А.Т. Шашков
Дело 1705 г. «о противности и о преслушании его царского величества указу томских жителей о немецком платье и о бритии бород»
Преобразования, начатые Петром I, затронули практически все слои населения
России. Рост социальной напряженности, вызванной переменами, несущими народу все
новые и новые тяготы, достиг критической точки в 1705 г., когда повсеместно стал
проводиться в жизнь царский указ о бритье бород и усов и ношении иноземного
платья.
Следует
сказать, что указы об изменении русской одежды на иностранный образец издавались
Петром I неоднократно. Первый из них последовал еще 4 января 1700 г., когда
боярам и окольничим, «и думным и ближним людем, и стольникам, и стряпчим, и
дворянам московским, и дьяком, и жильцом, и всех чинов служилым и приказным и
торговым людем, и людем боярским» велено было носить кафтаны венгерского покроя.
Очевидно, тогда же было указано всем вышеназванным категориям брить бороды. В
1701 г. указ был повторен, но платье предписывалось носить саксонское и
французское. При этом нарушители указа карались штрафами. Однако вплоть до конца
1704 г. основная масса населения страны продолжала носить одежду старого
образца. В декабре 1704 г. был повторен январский указ 1701 г., а 16 января 1705
г. появился знаменитый указ в отношении платья, седел, а также бритья бороды и
усов. Сохранять последние в нетронутом виде разрешалось лишь лицам, уплатившим
особую пошлину, которая устанавливалась в следующих размерах: с царедворцев,
служилых и приказных людей — 60 руб., с гостей и гостиной сотни — 100 руб., с
посадских людей «средней и меньшей статьи» — 60 руб., с посадских «третьей»
статьи, ямщиков и церковных причетников (кроме попов и дьяконов) — 30 руб. Кроме
того, по 2 деньги должны были платить крестьяне при каждом посещении ими города1.
Как
известно, практическая реализация этого указа послужила одним из главных поводов
Астраханского восстания 1705 — 1706 гг. Его участники призывали «за веру и за
правду постоять» — «усов и бород не [302]
брить и немецкого платья не носить», поскольку это «противно номоканонам и
кормчей книге и служебникам, по которым служат обедни»2.
Открытое
неприятие значительной частью русского общества этих петровских нововведений
носило знаковый характер: считалось, что царь «нарядил людей бесом», ибо бесов в
соответствующем виде изображали на иконах. Определяющим здесь являлось то
обстоятельство, что иноземное платье традиционно ассоциировалось с «инешним»
миром, а ношение бороды и усов издревле имело не только бытовое, но и сакральное
значение3.
Негативную реакцию вызвал петровский указ 1705 г. и у русского населения Сибири.
Так, в одном из списков Основного вида Нарышкинской редакции Сибирского
летописного свода приводится следующее известие: «В 1705 году присланы с Москвы
государские указы и грамоты во все сибирские городы, что велено всякого чина
служилым и неслужилым людем, кроме духовного чина, бороды и усы брить и платья
носить мужеску и женску полу немецкие, и от того в Сибире по многим местам
згорели, не хотя носить немецкое платье»4. В Томском
виде той же редакции этот текст имеет уточнение: «И от того в Сибири, в
Тобольску, в Томску, на Тюмене, противники божия церкви раскольники многие
погорели, не хотя носить немецкое платье»5.
В
исторической литературе об этих событиях содержатся довольно скудные и не всегда
достоверные сведения. Так, по сообщению М.О. Акишина, «в 1719 г. в Тайную
канцелярию поступает дело по подметному письму о тобольских жителях
(курсив мой. — А.Ш.), что среди них есть противники указов о немецком
платье и бритье бород». Вскоре это дело было передано в майорскую розыскную
канцелярию И.И. Дмитриева-Мамонова, поскольку доноситель «сказал, что о том о
всем, о чем он в помянутой канцелярии допросом показал, в канцелярии вашего
(Мамонова) ведомства показано ж»6. Здесь явная
ошибка, т.к. в деле из фонда Преображенского приказа и Тайной канцелярии (РГАДА.
Ф. 7. Оп. 1. Д. 37), на которое ссылается М.О. Акишин, на л. 1 — 4 об. речь идет
не о тобольских, а о томских событиях, о которых пойдет речь ниже.
