ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Первопроходцы

Памятники стариннаго деревяннаго зодчества в Иркутской губернии.

 

 

  И. Серебренников. 

Памятники стариннаго деревяннаго зодчества в Иркутской губернии.

Памятниками стариннаго деревяннаго зодчества, до сих пор сохранившимися на территории нынешней Иркутской губернии от ХVII-го и XVIII-го столетий, являются церкви и остатки крепостных, острожных, укреплений.

Первые насельники края, водворившись на новом месте, к постройке церквей обращались сравнительно скоро. Церкви появлялись прежде всего в таких населенных пунктах, которые являлись административными центрами для окрестных районов и служили местопребыванием приказчика или воеводы, т. е. в острогах и городах.

Так, первая церковь в Иркутске, Спасская, была заложена в 1672 году, т. е. по прошествии всего только одиннадцати лет со времени постройки Иркутскаго острога. В этом же году было положено основание Иркутскому Вознесенскому монастырю, построенному в четырех верстах от Иркутскаго острога Через 21 год, т. е. в 1693 году, в Иркутске воздвигаются еще два храма: Знаменский монастырь и Богоявленский собор. Таким образом, в Иркутске к концу ХVII-го века было уже четыре церкви, — три в самом городе и одна в непосредственной близости от него, На основании некоторых данных можно предполагать, что в Иркутске к этому времени была и пятая церковь, надвратная, находившаяся над вратами в северной стене «Иркутскаго рубленаго города» 1)

Все Иркутския церкви ХVII-го века были деревянныя.

В Верхоленском остроге первая церковь, Воскресенская, была, повидимому, построена в 1661 году, т. е. через 20 лет после основания этого острога, и через 14 лет после перенесения его на новое место к устью р. Куленги. Киренский Свято-Троицкий мужской монастырь был начат строением в 1663 году, т. е. через 8 лет после того, как Никольский погост был переименован в Киренский острог 2). Как об этом можно судить на основании чертежей Семена Ремезова и некоторых других документов, в XVII-м веке на территории нынешней Иркутской губернии существовали, помимо Иркутска, Верхоленска и Киренска, церкви и в следующих пунктах: городе Илимске, острогах Братском, Чечуйском, Усть-Кутском, Удинском, и Балаганском, и некоторых слободах: Бадайской, Кудинской, Оекской, Бельской, Ангинской, Бирюльской, Тутурской, Орленгской, Пеледуйской и других.

К концу первой четверти ХѴIII-го века здесь существовало уже до 45 церквей. 3) Во всей же Сибири к этому времени было уже 340 церквей. Так, в указе от 16 нояб-[4] ря 1731 года, коим церкви Илимскаго и Якутскаго уездов, а также Селенгинский Троицкий монастырь были перечислены от Тобольской эпархии к Иркутской, говорится, между прочим, следующее: «а по справке с разными местами значится в той Его Преосвященства Иркутской эпархии, в Иркутске и Нерчинске с уездами, тридцать девять, в Илимске и Якутске с уездами двадцать семь, итого шестьдесят шесть церквей; с них доходов в сборе в год быть имеет сто девяносто один рубль девятнадцать копеек, в том числе, особливо с нынешняго в Иркутской эпархии ведомства, сто пять рублей двадцать четыре копейки; а в Тобольской эпархии, кроме Илимска и Якутска, останется церквей двести семьдесят четыре; с них доходов в сборе быть имеет по девяти сот по девяносту рублей по шестидесяти копеек» 4)

Из церквей, построенных в XVII-м веке, до нашего времени сохранилось очень немного: две Илимских и одна Киренская, заложенныя, как это можно предполагать, в последней четверти этого века.

Церкви в иных случаях воздвигались, поводимому, в спешном порядке и поэтому, будучи построены с недостаточною тщательностью, скоро «ветшали». Иркутская Спасская церковь, например, была построена в 1672 г., а через 26 лет после этого она оказалась в таком состоянии, что стало невозможным совершать в ней богослужения. В 1698 г священнослужители этой церкви доносили Тобольскому митрополиту Игнатию, что «ныне де та церковь (Спасская) от многих лет обветшала, и в церкви и во святом алтаре от ветхости верхней и нижней помосты и подпорные столбы повалились, и во время Божественной службы с подволок на святой престол и на жертвенник сыплетца земля, а в прошлом де в 205 году в неделю Святые Пасхи в хождении со Святым животворящим Крестом и со святыми иконами от многолюдства помост повалился, и многие де прихоцкие люди побились до смерти, и за тем в воскресенье и в празднуемые дни и в господские праздники прихоцкие люди в церкви стоять опасаются» 5)

Многия церкви затем становились добычею огня. Указаний на пожары, истреблявшие церкви, имеется сравнительно очень много в истории церковнаго дела в Иркутской губернии.

