ПАСМУРЦЕВ Вадим Александрович.
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск.
«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС» КАК ФАКТОР
КОЛОНИЗАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВОЕНИЯ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
КИТАЯ В XVII В.
Прежде, чем
приступать к анализу места и роли административного аппарата в истории
колонизации Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, необходимо
определиться с термином «административный ресурс». При этом нужно учесть,
во-первых, что сам термин, появившийся в XX веке,
носит неоднозначную и даже негативную окраску, во-вторых – использование
подобной терминологии для истории XVII –
XIX вв. носит достаточно условный, и даже спорный
характер.
Чем объясняется
попытка привнесения в исторический анализ современных аллюзий? Прежде всего,
обратим внимание на вторую часть словосочетания, то есть «ресурс». В
словаре Ожегова под ресурсом понимаются: 1. Запасы, источники чего-нибудь; 2.
Средство, к которому обращаются в необходимом случае [13].
Именно последнее
определение и представляет для нас особый интерес.
Теперь
определимся с термином «администрация».
Согласно
социологическому словарю, под ней понимается:
1.
Иерархия
организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления;
2.
Процесс
принятия и осуществления управленческих решений;
3.
Деятельность
государства по управлению;
совокупность
государственных органов, осуществляющих функции управления [12] .
В данном случае
нас интересует второе определение.
Таким образом,
можно выстроить определенную логическую конструкцию: «Административный ресурс» -
необходимые в данном, конкретном случае средства по принятию и реализации
управленческих решений. При этом нужно отметить их экстраординальный,
неконвенциональный характер. Именно такое определение коррелирует с
характеристикой исследователя управленческих методов А. Е. Чуклинова:
Административный ресурс — это система управленческих методов и средств,
реализуемых должностными лицами и государственными органами в целях,
противоречащих базовым принципам государственной службы.
Есть и другой
вариант:
Административный ресурс – это использование должностными лицами или
государственными органами исполнительной ветви власти легальных властных
полномочий с целью получения дополнительных возможностей и гарантий в процессе
реализации своих политических интересов [14].
Оставим в
стороне споры о легитимности тех или иных методов политического
администрирования, и выделим главный итог: административный ресурс, зачастую
обусловленный личными качествами и интересами того или иного представителя
государственных структур, используется в экстраординальных случаях, под личную
ответственность, и носит в значительной степени неформальный, неконвенциональный
характер.
Теперь попробуем
разобраться, в чем необходимость использования такой терминологии для описания
истории колонизационных процессов в Приамурье. Одним из самых удачных
методологических подходов к изучению подобных процессов, на наш взгляд, является
теория «фронтира», предложенная американским классиком Ф. Тернером в 1893 г. на
Всемирном историческом конгрессе в Нью-Йорке [8, P.33,
34, 35].
«Фронтир», как
подвижная граница хорошо коррелирует с теоретическими наработками украинского
ученого В. А. Дергачева, разработавшего концепцию многомерного
коммуникационного пространства. Основа этой теории – понятие «границы»,
«рубежа» между различными типами регионов в географическом, историческом,
социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. Рубеж
выступает как зона контакта различных регионов, обладающая высокой энергетикой
[9].
В данном случае
мы получаем особый статус Приамурья, как фронтира-рубежа, зоны высокого
напряжения. Причем, в этой зоне в рассматриваемый период действовало как минимум
три актора.
Два актора –
Россия и Цинский Китай – являлись субъектами, а приграничная территория
(Приамурье) – объектом процесса коммуникации. Схема их взаимодействия будет
похожа на треугольник, где, как мы видим, отношения между Россией и Цинским
Китаем носили преимущественно «субъект-субъектный» характер, а влияние политики
обеих держав на Приамурье строилось по схеме «субъект-объект.
Кроме того,
следует заметить, что лишь два актора этого процесса являются государствами и,
следовательно, могут в той или иной форме использовать административные меры для
решения тех или иных вопросов. Учитывая существенную разницу в социальном,
экономическом и этнокультурном «коде» этих акторов, можно отметить, что зона их
контакта обладала высокой напряженностью. Экстраординарные условия коммуникации
требовали и особых административных методов.
