ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

О ПОДЛИННОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КОСОГОРСКОГО ОСТРОГА 50-Х гг. XVII ВЕКА

 
 

Б.П. Полевой  

О ПОДЛИННОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КОСОГОРСКОГО ОСТРОГА 50-Х гг. XVII ВЕКА

 

В газете "Рыбак Хабаровского края" №4 (164) за 2000 г. в специальном приложении "Русский флаг" была напечатана статья В. Попова "Где находился легендарный острог?"1, в которой весьма смело утверждалось, что амурский Косогорский острог середины XVII в. будто бы был поставлен напротив устья реки Амгуни. Попов по существу повторял то, что уже неоднократно писали многие авторы. В самом деле, еще в первой половине XVIII в. русские историки пытались определить подлинное местоположение легендарного русского Косогорского острога. Именно у академика Г.Ф. Миллера впервые создалось впечатление, что этот острог был поставлен в низовьях Амура в "земле гиляков" (нивхов). С тех пор эту версию некритически повторяли и многие другие авторы. Даже Г.И. Невельской, говоря об Онуфрии Степанове Кузнеце, сменившего Ярофея Хабарова в качестве предводителя Амурского казачьего войска, писал, что в 1656 г: гиляков против устья Амгуни, он построил Косогорский острог, котором остался" (Невельской Г.И., 1969. с. 32). И эту версию упорно продолжали использовать многие другие авторы. Так в 1894 г. амурский краевед А. Кириллов писал: "Косогорский или Косогирский острог, русское поселение на Амуре во второй половине XVII ст., построен был в 1655 году в земле гиляков, следовательно, в нижнем Амуре в пределах нынешней Приморской области, но где именно неизвестно". С таким же утверждением выступали Г.С. Новиков-Даурский, В.А. Александров, Г.А. Леонтьева и другие. Но наиболее подробно эту мысль высказал николаевский краевед В.В. Попов. В самом конце 1999 г. в Николаевске-на-Амуре на краеведческой конференции он сделал доклад под названием предполагаемом местоположении Косогорского острога в низовьях Амура", в котором впервые заявил, что Косогорский острог будто бы был расположен на месте селения Тыр.

Всего лишь 40 лет тому назад выдающийся этнограф Б.О. Долгих смог в Центральном (ныне Российском) государственной архиве древних актов (РГАДА) разыскать ценнейшую амурскую ясачную книгу 1655-1656 гг., в которой были даны подробные сведения о сборе ясака на нижнем Амуре, но в ней не оказалось ни одного слова о существовании в земле гиляков Косогорского острога (Долгих Б.О., 1960). Но в ЦГАДА в те же годы были найдены новые важные сведения о Косогорском остроге. Вот что писал Онуфрий Степанов Кузнец в своей отписке с Амура 22 июля [33] 1655 г.: "...тот Федор Пущин хотел итти из Косогорского зимовья на море, не ведуя куда. И я, Онофрейко, его, Федора, с служилыми людьми в Косогорском остроге задержал и не отпустил потому, что ему на море итти не указано, а велено ему, Федору, быти вверху Великия реки Амура на Аргуне реке. И тот Федор Пущин из Косогирского острогу пошел вверх по великой реке Амуру...".

