Н. Н. Оглоблин.
ДВЕ "СКАСКИ" ВЛ. АТЛАСОВА ОБ ОТКРЫТИИ КАМЧАТКИ.
Существующия в нашей
литературе сведения об открытии и завоевании Камчатки Владимиром Атласовым1)
основываются главным образом на показаниях некоторых оффициальных документов
Сибирскаго приказа и разных сибирских летописей. Показания самого Атласова о
знаменитом камчатском походе 1697 — 9 гг. не были доселе известны, если не
считать нескольких "челобитных" его 2) да описания Камчатки, записаннаго сибирскими летописцами в качестве Атласовскаго разсказа3).
Но как "челобитныя", так и описание Камчатки очень мало говорят о первом
Камчатском походе Атласова.
Отсюда понятно значение
найденной мною в Сибирском приказе (в Московском Архиве Мин — ва Юстиции)
подлинной "скаски" Вл. Атласова о первом Камчатском походе, записанной с
его слов 3-го июня 1700 года в Якутской приказной избе,
скрепленной рукоприкладством самого Атласова и присланной в Сибирский
приказ Якутским воеводою стольником Дорофеем Афанасьевичем Траурнихтом4).
В этой "скаске" Атласов очень
подробно разсказывает о всех обстоятельствах своего знаменитаго похода.
Благодаря этому разсказу приходится многое изменить и дополнить, а другое
отбросить в наших сведениях об открытии и завоевании Камчатки.
[4]
Не менее ценна и другая найденная мною там
вторая "скаска" Атласова, снятая с него в Сибирском приказе 10 февраля
1701 года и также скрепленная собственноручною подписью Атласова5).
Это именно то описание Камчатки, которое фигурирует в сибирских летописях как разсказ самого Атласова. Но самое беглое сравнение летописнаго текста с
оригиналом Сибискаго приказа ясно говорит, что под пером сибирских летописцев
разсказ Атласова подвергся многим искажениям, пробелам и вставкам6)...
В виду этого издание втрой "скаски" Атласова является делом далеко не излишним.
Не имея в настоящее время
возможности сделать обстоятельный анализ обеих "скасок" Атласова и разяснить
отношения сообщаемых ими новых данных к существующим уже в нашей литературе
сведениям об открытии и завоевании Камчатки, я решаюсь напечатать один полный
текст первой и второй "скасок" Владимира Атласова. Надеюсь, что
интересующиеся сибирской историей не посетуют на меня за такое примитивное
издание этих ценных документов...
Н. Оглоблин
[5]
I.
Первая "скаска" Вл. Атласова, 1700 года.
208 году, июня в 3 день,
явился в Якутцком в приказной избе, перед стольником и воеводою Дорофеем
Афанасьевичем Траурнихтом да перед дьяком Максимом Романовым Якутцкий
пятидесятник казачей Володимер Отласов и сказал:
В прошлом в 203 году, по
указу великого государя, посылан был он Володимер с служилыми людьми за Нос
в Анандырское зимовье, для государева ясачного сбору. И собрав казну
великого государя в Анадырском с ясачных Юкагирей на 205 год, выслал в
Якуцкой город с служилыми людьми. И после ясачного платежю, в том же 205 году,
по наказной памяти, пошел он Володимер из Анандырского на службу великого
государя для прииску новых землиц и для призыву под самодержавную великого
государя высокую руку вновь неясачных людей, которые под царскою
высокосамодержавною рукою в ясачном платеже не бывали. А служилых де и
промышленных людей ходило с ним Володимером 60 человек, да для
соболиного промыслу Анандырских ясачных юкагирей 60 человек.
И шли де они из Анандырского
чрез великие горы на оленях полтретьи недели и наехали подле
моря к губе на Пенжине реке в Акланском и в Каменном и
в Усть-Пенжинском острожках неясачных седячих пеших
коряк человек ста с три и больши, и призвал их под государеву самодержавную
высокую руку ласково и приветом, и собрав с них ясак лисицами красными, выслал в
Якуцкой с служивыми людьми с Олешкою Пещерою с товарищи. А бою де у них с
ними не было, потому что по государской участе (sic)
учинились они неясашные коряки покорны.
А ружье де у них — луки и
копье, и начального человека они над собою не знают, а
слушают которой у них есть богатой [6]
мужик. А товары де надобны им — железо, ножи и топоры и
пальмы
(?), потому что у них железо не родитца. А
соболей де у них на устье Пенжины реки нет, а питаютца они
рыбою, и аманаты не держатца (т. е. — не дают их?..).
