1693 г. сентября 16. —
Отписка енисейского воеводы Степана Коробьина в Сибирский приказ о получении «скаски» балаганских бурят, в которой говорится о наказаниях за уголовные и гражданские преступления по старинным обычаям бурят.
Великим государем, царем и великим
князем Иоанну Алексеевичу, Петру
Алексеевичу [титул] холоп ваш Стенка
Коробьин челом бьет.
В нынешнем, великие государи, в 201
году, апреля в ... день1,
писал ко мне, холопу вашему, из
Балаганского острогу приказной
енисейской сын боярской Борис
Серебряников, а в отписке иво написано:
В нынешнем де в 2012 году, с
приезду ево в Балаганской явилось по
розным челобитьям руских людей и
иноземцов балаганские ясачные люди в
розных делах. И он де Борис взял у
лутчих балаганских братцких мужиков, у
Сосы Багунова с товарищи, скаску о том:
которые преж сего братцкие мужики и
жонки кого до смерти братцких мужиков и
женок побивали, или у кого что
крадывали, и тем людем за убивства и за
воровства какой ваш великих государей
указ чинен, и как по их
иноземскому преж обыклому делу о таких
делех делано бывало, и как у них
изначала повелось? Также хто кого
обесчестит или изувечит, и тем людем
наказанья ль чинеиы или за бесчестья и
за увечья что имано?
[418]
И они, лутчие брацкие мужики,
посоветовав, подали ему Борису за своими
знамены скаску, а в скаске де написано:
В прошлых де годех, как Балаганского
острогу не было, и после того, как
поставлен Балаганской острог, изначалу
бывали де у них братцких мужиков меж
собою смертные убийства и драки и розные
кражи, и за то де им братцким людем
никакой казни и наказанья не бывало.
А изначалу де по их иноземскому извычаю
бывало и по се де время також
ведетца:
Емлют де на виноватых, буде кто убьет
кого до смерти, анзу, а по руски
головщину, за мужской пол за человека по
штидесят по шти скотин лошадми и рогатою
животиною, болшими и малыми.
А за женской пол вполы, по тритцати по
три скотины.
А за холопа и за холопку по коню доброму
с седлом и с уздою, или что за него цены
дано.
А будет холоп или холопка убьет
кого до смерти ж, и их за убитых отдают
головою, или хозяин их окупат [sic]
годовщиною.
А за драки де, хто чем изувечит, емлют
де на лекарство и на еду, смотря на
увечью, скотом же.
А хто де украдет лошадь или какую иную
рогатую животину, и за такие де кражи,
за всякую скотину по 7 скотин.
И за иные де всякие кражи, опричь скота,
за всякое де место по 5 скотин.
А буде хто чем обесчестит, и с них де
емлют, на чем буде помирятца.
А буде хто у кого насилием своим
обесчестит блудом жонку или девку, и у
того де, на чем он приедет, и что на нем
есть какого платья и ружья, и то де у
него все емлют.
А буде холоп или холопка что у кого
украдет, и их де за то емлют головою. А
которой де хозяин холопа своего
пожалеет, и он де миритца на чем может.
А буде де хто где найдет что чюжее и
никому не объявит, а после де за то
найденое поимаютца, а на них де емлют
головщину потому ж. что и за краденой
скот.
А при прежних де балаганских приказных
людех за убийственные головы по их де
приказных людей приказу имана годовщина
болшая, скотин по сту и болши, и искали
де такие годовщины лет за 10 и за 20 и
болши. И оттого де им чинилось разоренье
и тягость, потому что де ис той болшой
годовщины имали они приказные люди себе
скотом же многое число.
Да генваря де в 25 день они ж братцкие
лутчие люди Соса Багунов с товарищи
подали ему Борису в приказной избе за
своими знамены скаску, а в той их скаске
написано:
Которые де по их иноземскому челобитью в
Балаганску в приказной избе всякие
исковые дела промеж собою у них у всех
братцких людей бывали, и те де исковые
дела в Балаганску в приказной избе
записываны и по суду вершены, а иные не
вершены, и им де братцким людем тех
своих исковых прежних вершенных
[419]
и невершеных судных дел чтоб не
всчинать и вам, великим государем, не
бить челом, и на исцах де и на
ответчиках потому ж прежней взятой анцы
по всяким делам назад не имать же.
А которые де воровства прежних годов
взыщутца, а за те де воровства по совету
и по приговору их, братцких мужиков,
имать анзы по одной скотине за скотину,
хто в чем на ком чего искать будет.
А хто де на кого будет в чем бить челом
вам, великим государем, в каких своих
исках, в нынешнем в 201 году и впредь
при ево Борисове сиденье, и на
виноватова бы де по суду имать анза по
вашему, великих государей, указу и по
прежнему их всех братцких людей
приговору.
И впредь против вышеписанных иноземских
сказок о таких людех против их ли
иноземского извычаю, как у них было преж
сего, о том что вы, великие государи,
укажете?
На обороте 1-го листа: Великим
государем, царем и великим князем Иоанну
Алексеевичю, Петру Алексеевичю всея
Великие и Малые и Белые Росии
самодержцам.
202 г.1 сентября в 13 день
подали енисейские казаки Андрюшка
Михайлов с товарищи.
Помета: Выписать и справитца с
прежними делами, какие великих государей
указы о иноземцах, и что об них в
наказах воеводам пишут.
ЦГАДА, ф. 214 — Сибирский приказ, столб.
1214, лл. 181 — 185. Подлинник.
Печатается по публикации С. А. Токарева,
стр. 44 — 46. Датируется по содержанию
документа № 150.
|