайских людей побили много».
Писмянной же голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел посланцом говорить:
«Мы угроз и войска тех богдойских людей не боимся, а буде от них задоры какие учинятца, а великим государем про то ведомо будет и великие де государи нас холопей своих на своих великих
государей
дальных заочных службах не забудет и изволят своих великих государей /л. 116/ полковых воевод с ратными людьми двигнут так же, как и наперед сего дед их великих государей блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии [279] самодержец и отец их великих государей блаженныя памяти великий
государь,
царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и
Белыя
Росии самодержец и брат их великих государей блаженныя ж памяти великий государь, царь и великий князь Федор Алексеевич всеа Великия и Малыя и
Белыя
Росии самодержец повоевали противников и непослушников и многие государства и королевства и
княжества
под свою великих государей высокую руку мечем подклонили и царей в полон побрали в вечное холопство и
в
подданство царя казанского, царя астраханского, царя касимовского и иные многие немецкие королевства и княжества литовские, черкасы горские и многие орды татарские и
черкасы
запорожские все сии государства и княжества и
орды
покорны им великим государям и служат в подданстве и
в
холопстве.
/л. 117/ А иные цари и царевичи и княжества, слыша их великих государей царей и
великих
князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев счастие и храбрость и
множество
воинских людей, били челом великим государем и поклонились в подданство и
в
вечное холопство служить им великим государем.
Царь грузинский и царевичи и многолюдственный князь шляхочетский и многие царьства и
княжества
и ныне служат им великим государем».
И против того посланцы говорили: «То де их мугальской Очирой Саин ган и мугальские люди слыхали, что де руской государь многие царьства завоевал и служат им великим государем многие цари и земли».
Письмянной же голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел спросить посланцов: есть ли с ними иной какой переговор от царя?
И посланцы против тово говорили: иного де никакова переговору с ними нет.
Письмянной голова Леонтей Костянтинович Кислянский велел говорить, выводя из ума: «Нам де в Ыркуцком про то ведомо, что де приехали вы з братцких людей ясаку на своево мунгальского Очирой Саин гана збирать и наговаривать братцких людей идти в Мунгальскую землю».
/л. 118/
И
против
того
посланцы
Серенчин
Зорикту
с
товарыщи
говорили:
«Послал
де
их
мугальской
Очирой
Саин
ган
и
велел
прошать
своих
брацких
людей
ясаку
по
соболю,
только
де
велел
прошать
доложась
в
Ыркуцком
у
тебя
ноена,
и
чтоб
де
им
из
Ыркуцкого
дали
для
того
ясачного
збору
и
толмача
руского
человека,
а
подзывать
де
тех
брацких
людей
царь
Очирой
Саин
ган
им
в
Мугальскую
землю
не
велел».
И письмянной голова Леонтей Костянтинович велел посланцом говорить:
«Невозможно де то и умом подумать, чтоб вашему мугальскому Очирой Саин гану великих государей с ясашных брацких людей ясак брать. Те де брацкие ясашные мужики их великих
[280] государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и
Малыя
и Белыя Росии самодержцев искони вечные холопи, а не вашего Очирой Саин гана.
В прежних годех те брацкие мужики под их великих государей самодержавную высокую руку взяты и покорены в
вечное
холопство в ясачной платеж из-за меча, войною.
А иные брацкие мужики, слыша их великих государей милость и самодержавство и
храбрость
их великих государей воинских людей поклонились им великим государем волею и учинились в подданстве под
их
самодержавною
высокою рукою и в вечном холопстве.
А ваш мугальской Очирой Саин ган с тех ясашных брацких людей присылает вас ясак брать и
ссору
с крайными великих государей людьми о том и
шавоты
[?] чинить ясачным людем напрасно.
/л. 119/
И
о
всем том
будет
писать
из
Иркуцкого
в
Енисейск
писмянной
голова
Леонтей
Костянтинович
к
боярину
и
воеводе
ко
князю
Констянтину
Осиповичю
Щербатому
с
товарыщи».
И посланцы против того говорили: «Как де в Енисейск из Иркуцкого будет писать им посланцом до того времени дожидатца ли?».
И против того письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянский велел посланцом говорить; «Вы де, посланцы, тово не дожидайтесь, поедете в свою Мугальскую землю, а как де из Енисейска от боярина и воеводы от князя Констянтина Осиповича Щербатова с товарыщи указ в Ыркуцкой будет и о том де к вашему мунгальскому Очирой Саин гану из Иркуцкого ведомость будет».
Мугальские ж посланцы говорили: «В прошлых де годех посланы от мугальского Очирой Саин гана посланцы к Москве для тех братцких людей и те де посланцы до Москвы дошли-ли ль или нет? Про то де их мугальскому Очирой Саин гану неведомо. Да в прошлом де во 191-м7 году летним путем посланы посланцы ж от Очирой Саин гана к Москве через Калмыцкую землю для тех же брацких людей об отдаче, потому что де брацкие люди преж сего были мугальские ясашные люди».