И от тех де острогов поехал
он Володимер с служилыми людьми в Камчатцкой нос, и ехал на оленях подле
моря 2 недели, и от того Камчатского носа, по скаскам
иноземцов вожей, пошли они чрез высокую гору и пришед к Люторским
острогам, к иноземцам к люторам, и по наказной памятии под царскую
высокую руку призывал ласкою и приветом, и привел их немногих людей и в
ясак писал с них лисицы. А промышляют де они те лисицы себе на одежю близь юрт
своих, а соболи де от них по горам недалече белые, и соболей де
они не промышляют, потому что в соболях они ничего не знают. И русские
люди у них преж ево Володимерова с товарищи приезда нихто не бывали,
для того они соболей не промышляли. И бою них с ними никакова не было, а
ружье де у них луки и стрелы костяные и каменные, а железа у них
нет и не родитца, и опричь железново — ножей и палем и копий — иного они
ничего у них не берут. А аманатов де своих они не держатца -ж.
И от того острожка отпустил
он Володимер 30 человек служилых людей да 30 юкагирей подле Люторское море
для проведыванья той земли и островов и для призыву под царскую
великосамодержавную руку вновь неясачных людей с ясачным платежем. А сам де он
Володимер с достальными служилыми людми и юкагирами пошли подле Пенжинское
море к Камчатке и к иным рекам.
И недошед Камчатки реки
наехали неясачных оленых коряк 2 юрты, и ласкою их под царскую руку
призывал, и они ясаку великому государю платить не стали и грозили их побить
всех. И он де Володимер, поговоря с служилыми людьми, громил их и побил.
И после того ясачные
юкагири Почина с родниками послали от себя к родником своим Коме с
родниками юкагиря Позделя и велел им их Володимера с товарищи побить, и
отнюдь бы де их Володимера с товарищи не спущали, а он де Почина с родниками
своими русским людем не спустит — побьет их всех. И после того пришед они
(юкагири) к Анандырскому острогу, хотели взять и служилых людей побить. А
пронеслась та речь от них же юкагирей, и по тому их согласию идучи подле
Пенжинское море ясачные юкагири Ома с родниками трое человек
[7] отходили от него Володимера в сторону
и пришед сказали: подсмотрели де они на дороге коряцкой лыжной след. И он
Володимер для подлинного проведыванья послал с ними служилых людей 4 человек, и
он Ома с родниками, отведя их казаков от него обманом, следу им не оказал, и
заночевались. И ночною порою 3 человек казаков (Ома) убил до смерти, а
родник де их Еремка Туланов на четвертого человека на Яшку Волокиту
пал и убить не дал, и они юкагири ево Яшку в 4-х местех изранили. И послал
он Еремка к ним Володимеру с товарищи родника своего со знаменем с наушками,
и велел ему про убийство сказать. И родник ево им про убийство не известил, и
совестясь (т. - е. — снесшись) с родниками своими с Омою с товарищи послал их,
чтоб они их побили.
И они Ома с родниками на
Палане реке великому государю изменили, и за ним Володимером пришли и
обошли со всех сторон, и почали из луков стрелять и 3 человек казаков
убили, и его Володимера во шти местех ранили, и служилых и промышленных
людей 15 человек переранили. И Божиею милостию и государевым счастием они
служилые справились и их иноземцов от себя отбили, и сели в осад,
и послали к товарищем своим служилым людем с ведомостью юкагиря, и те служилые
люди к ним пришли, и из осады их выручили.
И услыша изменниковы родники
от коряк весть, что родник их Почина с родниками товарищев ево (Атласова)
служилых людей обманом побить не могли — многие учали быть покорны. И он де
Володимер на Кыгыле реке дал им страсть (острастку) — бил
батоги. А изменники де Ома (с товарищи) от них ушли.
И на Кыгыле реке били челом
великому государю, а ему Володимеру служилые и промышленные люди подали за
своими руками челобитную, чтоб ему с ними итти на Камчатку реку и
проведать подлинно — какие народы над Камчаткою рекою живут? — И он де
Володимер по челобитью их с Кыгыла реки, взяв вожев дву человек, пошел с
служилыми людьми и с осталыми ясачными юкагири, которые не в измене, подле
море, на оленях, и дошел на Камчатку реку.
И наехали 4 острога а
около тех острогов юрт ста с четыре и боле, и подозвал их
под царскую высокосамодержавную руку, и ясак с них вновь имал, а с кого
имяны — подаст книги.
