ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ -


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Русские старинные знамена.

 

  

ДРЕВНОСТИ РОССИЙСКАГО ГОСУДАРСТВА, ДОПОЛНЕНИЕ К III ОТДЕЛЕНИЮ,

 СОСТАВИЛ ЛУКИАН ЯКОВЛЕВ, ПОМОЩНИК ДИРЕКТОРА МОСКОВСКОЙ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

ПОДРОБНАЯ ОПИСЬ РУССКИХ СТАРИННЫХ ЗНАМЕН.

I.

ЗНАМЕНА ХРАНЯЩИЯСЯ В МОСКОВСКОЙ ОРУЖЕЙНОЙ ПОЛАТЕ.

...Ж. ЗНАМЕНА, ПРИСЛАННЫЯ ИЗ СИБИРИ.

...3696 3698. Три знамени, бывшия с Ермаком Тимофеевичем при покорении Сибири в 1581—1582 г.

Одно знамя 3696 четыреугольное, холстинное, мерою по древку 3 арш. 6 верш. шириною 2 арш. 9 верш. середина голубая, на ней вшито изображение Архангела Михаила, составленое из разноцветных кусков холстины, пред Архангелом Иисус Наввин, на коленах, иззувает сапог; вдали град Иерихон. Койма из коричневаго холста, в углах репья малиновыя, по-бокам, и по нижней койме нарисованы плоды и цветы, на верхней койме надпись:  кроме этой каймы была еще другая койма голубаго цвета, которая уцелела только на верхней и на нижней сторонах знамени.

Древко крашеное красное; навершье железное копье, на нем осмиконечный прорезной крест.

Два других знамени 3697, и 3698-устроены так:

3697 мерою по древку 2 арш. 8 верш., шириною 3 аршина 6 верш. середина знамени синяя холстинная, на ней вшиты лев и единорог, готовые к бою, из белой холстины; во круг знамени койма из красной холстины, нижняя полоса и часть верхней полосы коймы оторваны; на уцелевших же полосах вшиты из белой холстины: на верхней солнце, на боковых коймах репья, и в верхнем углу крест, составленный из четырех гербовных лилий.

Другое знамя 3698 мерою по древку 3 арш. шириною 2 арш. 9 верш. середина знамени синяя, холстинная, кругом пришита койма из белой холстины, городками, а в середине вышиты из белой же холстины лев и единорог, готовые к бою; изображенья расцвечены черною краскою, язык у льва из красной холстины; кругом всего знамени широкая койма, с трех сторон неопределенного цвета, а с четвертой красная, холстинная же; по койме с трех сторон написан черною краскою развод и травы, и в четырех углах репья.

Древки знамен красныя; навершья копья железныя гладкия.

В описи 1835 года записаны ч. IV стр. 4 под 3959 и 3960 с отметкою "ветхи."

Все три знамя поступили в Московскую оружейную палату в 1834 году 30 Сентября, из московскаго Арсенала, вследствие словеснаго повеления Государя Императора Николая Павловича, объявленнаго Командиру московскаго артиллерийскаго гарнизона Полковнику Филиппову, как об этом значится, в предписании Г. Обер-Гофмейстера Князя Гагарина, на имя Директора Оружейной Палаты, от 3 Октября 1834 года за 185, где сказано, что "эти знамена доставлены из "Тобольска," и что оне "были при завоевании Сибири с Ермаком Тимофеевичем, в царствование Царя Иоанна Васильевича в 1582 году"620.

В делах Архива московскаго артиллерийскаго Арсенала, хранится книга: "Разныя входящия и исходящия ведомости по части Арсенала за 1827 год" где в числе других, находится "Ведомость, учиненная в московском Арсенале о „приходе и расходе по книгам сибирским достопамятным вещам. Марта 1 дня 1827 года," в эту ведомость "по повелению Г. Полковника Карра 18 Февраля, под 375, записаны в приход, доставленные Командующим Табольским Артиллерийским Гарнизоном Подпоручиком Широковским сибирския достопамятности а именно: Знамена: в том числе на китайке, с обложением по краям кумачом, бывших при завоевании Сибири Ермаком Тимофеевичем, в царсвование Царя Ивана Васильевича, со знаками льва и единорога, сражающихся 1582 года два, на голубой китайке с изображением с обеих сторон Архангела Михаила с Иисус Наввином одно"621.

В отчете московскаго артил. Арсенала за 1833 год в графе против этих знамен отмечено: "По Высочайшему Его Императорскаго Величества соизволению, объявленному словесно, при посещении 29 Сентября Арсенала, Октября 1. [54] ст. 12 сданы в Московскую Оружейную Палату."622.

3699. Знамя Албазинское 1649 1689.