Иркутский Вознесенский монастырь «весь без остатку» сгорел в декабре месяце 1679 года, т. е. всего только через шесть лет после получения грамоты от тобольскаго митрополита Корнилия, с дозволением построить этот монастырь.

В 1730 году сгорела Илгинская Богоявленская церковь (в нынешнем с. Знаменском Верхоленскаго уезда). Старейшая Карапчанская церковь сгорела в 1727 году. Около 1729 года сгорела старая церковь в Яндинском остроге. Древния Усть-удинская и Новоудинская церкви были сильно повреждены пожаром около 1735 года. В 1788 году сгорела Введенская церковь в «Верх-Иркутской слободе» (Введенщине), в 1796 г. — в с. Усть-Куте. Первая Орленгская церковь была разобрана в 1736 году, причем лес был употреблен на отопление новаго храма, а иконы были уступлены во вновь строившуюся тогда Марковскую церковь. Во времена Иркутскаго епископа Неруновича (1733 — 1747 г. г.), Церкви Орленгская, Новоудинская, [5] Устьудинская, Тутурская, Барлукская и Китойская были уже черезвычайно ветхими, как об этом свидетельствуют сохранившиеся от того времени исторические акты 6).

В связи с указанными обстоятельствами, и за полным почти отсутствием архивнаго материала, относящагося к истории местнаго края в XVII веке, в настоящее время весьма трудно установить что-либо определенное относительно архитектуры и внешняго вида вообще первых местных церквей; опубликованный же до сих пор исторический материал также содержит для этого слишком мало данных.

Мы, например, ничего не знаем относительно архитектуры первой Иркутской Спасской церкви. По свидетельству П.А. Словцова, эта церковь была построена «на казачий вкус» т. е. очевидно по тому шаблону, который был усвоен казаками, покорителями Сибири, но, к сожалению, Словцов не вложил далее никакого конкретнаго содержания в это свое указание 7). Из описи Иркутскаго острога от 1684 года мы узнаем только о том, что под папертью этой церкви были «кругом 6 лавок о 2 житьях», и что в этом году близ церкви стояла «колокольня новая рубленая, шатровая, с переходы», и под нею были «4 лавки да анбар церковный, казенный». 8)

Интересно в данном случае указание на то, что колокольня при древней деревянной Спасской церкви г. Иркутска была шатровая. Шатровые храмы, как и колокольни с шатровым покрытием, были в старину больше всего в ходу в богатых Строевым лесом северных великорусских областях Европейской России, т. е. как раз в тех областях, выходцы из которых в XVII веке составили основное население местнаго края. Естественно поэтому предположить, что первые насельники этого края принесли с собою с родины и все навыки родного строительства. «Если принять во внимание, что как остроги, так и церкви в северной России (по Поморью, Северной Двине и другим рекам) строились почти исключительно деревянныя, что строителями тех и других были местныя плотничьи артели, происходившия от новгородских выходцев, что артели эти славились своим мастерством и даже привлекались на работы в Москву, и что завоевание Сибири и отчасти заселение ея было связано с культурным движением окраин России, не остается сомнении, что в Сибири водворилось то же народное русское строительство, которое процветало в ту пору в наших Мезенских, Двинских и за-Онежских краях» — говорит по этому вопросу В. Суслов. 9)

Эти в значительной мере априорныя предположения В. Суслова нуждаются в подтверждени их фактами.

Шатровый церкви имели, несомненно, известное распространение в Сибири, пока в конце ХVII-го века не последовали сверху известныя запрещения прибегать к этой форме самобытнаго церковнаго строительства. Но установить степень распространения здесь такого типа церквей представляется затруднительным.