А остроги де они делают для
того, что меж собою у них бывают бои и драки, род с родом почасту. А соболи де и
лисицы у них в земле есть много, а в запас не промышляют,
[8] потому что они никуды ясаку не
плачивали, только что промышляют себе на одежду. А по государскому счастию
руским людем они были рады. А ружье у них — луки усовые
китовые, стрелы каменные и костяные, а железа у них не
родитца.
И они Камчадальские иноземцы
стали ему Володимеру с товарищи говорить, что де с той же реки Камчатки приходят
к ним камчадалы и их побивают и грабят, и чтоб ему Володимеру с ними на тех
иноземцов итти в поход и с ними их смирить чтоб они жили в совете. И он де
Володимер с служилыми людьми и с ясачными юкагири и с камчадальскими людьми сели
в струги и поплыли по Камчатке реке на низ. И плыли три дни и на
которые они остроги звали — доплыли, и их де камчадалов в том месте наехали
юрт ста с четыре и боле, и под царскую высокосамодержавную руку их в ясачной
платеж призывали. И они камчадалы великому государю не покорились и ясаку
платить не стали. И он де Володимер с служилыми людьми их камчадалов громили и
небольших людей побили, и посады их выжгли, для того чтоб было им встрах и
великому государю поклонились. А иные иноземцы от них разбежались.
А как плыли по Камчатке — по
обе стороны реки иноземцов гораздо много — посады великие, юрт ста
по 3 и по 4 и по 5 сот и больши есть. И оттоле пошел он Володимер назад по
Камчатке вверх, и которые острожки проплыл — заезжал, и тех
камчадалов под государеву руку призывал и ясаку просил, и они камчадалы ясаку
ему не дали, и дать де им нечего, потому что они соболей не промышляли и руских
людей не знали, и упрашивались в ясаке до иного году.
И с того места пришли, откуды поплыли по Камчатке и у них де оленные коряки олени их хотели украсть,
для того чтоб им Володимеру с товарищи великому государю служить было не на чем.
И он де Володимер с служилыми людьми увидя их дорогу и следы, за ними погнались,
и сугнав их у Пенжинскаго моря поставили они с ними служилыми
людьми бой, и бились день и ночь, и Божиею милостию и государевым счастием их
коряк человек ста с полтора убили, и олени отбили, и тем питались, а иные коряки
разбежались по лесам.
И от того де места пошел он
Володимер вперед подле Пенжинское море на Ичю реку. И услышал он
Володимер с товарищи у камчадалов: есть де на Нане реке у камчадалов же
полоненик, а называли они камчадалы ево русаком. И он де
[9] Володимер велел ево привесть к себе,
и камчадалы, боясь государской грозы, того полоненика привезли. И сказался тот
полоненик ему Володимеру: он де Узакинского государства, а то де
государство под Индейским царством. Шли де они из Узакинского государства
в Индею на 12 бусах, а в бусах де у них было — у иных хлеб у иных вино и
всякая ценинная посуда. И у них де на одной бусе дерево (т. - е. мачту)
сламило и отнесло их в море, и носило 6 месяцев, и выкинуло к берегу 12
человек, и взяли де их 3 человек Курильского народа мужики, а достальные
де подле того же морского носу в стругу угребли вперед, а где девались — того он
им не сказал. И товарищи де ево 2 человека живучи у курилов померли, потому что
они к их корму не привычны: кормятца де они курила гнилою рыбою и кореньем. И
тот де индеец им Володимеру с товарищи — что они русково народа —
обрадовался и сказал про себя, что он по своему грамоте умеет и был подьячим,
и объявил книгу индейским письмом, и ту книгу привез он Володимер в
Якутцкой. И взяв ево (т. - е полоненика) он Володимер к себе и оставил на Иче
реке у своего коша, с служилыми людьми.
А сам де он Володимер с
служилыми людьми пошел подле Пенжинское море вперед. И послыша их приход оленные
коряки с жилищ своих убежали вдаль и он де за ними гнался 6 недель. И мимо идучи
на Нане, и на Гиги, и на Ники и на Сиунчю, и на
Харюзове реках неясашных камчадалов под царскую высокосамодержавную руку
призывал и ясак с них ласкою и приветом имал, а с кого имяны — тому подаст
книги.