Середина из толстой, красной крашенины, четыреугольная, длиною 2 арш. шириною 1 аршин 14 верш. на ней с одной стороны написан, масляными красками, в облаце образ Спаса Вседержителя со Ангели, в молении св. препододобные Антоний и Феодосий печерские, св. Никита мученик и св. Иоанн воинственник; на другой стороне написано, в кругу, Знамение Пречистыя Богородицы, и в молении св. преподобные Сергий игумен Родонежский, и ученик его Никон. Середина во многих местах пробита и порвана; краски осыпались; середина со всех сторон опушена коймою из голубой китайской, травной, камки, местами украшеной шитыми китайскими цветами; к голубой койме пришита другая койма из бледножелтой, китайской же, травной, камки, в эту койму были вшиты наугольники из зеленой камки; вследствие этих пришивок размеры знамени были громадные: в ширину оно простиралась до 4 арш. 14 верш. а в длину до 5 арш. с половиной; теперь коймы уцелели только местами, и в одном углу сохранился остаток зеленаго наугольника; древко крашеное, красное; навершье гладкое железное копье.

Это знамя поступило в Оружейную палату из московскаго Арсенала в 1863 году.

В передаточной описи под 10 оно описано так:

"Знамя более всего замечательное по своей древности, сделанное из красной толстой крашенины, длина его 2 арш. и ширина 1 арш. 12 вершк. нет никакого сомнения что это знамя прислано из Москвы Царем Алексеем Михайловичем вместе с грамотою письменному Голове Ерофею Хабарову, для водружения на землях покоренных им русской Державе; в одном из свитков Архива видно что оно принадлежало Албазинскому острогу, а потому в Якутске справедливо называют его сим именем; наименование это особенно поясняют трех цветов полосы, сделанныя казаками, в разное время из китайской материи, и пришитыя с краям; знамя это чрезвычайно ветхо, на одной стороне его вверху написан маслеными красками Спаситель, внизу с левой стороны Архангел Михаил и Иоанн Богослов, с правой имена святых совершенно стерлись; а на другой стороне сохранился образ Знамения Божией Матери, а посторонам его святые Сергий Чудотворец и преподобный Никон."

Промыслы русских людей над Восточною Сибирью начались весьма давно, так что уже около 1643 г. русские казаки и промышленники знали о пегой орде, так называли они приамурския области; в 1649 году старый опытовщик Ярко Павлов сын Хабаров, уроженец города Соли Вычегодской, подал Якутскому воеводе челобитную, прося разрешения "набрав промышленных людей человек со сто, или сколько собрать может, идти на Амур реку;" Хабаров сказал что он, "тех промышленных людей будет содержать сам, и будет давать им жалованье, и корм, и ружье всякое, и зелье, и свинец." Воевода разрешил Хабарову поиск, и отрядил в помощь ему не большое число Казаков, так что, в Марте месяце, Хабаров, выступая из Илимска, имел, в своем отряде, около 70 человек охочих людей и Казаков. В этот первый поход Хабаров шел реками Олекмою, потом Тугирем, из Тугиря волоком до реки Урка, притока Амура, и потом вниз рекою Амуром; во время своего пути Хабаров видел пять пустых даурских городов; далее он непошел и возвратился в первый виденный даурский город; оставив там часть ратных людей, он сам, в Мае 1650 года, вернулся в Якутск, и донес воеводе "что Даурская земля будет прибыльнее Лены, да и против всей Сибири будет место украшено и изобильно."

В том же 1650 году Хабаров снова отправился на Амур; с ним тогда уже было до 170 человек охочих людей, 20 казаков, и три пушки; в этот поход он занял, с бою, Албазин; и построил Ачанской острог, в котором отсиделся от Манджуров, пришедших под острог с пушками и пищалями. В 1653 году на Амур приехал думный дворянин Зиновьев, с Государевым жалованьем, и в это время вероятно привез албазинским сидельцам грамоту, о которой говорится в описании знамени, составленном в Тобольском арсенале, и само знамя. Приняв ясак Зиновьев отправился обратно в Москву и взял с собою Хабарова, "приказным же человеком великой реки Амура новой Даурской "земли оставил Онуфрия Степанова." Хабаров взят был в Москву для того, чтобы "через него все происходившия по Амуру дела, в Москве, тем обстоятельнее учинились известны."