Говоря о роли
административного ресурса в Российском обществе исследуемого периода, следует
отметить одну важную особенность. Колонизация Сибири и Дальнего Востока, которая
в отдаленной ретроспективе видится многим историкам как продуманная или, хотя бы
целенаправленная государственная политика, при ближайшем рассмотрении
представляет собой череду случайных, противоречивых, подчас продиктованных
сиюминутными потребностями акций, которые предпринимала местная и центральная
администрация, зачастую на свой страх и риск. Об этом подробно рассказывают
исследователи Д. Я. Резун и М. В. Шиловский [11].
Например, весьма
примечательным фактом является история открытия р. Амур. Как свидетельствуют
источники, впервые о р. Амур узнали участники экспедиции атамана Д.Е. Копылова.
Весной 1638 г. его отряд проплыл по р. Алдан, до устья р. Янды, где казаки
поставили Бутальский острог и узнали от эвенков о существовании на юге большой и
богатой реки Чиркол (Шилкар), в низовьях которой якобы находилась серебряная
гора Оджал. Поскольку московская администрация считала серебро стратегическим
ресурсом, во всех наказах первопроходцам предписывалось искать месторождения
серебряной руды. Однако интерес к мифической горе Оджал вряд ли был продиктован
только потребностями метрополии. Уже в 1639 г. состоялась новая экспедиция, в
которую вошли 20 томских и 11 беглых казаков, а возглавил ее пятидесятник Иван
Москвитин [1, С.17].
По возвращении
казачьей партии томский воевода князь О.И. Щербатый писал в Москву: «Как
государь царь и великий князь Алексей Михайлович из Руси изволит послать на море
для тое горы, где серебряная руда… И людей надобет на меньшую статью тысяча
человек в збруех, в пансырях или в латах…» [1, С.18]. Однако новый отряд
выступил уже 15 июня 1643 г., причем был организован не томским, а якутским
воеводой, П.П. Головиным. Насчитывал же он не 1000 людей в «збруях и доспехах»,
а всего 112 служилых, 15 охочих людей, 2 целовальников, 2 толмачей и одного
кузнеца[1, С.18]. Возглавил экспедицию Василий Поярков, печально известный
своими грабежами и расправами над аборигенами.
Этот
малопримечательный факт, подобных которому найдется немало, может
свидетельствовать как о личной инициативе местных администраторов, так и о
серьезном соперничестве между воеводами, использовавшими свои полномочия для
личной корысти. Ф.Г. Сафронов отмечает, что в первой половине XVII в. имела
место активная конкуренция между гарнизонами, городами и острогами за новые
ясачные территории, причем иногда дело доходило до вооруженных столкновений.
Случались злоупотребления местных властей, вызывавшие волнения и бунты среди
служилых людей [7, C.25].
Весьма
характерным примером неформального, стихийного характера освоения Приамурья
является деятельность Ерофея Хабарова. В 1649 г. к новому якутскому воеводе Д.А.
Францбекову обратился с челобитьем «старой оптовщик Ерофейко Хабаров». Он
просил, чтобы «Государь бы его, Ерофейка, пожаловал: велел бы с ним охочим
служилым и промышленным людям иттить, куда похотят, без государева жалования… а
будет де Государевым счастием под Государеву царскую высокую руку приведут
Лавкая и Боготу (аборигенные князьцы), или иных каких захребетных неясачных
людей, и Государю де в ясашном сборе будет прибыль большая…» [1,
C.21]. Совершенно очевидно, что, уповая на «Государеву
милость», Ерофей Хабаров обращался лично к воеводе, рассчитывая на его
собственный интерес. Воевода дал согласие, повелев «Ерофейку итти, и сним
охочим, служилым и промышленным людям 150 человек, или сколько может
прибрать...». Разумеется, ни о каком согласовании с Москвой не было речи [1,
С.21].
Первый поход
Хабарова окончился неудачей – население Нижнего Амура бежало, узнав о
приближении русского отряда. Не вполне понятно, какую роль сыграл в этом некий
казак Ивашко Елоимов Квашнин, побывавший в даурских селениях ранее Хабарова, и
сообщивший местным, будто идущие 500 человек казаков намерены дауров «побить» и
«пограбить». Улусные люди дали Квашнину 50 соболей и велели отвезти Хабарову,
сказав что у них больше ничего нету так как отдали ясак князю Богдою
[1, 22]. Скорее всего, мы
имеем дело с обычным шантажом.