О
подробностях протеста жителей Тюмени, являвшейся в то время одним из крупнейших
центров урало-сибирского старообрядчества, также ничего не известно. Впрочем, на
основании поздней устной традиции С.В. Туров высказал предположение, что местом
самосожжения противников указа о бритье бород и ношении немецкого платья стала в
1705 г. Преображенская церковь Тюменского Свято-Троицкого монастыря7.
Более
детальной является информация о событиях в Таре, приводимая Н.Н. Покровским. Как
вспоминали во время обсуждения [303] «противного писма» участники знаменитого Тарского
«бунта» 1722 г., «еще в 1705 г. жители и гарнизон Тары категорически отказались
исполнять указ о бритье бород и усов и ношении немецкого платья. Казачий сотник
Влас Нефедьев, пятидесятник Андрей Сумин, около 500 казаков, детей боярских и
разных чинов тарских жителей заявили, что указу они подчиняться не будут и
пошлют в Москву ходатаев с просьбой об отмене его. В Тобольске князь М.А.
Черкасский никак не реагировал на это, и указ 1705 г. о бритье бород и усов и
ношении немецкого платья в Таре оказался невыполненным»8.
Сопротивление этому указу наблюдалось и в Иркутске. Так, в январе 1706 г.
иркутянин Федор Игумнов отказался брить бороду и платить за нее указную пошлину.
Когда на воеводском дворе подьячий Иван Ипатьев стал брить Игумнова насильно,
тот «говорил непристойные слова: будто он, Иван, учинил над ним, Федором, не по
... великого государя указу, а указ де антихриста; и о том де он будет и в
народе возмущать»9.
Особо
следует сказать о событиях, произошедших в 1705 г. в Томске10.
Сведения о них содержит хранящееся в фонде Сибирского приказа в РГАДА
следственное дело о злоупотреблениях бывшего томского коменданта Р.А.
Траханиотова (занимал эту должность с 5 февраля 1713 г. по 6 февраля 1715 г.)11.
Само следствие велось в 1718 — 1723 гг. в майорской розыскной канцелярии И.И.
Дмитриева-Мамонова12 в Санкт-Петербурге в рамках
всесибирского розыска по делу кн. М.П. Гагарина13.
Информация о протесте томских жителей в 1705 г. всплыла совершенно неожиданно в
связи с «доносительными» показаниями томского дворянина И.Р. Качанова,
числившегося «по московскому списку». Их появлению в процессе следствия
предшествовала давняя история.
Как
следует из материалов розыска, в свое время у О. Р. Качанова, являвшегося родным
братом «доносителя» и назначенного в 1706 г. воеводой в Кузнецк, возник конфликт
с томским воеводой Г.М. Петрово-Соловово, в результате чего О.Р. Качанов был
снят в 1708 г. с должности, обвинен в незаконном винном курении и продаже
христианина бусурманину, а позднее отослан для следствия в Москву.
Не
сложились у Г.М. Петрово-Соловово отношения и с самим И.Р. Качановым,
надзиравшим в это время за «корчемным делом» в Томском уезде. По сведениям
воеводы, ставшим впоследствии известными Р.А. Траханиотову, «воровское вино»,
которое было «вынято» у архимандрита Томского Алексеевского монастыря Мартиниана,
тайно производилось с ведома И.Р. Качанова, получившего «того вина ... из
монастыря флягу». Занимаясь расследованием этого дела, И.Р. Качанов, дабы скрыть
следы своего преступления, якобы «выскребал» [304]
документы. В итоге архимандрита расстригли и сослали на Камчатку в
пешие казаки, а Качанову удалось выкрутиться (позднее, в канцелярии И.И.
Дмитриева-Мамонова, сам Качанов будет утверждать, что ничего этого не было, а
Мартиниана сослали на Камчатку не за винное курение, а за «денежное дело»).
В 1708 г.
И.Р. Качанов был назначен вторым воеводой в Томск. Почти сразу же, «мстя за
обиды» брата и свои собственные, он развернул обширное следствие в отношении
Г.М. Петрово-Соловово, обвинив бывшего томского воеводу в незаконной торговле с
«иноземцами» и тайном винокурении. Однако первый воевода Томска И.М. Черкасов
доказал ложность этих обвинений и дело прекратил. В 1709 — 1710 гг. И.Р. Качанов
вновь находился у «надсмотру... винного курения и корчемного пития, и всякого
воровства» в Томске, Нарыме и Кетске. А через некоторое время он сам оказался
под следствием, поскольку очередной томский воевода М. Колычев обвинил его в
незаконном винном курении.