И оттуды де пошли они вперед
и на Кукше и на Кыкше реках оленных коряк сугнали и подзывали их
под царскую высокую руку в ясашной платеж, и они коряки учинились непослушны и
пошли от них на побег, и он Володимер с товарищи их постигли и они иноземцы
стали с ними битца, и Божиею милостию и государевым счастием их коряк многих
побили, и домы их и олени взяли, и тем питались, а иные коряки от них убежали.
И оттуды пошед, наехали они
Курильских мужиков 6 острогов, а людей в них многое число и их под
царскую высокую руку призывали ж и ясаку просили, и те де курила
учинились не послушны: ясаку с себя не дали и учинили с ними бой, и они де
Володимер с товарищи из тех острожков один взяли и курилов человек с 50, которые
были в остроге и противились — побили всех, а к иным острожкам не приступали,
потому что у [10] них никакова живота
нет и в ясак взять нечего. А соболей и лисиц в их земле гораздо много, только
они их не промышляют, потому что от них соболи и лисицы никуды нейдут.
А до Бобровой реки, которая
на Пенжинской стороне, не доходил он Володимер за 3 дни. А от той реки —
сказывают иноземцы — по рекам людей есть гораздо много. И оттого воротился он
Володимер с служилыми людьми назад и пришел на Ичю реку. Божиим
изволением олени у них выпали и итти им было вскоре в Анадырской острог не на
чем, и он де на той Иче реке поставил зимовье. А на Камчатку реку
послал от себя служилых людей Потапа Сюрюкова, всего 15 человек, да
ясачных юкагирей 13 человек. И он Потап писал к нему Володимеру: камчадалы де
все живут в совете, а в ясаке упрашиваютца до осени.
И на Иче реке служилые люди
били челом великому государю и подали ему за своими руками челобитную,
чтоб им с той Ичи реки итти в Анандырской, потому что у них пороху и свинцу нет
— служить не с чем. И потому их челобитью он Володимер с служилыми людьми и с
полонеником с той Ичи реки пошли в Анандырское зимовье.
И идучи дорогою оленной
коряка Эвонто, которой убежал из Анандырского, и сказал ясашным юкагирям,
что де Анандырской острог взят, служилые и промышленные люди побиты и
аманаты выпущены, и Чюванского роду Омеля Тюляпсин с товарищи 30 человек
изменили и дву человек — казака да промышленного убили.
А в сборе у него Володимера
ясачной казны — 8 сороков 10 соболей, 101 лисица красных, 10 лисиц сиводущатых,
10 бобров морских, парка соболья, 7 лоскутов бобровых, 4 выдры, да
староплатежныхъ юкагирей, которые ходили с ними в поход — 42 соболи, 26 лисиц
красных. А у многих де соболей хвостов нет для того что они камчадалы у соболей
хвосты режут и мешают в глину и делают горшки, чтоб глину с
шерстью вязало, а из иных шьют наушки.
А из Анандырского ходу
до Пенжины реки тихим путем 3 недели, а от Пенжины до Люторских
народов 2 недели, а от Лютор до Камчадальских первых рек 6 недель,
а от Кыгыла реки до Камчатки (реки) переход на оленях 2 недели, а
до Курил ходу от Кыгыла ж 5 месяцов.
И он де Володимер из
Анандырского с служилыми людьми и с казною великого государя и с полонеником
пошел в Якутцкой город.
И тот полоненик шел с ними 5
дней и ногами заскорбел, потому что ему на лыжах ход не за обычей и итти было
[11] ему невмочь, и он де Володимер того
полоненика с дороги с провожатыми возвратил в Анандырской. И после того встретя
на дороге прикащика Григорья Посникова и о том ему говорил, чтоб он ево
не задержав, выслал в Якутцкой с служилыми людьми, и дал ему Григорью 35 лисиц
красных, чем тому полоненику дорогою наймывать под себя подводы.
А книги де он Володимер
вышеписанной ясачной сборной казне, с кого имяны что взял, подаст за
своею рукою вскоре. А дорогою де он Володимер тех книг не написал, потому
что не было у них писчие бумаги.
И естьли из Якуцкого на
Камчатку служилым людем впредь будет посылка, и с ними надобно послать 2
пушечки небольшие, для страха иноземцом, потому что
после их Володимера с товарищи тех вышеписанных родов иноземцы остроги
свои от приходу русских людей почали крепить".
(На обороте листов по
склейкам:) "Якуцкого города пятидесятник Волотька Атласов руку
приложил". — (Сибирскаго Приказа столбец № 1422, лл. 1 — 12).
II.
Вторая "скаска" Вл. Атласова,
1701 года.