Тем не менее,
первый поход Хабарова оказался неудачным, а известие о князе Богдое, собирающем
ясак с Амурских улусов, вызвало недовольство местной администрации. Снаряжая
новый поход Хабарова, Францбеков жестко наказал первопроходцам привести Богдоя
«с родом своим и с племенем, и со всеми его улусными людьми» под государеву
руку. В послании на имя Богдоя, которое Хабаров должен был передать князю,
Францбеков предупреждал, что в случае отказа на Богдоя будет совершен поход
русскими войсками численностью 6 тыс. человек с пушками [6а,
С. 126 – 130]. Разумеется, якутский воевода не мог
располагать столь сильным войском, а сношения с Москвой заняли бы слишком много
времени. Подобные наказы о «приведении в подданство» давались и другим
первопроходцам, например Т. Чичегину, который располагал всего 137 бойцами [6,
С.133].
Первая
встреча казаков с маньчжурами тоже не прояснила ситуации. Во время стычки с
даурами при Гуйгударовом городке (1651 г.) присутствовали и «богдойские люди»
(манжуры), которые не принимали участия в сражении, а ограничились ролью
наблюдателей [5, С.56].
Ситуация
изменилась после 1652 года, когда 26 марта маньчжурский отряд «князя Исинея» (Си
Фу) численностью 600 знаменных воинов с 6 пушками, 30 пищалями и 12 минами, при
поддержке около 1500 дауров и дючеров атаковал гарнизон Ачанского городка,
поставленного Хабаровым [6, C.57].
По
современным китайским источникам, нападение было результатом жалоб народности
хэчжэ нингутаскому чжангиню Хайсэ, который якобы 4 апреля 1952 года получил
приказ от Цинского правительства оказать помощь хэчжэ[6, C.59].
Однако по другим источникам должность нингутаского амбань-чжангиня была
учреждена лишь в 1653 г [3, C.119]. В.С. Мясников
приводит следующую версию случившегося: «Начальник отряда (чжангин),
расквартированного в Нингуте, Хай Сай послал командира охотничьей команды Си Фу
и других во главе войск походом на Хэйлунцзян. У них было сражение с русскими
(лоча), но они потерпели поражение. Хай Сай был казнен, Си Фу отстранен от
должности. Он получил наказание в 100 палочных ударов, но был по-прежнему
оставлен в Нингуте» [4, C.78]. Кроме того, как
свидетельствует Г.И. Невельской, путь от Нингуты до Ачана занял три месяца, что
вполне допустимо для многочисленного отряда, отягощенного артиллерией и обозом.
Таким образом, вряд ли военная акция Си Фу была санкционирована непосредственно
Цинским правительством [10]. Скорее всего, это был один из военных рейдов,
совершавшихся на свой страх и риск, в отсутствии достоверных сведений о
противнике. Неудивительно, что казнен был именно чиновник, организовавший
военную операцию, а не ее исполнитель.
Тем не менее,
ситуация в Приамурье стала объектом внимания как пекинской, так и московской
администраций. Однако степень этого внимания и результаты политики Российского и
Цинского правительства существенно различались.
Еще в 1652
году Москва, получив из Якутска сведения о Даурских землях, приняла решение
отправить в помощь Хабарову отряд дворянина Д. Зиновьева численностью в 150
солдат. За ними планировалось послать русское войско в 3000 человек, которое
должен был возглавить князь Лобанов-Ростовский. Вскоре было создано Даурское
воеводство во главе с А.Ф. Пашковым [3, С.140]. Однако, маньчжуры опередили
русское правительство, начав активные действия в Приамурье.
Отряд О.
Степанова, возглавившего амурских казаков вместо Е.Хабарова, столкнулся с
серьезным противодействием местного населения. Маньчжурские власти, используя
военное давление, запретили местным народам выращивать хлеб, трудоспособное
население Приамурья насильно уводилось с обжитых мест и рекрутировалось в армию.
Временно неспособные нанести серьезное поражение казакам, маньчжуры эффективно
использовали тактику выжженной земли и малой войны. Столкновения с цинскими
войсками побудили О.Степанова неоднократно обращаться за помощью к якутскому
воеводе, однако никакого результата это не дало [5, C.61-62].
Успешная оборона казаками Кумарского острога (1655 г.) все же изменила
соотношение сил в пользу маньчжур. Уже в 1558 г. в результате крупной стычки
ослабленный отряд Степанова потерпел поражение в устье р. Сунгари. Как отмечает
И. Попов, на этом закончился первый этап российско-цинской конфронтации в
Приамурье [6, С. 66].