Как раз в
это время в Томск приехал посланный сибирским губернатором кн. М.П. Гагариным
сыщик Д. Молчанов, у которого с самого начала возник конфликт с воеводой. «Стакався»
с И.Р. Качановым, сыщик поселился у него в доме и за взятку в 500 руб. занял его
сторону в расследовании. Тем временем М. Колычев послал своих людей для ареста
Качанова, но безуспешно (по позднейшим показаниям Ивана Родионовича, «томские
жители приходили к его, Качанова, двору многолюдством, человек с 300, и около
двора поставили караул, и в набат и в барабан били, а для чего — того он не
ведает. И они де, Качанов и Молчанов, сидели в осаде недель с 5 и больше»). Во
время второй попытки доставить Качанова в приказную избу тот. «собрався с
свойственниками своими и знакомцы, денщиков Михаилы Колычова побили и
перерубили, а воевода Михайло Колычев, убояся ево... бил в сполошной колокол и
ворота грацкие запирал». В конце концов эта война закончилась доношением сыщика
в Тобольск, представившим дело в выгодном для И.Р. Качанова свете. По приказу
губернатора М. Колычев был сослан в Нарым, а обязанности томского воеводы было
велено исполнять Д. Молчанову.
В 1714 г.
новый томский комендант Р.А. Траханиотов, «согласясь всякими коварными
домышлениями» с провинциал-фискалом И. Уваровым и приказным Г. Сатиным, возбудил
против И.Р. Качанова новое дело о незаконном винном курении, посадил его в
тюрьму и, по собственному признанию, взял с него 200 руб. Еще 100 руб. получил
Г. Сатин. По словам же Качанова, он, «видя ево, коменданта, наглость и несытость
и сребролюбие», передал Траханиотову при свидетелях 600 руб., а И. Уварову и Г.
Сатину — по 200 руб.
[305]
Через год прекращенное
было дело возбудили вновь, но теперь уже в Санкт-Петербурге. Причиной этого
стало соответствующее доношение бывшего устюжского архиерейского подьяка А.
Фильшина, поданное 11 мая 1715 г. только что вступившему в должность
обер-фискалу А.Я. Нестерову. Здесь, в частности, утверждалось, что на Качанова
за его вину был наложен Траханиотовым штраф в 5000 руб., однако, получив от него
взятку, бывший томский комендант закрыл на это глаза.
После
учреждения в конце декабря 1717 г. розыскной канцелярии бригадира и лейб-гвардии
майора И.И. Дмитриева-Мамонова, занявшейся расследованием преступлений кн. М.П.
Гагарина и других сибирских администраторов, дело И.Р. Качанова было передано с
подачи А.Я. Нестерова сюда. В 1718 г. томского дворянина вызвали в
Санкт-Петербург, а следствие над ним выделили в особое делопроизводство14.
В 1719 г.
в затянувшемся расследовании появились новые обстоятельства: воспользовавшись
сложившейся ситуацией, И.Р. Качанов стал под угрозой дополнительных разоблачений
вымогать с Р.А. Траханиотова деньги. На эту мысль его натолкнул еще один
подследственный — бывший сибирский губернатор кн. М.П. Гагарин. «А Ивану
Качалову15, — признавался он позднее, — издевкою я
говорил, что он, Роман, человек богатой, больной, и чтоб он с нево што-нибудь
взял и ево не волочил». Траханиотову же князь, в свою очередь, советовал, что
ему «лутче миритца с Ываном Качаловым, а нежели тягатца».Следуя этому совету,
Траханиотов дал Качанову 500 руб., «опасаясь того, чтоб он в болезни чем его не
повредил». Но этого вымогателю показалось мало, и он послал Траханиотову «угрозительное
письмо» с требованием дать ему еще 500 руб. Тот, однако, платить отказался, а
письмо передал обер-фискалу А.Я. Нестерову. Тогда Качанов, утверждавший на
предыдущих допросах, что «за Романом Траханиотовым худых и указом государевым
противных дел ...он никаких... не знает», резко изменил свои показания и 10 июня
1719 г. обрушил на бывшего томского коменданта целый ворох новых обвинений16.
Маховик розыска закрутился с новой силой.