[55] В Москве Государь пожаловал Хабарова "за службу, велел быть в детях боярских, и указал быть приказным человеком над поселениями по реке Лене, от Усть-Кута до границы Якутской  области." Получив назначение Хабаров обязался завести около Албазина хлебопашество, "токмо сие неисполнилось, Хабаров после того на Амур не ездил." Нехлопотал об этом и Онофрий Степанов, сидевший в Албазине; впрочем ему не до того и было; приходилось отсиживаться от Китайцев, которые, на попытки русских людей утвердится на Амуре, смотрели весьма недружелюбно, и постоянно тревожили, сидевших по острогам, промышленников; так продолжалось до 1684 года; в это время Китайцы начали действовать решительнее, с целью совершенно изгнать Русских, изо всех занятых ими местностей по реке Амуру; не смотря однако на все усилия храбрых воинов Небесной Империи, наши удальцы держались в Албазине, отстаивая честь русскаго оружия, и право  господства, приобретенное тридцатилетнимы трудами и победами. Преемник Онуфрия Степанова албазинский воевода Толбузин, имея пад ружьем не более 700 человек, при трех хабаровских пушках, крепко сидел в Албазине, и отбивался от Китайцев, неоднократно, и в значительных силах, подступовших к острогу. В 1686 году Толбузин пал на стенех Албазина, сраженный пушечным ядром; место его занял иноземц Полковник Бейтон; но и при нем Китайцы не могли одолеть Албазина, и сняв осаду убрались во свояси.

В это время отправлен был, в Китай послом, стольник и воевода Федор Головин, с наказом кончить все распри с Китайцами, во что бы то ни стало; новый воевода поддался вполне козням Иезуитов, находившихся при Китайском посольстве, и, 27 Августа 1689 года, был заключен нерчинский трактат, постановивший границею России Яблоновый хребет, от реки Горбицы до Охотскаго моря, вследствие чего полковник Бейтон получил повелиние раззорить Албазин до основания, а жителей перевести в Нерчинск. Так, одним ударом, разрушены были плоды тридцатилетних усилий русских людей, и почти на двести лет, отсрочено обладание рекою Амуром623. При назначении Головина воеводою в Дауры ему дано было полковое знамя: отд. II 29.

3700. Знамя Тобольское 1695 года.

Построено по образцу воеводских знамен; четыреугольное, камчатое, мерою по древку 3 арш., шириною 2 арш. 12 верш. На средний, из рудожелтой камки, написан красками Св. Ангел хранитель с крестом в правой руке, и с мечем в левой. Койма вокруг знамени из камки зеленаго цвета, на ней, в углах, нарисованы репья, а в средине каждой коймы клеймо обведенное завитками и травками, писаными красной краской; в клеймах сделаны надписи белой краской: в клейме у древка:  в клейме верхней коймы:  в клейме наружной коймы: в клейме нижней коймы:

На другой стороне сделаны теже изображения и теже надписи.

Навершье гладкое железное копье.

Знамя это поступило в Московскую Оружейную Палату в 1834 году, из московскаго артиллерийскаго Арсенала, и как значится в отношении Командира московскаго артиллерийскаго гарнизона от 3 Октября 1834 года за 185, прислано было в Арсенал из Тобольска.

В ведомости московскаго артиллерийскаго Арсенала это знамя обозначено так: на рудожелтой-камке образ Архангела Михаила с надписью лето  Апреля  по указу Великих Государей и Князей Сибирских, и Андрея Федоровича с товарищи, одно624.

В опись 1835 года Ч. IV стр. 25 внесено под 389 с отметкою райне ветхо."

Для предохранения от дальнейшаго разрушения, в 1861 году, наклеено на тюль.

3701. Знамя Камчатское XVII века.

Воеводскаго образца, четыреугольное, длиною 2. арш. 14 вер. шириною 2. арш. 6 верш. сшито из голубой китайской камки; на середине было написано, с одной стороны, Преображение Господне, с другой Благовещение Пресвятой Богородицы; на коймах были писаны серебром травы. Вся середина знамени сгнила и развалилась.

Поступило из московскаго Арсенала в 1863 году; передаточн. описи 14, где знамя обозначено так: от знамени остались только одни лоскутки, но судя по материи и некоторым оставшимся знакам его можно отнести ко времени Петра I.

[56] Древко простое; навершье с прорезным четырехконечным крестом.

3702. Знамя Камчатское XVII века.

Образца сотенных знамен, четыреугольное с коймою вокруг всего знамени, середина из голубой тафты, на ней написан, с одной стороны св. мученик Георгий, а с другой св. мученик Димитрий Селунский, на белых конях; койма камчатая, была белая, ширина знамени с коймою 1. арш. 8 верш. длиною 1. арш. 13 верш., весьма ветхо; мешечек из синей китайки; навершье гладкое копье.

Поступило из московскаго артиллерийскаго Арсенала в 1863 году; в передат. описи под 13 обозначено так: знамя из китайской материи полуголи, кругом обшито полосами из китайской же белой материи; на одной стороне написан маслеными красками св. Георгий а на другой св. Дмитрий,

3703. Знамя Камчатское XVII века:

Устроено по образцу сотеных, четыреугольное, длиною, и шириною приблизительно, около 2. арш:, середина из желтой тафты, на ней нашит осмиконечный крест, на подножии о двух степенях, из малиновой камки; около креста нашиты надписи, трость и копье, все из черной камки; койма кругом знамени из красной тафты; знамя весьма ветхо, наружная половина его вся в клочьях.