Из шатровых церквей сохранилась на территории нынешней Ирк. губернии нашего времени только одна, это Илгинская Богоявленская церковь, находящаяся в [6] селе Знаменском Илгинской волости Верхоленскаго уезда. Церковь эта, построенная в 1731 году, сравнительно подробно была описана проф. Сусловым, который нашел, что она, по своим размерам, стройным пропорциям, силуэту и характерным формам, представляет собою один из интереснейших памятников русскаго деревяннаго зодчества вообще (см. рисунки 2 и 15 10). Главная часть Илгинской церкви срублена четвериком и переходит затем в восьмерик, венчающийся красивым шатром. На углах четверика поставлены граненые кубики с главками. Алтарь состоит из двух прирубов, каждый о четырех стенах, с пятискатною крышею. На каждом из прирубов имеется по самостоятельному бочечному перекрытию с главками. С запада к восьмерику пристроено помещение для трапезы, впереди — сени с двумя чуланами и крыльцо. Шейка под большою главою обита в чешую. Лет 60 — 70 тому назад Илгинская церковь была ремонтирована и обшита тесом. При этом ремонте были устранены, во-первых, крытая галлерея, огибавшая церковь с запада и севера, и во-вторых, особый навес перед крыльцом и балясник на южной стороне храма (см. рис. 15), чем был значительно нарушен первоначальный видь храма. Церковь эта не была первою в Илгинском краю: первоначальный храм, построенный еще в XVII веке, сгорел 12 января 1730 года, и можно думать, что воздвигнутая здесь вновь церковь была устроена по образцу сгоревшей.

От древняго храма сохранилась отдельно стоящая колокольня, срубленная также восьмериком на коротком четверике. Восьмерик ея увенчан куполообразным перекрытием со шпилем и крестом.

К числу шатровых церквей принадлежала и первая Воскресенская церковь Верхоленскаго острога, построенная в 1661 году и ныне уже не существующая. Как это видно из рисунка, помещеннаго в 50-м выпуске «Известий Императорской Археологической Комиссии» (стр. 105), первый Воскресенский собор г. Верхоленска был построен, в общем в том же стиле, как и Илгинская Богоявленская церковь, но имел несколько меньшие размеры, чем последняя. Существенное различие в расположении отдельных частей того и другого храма заключалось лишь в том, что алтарь Верхоленской Воскресенской церкви не был прирублен и составлял собственно с церковью одно целое, будучи сложен из одних продольных бревен, тогда как алтарь. Илгинской Богоявленской церкви состоит из прирубов. Видимо, Воскресенская церковь была построена еще до того момента, когда Тобольские митрополиты, давая свои разрешения на постройку храмов, стали указывать, чтоб «олтари у церквей были прирубные. » 11) Колокольня у старой Воскресенской церкви города Верхоленска стояла отдельно, представляла из себя также восьмерик, срубленный на четверике, и, в отличие от Илгинской колокольни, имела шатровое покрытие, вместо куполообразнаго.

Большинство первых, деревянных, церквей г. Иркутска принадлежали, повидимому, также к типу шатровых, как об этом с достаточною убедительностью свидетельствует относящаяся к первой половине XVIII века гравюра, изображающая Иркутск этого времени и воспроизведенная в сборнике: «Первое столетие Иркутска». 12).

[7] Из храмов, сохранившихся до нашей эпохи от ХVII-го века, остановимся прежде всего на Киренской надвратной церкви (рисунки 1, 4, 16, и 17). Церкви «над вратами» монастырских или крепостных, острожных стен имели некоторое распространение в старой Сибири: помимо Иркутска и Киренска, привратную церковь имел, например, и Троицкий Селенгинский монастырь в Забайкалье 13). Киренская, надвратная церковь была построена в 1693 – 1695 гг., по благословенной грамоте Сибирскаго и Тобольскаго митрополита Игнатия, во имя Св. Пророка Предтечи Крестителя Иоанна. Церковь эта, как об этом можно судить по литературным источникам, не сохранила своего первоначальнаго вида, подвергшись некоторым изменениям, и в качестве редкаго образца надвратных храмов, нуждается в специальном изучении и описании. Средняя ея часть построена в виде высокой башни, к которой с востока и запада примыкают два пристроя, из которых один, с окончатою террасою, служит для входа в церковь, другой для помещения алтаря. Собственно церковь занимает среднюю часть башни, в низу которой устроены врата. Верх церкви украшен тремя восьмигранниками, с высокими шпилями и крестами на последних. 14)

К числу построенных в XVII веке и дошедших до нашего времени относятся и две церкви: Казанская и Введенская, находящияся в заштатном городе Илимске Киренскаго уезда. 15)

Казанская церковь, по клировым ведомостям, построена в 1679 году. Она состоит из невысокаго четырехугольнаго сруба, составляющаго восточную часть храма, к которой примыкает широкая и еще более низкая западная трапеза. Восточный сруб, возвышающийся над трапезою, и несколько расширяющийся вверху покрыт как и сама трапеза, двухскатною крышею. В верхней части сруб переходит в крышу бочкою, на ребре которой поставлена луковичная главка на тонкой шейке. Луковичная главка и шейка нарядно убраны чешуей. Боковыя части крыши, доходя до восточной стены сруба (алтаря), покрывают собою углы, образованные стенами алтаря и трапезы. В стене трапезы, в северо-восточному углу, устроен вход в церковь (рис. 3, 9, 29 и 30). Очень интересно устройство алтаря этой церкви и ея иконостаса и помещенй собственно церкви, разделеннаго в длину двумя перегородками из рам на три отделения (рис 18). Большой интерес для знатока церковной старины представляют иконы церкви и ея утварь.