В числе
прочего Качанов упомянул о том, что Траханиотов получил за недоносительство
взятку в 1500 руб. с большой группы томских «раскольщиков». В свое оправдание
тот на допросе 16 июля 1719 г. говорил: «с Андрея Степнова, с Матвея Мохношина,
с Якова Перескокова с товарыщи, со ста осми человек, с расколщиков, тысячи пяти
сот рублев ни за что я не бирывал, и раскольничьих дел розысками в бытность мою
никаких не было, а были роскольничьи дела при бытности воеводы Григория
Соловова, а кто имяны росколыцики — и о том скажет он, Иван Качанов, сам»17.
На очной
ставке в августе того же года Качанов дал развернутое пояснение к своему доносу.
По его словам, когда при воеводе [306]
Г.М. Петрово-Соловово в Томск был прислан царский указ о бритье бород и ношении
немецкого платья, А. Степной «с товарыщи» ему противились, однако розыск тогда
по этому делу так и не был проведен. Став томским комендантом, Траханиотов узнал
об этом, но предпочел взять с «противников» за свое молчание деньги, «а
надлежало было противной приход их, расколщиков, писать к великому государю и
прислать ведение за два писма, противные церкви Божий и царскому величеству,
которые привез от расколщиков Иван Григорьев сын Сеченой, Сава Тимофеев сын
Цыцурин, которые росколщики сожглися, Балахнин с товарыщи, а имен не упомнит. И
оное дело и два писма при отъезде своем он, Траханиотов, отдал полковнику Антону
Черкасову. А против взятки сведом я от Андрея Степнова и от Якова Мишутенка»18.
Отводя
эти обвинения, Траханиотов в своих показаниях подчеркивал, что, включая Г.
Петрово-Соловово, при котором произошел протест, он был в Томске уже седьмым по
счету начальником (после И. Черкасова, кн. Ю. Гагарина, дьяка М. Романова, М.
Колычева и Д. Молчанова). «И по тому делу, — утверждал он, — Григорей Соловой
розыскивал и отписки писал в Тоболск — о том явствует по тому делу». Сам же он
розыском заниматься не мог, поскольку «разные воровские писма за печатми прежних
трех воевод» хранились у подьячего Г. Лаврентьева, который «при выезде своем»
отдал их архимандриту Василиду, полковнику А. Черкасову и дьяку Я. Ченцову. «А
те писма за печатми трех воевод уведомився я от подьячего Андрея Ускова и
спрятал в посолском ящике» незадолго до своего отъезда, «и что в них написано —
не ведаю... И по тому делу я не разыскивал для того, что следовать по тому делу
было некем», поскольку «из оных росколшиков сожглись в дву местех девять сот
человек». Что же касается «доносителя» Качанова, то возникает вопрос: почему он,
зная об обстоятельствах дела и «явив» следствию 108 томских «противников», сам
об этом в свое время не донес? Да потому, — отвечает на него Траханиотов, — что
он «с ними одногородец и сущей о том сведомец: сказываетца московского чину
дворянин, а ходит с бородою, и по тому знатно, что он с ними единосогласник»19.
Появившийся в деле политический аспект не прошел мимо взора обер-фискала А.Я.
Нестерова, внимательно следившего за ходом расследования. Прежде всего его
насторожили сведения о «явившемся» в Томске раскольничьем «подметном писме»,
которое «и ныне лежит тамо ж в воевоцком ящике в приказной избе за печатьми
воевоцкими» (на самом деле таких писем, как утверждал И.Р. Качанов, было два).
В связи с
этим Нестеров обратился к сотрудникам канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова с
письменной просьбой как можно скорее доставить материалы, относящиеся к протесту
томских жителей, в [307]
Санкт-Петербург для дальнейшего розыска. Однако «господина Мамонова товарыщи»
его доношение не приняли и велели обратиться по этому вопросу к кн. И.Ф.
Ромодановскому, возглавлявшему Преображенский приказ. 29 августа 1719 г.
обер-фискал послал аналогичное письмо Ромодановскому, который, однако,
ознакомившись с ним, вернул его назад, сказав посыльному, «что де сие дело не их
суда: где де начато, там де надлежит и просить». Новое доношение Нестерова в
канцелярию Мамонова гвардейские офицеры И. Бахметев и Е. Пашков опять не
приняли, «а сказали, что де оное дело не их, и вступить они во оное без
повеления не смеют». Тогда Нестеров обратился к президенту Юстиц-коллегии гр.