1701 году, февраля в 10 день,
явился в Сибирском приказе Якуцкой казачей пятидесятник
Володимер Отласов, а по допросу сказал:
Из Якуцкого де он
Володимер пошел в 203 году, августа в последних числех, в Анандырское зимовье,
для государева ясачнаго сбору, а с ним было якуцких служилых людей 13
человек. Из Якуцкого де переплыв он в лодках через Лену реку, взяв
конные подводы, шли еланными и луговыми местами до Алдану реки дни с три. А ходу
в день будет верст по 30-ти. А переехали через Алдан в лодках, а коней от Алдану
наймовали, и через р. Алдан плавили повыше устья за день, против р.
Токулана. А Алдан река величиною будет против Москвы реки вдвое.
А против, р. Токулана вверх по правой стороне шли коньми ж, по
грязным и каменистым местам до самой вершины 11 дней. А зима захватила их на
устье Токулана реки. А та Токулан река меньши Москвы реки. И перешед Токулан
реку пришли на вершину Яны реки, через камень 1 день, и шли по Яне
реке вниз коньми недели с две до Верхоянского зимовья.
И в Верхоянском зимовье,
наняв новых лошадей, шли на [12] низ
по Яне, а Яна река шире Москвы реки и перешли на Тастак. А Тастак река
меньши Москвы реки и мелка. А с Тастака на Галяндину речку, а та
Галянда рч. пала в Индигирку реку под Индигирским острогом. И шли тою
Галяндою речкою до Индигирского острожку на конех же. А всего ходу и с простоем
от Якуцкого до Индигирского острожку недель по шести и по семи.
А из Индигирского острожку на
низ по Индигирке шли на наемных оленях дней с 5 или с 6, до Уяндинского
зимовья. А та Уяндина река пала в Индигирку р. с левой стороны. А от
Яндина шли небольшое место на низ но Индигирке и перешли через хребет до
Алазейского зимовья, а ходу дней с 8 или с 10. А от Алазейского зимовья на
оленях же через хребет шли до Колымы реки до урочища Ярмонги 2
дни. А с ярмонги шли на низ по Колыме дней с 10 на Тартах до Нижняго
Колымского зимовья, а то зимовье близь самого устья.
А от Колымского зимовья пошли
вверх по Анюю реке и через хребет до Яблонной реки, а по Яблонной
вниз до Анандыря реки, и по Анандырю вниз до Анандырского острогу,
недели с 4, а налехке весною выходят недели с три. А в подводы коней и оленей
наймуют они служилые люди собою у ясачных иноземцов.
А меж Колымы и Анандыря реки
необходимой (т. - е. не проходимой) нос, которой впал в море, и по левой
стороне того носа на море летом бывают льды, а зимою то море стоит мерзлое по
другую сторону того носу весною льды бывают, а летом не бывают. А на том
необходимом носу он Володимер не бывал. А тутошные инородцы чюкчи,
которые живут около того носу и на устье Анандыря реки, сказывали, что против
того необходимого носу есть остров, а с того острову зимоюкак море
замерзнет приходят иноземцы, говорят своим языком и приносят соболи
худые, подобны зверю хорьку, и тех соболей соболя с три он Володимер
видел. А хвосты у тех соболей длиною с четверть аршина, с полосами
поперечными черными и красными.
И в Анандырском де зимовье
собрал он Володимер служилых и промышленных людей человек с 60-ть, а что с теми
людьми он Володимер учинил и куды ходил и то де писано в допросе ево,
оторой прислан из Якуцкого и в ево Володимерове челобитной, что прислана
из Якуцкого под отпискою.
А идучи в Камчадальскую
землю и из Камчадальской земли питались они оленями, которые полонили они
у иноземцов, и рыбою которую они имали у иноземцев, а иную рыбу сами ловили
сетьми которые взяты были с ними из Анандырского зимовья.
[13]
А рыба в тех реках в
Камчатской земле морская, породою особая, походит одна на семгу, и летом
красна, а величиною больши семги, а иноземцы ее называют овечиною. И иных
рыб много — 7 родов розных, а на руские рыбы не походит. И идет той рыбы из моря
по тем рекам гораздо много и назад та рыба в море не возвращается, а помирает в
тех реках и в заводях. И для той рыбы держится но тем рекам зверь — соболи,
лисицы, выдры.
А ходили они по той
Камчатской земле летом и зимою на оленях, и зимою тех оленей впрягают в нарты,
а летом на оленях ездят верхом с седлами, а седла бывают деревяные.