Введенская церковь, по свидетельству клировых ведомостей, построена в 1693 году. Она представляет из себя два поставленные рядом сруба, из которых восточ-[8]ный является более высоким. Каждый из срубов в отдельности покрыт двухскатною крышею. На крыше восточнаго сруба поставлен небольшой четверик, покрытый бочкою, которая повернута поперек главной оси здания. На бочке помещены две обитыя чешуею луковичныя главки, символизирующия двухпрестольность храма. С западной стороны церкви, во всю ея ширину, устроена досчатая крытая галлерея, заменяющая паперть (рисунки 8 и 10). Внутри церковь разделяется на три части: трапезу, собственно церковь и алтарь 16).

Третья древняя Илимская церковь, Иоанно-Предтеченская, построена в 1707 году и находится на так называемой заимке, в шести верстах от города, в лесу. Церковь эта - однопрестольная и представляет из себя в сущности обыкновенную избу, к которой с запада пристроены паперть и крыльцо. На крыше церкви поставлен поперек ея небольшой четверик, увенчанный маленькой луковичною главкою на тонкой шее. Шейка и самая главка опять-таки убраны чешуей, (рис. 7). В церкви сохраняются иконы интереснаго письма, а также предметы древней церковной утвари: деревянная крашеная дарохранительница с несколькими помещениями, деревянные подсвечники и пр. (рис. 19).

Все три описанныя выше Илимския церкви относятся к типу так называемых клетских храмов, и в некоторых особенностях их построения и убранства, в тех же, например, бочечных перекрытиях, в форме глав, обиваемых чешуей («лемехом»), можно усмотреть влияние излюбленных мотивов стариннаго севернорусскаго церковнаго Зодчества.

С переходом в XVIII век, в местном церковном строительстве проявляются уже новыя веяния, новые вкусы и мотивы. Является стремление к многоярусности и иногда многоглавию храмов. Вместо шатра и бочек строители прибегают к куполообразным покрытиям храма и его отдельных частей. Некоторым исключением из этого правила служит, помимо описанной выше Илгинской церкви, Верхоленская Богоявленская церковь, построенная в 1718 году (рисунок 5). Здесь мы еще видим бочечныя украшения, венчающия храм. Богоявленская церковь г. Верхоленска в основе своей представляет из себя довольно высокий четверик На этот четверик поставлен другой, меньших размеров. На последнем покоятся две крестовины, сложенныя из восьми бочек и венчающияся главою. С востока и севера к основному четверику церкви примыкает двухсрубный, восьмигранный алтарь. Южный сруб алтаря украшен девятою бочкою, на которой укреплена на высокой шейке вторая глава церкви. Третья глава находится над северным срубом алтаря, [9] при чем постаментом для нея служит небольшой четверичек. С западной стороны основного четверика примыкает трапеза, имеющая меньшую высоту, чем четверик, и покрытая двухскатною крышею. К трапезе пристроена паперть, над которой возвышается колокольня с шатровым верхом. Церковь — двухэтажная, Нижний этаж ея ничем не занят, хотя и приготовлен к устройству церкви. 17)

Оригинальную конструкцию имеет вторая церковь г. Верхоленска, Воскресенская, построенная в 1795 году, т. е. уже в самом конце XVIII века (рисунок 6). Церковь построена крестообразно, имеет пять глав. Центральная часть храма, в виде четверика, несколько возвышается над крестообразными отводами храма. Над этим четвериком располагается восьмигранное покрытие, переходящее в восьмерик, над ним — такого же характера новое покрытие, но меньших размеров; над ним вновь возвышается восьмерик, покрытой шлемоподобным постаментом для шейки главы. Малыя четыре главы представляют из себя более или менее точныя копии с большой. Церковь имеет паперть, трапезу и три алтаря: два в восточном срубе церкви, и один между южною стеною и правым клиросом. В церкви хранятся уцелевшие от XVII столетия предметы церковнаго обихода.