А.А. Матвееву, который передал его «донос» в Сенат, о чем и сообщил ему 11
сентября.
Не
дожидаясь сенатского решения, обер-фискал на другой же день написал доношение в
Тайную розыскных дел канцелярию, которое было принято к рассмотрению только в
начале октября. Рассказав здесь о своих мытарствах по инстанциям и приложив для
убедительности две копии и один подлинник предыдущих доношений, он особое
внимание уделил обоснованию важности вновь открывшихся обстоятельств. «Чрез
всякия свои о том происки, — писал Нестеров, — паки я уведомился, что в том
подметном писме оныя воры и расколники написали многопротивныя дела и о самом
царском величестве, на что не токмо писать, но и языком дерзать не можно, однако
ж, как слышно, умолчать и не написать и не донесть о том не смел, что де весма у
них, воров, написано в том подметном их писме таким же образом или поведением,
как такой же вор злословил и поносил его величество — Талицкой.
А ведает
о том о всем подлинно тамошний же томской житель Иван Качалов, которой ныне
здесь взят к розыску в особых делах в Мамонову канцелярию, и с ним тут же есть и
другая томския ж жители.
И того
подметнаго писма есть у оного Качалова и список, понеже де он лише бы тем ворам
и расколникам не первой ли в том составщик и предводитель». При этом А.Л.
Нестеров подчеркивал, что «и брат ево родной, Федор Качалов, там воеводою был же20,
и не ведать ему о том о всем нельзя, а, все зная, молчал и не доносил». Посему
он настоятельно рекомендовал взять И.Р. Качанова вместе с его бумагами для
розыска в Тайную канцелярию, а также послать сыщиков в Томск, чтобы забрать
находящиеся здесь материалы, связанные с протестом, и произвести обыски в домах
Ивана Качанова и его брата Осипа с целью обнаружения дополнительных
доказательств их причастности к этому делу.
Очевидно,
упоминание о громком деле Григория Талицкого21
сыграло свою роль, поскольку в зловещем ведомстве П.А. Толстого отнеслись к
[308] доношению А.Я. Нестерова со всей
серьезностью: 20 декабря 1719 г. И.Р. Качанов был доставлен в Тайную канцелярию
и допрошен. Отрицая наличие у него каких-либо «подметных писем», он в основном
повторил те же показания, что давал в канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, в т.ч.
подтвердил свои прежние слова о том, что «Траханиотов по отъезде своем ис
Томска» дело о протесте «отдал полковнику Антону Федотову сыну Черкасову,
которой и ныне в Томску, возрастом лет в тритцать. А то дело и доныне у него,
Черкасова, с которого он, Качанов, имеет у себя копию, которая и ныне при нем в
Санкт-Питербурхе, на квартере ево в доме господина князя Черкаского».
Уже на
другой день эта копия, писанная на шести листах, была найдена, привезена в
Тайную канцелярию и приобщена к делу. Других достойных внимания бумаг на
квартире Качанова не обнаружилось. А 23 декабря 1719 г. по этому делу был
вынесен приговор за подписями П.А. Толстого, И.И. Бутурлина, А.И. Ушакова и Г.Г.
Скорнякова-Писарева: отослать все имеющиеся материалы для дальнейшего следствия
в майорскую розыскную канцелярию И.И. Дмитриева-Мамонова. Это решение было
закреплено царским именным указом от 12 января 1720 г. В тот же день
лейб-гвардии капитан Е.И. Пашков забрал по описи все документы в свою канцелярию22.
Из
материалов дела, скопированного Качановым, следует, что когда 16 сентября 1705
г. жители Томска были ознакомлены с указом Петра I о бритье бород и ношении
иноземного платья, собравшаяся на Нижнем базаре толпа служилых и посадских людей
и оказавшихся в городе оброчных крестьян выразила свой протест. Явившись в
приказную избу, многие участники сборища открыто заявили об этом воеводе Г.М.
Петрово-Соловово и изложили свое решение в соответствующем документе, под
которым поставили подписи 150 человек. Однако уже 18 сентября 35 человек из
числа тех, кто подписался, принесли повинную заручную челобитную. Это же в
индивидуальном порядке сделал и казачий голова С. Цыцурин, ранее своей подписи
не ставивший. На другой день его примеру последовала еще одна группа томичей из
40 человек, также не участвовавших в событиях 16 сентября. Наконец, 20 сентября
повинились и выразили желание платить пошлину за ношение бороды руководители
выступления — сын боярский А. Степной, конный казак Г. Балахнин и пеший казак Г.
Казин.
А 21
сентября события приняли новый оборот. В этот день Г. Балахнин, толмач И.
Берескин, ссыльный А. Семенов и их сторонники вновь отказались подчиниться
указу, ушли из города на одну из лесных заимок и приготовились к самосожжению.
Посланный к ним на другой день по поручению воеводы томский сын боярский И.
Сеченов докладывал по [309] возвращении
в приказной избе, что собравшиеся наотрез отказались разойтись и прислали с ним
запечатанное тремя печатями «противное» письмо23.
Содержание письма и изложение дальнейших событий в копии Качанова отсутствуют,
т.к. он, по всей видимости, не решился переписать все документы дела из опасения
в случае расследования быть обвиненным в распространении и хранении
антиправительственных писем.
Судя по
приведенным выше фактам, выступления, прокатившиеся в 1705 г. по Сибири в знак
протеста против введения брадобрития и иноземной одежды, носили достаточно
массовый характер и нередко приводили к трагическим последствиям. Однако местные
начальники, опасаясь, очевидно, крутого нрава царя, сделали все, чтобы свести к
минимуму их общественный резонанс, тем более что уже через несколько месяцев
пресловутый указ Петра I был применительно к сибирякам частично дезавуирован.
Причиной этого стала поданная в январе 1706 г. коллективная челобитная за
подписями 112 служилых людей, «которые ныне в приезде из Сибири к Москве:
тоболские, тюменские, туринские, верхотурские, томские, красноярские, кузнецкие,
нарымские, кецкие, Тарские, сургуцкие, березовские, мангазейские, енисейские,
илимские, якуцкие, нерчинские, иркуцкие». Ссылаясь на указ 1705 г., повелевающий
«носить немецкое платье и ездить на немецких же седлах», они жаловались, что
«таких де седел делать у них некому, а в немецком де платье от великих стуж
ходить никоими меры невозможно и за нуждою зделать нечем». Поэтому челобитчики
просили, чтобы «великий государь пожаловал бы их, всех сибирских городов всяких
чинов людей, для их скудости не велел им немецкого платья носить, и седла б
держать попрежнему руские».
Прагматичный царь пошел им навстречу: тогда же по его именному указу было
разрешено «сибиряком, служилым и всякого чину людем, носить платье руское или
немецкое, и в том принуждения никакова не чинить»24.
Этот указ
получил в Сибири весьма расширительное толкование, что нашло свое отражение в
копии И.Р. Качанова. Так, ссылаясь на «государскую грамоту», присланную 21
апреля 1706 г. в Томск, в которой отменялись прежние распоряжения «о платьях и о
седлах, и об ыных тому подобных делех» (курсив мой. — А.Ш.), сын
боярский А. Степной и конный казак Г. Казин сумели 23 апреля того же года
вытребовать у воеводы Г.М. Петрово-Соловово назад те деньги, которые они
частично внесли «в уплату з бороды и с уса», хотя напрямую от отмене брадобрития
в царском указе ничего не говорилось25.
Из
следственного дела неясно, когда И.Р. Качанов сделал копию с оказавшихся в его
распоряжении материалов. Если верить его показаниям, это могло произойти после
того, как они попали в руки полковника [310]
А.Ф. Черкасова. Однако не исключено, что он сделал это еще в 1708 г.,
когда, будучи вторым воеводой в Томске, собирал «компромат» на Г.М..
Петрово-Соловово. На это, в частности, косвенно указывает наличие в качановской
копии вышеназванных документов о возвращении А. Степному и Г. Казину денег,
внесенных ими в качестве пошлины за право носить бороды, которые можно было при
случае использовать против бывшего воеводы.
Публикуемые ниже материалы о томских событиях 1705 — 1706 гг., восходящие к
копии, сделанной с подлинника И.Р. Качановым, находятся в составе книги
Сибирского приказа, верхний обрез блока которой был, очевидно, объеден мышами,
поэтому при позднейшей реставрации незначительная часть текста оказалась
утраченной. Документ публикуется по общепринятым правилам: все сокращения и
титлы раскрываются, буквенные обозначения цифр переводятся на арабские, вышедшие
из употребления буквы заменяются новыми, «ер» в конце слов, оканчивающихся на
согласную букву, опускается, пунктуация приближается к современной,
восстановленные по смыслу или по формуляру слова заключаются в квадратные
скобки, все конъектуры и необходимые пояснения к тексту выносятся в литерные
подстрочные примечания.