Спустя всего четыре дня - 26 июля 1655 г. в амурской ясачной книге была сделана следующая важная запись о том, что в Маканьском улусе у тойона Чекуная удалось получить сразу 20 соболей. Несомненно, здесь идет речь о дючере-нанайце Чекунае (Чекунай - явно нанайское имя), с которым русские встречались еще в августе 1652 г. во времена амурского похода Я.П. Хабарова. Именно об этом Чекунае важные для нас сведения и сообщил в сентябре 1653 г. участник амурского похода Хабарова Степан Васильевич Поляков, главарь казаков, которые 1 августа 1652 г. вблизи устья р. Зеи в Кокоревом улусе отказались подчиняться Я.П. Хабарову и ушли от него вниз по Амуру "служить своими головами". В своем извете (жалобе-доносе), текст которого был мною опубликован в 1995 г., С.В. Поляков писал так: во 160-м году (т. е. в 1652 г.) как мы, холопи твои государевы, поплыли из Кукорева улусу на низ и пловучи дючерскою землею и, проплыв Шингал (р. Сунгари) реку августа в 9 день ходили мы, холопи твои государевы, на улус Чиндария князца, да на свата своего Чекуная князца дючерского. Божиею милостью и твоим государским счастием и поймали тут, в улусе, князцеву жену, тово князца Чиндария жену, а чекунаеву сестру. И после тово, государь, зимою в марте месяце приезжали было те князцы дючерские в Гиляцкую землю к тебе, государь, с полным ясаком. Тот Чиндарей князец под жену свою приехал, а те князцы в Дючерской земле в Косогорном улусе. И в то же время из Косогорнова улуса, приехал гиляцкий мужик к нему, Ярофею, и привез тебе, государь, дорогова зверя черную лисицу в ясак и почал просить тот, гиляцкой мужик, тово князца Чиндарея жену ево и тот, приказной человек Ярофей Хабаров, тебе, государю у тово гиляцково мужика в ясак черную лисицу взял, а ту князцеву жену выдал. И тот гиляцкий мужик тому князцу Чиндарею ево жену отдал и те князцы дючерские поехали в свою землю, не платя ясаку тебе, государю, а под теми, государь, князцами, дючерскими Чиндареем и Чекунаем семьсот луков" (Полевой Б.П., 1995. с. 46).

Из этого текста ясно видно, что Косогорный улус действительно был поставлен в дючерской, т.е. нанайской земле, и тогда жили в нем нанайцы Чиндарей и Чекунай.

Показательны и сведения Онуфрия Степанова Кузнеца о возвращении амурских казаков весной 1658 г.: во 166 (1658 г.) году зимовали они в Дючерской земле на Амуре реке в Куминском острожке, а [34] на весне (1658 г.) пошли ис Куминского острожку вверх по Амуру-реке в судех для государева ясашного збозу и для проведывания воеводы Офанасья Пашкова и государевых ратных людей и недошед Шингалу-реки в Косогорском улусе поймали языков неясачных дючерских людей. И те де языки в роспросе им сказали,что идут на них, служилых людей, богдойского царя многие ратные люди в судех" (РКО, 1969, т. 1, с. 240).

К сожалению, разведка у О. Степанова была поставлена плохо. И это привело к разгрому Амурского войска. Документ этот еще раз подтверждает, что Косогорский улус явно находился вблизи устья Уссури несколько западнее устья в сторону устья Сунгари. Нетрудно понять, что Косогорским острожком явно называлось военное укрепление на мысе Кырма, о которой известный исследователь Амура середины XIX века Р.К. Маак рассказывал так: "...где береговой скат образует скалистый выступ, известный у местных жителей под названием Кырма" (по-нанайски означает "отломанный").

В русских документах 50-х гг. XVII в. ясно видно, что именно там был дючерский улус, в котором в ту пору жил дючер "Чакунай" (явно нанайское имя!). В середине августа 1652 г. именно тут Степан Поляков и его спутники захватили в аманаты (заложники) жену Чекуная, родную сестру дючера-нанайца Чиндарея, и она была увезена Поляковым и его товарищами вниз по Амуру землю гиляков" (нивхов). Из документов XVII в. стало известно, что Чекунай и Чиндарей решили из своего Косогорнова селения направить к Полякову в землю гиляков ценную черную лисицу, чтобы выкупить у них жену Чекуная. В качестве посредника они использовали одного им знакомого нивха-гиляка, заезжавшего к ним в дючерский Косогорский улус. А это убедительно доказывает, что многие историки допускали серьезнейшую ошибку, игнорируя все документы о том, что Косогорный улус на самом деле был отнюдь не в земле гиляков, а в дючерской земле, то есть нанайцев. Нами еще в 1979 г. было документально доказано, что в середине XVII в. "дючерами" русские называли нанайцев (Полевой Б.П., 1979). Сам же Косогорный улус в середине XVII в. русские называли "Косогорским" явно по его внешнему виду - он был расположен на мысе Кырма - косой горе. Его тогда же еще называли "Маканьским". А в XIX веке это нанайское селение имело еще и название "Нянгму".

Так, наконец, раскрылось подлинное местоположение Косогорского улуса. К сожалению, Р.К. Маак ошибочно принимал его за легендарный Ачанский городок. Я. П. Хабарова. На самом же деле Ачанский городок находился на месте нанайского селения Оджал-Болонь (современное селение Ачан). Это мною было документально доказано еще в 60-70-х гг. (Полевой Б.П., 1960; 1973).