К XVIII веку должны быть отнесены церкви, построенныя в селах: Бирюльском и Качугском Верхоленскаго уезда, с Криволуцком Киренскаго уезда и с. Зиме Балаганскаго уезда Иркутской губернии (рис. 11, 12, 13 и 14), 18)

Четверик, затем восьмерик и восьмигранный купол — вот основные элементы постройки этих храмов, имеющих почти всегда отдельныя колокольни, построенныя по одному шаблону. Эти элементы присущи и другим храмам, сохранившимся в Иркутской губернии от ХѴII-го века: Кутуликскому (1766 г.), Евсеевскому (1786 г.), Идинскому (1752 г.), Кимильтейскому (1770 г.), Тулуновскому (1734 г.) и др. 19). Храмы эти иногда — двухэтажные, при чем нижний этаж часто служит помещением для сторожей или же устройства кладовых. На высоте второго этажа иногда устраиваются вокруг трех сторон церкви балконы с перилами. Нередко церкви огибаются с запада и севера особыми крытыми террасами, сообщающимися с внутренними частями храмов через главную, иногда, помимо этого, и боковую двери, (смотри план Зиминской церкви) Нередко также и устройство перед входным крыльцом храмов особых навесов — беседок. Все эти церкви, поскольку оне хранят в себе церковную утварь, перешедшую к ним по наследству от прежде существовавших храмов, содержат много весьма интересных в церковно-археологическом отношении предметов.

Во многих церквах XVII и XVIII столетий сохранились слюдяныя окна, сшитыя из отдельных кусков слюды. При этом обычно соблюдался узор, иногда очень красивый (рисун. 17). Образцы подобных старинных слюдяных окон хранятся, [10] как предметы старины, между прочим, и в некоторых Иркутских храмах (рис. 20 – 22.). 20)

Как и в северно-русских, в местных старинных церквах часто можно встретить резныя из дерева Св. Распятия и другия изображения библейских и евангельских фигур (рисунки 23-28). 21)

Если на основании всего изложеннаго можно притти к тому заключению, что церковное строительство в местном крае и в Сибири вообще шло по тем же путям, по каким оно создавалось в самобытной жизни великорусскаго севера, то же самое придется сказать по отношению к другой категории памятников деревяннаго зодчества в Сибири: крепостных военных сооружений. Мы не ошибемся, если скажем, что остатки таких сооружений черезвычайно редки, что на всем пространстве Империи они сохранились в Восточной Сибири: в Якутской области и Иркутской губернии, и нигде более.

В Якутске сохраняются от XVII века остатки «рубленого города» т. е. сравнительно сложнаго укрепления, состоявшаго из крепостной стены и башен.

В городе же Илимске и с. Братском Иркутской губернии сохраняются башни, уцелевшия от Илимскаго и Братскаго «острогов», которые представляли из себя тыновыя укрепления, с башнями по краям и середине. В Илимске сохранилась одна такая башня, в с. Братском две.

В с. Бельском Балаганскаго уезда сохранилась, наконец, сторожевая башня Бельскаго острога, представляя из себя также единственный в своем роде памятник стариннаго крепостного зодчества.

Трудно установить, к какому именно времени должны быть отнесены эти памятники старины, так как остроги сравнительно часто переносились с одного места на другое и, будучи, наконец, водворены на постоянное место, часто ремонтировались и перестраивались, пока не теряли своего военно-служебнаго значения. 22)

Время постройки двух сохранившихся до нашего времени башен Братскаго острога обычно относят к 1654 году, т. е. ко времени, когда этот острог был перенесен на нижнюю протоку устья р. Оки, где находится в данное время село Братско-острожное. Башни эти расположены по углам церковной ограды (рисунки 32, 33 и 35), имеют до облама около 20 венцов и в обламе пять венцов. 23) Стены их срублены «с остатком» или в «обло», т. е. без обрезки концов бревен. Крыши [11] башен сделаны в виде низкаго шатра и покрыты тесом, концы котораго, через тесину, обрезаны в виде копий. Башни снабжены выходными отверстиями, по одному сверху и снизу, соответственно их делению на два этажа. Имеются отверстия и для бойниц.
В Илимске сохранилась одна крепостная проезжая башня, называемая Спасскою. Время постройки этой башни относится к XVII веку; но более или менее достоверных сведений о точном времени ея постройки, за отсутствием местных изследований, не имеется. Башня имеет до облама приблизительно 26 венцов и 6 в обламе. Стены срублены «в лапу», т. е. с обрезкою концов бревен. Крыша ея весьма полога, на ней устроена дозорная вышка, с небольшими наблюдательными окошками. Крыша вышки увенчана деревянным двуглавым орлом. По обеим сторонам башни устроены крытые балконы, имевшие в свое время оборонительное значение. 24)

Сохранившаяся до нашего времени «дозорная» или «сторожевая» башня в с. Бельском Балаганскаго уезда была построена, повидимому, в начале ХѴIII-го столетия: точной даты о времени ея постройки опять-таки не имеется. Стены у этой башни, как и у башен Братскаго острога, срублены в «обло». Вокруг ея вышки устроен сторожевой балкон. По своим, размерам Бельская башня меньше Якутских, но значительно больше Братских. Во многом она похожа на сторожевыя башни Якутскаго острога (рисунок 34).