Древко черное; навершье прорезное железное копье.

Поступило из московскаго артиллерийскаго Арсенала в 1863 году, передат. описи 12.

О знаменах, описанных под нумерами 3701, 3702, и 3703, в передаточной описи, замечено, что их мастные жители называют камчатскими.

3704. Знамя Сибирское конца XVII века.

Знамя это постоено по образцу солдатских знамен конца XVII века, из крашенины темно-краснаго цвета; обруч малиновый; в кругу из холстины разных цветов, разцвеченой красками, вшито изображение человека с косой, сидящаго в двуколесной повозке, в которую впряжены два оленя, на переднем месте посажен возница, держащий возжи: возница сделан в уборе, напоминающем одежду сибирских инородцев; древко белое, навершье железное копье с четыреконечным крестом, около котораго пробиты четыре круглых скважины.

Это знамя поступило в палату в 1863 году из С. Петербургскаго Арсенала; в передаточной описи значится под 314 с отметкою: это знамя приписывают онборским стрельцам, а называется оно Ермаковым.

Вид и устройство знамени заставляют предполагать, что знамя это служило в одном из пограничных сибирских острогов, в конце XVII, или в начале XVIII века.

3705. Знамя Сибирское 1710 года.

Камчатое, было вероятно червчатаго цвета, первоначальная мера: длина 3 арш. 4 вершк., ширина 2 арш. 12 вершк., на нем написан, в кругу, герб Царства Сибирскаго, под ним, в таких же двух кругах, расположеных рядом, гербы: Вятский и Пермский; посторонам Сибирскаго герба, на хартиях, написано:

Под кругами написано1710.

Все три круга охвачены двумя пальмовыми ветвями, писаными серебром; древко крашеное красное, навершье медное прорезное копье с Андреевским крестом.

Поступило в Палату из московскаго Арсенала в 1863 году; передат. описи 11.

3706. Знамя Сибирское 1710 года.

Одинаковаго устройства с описанным выше, но все изорвано так, что неможет быть прикреплено к древку; хранится в числе ветхих знамен.

Поступило из московскаго Арсенала в 1863 году передат. описи 9., в Арсенал же прислано было из Табольскаго артиллерийскаго гарнизона в 1826 году.

3707. Знамя Табольское времени Императора Петра I.

Знамя это было белое камчатое, и судя по остаткам, громадных размеров; на нем написан был золотом двуглавый орел под тремя венцами, на груди орла сделаны клейма, в которых, с одной стороны, написан портрет Императора Петра I, а с другой св. Апостол Петр.

От знамени уцелели только орел и часть белаго поля; все остальное сгнило.

Поступило в Палату из московскаго Арсенала, куда прислано было, в 1826 году, из Тобольска; передат. описи 7.

Знамя это весьма замечательно, орел написан плохо, обыкновеным, знаменным, письмом [57] начала XVIII века, но портрет Императора и образ св. Апостола Петра, написаны мастерской кистью.

Пять сибирских знамен: Албазинское 3698 три камчатских 3701, 3702 и 3703, а также знамя 3705, присланы были, в московский артиллерийский Арсенал, от Генерал-Губернатора Восточной Сибири и командовавшаго там Войсками Генерал Лейтенанта Руперта, при отношении от 8 Декабря 1839 года за 1779, на имя начальника артиллерийских гарнизонов московскаго округа Генерал Майора Филиппова.

В этом отношении написано: По Высочайшей воле, объявленной мне в отношении Г. Военнаго Министра от 6 Сентября 172, имею честь препроводить к Вашему Превосходительству, для хранения в московском Арсенале, пять древних знамен, которыя найдены мною в якутском архиве, при обозрении сего края; знамены эти принадлежали Якутскому казачьему полку; но полк, на владение ими, не имеет грамот; поло-жительных сведений о сих знаменах в Якутском Архиве неотыскано, а описание оным составлено по некоторым материалам, найденным в свитках архива; прилагая сие описание имею честь присовокупить еще к тому факт, что в хранящейся, при делах Якутскаго областнаго правления, копии с 5 книги 3 отделения сибирской Истории, впрочем никем незасвидетельствованной, видно что писменный голова Василий Поярков в 1643 году, с отрядом своим, следуя, по реке Алдану и другим рекам, на Амур, сражался с Даурами, неся пред собою знамя, но кем оно пожаловано, или отколь взято и куда после поступило, ничего не сказано. Подлинное подписали: Генерал-Лейтенант Руперт и старший Адъютант гвардии Штабс Капитан Максимович625...

II.

СТАРИННЫЯ ЗНАМЕНА, СВЕДЕНИЯ О КОТОРЫХ СОХРАНИЛИСЬ В АРХИВЕ

МОСКОВСКОЙ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

... 29. Знамя полковое 1673 года.