В этот период
обе стороны действовали достаточно спонтанно, без четких указаний центрального
руководства, фактически на свой страх и риск. Это было обусловлено как
информационным вакуумом и большой удаленностью от центров принятия
государственных и административно-управленческих решений, так и характером
борьбы, которая велась за завоевание «ничейных» географических пространств,
заполнение «буферной зоны». Боевые действия в Приамурье носили ограниченный
характер, и ни московская, ни цинская администрации фактически не находились в
состоянии войны.
На следующем
этапе российско-цинской конфронтации четко проявились различия в методах
российской и цинской администрации. Еще в 1662 г. мукденский правитель получил
статус фэнтяньского (мукденского) и прочих мест цзянцщюня. Была сформирована
эффективная администрация, в которую входила канцелярия (цзяньцзюньямынь),
четыре основных отдела (военный, судебный, финансовый, общественных работ).
Кроме этих четырех отделов в канцелярии цзянцзюня были общий отдел, ведавший
учетом знаменного населения, перепиской цзянцзюня, и казначейский. Власть
цзяньцзюня была неограниченной, ему подчинялись начальники военных округов –
фудутуны. Нингута, как форпост маньчжуров вблизи Амура, была неудобна с
военно-стратегической точки зрения. Для военной экспансии в Приамурье
предпочтительней был Гирин, имевший непосредственный выход на Амур, находившийся
ближе к Мукдену и лучше связанный дорогами с южной Маньчжурией, где
дислоцировались основные силы восьмизнаменной армии. В 1671 г. резиденция
нингутаского фудутуна была перенесена в Гирин. В 1676 г. Гирин стал ставкой
цзяньцзюня [3, С.117-120]
В марте 1682 г.
цинский император Канси объявил о желании принести жертвоприношение на могилах
своих предков вблизи Мукдена. Мукденскому цзяньцзюню Бахаю был послан приказ
подготовиться к визиту императора [3, С.158-159]. Таким образом, цинский
правитель, видимо, решивший произвести инспекцию новых владений, лично смог
оценить военные приготовления. В этом же, 1682 г. Канси снаряжает
разведывательную экспедицию к русскому острогу Албазину, который занимал
ключевые позиции на подступах к центру Даурского воеводства, Нерчинску [3,
С.159].
Многие
российские историки считают Албазин центром русской колонизации Приамурья.
Однако история основания острога наталкивает на определенные размышления.
Албазин, построенный Хабаровым на месте становища даурского князя Албазы,
длительное время пустовал. В 1661 г. пятидесятник Н. Черниговский с отрядом
казаков бежал из Илима, убив воеводу Л. Обухова и основал по терминологии того
времени «воровской острог». В качестве «гулящих людей» около сотни казаков и
крестьян прожили в Албазине до 1672 г. В этот год инициативе сибирских властей
Москва помиловала участников убийства Обухова, наградила их 2 тысячами рублей и
даровала печать с двуглавым орлом и надписью «печать великого государя Сибирския
земли Албазинского острога» [5, C.68-69].
В 1672-1673 гг.
в русскую крепость на Амуре из Нерчинска были отправлены крестьянские семьи,
которые должны были основать «правильное земледелие». Как отмечал Г. И.
Невельской, сами «вольные» казаки не были привычны к труду [10]. Воевода А.Л.
Толбузин, прибывший в Албазин с полком казаков в 1684 году, насчитал там всего
350 служилых и промышленных людей, а вокруг города – 97 пашенных крестьян. [5,
С.77].
Для сравнения
отметим, что примерно в это же время (1674 г.) в Гирине был сформирован речной
экипаж численностью в 250 матросов и 45 мастеровых, построено 30 военных судов и
80 судов для перевозки провианта [5, С.72] Проводились тщательно спланированные
разведывательные акции, как, например, отправка отряда Лантаня и Пэнчуня в 1682
г. к Албазину [3, С.159]. В январе 1683 г. разведчики представили подробное
описание земель от Албазина до устья Сунгари. В результате цинское правительство
передислоцировало на Амур в район Айхуня и Кумары войска, снабженные трехлетним
запасом продовольствия, были построены две крепости, куда перебросили вооружение
и военные припасы [3, С.160]. Более того, в 1683 г. в разведывательной операции
принял участие сам глава Лифаньюаня Амухулан. Император Канси лично отдавал
многие приказы и распоряжения, как, например, о строительстве Айхуньской
крепости или о порядке движения войск [3, С. 161]. К весне 1683 г. Цинская армия
была готова для похода на Албазин.