В заключение нашего очерка, нам остается сказать несколько слов о старинных домах, которые можно встретить то тут, то там по Иркутской губернии. Само собою разумеется, возникновение подобных домов не может быть относимо к глубокой старине. Их почтенный возраст может быть определяем столетием или около этого. Старинные дома здесь прежде всего сравнительно высоки, срублены в «обло» из крупнаго леса и имеют двухскатную крышу, снабжены маленькими обыкновенными окнами, с прибавлением к ним иногда и так называемых «волоковых». Внутри дом часто делится на две половины, разделяемыя сенцами, к которым ведет крыльцо. Архитектура такого дома проста и весьма незатейлива. Признаки некоторых украшений и убранства можно встретить иногда только в устройсгве крыльца (рисунок 36). Заканчивая свой очерк, мы не можем не указать, что многие из весьма древних и единственных в своем роде памятников местнаго деревяннаго зодчества находятся в самом печальном состоянии, постепенно рушатся и грозят исчезновением. 25) Поэтому учреждения, имеющия для этого и силы и средства, да поспешат принять меры к поддержанию этих памятников старины.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ 1-6

ИЛЛЮСТРАЦИИ 7-12

ИЛЛЮСТРАЦИИ 13-18

ИЛЛЮСТРАЦИИ 19-24

ИЛЛЮСТРАЦИИ 25-30

ИЛЛЮСТРАЦИИ 31-36


ПРИМЕЧАНИЯ

1) «Предание говорит, что был еще отдельньий деревянный храм, устроенный над вратами, выходившими на р. Ангару, во имя архангела Михаила, упраздненный епископом Софронием по ветхости. Но был ли этот храм, в летописях Иркутска не записано — так говорится об этом в «Иркутской летописи" (см. "труды В.-С. отдела И. Р. Географическаго общества, № 6. Иркутск 1911 г. ).

2) См. «Историческое описание Киренскаго Свято-Троицкаго монастыря Иркутской епархии от начала онаго до нынешних времен, с показанием, кто был первый основатель онаго, и кто по нем были в оном строители и настоятели; когда святыя церкви, имевшияся в оном, и ныне существующия и при котором строителе, или настоятеле построены и освящены, и других замечания достойных случившихся в нем происшествий, почерпнутое из архивов монастыря сего бумаг настоятелем сего ж монастыря, игуменом Лаврентием Мордовским» Москва. 1806 год.

3) См. «Иркутская летопись» (летописи П.И. Пежемскаго и В.А. Кротова). Труды В. Сиб. отдела И. Р. Геогр. О-ва № 6, г. Иркутск. 1911 год.
См. статью «О старинных домах и церквах в Ирк. губ.» «Сибирский Архив», 1912 г. № 4.

4) См «Историческое описание Киренскаго Свято-Троицкаго монастыря» и т. д, стр. 43 – 44.

5) См. Древния церковныя грамоты Восточно-Сибирскаго края (1653 – 1726) и сведения о Даурской миссии, собранныя миссионером архимандритом Мелетием, Казань. 1875 г., стр. 87 Цитируемая грамота интересна и в том отношении, что она устанавливает новую дату постройки Иркутской Спасской церкви, именно 1670 год.

6) «О старинных домах и церквах в Иркутской губернии» («Сибирский Архив», 1912 г. № 4), стр. 286 – 287. См. также «Новыя данныя к истории Восточной Сибири XVII века», А.А. Ионина (Ирк. 1895 г. ), стр. 27.

7) П.А. Словцов. Историческое обозрение Сибири. Второе издание, стр. 108.

8) Первое столетие Иркутска. Издание В.П. Сукачева Спб. 1902 год, стр. 1.

9) Игорь Грабарь. История Русскаго искусства. Выпуск 4. В. Суслов. «Деревянное зодчество в Сибири» стр. 483 – 492.

10) Об этой церкви см. следующую литературу: Игорь Грабарь. «История Русскаго Искусства» «Сибирский Архив», 1912 год, № 4. «Известия Императорской Археологической Комиссии», вып. 50, 1913 г. стр. 104. Краткая «летопись Илгинской Богоявленской церкви», Иркутск 1910 год.