Камчатое, середина и откос из камки рудожелтаго цвета, опушка камка белая, длиною знамя по верхней кайме четыре аршина шесть вершков; по нижней кайме до откосу один аршин одиннадцать вершков, откос три с половиною аршина, ширина два аршина с четвертью.

На знамени на правой стороне написан был образ Покрова Пресвятыя Богородицы со Апостолы, во облаце Спасов образ; на другой стороне написан в облаце образ Живоначальныя Троицы, в молении по сторонам: с правой св. Иоанн предтеча, св. Алексий человек Божий, и св. Преподобный Серий игумен Радонежский; с левой стороны св. Благоверные князи Борис и Глеб и Александр Невский; в откосе написан был св. Архангел Михаил и перед ним коленопреклоненный Иисус Наввин, и четырнадцать звезд писаны золотом. На каймах написаны были золотом, на верхней кайме правой стороны  тропарь:     весь доконца; на той же стороне на нижней кайме: на другой стороне кругом по каймам написан был кондак: весь до конца.

Это знамя построено было в конце 1672 года по указу великого Государя, для выдачи думному дворянину Ивану Савостиановичу Большому Хитрово.

"Камки на знамя, десять аршин рудожелтой по 30 алтын аршин, и белой десять же аршин [88] по дватцати по осми алтын по две денги аршин," куплено было "Огородные слободы у тяглеца Гаврилы Афонасьева сына Чирьева."

Знамя шили казеннаго приказу закройщик Василий Колужанин с товарищи707.

Росписывали знамя иконописцы Семен Ушаков Федор Евтифеев и Никита Павловец708.

20 Января 1673 года знамя было подписано, и 28 того же месяца выдано "для Донския службы в полк думному дворянину и воеводе Ивану Савостиановичу Большому Хитрово," которому в тоже время отпущено тому знамени крест серебряной позолочен, вток серебряной; пояс тесма шолк красной подложена ремнем, на тесме оправа серебряная по счету восмь мест; пряжка с наконечником, с тремя запряжники, да две петли с яблоком, да древко писано по „золоту розными цветными краски; на знамя сорочка суконная красная."

На столбце росписка: Знамя Государева жалованья Иван Хитров принял и росписался.

В 1678 году знамя это "привезли к Москве з Дону стольник и воеводы Иван Волынской с товарыщи, и по указу великого Государя то знамя" 20 Февраля, послано "по прежнему в Оружейную палату."

1680 года Ноября 18 Царь Федор Алексеевичь указал "выдать в Смоленской розряд, в полк стольника и воевод Федора Петрова сына Салтыкова с товарыщи вновь знамя, которое пристойно; и по тому Государеву указу 1681 года Генваря в 5 день выдано было описываемое знамя, и кнему крест серебряной золоченой с рубкою и с яблоком, вток серебряной, тесма шолк красной, белый, зеленый; на тесме оправы серебряной пряжка, запряжник и наконечник; два древка тощие писаны розными краски, сорочка сукна краснаго, новая."

1685 года Мая 8 дня, "великие Государи Цари оанн Алекееевич и Петр Алексеевич, указали для своей великих Государей службы в полк Стольника и воевод князя Михайла княж Федорова сына Шейдякова стоварыщи, дать полковое знамя. И по тому великих Государей указу Мая в 27 день выдано" было описываемое знамя с отметкою на памяти что "конец пообит, ктому знамени древко тощее, без яблока, до половины писаны по золоту травы, поверх трав вперевивку; крест с трупкою медный посеребрен; чюшка сукна анбурского; по описной книге 191 году знамя новоприбылое, второе."

И 194 Октября в 1 день, против вышеписаннаго отпуску Мая 8 числа прошлаго 195 году, то знамя полковое с древком и крест медной с трубкою посеребрен, и на то знамя чехол суконный красный в оружейную палату принял дьяк Иван Негоморской, а по осмотру то знамя против отдачи в целости, и то знамя с древком и скрестом и счехлом переложено в оружейную большую Казну."

1696 года Генваря в 18 день, великие Государи указали "послать на свою великих Государей службу в Сибирь в Дауры, окольничего и воеводу Федора Алексеевича Головина со своими великих Государей ратными людьми, а для той сибирской службы указали великие Государи дать ему из оружейные полаты знамя полковое против его братьи прежних таких же полковыхъ воевод709."

И потому великих Государей указу Генваря 20 дня выдано было описываемое знамя710.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 ...№ 23.