Помимо
военно-административных мер цинская администрация вела сложную дипломатическую
игру, стремясь изолировать русских поселенцев в Приамурье. Так, в Монголию было
отправлено посольство, которое должно было провести разведку, выяснить отношение
монгольских ханов к русской колонизации Приамурья, посеять раздор как внутри
монгольской знати, так и между монголами и Россией [3, С.162]. Частично им
удалось добиться успеха – в 1688 г. отряды монголов под командованием
Батур-Хунтайджи совершили поход на Селенгинск, ног потерпели поражение. [3,
С.170].
Важной
составляющей цинской стратегии была «психологическая война». Маньчжурское
командование, понимая важность морального фактора, стремилось привлечь на свою
сторону русских перебежчиков и пленных. Попавших в плен русских щедро одаривали,
приглашали на службу в маньчжурскую армию, давая офицерские звания. В одном из
указов Канси говорилось: «Цзяньцзюнь Сабсу донес: «Цилэр Силугэну и другие с
реки бурей убили более десяти русских и, захватив их жен и детей перешли на нашу
сторону…. Еще мне стало известно, что люди племени фэйяка напали и убили
множество русских. Следует воспользоваться этими обстоятельствами и присвоить
недавно перешедшим на нашу сторону русским Григорию, Афанасию, Максиму и другим
соответствующие офицерские звания, равно как и офицерские чины ранее перешедшим
к нам Ивану, Агафону и Степану за их усердие к службе». Перебежчики
использовались и для расстройства морального духа русских войск: «А недавно
перешедших к нам Афанасия и Филиппа немедленно отправить к Сабсу и
соответственно использовать их для привлечения на нашу сторону (других русских)»
[6б, С. 666].
Предпринимались
и меры экономического характера. Цинские войска не только уничтожали посевы,
чтобы лишить русских хлеба, но и потребовали от монгольского Цэцен-хана запретив
его людям торговать скотом в Нерчинске [3, С.162]. Насколько большое значение
придавалось экономическому выдавливанию русских из Приамурья, свидетельствует
следующий факт: когда в феврале 1685 г. маньчжурский военачальник Сабсу донес
импертатору, что не успел подготовиться к походу за русским хлебом, Канси уволил
его с должности, поручив командование войсками разведчику Пэнчуню, хорошо
изучившему местность и противника во время предыдущих походов [3, С.163].
Нападение
маньчжуров не было неожиданным для русской администрации, однако меры,
предпринятые Москвой, хронически запаздывали. Попыткой упорядочить администрацию
и объединить военные силы в Приамурье стала отправка на Дальний Восток стольника
Ф.А. Головина. Ему передавалась власть над Иркутским, Нерчинским и Албазинским
уездами [3, С.166]. Однако еще до прибытия Головина на Дальний Восток
цинские войска начали осаду Албазина.
Дипломатические
акции русского правительства и отсутствие значительных военных успехов маньчжур
в Приамурье дали возможность разрешить конфликт мирным путем. Миссия Н. Венюкова
и И. Фаворова в Пекин побудили Канси пойти на компромисс и дать указание
военачальникам приостановить осаду Албазина. Решение Амурской проблемы было
перенесено из военной сферы в дипломатическую [3, С.169]. Результатом
российско-цинских переговоров стал Нерчинский договор, по которому Приамурье
переходило под власть Цинской империи.
Таким образом,
второй этап российско-цинской конфронтации отличался целенаправленной,
скоординированной политикой маньчжуров по вытеснению русских из Приамурья.
Операции тщательно планировались высшим руководством, в них принимали участие
крупные сановники и военачальники, император лично отдавал многие распоряжения и
указы.
С русской
стороны можно наблюдать разрозненные действия местных администраторов,
вынужденных, ввиду острейшего дефицита человеческих ресурсов, привлекать на
службу «гулящих людей». Запоздалые действия Москвы, вызванные как отдаленностью
столицы, так и наличием других внешнеполитических задач на Западе обусловили
успехи маньчжуров, которые даже в дипломатическом взаимодействии активно
использовали военную силу (в качестве шантажа).