11) Древния церковныя грамоты Восточно-сибирскаго края (1653 – 1726), собранныя архимандритом Мелетием. Казань. 1875 г, стр. 5, 6.

12) Изд. В. И. Сукачева. Спб. 1902 год.

13) Древния церковныя грамоты В. Сиб. края, архим. Мелетия стр. XII

14) По сведениям Императорской Археологической Комиссии, Киренская надвратная церковь устроена в 1693 году. В 1758 году она была переустроена иеромонахом Вениамином, а в 1853 г. обновлена Киренским купцом Марковым, «в воспоминание древности и в признательность Императору Николаю, возведшему монастырь во второй класс», и освящена во имя святителя Николая чудотворца. С начала 1860 гг. служение в этой церкви не производится, потому что, по ветхости, она опасна для молящихся и приходит в разрушение; однако, она не разобрана, «что опечалило бы все местное и окрестное население, так как она дорога, как воспоминание возстановления города, и находится в первоначальном положении». (См. известия Имп. Археологической Комиссии, вып. 50). По всей вероятности, настоящий свой облик Киренская Николаевская надвратная церковь сохраняет с 1758 года. По словам о. протоиерея П.К. Кокоулина, кругом Киренской надвратной церкви, на высоте второго этажа, снаружи были устроены такия приспособления, в роде хоров, по которым, очевидно, можно было ходить кругом церкви, но теперь от этих приспособлений остались только следы.

15) Об илимских церквах им. следующая литература: Статья свящ. М. Сизого. «Ирк. Епарх. Ведомости» за 1883 г. № 4. Н.В. Султанов: Остатки Якутскаго острога и некоторые другие памятники деревяннаго зодчества в Сибири. «Известия Императорской Археологической Комиссии,» вып. 24 Спб. 1907 год. Описание памятников русской архитектуры по Иркутской губернии. «Известия Имп. Археологической Комиссии, вып. 50; Спб 1913 г.» Ровинский. «Между Леною и Ангарою.» «Известия Вост. Сиб. Отд. Геогр. Общества,» 1871 г. ноябрь. Труды Ирк Губернскаго Статистическаго Комитета, вып IV 1868-69 г (статья С. В. Попова) Известия Церковно-историческаго и археологическаго Общества при Иркутской Духовной Семинарии. «Иркутския Епархиальныя Ведомости» за 1915 г. 11 и 13

16) По клировым ведомостям, Илимская Введенская церковь построена в 1693 году. Между тем в этой церкви имеются у клиросов кресты, поставленные воеводою Змеевым в 1685 году Поэтому приходится предполагать, что показания клировых ведомостей являются неверными, и церковь эта построена гораздо ранее 1693 года. Или же первоначальная Введенская церковь могла, например, сгореть, и в 1693 году была только возобновлена? Повидимому, как это думает Султанов, гораздо более был прав Ровинский, который относит основание церкви, хотя и без указания источника, к 1673 году и считает ее самою древнею в городе и стоящей в пределах стараго острога. «Первоначально», говорит Ровинский, «Илимск был построен выше по р. Илиму на одну версту, где теперь находится несколько дворов и нет никаких признаков стараго острога, называемаго по преданию «верхним», но есть церковь самая старая из существующих там: именно от 1673 года, во имя Введения во храм (См Известия Вост. Сиб. Отдела И. Р. Географическаго Общества, ноябрь, 1871 г. ) В чертеже г. Илимска 1703 года Введенская церковь, действительно, показана за острогом, при чем помечено, что она находится на «Старом городище». Нельзя при этом не отметить, что Введенская церковь показана здесь, как трехглавая (См. описание этого чертежа в Обозрении столбцов и книг Сибирскаго приказа. Н.Н Оглоблина, части 1-ой, стр. 312). Из описания этого чертежа можно узнать, что в Илимске в 1703 году были: 1) пятиглавая соборная церковь вероятно, первоначальная Спасская), находившаяся в остроге; 2) возле самаго острога «одноглавая часовня» (м. б. Казанская церковь; и 3) на старом городище, трехглавая Введенская церковь Указано на чертеже, кроме других часовен, еще и «давное строение крест» По другим данным, Введенская церковь была построена в 1675 году.

17) Судя по рисунку Верхоленской Богоявленской церкви, помещенному в 50-м выпуске «Известий Императорской Археологической комиссии», церковь эта, благодаря ремонтам, в настоящему виде отошла от той формы, которую она имела первоначально. Во первых, вместо маленькаго четверика она имела ранее восьмерик. Во-вторых, церковь ранее огибала с запада и севера крытая галлерея с перилами, находившаяся в одной линии с северным срубом алтаря. Теперь этой галлереи не существует В третьих, колокольня стояла отдельно от церкви, оставшись, по видимому, еще от древняго Воскресенскаго собора г. Верхоленска Колокольня поставлена на церковь сравнительно не очень давно, в 1900 году. Ремонты вообще сильно искажали первоначальныя формы старинных церквей.