1705 г.,
сентября 16 — 22, — 1706 г., апреля 23. — Материалы дела Томской
приказной избы об отказе Томских жителей подчиняться указу царя Петра
Алексеевича о бритье бород и ношении иноземного платья.
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ
1
ПСЗ-1. СПб., 1830. Т. 4.
№ 1741, 1887, 1999, 2015; см. также: Анисимов
Е.В.
Время петровских реформ.
Л., 1989. С. 353 — 357.
2
Голикова Н.Б.
Астраханское восстание
1705 — 1706 гг. М., 1975. С. 76 — 85,
104 — 107 и след.
3
Успенский Б. А.
Historia
sub specie
semioticae
// Культурное наследие Древней Руси:
Истоки. Становление. Традиции. М., 1976.
С. 290 — 291;
Он же.
Филологические разыскания
в области славянских древностей.
(Реликты язычества в восточнославянском
культе Николая Мирликийского). М., 1982.
С. 173 — 175;
Клибанов А.И.
Народная социальная
утопия в России: Период феодализма. М.,
1977. С. 127 — 128; ср.:
Шашков А.Т.
Брань, борода и немецкое
платье (по материалам урало-сибирских
«видений» XVII — XVIII вв.) // Ежегодник
НИИ РК УрГУ. 1995 — 1996. Екатеринбург,
1997. С. 32 — 33, 35 — 37; Исполнение
указа Петра Великого о бритии бород в
Соликамске 1705 г. Рассказ Ф.А.
Прядилыцикова / Сообщ. И.В. Вологдин //
РС. 1870. № 6. С. 595;
Перри Дж.
Состояние России при
нынешнем царе / Пер с англ. [с изд. 1716
г.] О.М. Дондуковой-Корсаковой // ЧОИДР.
М., 1871. Кн. 1. С. 127; и др.
4
ПСРЛ. М., 1987. Т. 36:
Сибирские летописи. Ч. 1: Группа
Есиповской летописи. С. 196.
5
Там же. С. 343.
6
Акишин М.О.
Полицейское государство и
сибирское общество: Эпоха Петра
Великого. Новосибирск, 1996. С. 149; ср.
глухое упоминание сыскного дела 1705 г.
«о сопротивлении тобольских раскольников
указам Петра I» в кратком обзоре ф. 214
(Сибирский приказ), хранящегося в РГАДА
(Центральный государственный архив
древних актов СССР: Путеводитель. В 4 т.
М., 1991. Т. 1. С. 163). Вполне
возможно, что и здесь речь идет не о
тобольских, а о томских событиях.
7
См.:
Туров С.В.
Тюменский Свято-Троицкий
монастырь и урало-сибирское
старообрядчество (вторая половина XVII —
первая половина XIX вв.) // Религия и
церковь в Сибири. Тюмень, 1991. Вып. 2.
С. 8 — 9.
8
Покровский Н.Н.
Антифеодальный протест
урало-сибирских крестьян-старообрядцев в
XVIII в. Новосибирск, 1974. С. 49 — 50;
ср. упоминание в кратком обзоре ф. 158
(Приказные дела новых лет), хранящегося
в РГАДА, дела 1705 г. о волнениях
жителей посада
«в г. Тазе»
(курсив мой. —
А.Ш.)
в связи с реформой одежды
и брадобритием (Центральный
государственный архив... Т. 1. С. 282).
Судя по всему, здесь допущена опечатка,
т.к. города с таким названием никогда не
существовало. Что же касается Тазовского
города (Старой Мангазеи), то его еще в
XVII в. перевели на Турухан. Очевидно,
речь в данном случае идет о событиях в
г. Таре.
9
РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д.
859. Л. 10 об. — 12. Выражаю свою
признательность М.О. Акишину за указание
на этот факт. Подробнее о бытовании в
Сибири в конце XVII — первой четверти
XVIII в. антипетровских слухов, в т.ч.
объявлявших царя антихристом, см.:
Покровский Н.Н.
Обзор сведений
судебно-следственных источников о
политических взглядах сибирских крестьян
конца XVII — середины XIX в. //
[324]
Источники по культуре и классовой
борьбе феодального периода. Новосибирск,
1982. С. 50 — 58.