А зима в Камчатской
земле тепла против московского, а снеги бывают небольшие, а в Курильских
иноземцах снег бывает меньши. А солнце на Камчатке зимою бывает в день долго
против Якуцкого блиско вдвое. А летом в Курилах солнце ходит прямо против
человеческой головы и тени против солнца от человека не бывает.
А в Курильской земле зимою у
моря птиц - уток и чаек много, а по ржавцам лебедей многож,
потому что те ржавцы зимою не мерзнут. А летом те птицы отлетают, а остаетца их
малое число, потому что летом от солнца бывает гораздо тепло, и дожди и
громы большие и молния бывает почасту. И чает он, что та земля
гораздо подалась на полдень.
А в Камчатской и в Курильской
земле ягоды — брусница, черемха, жимолость — величиною
меньши изюму и сладка против изюму. Да ягоды ж ростут на траве от
земли в четверь, а величиною та ягода немного меньши курячья яйца, видом
созрелая зелена, а вкусом что малина, а семена в ней маленькие что в
малине. А на деревьях никакова овоща не видал.
А есть трава — иноземцы
называют агататка, вышиною ростет в колено, прутиком, и иноземцы тое
траву рвут и кожуру счищиют, а средину (т.
— е.
сердцевину) переплетают таловыми лыками и сушат на солнце, и как высохнет —
будет бела, и тое траву едят — вкусом сладка, а как тое траву изомнет
—
и станет бела и сладка что сахар.
А деревья ростут — кедры
малые, величиною против мозжевельнику, а орехи на них есть. А березнику,
лиственичнику, ельнику на Камчадальской стороне много, а на
Пенжинской стороне по рекам березник да осинник.
А на Пенжине живут коряки
пустобородые, лицом [14]
русоковаты, ростом средние, говорят своим особым языком, а веры
никакой нет, а есть у
них их де братья шеманы - вышеманят о чем им надобно: бьют в бубен
и кричат.
А одежду и обувь
носят (коряки) оленью, а подошвы нерпичьи. А едят рыбу и всякого зверя и нерпу.
А юрты у них оленьи и рондужные.
А за теми коряками живут
иноземцы люторцы, а язык и во
всем подобие коряцкое, а юрты
у них земляные, подобны остяцким юртам.
А за теми люторцы живут по
рекам камчадалы — возрастом невелики, с бородами средними, лицом походят
на зырян. Одежду носят соболью и лисью и оленью, а пушат то платье
собаками. А юрты у них зимные земляные, а летные на столбах, вышиною от земли
сажени но три, намощено досками и покрыто еловым корьем, а ходят в те юрты по
лесницам. И юрты от юрт поблиску, а в одном месте юрт ста по 2 и по 3 и по 4.
А питаются (камчадалы)
рыбою и зверем, а едят рыбу сырую, мерзлую, а в зиму рыбу запасают сырую: кладут
в ямы и засыпают землею, и та рыба изноет, и тое рыбу вынимая
кладут в колоды и наливают водою, и розжегши каменья кладут в тое колоды
и воду нагревают, и ту рыбу с тою водою розмешивают и пьют, а от тое рыбы
исходит смрадной дух, что рускому человеку по нужде терпеть мочно.
А посуду деревянную и
глиненые горшки делают те камчадальцы сами, а иная посуда у них есть
левкашеная и олифляная, а сказывают оне, что идет к ним с острова,
а под которым государством тот остров — того не ведают.
А веры никакой нет,
только одне шаманы, а у тех шаманов различье с иными иноземцы: носят
волосы долги.
А по хребтам живут в
Камчадальской земле оленные коряки
И с теми камчадальцы всякую
речь, о чем руским людям доведетца говорить, говорят коряцким языком ясыри,
которые живут у руских людей. А он Володимер по коряцкому и по камчадальскому
языку говорить ничего не знает.
А за камчадальцами вдаль
живут Курильские иноземцы - видом против камчадальцов чернее и бороды
меньши. А в той курильской земле против Камчадальской теплее. А одежду носят
такую ж что и камчадальцы, только камчадальцов оне скуднее. А соболи у них есть,
только плохи, для того что место стало быть теплое. А бобров больших и лисиц
красных много.
[15]
А вдаль за теми курильскими
иноземцами какие люди есть и далека ль та земля — неведомо.