 го Октября в  день по указу великого Государя Царя и великого Князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца боярин и оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово да столник Иван Степановичь Телепнев приказали зделать воружейной полате знамя полковое думному дворянину Ивану Савостиановичю Хитрово середину вкамке рудожолтой каймы вкамке белой длиною поверхней койме и соткосом четыре аршина шесть вершков понижней койме длиною до откосу аршин адиннатцать вершков шириною отдревка искаймами два аршина полшеста вершка а на том знамяни писать содной стороны посереди знамяни живоначалную троицу вооблаце вмолении по сторонамъ справую Иоанна предтечю Алексея человека божия Сергия Игумена Радонежского чюдотворца, слевую сторону благоверных Князеи Александра Невского, Бориса и Глеба, надругой стороне знамяни написать Покров пресвятыя Богородицы со Апостолы; водкосе собеих сторон Исуса Наввина; покаймам собе стороны тропари и кандаки. И посему великого Государя указу оружейныя полаты жалованныя иконописцы Федор Ефътифеев, Никита Павловец допрашиваны что ктому делу надобно мерою аршин камок и листового сусалного золота и всяких красок и смотря образцового знамяни сказали надобно камок мерою белой десеть аршин рудожолтой десеть аршин безчети листоваго сусалного золота две тысечи пятсот листов вгосудареву казенную меру бакану виницейского полфунта белил руских три фунта яри виницейской полфунта киноварю фунт голубцу доброго полфунта шишгилю тож число шафрану четь фунта вохры грецкой тож число вохры немецкой три фунта зелени полфунта гульфарбы два фунта сажи кувшин два фунта клею карлуку три гривенки меду патаки триста яиц свежих пятдесять кистей мелких тритцать кистей крупных вростворку красок и и чернил ведро вина ветошек на шесть алтын на четыре денги.

На обороте: к сей росписи иконописец Федор Евтихеев руку приложил.

К сей росписи иконописец Никита Иванов сын Павловец руку приложил

[44] А воружеиной полате вказне великого Государя камок исусалнаго золота золотых червонных нет.

А против скаски надобно  золотых червонных.

А по справке сыконописцом Сываном Филатовым казне великого Государя красок прозванием есть толко

Бакан

Киноварь

Голубец

Зелень

Вохра

Будет которые краски есть казне выдать акоторыхъ нет велеть купить.

На обороте написано: Ксей скаске Федор Евтихеев руку приложил.

  го Декабря в  день иконописцы Федор Ефтифеев Никита Павловец сказали надобноде ктомуж знаменному делу для писма скипидару данефти по два фунта да дватцать горшечков зеленых меленких вчем растворивать краски да масла ареховаго да маковаго по кружке, жил.

 го Ноября в  день поприказу боярина и оружеиничего Богдана Матвеевича Хитрово дастолника Ивана Степановича Телепнева огородныя слободы тяглецу Гаврилу Афанасьеву сыну Чирьеву, за десять аршин безчети камки рудо жолтой по цене по тритцати алтын за аршин да ему за десять аршин камки белой по цене подватцати по осми алтын по две денги за аршин всего, за обе камки семнатцать рублев девять алтын зденгою, дать денги сроспискою изаписать вросход.

 

А по указу великого Государя зделано истех камок знамя полковое думному дворянину Ивану Савостьяновичю Хитрово, длиною поверхнеи кайме соткосом четыре аршина шесть вершков шириною по древку и скаймами два аршина полшеста вершка.

На обороте: Гаврила Чирьев денги взял и росписался закамки.

 

 го Декабря в  день по приказу боярина и оружеиничего Богдана Матвеевича Хитрово да столника Ивана Степановича Телепнева, оружейныя полаты иконописцом Федору Евтифееву Никите Павловцу, на пятдесять кистей мелких хорковых тринатцать алтын две денги, да натринатцать кистей крупных хорковыхже шесть алтын, данатрепицы шесть алтын четыре денги. записать еросход. А по указу великого Государя теми кистьми, писать им иконописцом знамя полковое думному дворянину Ивану Савостьяновичю Хитрово.

Тогож числа имже иконописцом Федору Ефтифееву Никите Павлову надватцать горшков зеленых меленких вкоторых растваривать краски шесть алтын четыре денги записать вросход.

На обороте: Федор Евтифеев закисти 13а-трепицы денег дватцать шесть алтын взял и росписался.

 

Генваря в  день великий Государь Царь и великий Князь Алексей Михаиловичь всеа великия и малыя и белыя Росии Санодержец указал по имянному своему великого Государя указу дать изоружейные полаты для Донские службы Думному Дворянину Ивану Савостьяновичю болшово Хитрово знамя полковое.

И потому великиго Государя указу дано 130-ружейные полаты думному Дворянину Ивану Савостьяновичю Болшово Хитрово знамя полковое середина камка белая длиною поверхней кайме и соткосом четыре аршина шесть вершков по нижней кайме длиною до откосу аршин адиннатцать вершков шириною по древку и скаймами два аршина полшеста вершка; содну сторону написано посеред знамени хкайме вооблаце Образ Пресвятые Троицы, вмолении по сторонам справую Иоан Предтеча, Алексей человек Божий, Сергий игумен Радонежский чюдотворец; слевую благоверныя Князя Борис и Глеб, Александра Невскии, на другой стороне знамени Покров Пресвятые Богородицы со Апостолы; воткосе собеих сторон написан Исус Наввин, дактомуж знамени крест серебреной позолочен, вток серебреноиже; пояс тесма шолк красной, на тесме оправа серебреная по счету воемь мест, да древко писанож позолоту розными цветными краски; на знаме сорочка суконная красная.