А против того письмянной голова Леонтей Констянтинович велел посланцом говорить:
«Мы де про тех ваших посланцов не ведаем и не слыхали».
Письмянной же голова Леонтей Костянтинович Кислянском велел посланцом говорить:
/л. 120/
«Для
чево
вы
посланцы
ездите
не
прямою
дорогою
куда
было
вам
и
не
довелось
ехать,
и
вожа
не
дождався
у приказного человека у Ерошки Могулева, поехали от Тункинского и
заехали
на Китой и на Белую реки, а не к Ыркуцкому острогу поехали, а хтоб де вас убил или ограбил, на ком бы де то взять?».
[281]
И против того посланцы говорили: «В том де они
посланцы
виноваты, что заехали на Китой и на
Белую
реки и в Тункинском не дождались вожа и
чтоб
де им посланцом на дороге и учинилось, а то
б
де им учинилось самим от себя, а стояли де они посланцы в
Тункинском
за подводами и за провожатыми три дни и дождатца де подвод и
провожатых
не могли для тово де они посланцы не дождався и поехали мимо на
своих
подводах и едучи заблудились на прямую дорогу не попали.
/л. 121/
Леонтей
Кислянский
велел
говорить
посланцом:
«Буде
де
ваши
мугальские
люди
станут
впредь
ездить
мимо
Тункинского
не объявяся
приказному
человеку
или
не
дождався
провожатых
или
иными
дорогами
станут
приезжать,
а
объявятца
в
их
великих
государей
отчине
в
ясашных
улусах
велю
имать
и
садить
в
тюрьму
до
их
великих
государей
указу».
/л. 122/
И
письмянной
голова
Леонтей
Констянтинович
Кислянский велел
спросить
посланцов,
есть
ли
у
них
иной
какой
заказ
о
чем говорить.
И посланцы против тово говорили: «Иного де никакова с нами заказу нет и говорить не
о
чем» и поднесли камчишку соломянку, а
сказали
послана де та камка от их мугальского "Очирой Саин гана в
Ыркуцкой
к ноену в подарки.
Письмянной голова Леонтей Констянтинович велел ту камчишку принять, а приняв велел подчивать их вином горячим и сбитнем и пивом енисейскому сыну боярскому Остафью Иванову сыну Перфирьеву по серебряной чарке вина горячего, по стекляному стокану збитня, по серебряному стокану пива.
А отподчивав проводили пристава, которые у них были приставлены до ввозу и до лугу, на котором лугу они посланцы преж поставлены, а иттить им и ехать по прежнему ж как они шли к посольскому двору, а стойке с ружьем и с пиками и знамяны стоит по прежнему, а как посланцы пришли и им по указу великих государей письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянский послал к тем посланцом з десятником казачьим с Александром Карбецким пития и корму осмину вина горячего, оловянник пива, часть говяжья мяса из со...8 хлеб ржаной ситный, а на хлебе калач пшеничной, два сига да два ленка жареных, да невареные рыбы таймень весом в
пуд.
Им же посланцом дан на корм бык четырех годов.
Маия в 22 день письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянский мугальским посланцом Серенчин Зорикту с товарыщи камчишку, которое поднес в подарок ему Леонтью Констянтиновичю Кислянскому отослал з десятником казачьим /л. 123/ им с Данилом Уразовым и велел ему ту камчишку отдать, а от себя велел им говорить:
Царского пресветлого величества письмянной голова Леонтей Констянтинович Кислянский
их великих государей жалованьем [282]
пожалован и ничем
не
скуден, а вы де видать люди небогатые
и та де камка вам
пригодитца
на дорогу, а по иркутцкой оценке та камчишко два
рубли,
да с тою же камкою письмянной голова Леонтей Констянтинович послал в
подарок
посланцу Серенчи Зорикту свою лисицу чернодужчатую, цена рубль дватцать шесть алтын четыре деньги.
И сказано тем посланцом отпуск и
подводы и провожатые; дано им на дорогу на
корм
же бык на четвертом году, а тот бык и вышеписанное взяты у
брацких
ясачных людей.
Маия в 23 день поехали те мугальские посланцы с
Мельнишного лугу в полдни, а в
провожатых
посланы за ними до Монастырской деревни десятник казачей Михайло Бутусин с товарищи, десять человек, а от Монастырской деревни ехать до Тункинского в
провожатых
же толмачь Алешка Калакаев
да
беломестной
казак Ивашко Пила, а подводы им велено
имать
под себя и под посланцов
у брацких ясачных людей.
ЦГАДА, ф.
1121
— Иркутская приказная изба, столб.
63, лл. 106 — 123, отпуск.
Датируется по содержанию документа.
|