[35] После знакомства с этими бесспорными документальными данными стоит подробно раскрыть ошибки, которые допустил В.В. Попов в своей статье "Где находился легендарный острог?".

Да, Онуфрий Степанов Кузнец в 1655 г. в Косогорском остроге, поставленном еще в 1652 г., приказал Ф.И. Пущину идти вверх по Амуру на реку Аргунь, а не вниз на Амгунь к морю. О. Степанов действительно поставил в земле гиляков новый острог, но это был другой острог, отнюдь не Косогорский. Точное его местоположение до сих пор не установлено. Ни в одном документе Н.Г. Спафарий не писал, что этот острог будто бы был поставлен на месте села Тыр. У Спафария упоминается только знаменитый памятник на мысе Тыр, который был известен казакам еще с середины XVII в.2том, что здесь был будто бы Косогорский острожек, никаких документов нет. Он был только в земле дючеров, а не гиляков. Из дючерского Косогорнова острожка Пущин был послан вверх по Амуру не к морю, а на р. Аргунь (р. Амгунь здесь вообще не упоминалась). После неудачного похода на Аргунь Пущин вернулся в дючерский Косогорный острог и оттуда действительно проследовал в землю гиляков, но место его зимовки 1655-1656 гг. до сих пор не установлено. Не было Косогорнова острога и на мысе Вассе. Но здесь вполне мог зимовать в 1644-1645 гг. В.Д. Поярков, как предполагал хабаровский краевед Н. Спижевой3. Ряд документов явно говорит, что Поярков весну 1645 г. встретил в самом устье Амура. Зимой же Поярков смог побывать в нескольких нивхских селениях нижнего Амура.

Я отнюдь не утверждал, что Косогорный острог был у устья р. Сунгари. Я писал о районе устья Уссури. Р.К. Маак совершенно правильно установил, что на косом мысе Кырма в середине XVII в. действительно находился русский острожек. Но это не был Ачанский городок, как ошибочно полагал Р.К. Маак, ибо как нами установлено, Ачанский улус находился в нанайском селении Оджал-Болонь, которое с 1977 г. неудачно было переименовано в "Ачан". На самом же деле Р.К. Маак в 1855 г. обнаружил на скале Кырма первым легендарный Косогорский острожек. Более подробный рассказ о подлинном местоположении легендарного Косогорнова улуса в земле дючеров будет опубликован во Владивостоке в одном из очередных сборников "Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII XIX вв. Историко-археологические исследования"4.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ранее эта статья была предложена в настоящий сборник, но ввиду явно слабой аргументации её основных положений отклонена (Прим. ред.).

[36] 2В ходе пяти сезонов полевых исследований в Тыре буддийских храмов начала XV в. Амурской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН были обнаружены разновременные памятники, начиная с верхнепалеолитических, но никаких следов русского поселения XVII в. там нет (Прим. ред.).

3В ходе обследования мыса Вассе в 1991 г. Амурской археологической экспедицией там было зафиксированы только остатки нивхского стойбища (Прим. ред.).

4К сожалению, Б.П. Полевой не успел подготовить эту статью и мы публикуем лишь её предварительный вариант (Прим. ред.).

ЛИТЕРАТУРА

Долгих Б.О., 1960. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVIII веке. М.

Невельской Г.И., 1969. Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849-1855. Хабаровск.

Полевой Б.П., 1960. О местонахождении Ачанского городка // Советская археология. 1960. 3.

Полевой Б.П., 1973. Где же стоял Ачанский городок и жили ачаны? // Дальний Восток. 12.

Полевой Б.П., 1979. Дючерская проблема: (По данным русских документов XVII в.) // Советская этнография. 3.

Полевой Б.П., 1995. Изветная челобитная С.В. Полякова 1653 г. и её значение для археологов Приамурья // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. (историко-археологические исследования). Т. 3. Владивосток.

РКО, 1969, т. 1. Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683 / Сост. Н.Ф. Демидова, B.C. Мясников. М.

Опубликовано:

Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII - XIX вв. : Историко-археологические исследования). Т. 4 Владивосток, 2003. с. 32-36

ISBN 5-7442-1343-0

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойой