Б.П. Полевой
О ПОДЛИННОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КОСОГОРСКОГО
ОСТРОГА 50-Х гг. XVII ВЕКА
В газете "Рыбак Хабаровского края" №4 (164) за 2000 г. в специальном приложении "Русский флаг" была напечатана статья В.
Попова
"Где находился легендарный острог?"1, в которой весьма смело утверждалось, что амурский Косогорский острог середины XVII в. будто бы был поставлен напротив устья реки Амгуни. Попов по существу повторял то,
что
уже неоднократно писали многие авторы. В самом деле, еще в первой половине XVIII в. русские историки пытались определить подлинное местоположение легендарного русского Косогорского острога. Именно у
академика
Г.Ф. Миллера впервые создалось впечатление, что этот острог был поставлен в низовьях Амура в "земле гиляков" (нивхов). С тех
пор
эту версию некритически повторяли и многие другие авторы. Даже Г.И. Невельской, говоря об Онуфрии Степанове Кузнеце, сменившего Ярофея Хабарова в качестве предводителя Амурского казачьего войска, писал, что в 1656 г: "У гиляков против устья Амгуни, он построил Косогорский острог, котором остался" (Невельской Г.И., 1969. с. 32). И эту версию упорно продолжали использовать многие другие авторы. Так в 1894 г. амурский краевед А. Кириллов писал: "Косогорский или Косогирский острог, русское поселение на Амуре во второй половине XVII ст., построен был в 1655 году в земле гиляков, следовательно, в нижнем Амуре в пределах нынешней Приморской области, но где именно неизвестно". С таким же утверждением выступали Г.С. Новиков-Даурский, В.А. Александров, Г.А. Леонтьева и другие. Но наиболее подробно эту мысль высказал николаевский краевед В.В. Попов. В самом конце 1999 г. в Николаевске-на-Амуре на краеведческой конференции он сделал доклад под названием "О предполагаемом местоположении Косогорского острога в низовьях Амура", в котором впервые заявил, что Косогорский острог будто бы был расположен на месте селения Тыр.
Всего лишь 40 лет тому назад выдающийся этнограф Б.О. Долгих смог в Центральном (ныне Российском) государственной архиве древних актов (РГАДА) разыскать ценнейшую амурскую ясачную книгу 1655-1656 гг., в которой были даны подробные сведения о сборе ясака на нижнем Амуре, но в ней не оказалось ни одного слова о существовании в земле гиляков Косогорского острога (Долгих Б.О., 1960). Но в ЦГАДА в те же годы были найдены новые важные сведения о Косогорском остроге. Вот что писал Онуфрий Степанов Кузнец в своей отписке с Амура 22 июля
[33] 1655 г.: "...тот Федор Пущин
хотел
итти из Косогорского зимовья на море, не ведуя куда. И
я,
Онофрейко, его, Федора, с служилыми людьми в Косогорском остроге задержал и не
отпустил
потому, что ему на море итти не указано, а велено ему, Федору, быти вверху Великия реки Амура на
Аргуне
реке. И тот Федор Пущин из Косогирского острогу пошел вверх по
великой
реке Амуру...".
Спустя всего четыре дня - 26
июля
1655 г. в амурской ясачной книге была сделана следующая важная запись о том, что
в
Маканьском улусе у тойона Чекуная удалось получить сразу 20 соболей. Несомненно, здесь идет речь о дючере-нанайце Чекунае (Чекунай -
явно
нанайское имя), с которым русские встречались еще в августе 1652 г.
во
времена амурского похода Я.П. Хабарова. Именно об этом Чекунае важные для нас сведения и сообщил в сентябре 1653 г.
участник
амурского похода Хабарова Степан Васильевич Поляков, главарь казаков, которые 1 августа 1652 г. вблизи устья р. Зеи в
Кокоревом
улусе отказались подчиняться Я.П. Хабарову и ушли от него вниз по Амуру "служить своими головами". В своем извете (жалобе-доносе), текст которого был мною опубликован в 1995 г., С.В. Поляков писал так: "И во 160-м году (т.
е.
в 1652 г.) как мы, холопи твои государевы, поплыли из Кукорева улусу на низ
и
пловучи дючерскою землею и, проплыв Шингал (р. Сунгари) реку августа в 9 день ходили мы, холопи твои государевы, на улус Чиндария князца, да на свата своего Чекуная князца дючерского. Божиею милостью и твоим государским счастием и поймали тут, в улусе, князцеву жену, тово князца Чиндария жену, а чекунаеву сестру. И после тово, государь, зимою в марте месяце приезжали было те князцы дючерские в Гиляцкую землю к тебе, государь, с полным ясаком. Тот Чиндарей князец под жену свою приехал, а те князцы в Дючерской земле в Косогорном улусе. И в то же время из Косогорнова улуса, приехал гиляцкий мужик к нему, Ярофею, и привез тебе, государь, дорогова зверя черную лисицу в ясак и почал просить тот, гиляцкой мужик, тово князца Чиндарея жену ево и тот, приказной человек Ярофей Хабаров, тебе, государю у тово гиляцково мужика в ясак черную лисицу взял, а ту князцеву жену выдал. И тот гиляцкий мужик тому князцу Чиндарею ево жену отдал и те князцы дючерские поехали в свою землю, не платя ясаку тебе, государю, а под теми, государь, князцами, дючерскими Чиндареем и
Чекунаем
семьсот луков" (Полевой Б.П., 1995. с. 46).
Из этого текста ясно видно, что Косогорный улус действительно был поставлен в дючерской, т.е. нанайской земле, и тогда жили в нем нанайцы Чиндарей и Чекунай.
Показательны и сведения Онуфрия Степанова Кузнеца о возвращении амурских казаков весной 1658 г.: "А во 166 (1658 г.) году зимовали они в Дючерской земле на Амуре реке в Куминском острожке, а
[34] на весне (1658 г.) пошли
ис
Куминского острожку вверх по Амуру-реке в судех для государева ясашного збозу и
для
проведывания воеводы Офанасья Пашкова и государевых ратных людей и недошед Шингалу-реки в Косогорском улусе поймали языков неясачных дючерских людей. И
те
де языки в роспросе им сказали,что идут на них, служилых людей, богдойского царя многие ратные люди в
судех"
(РКО, 1969, т. 1, с. 240).
К сожалению, разведка у О.
Степанова
была поставлена плохо. И это привело к разгрому Амурского войска. Документ этот еще раз
подтверждает,
что Косогорский улус явно находился вблизи устья Уссури несколько западнее устья в сторону устья Сунгари. Нетрудно понять, что Косогорским острожком явно называлось военное укрепление на мысе Кырма, о которой известный исследователь Амура середины XIX века Р.К. Маак рассказывал так: "...где береговой скат образует скалистый выступ, известный у
местных
жителей под названием Кырма" (по-нанайски означает "отломанный").
В русских документах 50-х гг. XVII в.
ясно
видно, что именно там был дючерский улус, в котором в ту
пору
жил дючер "Чакунай" (явно нанайское имя!). В середине августа 1652 г. именно тут Степан Поляков и его
спутники
захватили в аманаты (заложники) жену Чекуная, родную сестру дючера-нанайца Чиндарея, и она была увезена Поляковым и его товарищами вниз по Амуру "в землю гиляков" (нивхов). Из документов XVII в. стало известно, что Чекунай и Чиндарей решили из своего Косогорнова селения направить к Полякову в землю гиляков ценную черную лисицу, чтобы выкупить у них жену Чекуная. В качестве посредника они использовали одного им знакомого нивха-гиляка, заезжавшего к ним в дючерский Косогорский улус. А это убедительно доказывает, что многие историки допускали серьезнейшую ошибку, игнорируя все документы о том, что Косогорный улус на самом деле был отнюдь не в земле гиляков, а в дючерской земле, то есть нанайцев. Нами еще в 1979 г. было документально доказано, что в середине XVII в. "дючерами" русские называли нанайцев (Полевой Б.П., 1979). Сам же Косогорный улус в середине XVII в. русские называли "Косогорским" явно по его внешнему виду - он был расположен на мысе Кырма - косой горе. Его тогда же еще называли "Маканьским". А в XIX веке это нанайское селение имело еще и название "Нянгму".
Так, наконец, раскрылось подлинное местоположение Косогорского улуса. К сожалению, Р.К. Маак ошибочно принимал его за легендарный Ачанский городок. Я. П. Хабарова. На самом же деле Ачанский городок находился на месте нанайского селения Оджал-Болонь (современное селение Ачан). Это мною было документально доказано еще в 60-70-х гг. (Полевой Б.П., 1960; 1973).
[35]
После
знакомства с этими бесспорными документальными данными стоит подробно раскрыть ошибки, которые допустил В.В. Попов в своей статье "Где находился легендарный острог?".
Да, Онуфрий Степанов Кузнец в 1655 г.
в
Косогорском остроге, поставленном еще в 1652 г., приказал Ф.И. Пущину идти вверх по Амуру на
реку
Аргунь, а не вниз на Амгунь к
морю.
О. Степанов действительно поставил в земле гиляков новый острог, но это был другой острог, отнюдь не
Косогорский.
Точное его местоположение до сих пор не установлено. Ни в
одном
документе Н.Г. Спафарий не писал, что этот острог будто бы был
поставлен
на месте села Тыр. У Спафария упоминается только знаменитый памятник на мысе Тыр, который был известен казакам еще с середины XVII в.2.О том, что здесь был будто бы
Косогорский
острожек, никаких документов нет. Он был только в земле дючеров, а
не
гиляков. Из дючерского Косогорнова острожка Пущин был послан вверх по Амуру не к
морю,
а на р. Аргунь (р. Амгунь здесь вообще не
упоминалась).
После неудачного похода на Аргунь Пущин вернулся в дючерский Косогорный острог и оттуда действительно проследовал в
землю
гиляков, но место его зимовки 1655-1656 гг. до сих
пор
не установлено. Не было Косогорнова острога и на мысе Вассе. Но здесь вполне мог зимовать в 1644-1645 гг. В.Д. Поярков, как предполагал хабаровский краевед Н. Спижевой3. Ряд документов явно говорит, что Поярков весну 1645 г. встретил в самом устье Амура. Зимой же Поярков смог побывать в нескольких нивхских селениях нижнего Амура.
Я отнюдь не утверждал, что Косогорный острог был у устья р. Сунгари. Я писал о районе устья Уссури. Р.К. Маак совершенно правильно установил, что на косом мысе Кырма в середине XVII в. действительно находился русский острожек. Но это не был Ачанский городок, как ошибочно полагал Р.К. Маак, ибо как нами установлено, Ачанский улус находился в нанайском селении Оджал-Болонь, которое с 1977 г. неудачно было переименовано в "Ачан". На самом же деле Р.К. Маак в 1855 г. обнаружил на скале Кырма первым легендарный Косогорский острожек. Более подробный рассказ о подлинном местоположении легендарного Косогорнова улуса в земле дючеров будет опубликован во Владивостоке в одном из очередных сборников "Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII — XIX вв. Историко-археологические исследования"4. |