10
См.:
Шашков А.Т.
Дело о томском протесте
1705 г. // Археография и изучение
духовной культуры Урала.
III
Уральские археографические чтения: Тез.
докл. Свердловск, 1987. С. 26 — 28;
Он же.
Старообрядческие
самосожжения на Урале и в Сибири в XVII
— начале XVIII вв. // Сургут, Сибирь,
Россия. Международная научно-практ. конф.,
поcв.
400-летию города Сургута: Докл. и сообщ.
Екатеринбург, 1991. С. 155 — 156.
11
См.: РГАДА. Ф. 214. Оп.
1. Кн. 1597. Л. 63 — 663.
12
О деятельности майорских
розыскных канцелярий, занимавшихся
делами «против третьего пункта» (о
«похищении казны») петровского указа от
25 января 1715 г., см.:
Смирнов Ю.Н.
Роль гвардии в укреплении
органов власти российского абсолютизма в
первой половине XVIII века //
Правительственная политика и классовая
борьба в России в период абсолютизма.
Куйбышев, 1985. С. 22 — 25.
13
Подробнее о розыске по
делу бывшего сибирского губернатора кн.
М.П. Гагарина и других сибирских
администраторов см.: Акишин
М.О. Полицейское
государство... С. 142 — 204.
14
См.: РГАДА. Ф. 214. Оп.
5. Д. 2640. Л. 1-34 об.
15
Старший сын новгородского
помещика Родиона Дмитриевича Качалова,
сосланного в 1646 г. в Сибирь, Иван
Качалов, «служа по Томску, стал писатца
Качанов»; вслед за ним точно так же
изменили свои фамилии и его младшие
братья Осип и Федор. Причина этого
заключалась в том, что у их
современников данная фамилия вызывала
негативные ассоциации с Никитой
Качаловым, являвшимся по официальной
версии одним из убийц царевича Дмитрия в
Угличе в 1591 г., из-за чего, в
частности, Ф.Р. Качанову неоднократно
приходилось в судебном порядке
доказывать, что он не принадлежит к «изменничьему»
роду
(Пензин
Э.А., Шашков А.Т.
«Дело монаха Феодосия» (материалы к
биографии сибирского администратора Ф.Р.
Качанова) // Источники по истории
общественного сознания и литературы
периода феодализма. Новосибирск, 1991.
С. 116 — 118). Во время петербургского
расследования И.Р. Качанов настойчиво
подчеркивал, что его фамилия не Качалов,
а Качанов, что вызвало особое подозрение
у обер-фискала А.Л. Нестерова (см.:
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1597. А. 197,
243, 393 и след.).
16
Там же. А. 91 об. — 92,
197 — 198, 208 — 251 об., 305 — 306 об.
и след.; см. также: Акишин
М.О. Полицейское
государство... С. 79, 153 — 155, 174.
17
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн.
1597. А. 263.
18
Там же. А. 287 об. — 298.
19
Там же. А. 301 — 301 об.
20
Ф.Р. Качанов был томским
комендантов в 1716 — 1717 гг., после
чего принял монашество в Троицком
Кондинском монастыре (см.:
Пензин
Э.А., Шашков А.Т.
«Дело монаха Феодосия» ... С. 123, 131).
21
О московском процессе
1700 г. над Г. Талицким,
распространявшим «тетради», в которых
царь Петр объявлялся антихристом, см.:
Есипов Г.
Раскольничьи дела XVIII
столетия, извлеченные из дел
Преображенского приказа и Тайной
розыскных дел канцелярии. СПб., 1861. Т.
1. С. 59 — 84.
[325]
22
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн.
1597. Л. 308 — 318. В дальнейшем это
дело, не представлявшее для следователей
канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова
практического интереса из-за давности
событий, было, вопреки усилиям А.Я.
Нестерова, фактически прекращено.
23
Там же. Л. 318 — 329 об.
Другая копия этих материалов сохранилась
в следственном деле И.Р. Качанова (см.:
Там же. Оп. 5. Д. 2640. Л. 19 об. — 29
об.).
24
Там же. Оп. 1. Кн. 1451.
Л. 111 — 112 об.; см. также:
Акишин М.О.
Полицейское
государство... С. 20.
25
РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн.
1597. Л. 321 об. — 324. |
|