18) Год постройки Бирюльской церкви нам неизвестен. Качугская церковь построена в 1784 г, Зиминская - в 1760 - 70 г. г. Бирюльская церковь в настоящее время сохраняется в том виде, как это показано на рисунке Остальныя две церкви, насколько нам известно, разобраны и в настоящее время не существуют. По клировым ведомостям, первоначальная Криволуцкая церковь была построена в 1733 году и за ветхостью была разобрана в 1852 году.

19) См. снимки с планов этих церквей в 50-м выпуске «Известий Имп. Археол. Комиссии».

20) Слюдяныя окна сохранились до нашего времени в Киренской надвратной, Бирюльской, и Илимских церквах. В Илимской Казанской церкви всех окон -12, из них шесть слюдяных. В алтаре этой церкви, на восточной стороне, имеется небольшое оконце, закрывающееся деревянною дощечкою. Такое же небольшое оконце, со слюдяною рамою имеется и в северном прирубе алтаря Илгинской Богоявленской церкви.

21) Показанныя на рисунках 23, 25 и 28 скульптурныя фигуры хранятся в особой амбарушке при Чечуйской церкви (в с. Чечуйске Киренскаго уезда) сохранившись, видимо, от древней церкви, современной острогу, и ныне уже не существующей. Относительно рисунка 26 мы скажем, что резное из дерева изображение св. Вознесения Христова хранится в одной из часовен Киренскаго монастыря. По словам о прот. П.К. Кокоулина, в правой, опущенной книзу руке Спасителя, было, очевидно, знамя, с каким обыкновенно изображается воскресший Спаситель: пальцы руки сложены так, что между ними осталось отверстие для древка знамени. Знамя это теперь утеряно. Резныя изображения, хранящияся в Н. Корелинском храме, изображают Спасителя с предстоящими перед Ним Божьей Матерью и Иоанном Богословом.

22) В качестве примера, укажем на Иркутский острог, построенный в 1661 г. Яковым Похабовым В 1669 году этот острог был уже перестроен, в 1693 году он превратился из тынового острога в рубленый город. В 1716 году этот «город» сгорел, в следующем году построен вновь. В 1728 году крепость была снова перестроена. В 1732 г. башни крепости были сильно повреждены ветром, почему в следующем году их пришлось поправлять. На протяжении, таким образом, 72 х лет Иркутскому острогу пришлось менять свою физиономию пять раз (см. «Иркутскую Летопись» и сборник «первое столетие г. Иркутска»).

23) Башни Братскаго острога, по их высоте, почти вдвое меньше высоких башен «рубленых городов» Якутска и Иркутска.

24) В «Чертежной книге Сибири» Семена Ремезова (на чертеже 16-м). «град Илимск» изображен в виде острога, четырехугольнаго, с тыновым укреплением и 8-ью башнями (4 по углам и 4 по средине стен). Три проезжия башни расположены по средине стен: северной, южной и западной. Последняя башня и есть, повидимому, Спасская Из этих восьми башен уцелело до 70-х годов прошлаго столетия всего три, а до настоящаго времени уже одна, Спасская, и та находится в самом печальном состоянии (см. рисунок 31). Никольская башня Илимскаго острога сгорела в 1905 году.

25) По словам местных людей, Киренская надвратная церковь находится в очень печальном положении. Крыша ея сгнила и пропускает воду, которая ускоряет разрушение этого памятника старины Красивыя слюдяныя окна ея во многих местах продырявлены и, выветриваясь, быстро разрушаются. В Илимской Казанской церкви большая часть икон от времени попортилась; некоторыя иконы были попорчены от воды, протекавшей внутрь храма через крышу. Илимский Введенский храм значительно осел на южную сторону. Крыша и ограда его чрезвычайно ветхи. В Илимской Иоанно-Предтеченской церкви многия иконы от времени совершенно почернели, крыши храма, галлереи и ограда его очень ветхи и настоятельно требуют ремонта. В печальном состоянии находится и Илимская Спасская башня. Рушится постепенно и Илгинская Богоявленская церковь, в особенности ея иконостас.


Библиографическое описание:  "Памятники стариннаго деревяннаго зодчества в Иркутской губернии". Иркутск 1915г.

Сетевая версия – В. Трухин,  2011г.

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойой