1664 г.
—
ЗАПИСКА О ЖЕСТОКОСТЯХ ВОЕВОДЫ ПАШКОВА, ПРИЛОЖЕННАЯ К ПЕРВОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ1.
В 1692
Афонасей Пашков увез из Даур Никанские
земли два иноземца, Данилка да Ваську, а
те люди вышли на государево имя в
даурской земле в полк к казакам.
Да другие два перевотчика, Ивашко
Тимофеев Жючерской да Илюшка Тунгусской,
жили у тех же даурских казаков многие
лета. И Ивашковым да Илюшкиным
толмачеством государю сбирали казаки
государские ево казны многие лета.
А после розгрому Богдойскова пришли
достальные казаки снизу ко Офонасью
Пашкову на Иргень озеро. А те четыре
человека: Данилко, да Васька, да Ивашко,
да Илюшка, пришли с ними же, казаками,
служить великому государю. А воевода
Афонасей Пашков у казаков их отнял и
взял к себе во двор сильно, и оне и по
се время плачючи, живут, мучася у него
во дворе, пособить себе не могут. А бьют
челом великому государю, чтоб их
свободил от порабощения и пожаловал в
свой чин государев. Да он же, Афонасей,
увез из Острошков от Лариона Толбозина
троих аманатов: Гаврилка, Алешку,
Андрюшку. Да он же увез 19 человек ясырю
у казаков: Бакулайко да две ево дочери,
имен их не помню, Марьица, Анютка, две
Овдотьицы, четыре Маринки, две Палашки,
и третьяя Овдотьица ж, три Анютки ж,
Офроська с братом с Ывашком. И те все
люди у него.
А та землица без аманатов и досталь
запустела, государевым людям быть не у
чево, лише государеве казне напрасная
проторь. Да он же, Офонасей, государевых
служилых двух человек взял во двор к
себе сильно: Олешку Брацкова да Юшку
Иванова. А те все люди, кроме государя,
помощника себе не имеют.
Да он же, Афонасей, живучи в даурской
земли, служивых государевых людей не
отпущаючи на промысл, чем им, бедным,
питатися, переморил больши пяти сот
человек голодною смертию. А которые, не
претерпев гладу ходили промышлять нужные
пищи, и он, Афонасей, их пытал, бил
кнутьем, и ребра ломал, и огнем жег.
Таковых ради вин Ивашко Сватеныш да
Климко Шамандрухин с товарыщи, осмь
человек, свою казачью лошедь [съели]3,
и он их, пытав, в тюрьме и уморил. Ияков
Красноярской молыл: «Только бы-де
воевода по государеву указу ехал прямою
дорогою, и мы бы-де нужи такие не
терпели». И он, Афонасей, ево, Иякова,
за то, бив кнутом, жжег до смерти. И к
моему протопопову зимовью мертваго кинул
под окошко, что он, Ияков, на пытке
творил Исусову молитву.
Да он же, Афонасей Пашков, двух
человек, Галахтиона и Михаила, бил
кнутом за то, что один у него попросил
есть, а другой молыл: «краше бы сего
житья смерть!» И он, бив за то кнутом,
послал нагих за реку мухам на снедение
и, держав сутки, взял назад. И потом
Михайло умер, а Галахтиона Матюшке
Заряну велел Пашков в пустой бане
прибить палкою. А преж тово ево же,
Галахтиона, и Стефана Подхолюгу, и
Харпегу, и иных многих бил кнутьем за
то, что оне с голоду кобыльи кишки
немытые с калом и кровь с снегом хватали
и ели от нужи великия.
Березовскаго казака Акишу бил кнутом за
то, что он ево, Афонасьевы, три щуки
распластал нехорошо, не умеючи. Такова
ево милость, Афонасьева, была к
государевым служивым людям. Кожи, и
ноги, и головы давал есть казакам, а
мяса своим дворовым людям. А иных двух
человек повесил, ей, безвинно.
Прочих
же ево ругательств и муки к государевым
служивым людям не достанет ми
повествовати лето4. А
иные ево, Афонасьевы, ругательства
сказать странно и страшно: при смерти их
и причащать мне не давал, и пречистыя
тайны у меня отнял и держал у себя в
коробке. Да приходили в Нерчинской
острог из Енисейска служилые люди,
пятидесятник Иван Елисеев с товарыщи, с
грамотами государевыми, как бог дал
государыню царевну и великую княжну
Софью Алексеевну5. И он,
Афонасей, для вести, чтоб про него на
Руси неведомо было, не отпустил их назад
и уморил в дощенике двух человек,
прикащика самова Ивана да толмача
Констянтина. |
|