А от устья итти вверх но
Камчатке реке неделю есть гора — подобна хлебному скирду, велика гораздо и
высока, а другая близь ее ж — подобна сенному стогу и высока гораздо: из нее
днем идет дым, а ночью искры и зарево. А сказывают камчадалы: буде человек
взойдет до половины тое горы, и там слышат великой шум и гром, что человеку
терпеть невозможно. А выше половины той горы которые люди всходили — назад не
вышли, а что тем людем на горе учинилось — не ведают.
А из-под тех гор вышла река
ключевая — в ней вода зелена, а в той воде как бросят копейку — видеть в глубину
сажени на три.
А вышеписанные иноземцы
державства великого над собою не имеют, только кто у них в котором роду богатее
— того больши и почитают. И род на род войною ходят и дерутся. А летом те все
иноземцы мужеского полу ходят наги. А к бою временем бывают смелы, а в иное
время плохи и торопливы. А наперед сего дани с тех иноземцов никуды не имано.
А жен имеют всяк по своей
мочи — по одной и по 2 и по 3 и по 4. А скота никакова у них нет, только одне
собаки, величиною против здешних, только мохнаты гораздо — шерсть на них длиною
в четверть аршина. А соболей промышляют кулемами у рек, где рыбы бывает много, а
иных соболей на дереве стреляют.
А воюются те иноземцы меж
собою род с родом. А огненного ружья гораздо боятся и называют руских людей
огненными людьми. А бои с рускими людьми у них были только до тех мест как
сойдутся с рускими, и против огненого ружья стоять не могут и бегут назад. А на
бои выходят зимою камчадальцы на лыжах, а коряки оленные на нартах: один правит,
а другой из лука стреляет. А летом на бои выходят пешком, наги, а иные и в
одежде.
А товары к ним надобны:
одекуй лазоревой, ножи. А у них против того брать соболи, лисицы, бобры большие,
выдры.
А на море около люторов зимою
лед ходит, а все море не мерзнет. А против Камчатки (реки) на море лед бывает ли
— не ведает. А летом на том море льду ничего не бывает.
А по Камчатке реке к морю
посылал он Володимер казака для проведыванья иноземцов, и тот казак по Камчатке
до моря ходил и сказывал, что он видел по Камчатке
[16] камчадальских иноземцев от Еловки
речки до моря 160 острогов. А в остроге в одной зимной юрте, а в иных
острогах в 2 юртах живет людей человек по 200 и по 150. А летние юрты около
острогов на столбах — у всякого человека своя юрта. А до руских людей острогов у
них было меньши, а при руских людех острожков наставили больши для опасения, и
из тех острожков бьются — бросают каменьем, пращами, и из рук большим
каменьем с остржку мечют, и обвостренным кольем и палками бьют. И к тем
острожкам руские люди приступают из-за щитов и острог зажигают и станут
против ворот, где им (иноземцам) бегать, и в тех воротах многих их иноземцов —
противников побивают. А те острожки сделаны земляные, и к тем руские люди
приступают и розрывают землю кольем, а иноземцам на острог взойтить — из пищалей
не допустят.
А по другую сторону той
Камчадальской земли на море зимою льду не бывает, только от
Пенжи(ны) реки до Кыгылу на берегах лед бывает небольшой, а от Кыгылу
вдаль ничего льду не бывает. А от Кыгыла реки до устья ходу бывает скорым ходом
пешком, до Камчатки реки, через камень, в 3-й и в 4-й день. А Камчаткою
на низ плыть в лотке до моря 4 дни. А подле моря медведей и волков много.
А против первой Курильской
реки на море видел как бы острова есть, и иноземцы сказывают, что там
острова есть, а на тех островах городы каменные и живут люди, а какие —
про то иноземцы сказать не умеют. А с тех де островов к Курильским иноземцом
приходит ценинная посуда и платье даб полосатых и пестрых китаек и
лензовые азямы. И сказывали те курильские иноземцы, что де тое посуду и
одежду дают им даром, а ни на что не покупают. А на чом с тех островов к курилам
приходят — того иноземцы сказать не умеют.
Да иноземцы ж сказывали, что
в Камчадальской стороне повыше Камчатки (реки) к Каланской Бобровой реке
приходят по вся годы бусы и берут у иноземцов нерпичей и каланской жир а к ним
что на бусах привозят ли — неведомо.
А в море бывают киты
великие, нерпа, каланы, и те каланы выходят на берег по большой
воде, и как вода убудет — каланы остаются па земле и их копьями колют и по носу
палками Бьют, а бежать те каланы не могут потому что ноги у них самые малые, а
береги деревяные (sic!..