Знамя Государева жалованья Иван Хитров принял и росписался.

Се знамя прислано испосолского приказу по памяти...  году  Февраля.

 

Лета  Февраля в  день по Государеву Цареву и великого Князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца указу боярину и дворецкому и оружейничему, Богдану Матвеевичю Хитрово да столнику Ивану Степановичю Телепневу да дьяку Никите Зажарскому внынешнем во году привезли кмоскве здону столник и воеводы Иван Волынской [45] стоварыщи его великого Государя знямя на рудожолтой камке, опушка камка белая, на ней подпись, слова писаны золотом, на знамени написано Образ живоначальные Троицы, Архангела Михаила, Иоанна Предтечи, Бориса и Глеба, Алексея человека Божия, Преподобнаго Сергия Чюдотворца, Александра Невского, Исуса Наввина; на другой стороне Образ Покрова Пресвятые Богородицы, Архангела Михаила, Исусаж Наввина; назнамени крест серебряной ток пряшка снаконешкиком стремя запряжники да две петли сьяблоком серебряные на червчатой шелковой тесме подложено ремнем; древко писано золотом; да на знамениж чехол суконной червчатой, которое знамя послано было впрошлом во  году по наряду изоружейные полаты соколничим Сываном болшим Савостьяновичем Хитрово стоварыщи как он был вдумных дворянях; и по указу великого Государя Царя и великого Князя Федора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца испосолского приказу то знамя послано по прежнему воружейную полату ктебе боярину и дворецкому и оружейничему кбогдану Матвеевичю Хитрово да кстолнику Кивану Степановичю Телепневу да кдьяку Книките Зажарскому посолского приказу сподьячим зГригорьем Гавриловым Василей Бобинин.

На обороте: По сему великого Государя указу знамя осмотря принять изаписать вкнигу.

2. Лета Маия в  день по указу великих Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Шереметеву стоварыщи великие Государи Цари и великие Князи Иоанн Алексвевичь Петр Алексвевичь всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцы указали для своей великих Государей службы вполк столника и воевод Князя Михаила Княжь Федорова сына Шейдякова стоварыщи дать изоружейные полаты свое великих Государей полковое знамя со крестом издревком и совтоком изчехлом а росписатца втом знамяни дьяку Ивану Негоморскому; а каково знамя дано будет и скаким крестом и древком и совтоком изчехлом отом для ведома, отписать врозряд Кдумному диаку Квасилью Григорьевичю Семенову стоварыщи; и по указу великих Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцев боярину и оружейничему Петру Васильевичю Шереметеву стоварыщи учинить отом по их великих Государей указу. Диак Любим Домнин.

На обороте: по сему великих Государей указу знамя скрестом серебреным издревком и буде есть совтоком и счехлом отпустить сроспискою и для ведома отписать врозряд.

И Маия в  день, по сему великих Государей указу и по приказу боярина и оружейничего Петра Васильевича болшого Шереметева стоварыщи для службы великих Государей вполк столника и воевод Князя Михаила Княжь Федорова сына Шейдякова стоварыщи знамя полковое средина и откос камка рудожелтая на нем написано на правой стороне Покров Пресвятые Богородицы со святыми вооблаце Спасов Образ на откосе Архангел Михаил да Исус Навин на откосе и на средине четырнатцать звезд писаны золотом кайма камка белая на ней подпись наверхней кайме тропарь весь до конца; по конец откоса на нижней кайме на тойже стороне подпись  на другой стороне всредине Образ Живоначалные Троицы вооблаце вмолении справую сторону Святыи Иоанн Предтеча, благоверные Князи Борис и Глеб; слевую сторону Святыи Алексей человек Божий, Преподобный отец Сергий, Преподобый Князь Александр на откосе, против первой стороны, кругом по кайме, подпись  весь до конца; длиною то знамя поверхней кайме четыре аршина три вершка по исподней кайме полтора аршина откос полчетверта аршина ширина два аршина счетью; конец побит; ктому знамени древко тощее от яблока до половины писаны по золоту травы поверх трав вперевивку крест струпкою медной посеребрен чюшка сукна анбурского по описной книге  знамя новоприбылие второе и расписался. Продолжение расписки на обороте: По сему великих Государей указу таково полковое знамя здревком и сокрестом и счехлом принял Иван Негоморской.

И  Октября в  день, против вышеписанного отпуску Маия  числа прошлого  году то знамя полковое здревком и крест медной струпкою посеребрен и на том знамени чехол суконной красной воружейную полату принес дьяк Иван Негоморской а по осмотру то знамя и древко и крест  струбкою и чехол против [46] отдачи вцелости и то знамя здревком искрестом исчехлом переложено воружейную болшую казну.