Оценивая
результаты российско-цинского взаимодействия в Приамурье в
XVII в., следует отметить ряд особенностей. Во-первых, наблюдалось явное
несоответствие уровня и характера принимаемых управленческих решений. Русские
акции в Приамурье вначале предпринимались в основном людьми, не имеющими
отношения к административному аппарату и лишь пользующихся санкцией чиновников
(а иногда, как в случае с Черниговским и идущими вразрез с требованиями
администрации). С цинской стороны местная администрация, потерпев неудачу,
привлекла внимание высшего руководства страны.
На втором этапе
росcийско-цинской конфронтации политика русских все
еще опиралась в значительной мере на местный административный ресурс, в то
время, как Цины уже проводили четко спланированную и руководимую из центра
политику.
Во-вторых, с
русской стороны ни на первом, ни на втором этапе не было четкого видения задач
России в Приамурье. Цинские же политики, столкнувшись с сопротивлением русских,
разработали комплексную стратегию, включающую меры военного, хозяйственного,
политического и дипломатического характера, а также довольно успешно вели
«психологическую войну» (милостивое обращение с русскими пленными, запугивание
аборигенного населения).
В-третьих,
обращает на себя внимание существенная разница в статусе основных участников
взаимодействия. Если с Цинской стороны в действиях против русских принимали
участие высшие государственные чиновники и даже император, то российская сторона
была представлена казачьими сотниками, воеводами и стольниками.
Подводя итоги,
можно отметить – если для Цинской стороны Приамурье являлось зоной
стратегических интересов, то Россия получив Дальний Восток во многом благодаря
активности социальных низов и местных управителей, не осознавала четких задач в
регионе и потеряла Приамурье в XVII в. без болезненных
политических и экономических последствий.
Тема данного
исследования ограничена XVII веком. Однако она
остается во многом актуальной и для века XXI-го. Хотя
бы потому, что многие из рассмотренных проблем, и в частности недостатки,
присущие российской политике и менталитету российской властной элиты, к
сожалению, сохраняются.
И чтобы в
XXI веке Дальний Восток оставался российским,
необходимо внимательно изучать уроки прошлого. А значит не повторять прежних
ошибок и не усугублять их новыми. |
|
Литература:
1. Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй пол.
XVII – XVIII вв. / А. Р.
Артемьев. – Владивосток, 1999.
2. Беспрозванных Е. Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений
XVII – сер. XIX вв. / Е. Л.
Беспрозванных. – Хабаровск, 1986.
3. История северо-Восточного Китая XVII – XX вв. Т. 1. –
Владивосток, 1987.
4. Мясников В. С. Договорными статьями утвердили. Дипломатическая история
русско-китайской границы XVII – XIX вв. / В. С. Мясников. – Хабаровск,
1997.
5. Попов И. М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны / И. М. Попов. – М., 2004.
6. Русско-китайские отношения в XVII веке. Материалы и
документы в двух томах. Т. 1. 1608-1683. – М., 1969 (6а). Т. 2. 1685-1691.
– М., 1972 (6б).
7. Сафронов Ф. Г. Русские на Северо-востоке Азии в XVII
– середине XIX вв. / Ф. Г. Сафронов. – М., 1978.
8. Rereading Frederick Jackson Turner. The significance of
the Frontier in American history and other essays. Yale Univ. Press,
1998, P.33, 34, 35.
9.
http://www.dergachev.ru/book-5/4.html Дергачев В. А. Цивилизационная
геополитика (Большие многомерные пространства) / В. А. Дергачев. — Одесса, 2003.
(Полнотекстовая версия).
10.
http://az.lib.ru/n/newelxskoj_g_i/text_0020.shtml Невельской Г. И. Подвиги
русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849 – 1855 гг. / Г. И.
Невельской. – М., 1969. (Полнотекстовая версия).
11.
http://history.nsc.ru/kapital/project/frontier/index.html
Резун Д. Я. Сибирь, конец
XVI - начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных
процессов / Д. Я. Резун, М. В. Шиловский. – Новосибирск, 2005.
(Полнотекстовая версия).
12. http://www.socium.info/dict.html
Социологический словарь.
13.
http://www.ozhegov.ru/mbukva/45030/5.html Толковый словарь Ожегова.
14. http://aim.sudanet.ru/node/322
Чуклинов А. Е. Административный ресурс: проблемы управленческого метода. / А. Е.
Чуклинов //
«Отечественные записки» – 2004. – № 2. (Полнотекстовая версия). |
|