каменистые?..), крепкие.
А Амур река далеко ль
— про то он не ведает.
[17]
А у Пенжинских иноземцов для
морского ходу бывают вместо лодок байдары — сшиты из нерпичей кожи, в
длину сажень 6, и поперег сажени 11/2, и в средине ставят
деревянные распорки и решетки, и в тех байдарах человек по 30 и но 40 на море
плавают для нерпичего и жирового промыслу, а далеко ль на море в тех байдарах
выходят — про то он не ведает. А у камчадалов бывают лодки, которые поднимают
человек по 10 и по 20-ти, а иных судов не видали. А у курилов никаких судов к
водному ходу не видал, для того что был зимним временем.
А в Камчадальской и в
Курильской земле хлеб пахать мочно, потому что места теплые и
земли черные и мягкие, только скота нет и пахать не на чем, а иноземцы
ничего сеять не знают.
А руды серебряные и иные
какие есть ли - того не ведает, и руд никаких не знает.
А полоненик, котораго
на бусе морем принесло, каким языком говорит — того не ведает. А подобием кабы
гречанин: сухощав, ус невелик, волосом черн. А как увидел у русских людей
образ Божий — зело плакал и говорил, что и у них такие образы есть же. А с ними
говорил тот полоненик иное поруски, для того что жил он с ним Володимером 2
годы, а иное говорил через толмачь по корятцкому языку, для того что у иноземцов
жил он до него Володимера два ж годы. А сказывался индейцом, и золота де
у них родится много, и палаты цениные, а у царя де индейского палаты
сребряные и вызолочены.
А у Курильских иноземцов взял
он Володимер сребряную копейку, весом блиско золотника, а полоненик
называл ее индейскою копейкою. А соболей и никакова зверя у них не
употребляют. А одежду носят тканую, всяких парчей, стежную
на бумаге хлопчатой.
И тот полоненик шел с ним
Володимером на лыжах от Анандырского зимовья 6 дней, и стали у него ноги пухнуть
и заскорбел, и затем поворотил ево назад в Анандырское зимовье, и буде он
оздоровеет, то он с русскими людьми в Якутцкой выйдет. А нравом тот
полоненик гораздо вежлив и разумен.
Да он же Володимер вез с
собою камчадальского князца к Москве, для подлинного о той земле
уведомления, и тот иноземец говорил поруску, и в Кайгородцком уезде
воспою умер.
А у сибирских иноземцов у
всех учливости никакой нет — люди худые, чистоты никакой не
имеют".
[18]
(По нижним полям листов и в конце
текста:) "К сему добросу (sic)
Якуцкой казачей пятидесятник Володимер Атласов руку приложил".
(Сибирского Приказа
книга № 1292 лл. 709 - 713).
Сообщил Н. Оглоблин. |
|
Примечания.
1)
См. мою статью "Новыя данныя о Вл. Атласове" ("Чтения. Моск. Общ.
Ист. и Древн. ", 1888, кн. 1), с. 3 и след.
2)
Ibid,
15 — 18.
3)
См., напр., это описание (взятое иp
летописи Есипова) в "Историч. очерке главн. событий в Камчатке" А.
Сгибнева (Сиб. 1869), стр. 7 — 12.
4)
Сибир. приказа столбец № 1422, лл. 1 — 12.
5)
Ibid.
книга № 1292, лл. 709 — 713.
6)
Приведу несколько примеров: 1) в летописи Есипова читаем, будто "татары к
ним (камчатским инородцам) доставляют ножи, и топоры " и пр. (Сгибнев,
10). Но в "скаске" Атласова нет неуместных здесь "татар" а там ясно говорится:
"а товары к ним надобны — одекуй" и пр. 2) Передавая смутное известие
Атласова о японских островах, Есипов выражается что там "люди живут
царственные" (?!), что они привозят на Курильские острова "ценную
посуду" и пр. (Сгибн., 11). Но в подлинной "скаске" Атласова нет этих
нелепых "царственных людей": она просто говорит, что на островах "живут люди",
которые привозят "ценинную посуду" и пр. 3) Есипов уверяет, что
камчадальский инородец, котораго Атласов вез с собою в Москву, дорогою умер "в
Новгородском уезде" (Сгибн., 12). понятно, что Атласову
незачем было ехать в Москву через Новгородский уезд в "скаске" ясно читаем, что
инородец умер "в Кайгородском уезде! Можно массу набрать таких примеров
грубаго искажения Атласовскаго текста. |