3. Лета  Генваря  день по указу великих Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцев боярину и оружейничему Петру болшому Васильевичу Шереметеву стоварыщи великие Государи Цари и великие Князи Иоанн Алексеевичь Петр Алексеевичь всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцы указали послать на свою великих Государей службу вСибирь вДауры оконичего и воеводу Федора Алексеевича Головина ссвоими великих Государей ратными людми а для той сибирской службы указали великие Государи дать ему изоружейные полаты знамя полковое против ево братьи прежних таких полковых воевод и прислать то знамя изоружейные полаты всибирской приказ кбоярину ко Князю Ивану Борисовичю Репнину стоварыщи, и по указу великих Государей Царей и великих Князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцев боярину и оружейничему Петру болшому Васильевичю Шереметеву стоварыщи учинить отом по указу великих Государей Волков.

На обороте: по сему великих Государей указу отослать знамя полковое со крестом совтоком, счехлом и отдать сроспискою и вросходней книге описать все именно.

И  Генваря в  день, по сему великих Государей указу и по приказу боярина и оружейничего Петра Васильевича болшого Шереметева стоварыщи для службы великих Государей вСибирь вДауры вполк околничего и воеводы Федора Алексеевича Головина знамя полковое средина и откос кайма рудожелтая на нем написано на правой стороне Покров Пресвятые Богородицы со святыми вооблаце Спасов Образ на откосе Архангел Михаил да Исус Наввин на откосеж и на средине четырнатцать звезд писаны золотом кайма камка белая на ней подпись на верхней камке тропарь  весь до конца по конец откоса на нижней кайме на той жа стороне подпись   на другой стороне всредине Образ Живоначалные Троицы вооблаце вмолени справую сторону Святые Иоанн Предтеча благоверные Князи Борис и Глеб слевую сторону Свяии Алексей человек Божии преподобныи отец Серий Преподобны Князь Александр на откосе против первой стороны кругом по кайме подпись  весь до конца длиною то знамя поверхней кайме четыре аршина три вершка по исподней кайме полтора аршина откос полчетверта аршина шириною два аршина сьчетью, конец побит, ктому знамени древко тощее от яблока да половины писано по золоту травы по верх трав вперевивку чюшка сукна анбурского, по описной книге  году знамя новоприбылое второе крест серебреной золоченой давток и пряшка и наконечник изапряжник серебреныеж на тесме розных шолков чюшка сукна анбурского красного по описной книге то знамя  году отдать сроспискою а как околничей и воевода Федор Алексеевичь Головин издоур кмоскве будет то знамя со веем взять воружейную палату по древному. На обороте: Всибирской приказ знамя полковое со крестом и совтоком принято росписался подьячей Филат Микитин.

 

 Примечания

620. Арх. М. Ор. Пал. дела 1834 года № 16.

621. Арх. Москов. Артидлерийск. Арсенала дела 1827 года. книга № 29.

622. Там же дела 1833 года Отчет. Кн. № 12.

623. См. Ежемесячныя сочинения 1757 года ч. I стр. 114, 115, 118, 120, 123, 237, 244 и 305 — 321. — часть II стр. 1 — 39; 100 — 130; 195 — 227; 291 — 328. История России соч. С. Соловьева т. XII стр. 306 — 331. История царствов. Петра Великаго. т. I. стр. 243.

624. См. примеч. 621 и 622.

625. Арх. М. Ор. Пал. входящ. дела 1863 г. №19.

707.480 года Октября в 27 день Казенного приказу закройщику Василью Калужанину сученово шолку белово, рудожелтого, по весу тринатцать золотников, тем шолком шили знамя полковое, середина камка рудожелтая, коймы камка белая. По указу великого Государя велено на том знамени писать Покров Пресвятыя Богородицы со Святители. — Арх. М. Ор. Пал. книга № 835 стр. 85.

708. См. прилож. 23. Также Арх. М. Ор. Пал. Книга № 858. 178 года, под 3 Октября записано: "Иконнику Симону Ушакову с товарыщи бокану 78 зол. а писал тем баканом знамя Великого Государя полковое Покров Пресвятыя Богородицы в полк к Донскому отпуску, думному дворянину Ивану Савостьяновичу большому Хитрово. Иконописец Никита Павловец писал койму". Столб. Арх. 181 г. Марта 6 № 118. "Шили знамя шатернаго дела мастеры Федор Янышев с товарищи." — Столб. Арх. М. Ор. Пал. 183 года Апреля 27 и Мая 1 дня № 150.

709. См. приложение № 23.

710. О службе Головина. См. описи отд. I. № 3699, знамя Албазинское.

 

Воспроизводится по изданию:

Русские старинные знамена. 1865. г. M.

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойй