[1647 г.?] не ранее 6
октября. –
Расспросные речи десятника, казачьего
Москвитина с товарищами о поездке к
князю Турукай табунану и к монгольскому
хану Чичину.
/л. 355/...1
октября в 6 день в Енисейском остроге в
съезжей избе перед воеводою перед
Федором По...вичем Полибиным служилой
человек десятник казачей Костька Иванов
Москвитин да новоприборной охотник
Ивашко Орте[мьев]2 сказали,
как их атаман Василей посылал з Байкала
озера из Ангарского острожку по
Баргузину реке и на Еравну озеро с
служилым ж человеком с Ывашком
Самойловым проведывать серебряной руды и
серебра где родитца и в котором
государстве и у каких людей.
От
Ангары реки от Верхные из Ангарского
острожку дорога через Байкал озеро до
Баргузинского Култука ходу на нартах
зимою парусы и своею силою четыре
недели, а ис Култука ходу через камень
на Баргузин реку половина дни.
А по
Баргузину реке до степи Баргузинской
ходу половина ж дни.
А по
Баргузинской степи конной ход ехати ис
конца в конец четыре дни, а в степи
кочюют тынгуские люди родом челкогирцы,
платье носят по мунгальски и по тынгуски,
а живот у них кони, а иново скота
никаково нет. А от них дорога к Еравне
озеру з Баргузина реки через камень
ехати конем день к Анге реке, а Анга
пошла в Баргузин реку и переехав Ангу
реку на большой камень и на том камене
при них служилых людех был снег в
печатную сажень, а в ыных местех и
больши сажени и того снегу они служилые
люди просекалися топорами день и пришли
к озеру Алтану, а
[113]
из
Алтана озера выпала река Алтан же и
пошла в Баргузин же реку, а от озера
Алтана до Китима [?] реки ходу конем
день и река пошла в Витим реку и
переехав Китим реку ехати до Туркуны
озера день черным лесом, а Туркун
/л. 356/ озеро невелико, а
кругом ево кочюют тынгуские люди.
А от
Туркуна озера до озера Еравны черным ж
лесом ехати день и Еравна озеро невелико
ж, а из него вышла Ока река и пошла в
Витим ж реку. А по Оке кочюют
мунгальские люди и тынгусы. А Ока река
велика и глубока, стругами по ней ходить
мошно, а на Еравне людей никаких и зверя
нет, потому что кругом ево прилегли
места худые и топкие и мелких озер много
и круг мелких озер кочюют мунгальские ж
люди и тынгусы вместе.
А с
Еравны озера дорога в Мунгальскую землю
к мунгальскому царю Чичину и ко князю
ево Турокаю табунану. До первого
мунгальского улуса ехать день, а князец
в том улусе Тулук Селенга, а от Тулук
Селенги до князца Турокая ехати день ж.
А от князца Турокоя до князца Дергоуса
ехати день же. А от князца Дергоуса до
князца Кутыхты ехати день же, а от
князца Кутухты до князца Катунея ехати
день же, а от Катунея до перевозу на Уду
реку ехати день же и переехав на Уду
реку и ехати по ней вниз к Селенге реке
от перевозу три дни. А Уда река велика и
глубока, мошно по ней ходить всякими
судами, а пошла она в Селенгу реку и
через Селенгу реку перевоз, а на
перевозе людей много, а люди все
мунгальские.
И
Селенга река велика ж з берегу на другой
через реку голосу человеческого не
слышит, а большими стругами опроч малых
лехких стругов ходить по ней нельзе,
потому что быстра и мелка, а пришла в
островах и в россыпех, а люди по ней
кочюют мунгальские. А пошла она Селенга
в Байкал озеро, а ис какова места та
река вышла и про то мунгальские люди не
сказали.
А с
Селенги реки от перевозу ехали степью до
князца Богатыря день, а мунгальские люди
называют ево Богатырем, потому что он
собою силен, а не людьми, /л. 357/
А от князца Богатыря до князца Тушет[я]3
ехати день же.
А от
князца Тушетя до мунгальского большево
князя Турокая табунана ехати три дни
мунгальскими людьми. А у Торокая князя
юрты войл[оч]ные3, пушены
бархатом лазоревым, а в юртах подзоры
камка на золоте, а плать[е]3
носят по братски тулупы бархатные и ка[м]ка
[?]4 на золоте. А кому они
молятца и то...4 писано
всякими розными красками по листовому
золоту, а лица писаны по листовому
золоту человеческие, а подписи писаны по
тому ж золоту против лиц на другой
стороне, а по чему золото навожено и то
неведомо. А иные у них болваны
серебряные волчные [?] в
[114]
поларшина золочены, и те их болваны и писаные лица ставлены по их вере в
мечетех воилочных и книги у них по их
вере есть ж, а писаны по бумаге, а
бумага такова ж, как и руская. А молятца
они мунгалы князь Турокай табунан и люди
ево перед теми своими болваны и
написанными лицами на коленках стоя и по
книгам своим говорят своим языком и
обеих рук упирают пальцами себя в лоб и
падают перед ними в землю и вставая
опять говорят по книгам, а перед
болванов они и написанных лиц в кое
время они им молятца ставят чаши
серебряные з горячим угольем, а на
уголье кладут ладан росной. А людей у
себя сказывает он мунгальской князь
Турокай табунан добрых делных [?]5
и конных дватцать тысяч опрочь мелких
людей и кыштымов, а мелких людей и
кыштымов он князь мало и числом.
А
мунгальской князь Чичин и князь Турокой
табунан со всеми своими людьми кочевные,
а не седячие.
/л. 358/
А от князя Турокая табунана до царева
затя Заисана табунана ж ехать день.
А от
Заисана табунана до реки Оркона ехать
мунгальскими улусами три дни, а Оркон
река велика и глубока, мощно по ней
ходить всякими судами; а кочюют по ней
мунгальской царь Чичин не отъезжая [?]5.
А откуда та река вышла того не ведомо, а
падает она в Селенгу реку в верху высоко
и через тое реку перевоз. И переехав
Оркон реку через ехати царевым двором к
мунгальскому царю Чичину день.
А у
Чичина царя девять юрт, а юрты у него
пушены по вольную сторону бархатом ж
лазоревым, а что у него в юртах есть и
то неведомо.
А
служилые люди шли из Ангарского острожку
к мунгальскому царю Чичину и ко князем
ево к Турокаю и Заисану табунаном все в
одну сторону, да от тех ж мунгал они
служилые люди про Шилку [?]5
реку слышили, что св...6
дорога есть, а ехать...6 Оны
шесть дней с...6. Оне и
кочюют мунгальские ж я бр[атские люди и
тын]гусы. А Она река многолюд[ная]...5
реке ехать в стругу на низ до Ши[лки]
ре[ки]5 шесть [?]5
ж дней. А Шилка де река велика[?]6,
через... на другой стороне на коне [?]6
человека не видно. [А ко] чюют5
де по ней вниз тынгусы, а ниж их седячая
орда, а сказывают, что они Лавкаева роду
люди, а городов у них и большово
человека нет, а ясак платят мунгальскому
царю Чичину, а хлеб у них и овощи всякие
родитца и избы у них по рускому. А Шилка
де пошла в Студеное море. А на усть Оны
реки кочюют лелеи, а живот у них кони и
коровы, и иново ничево нет.
[115]
/л. 359/
155 года7 июня в 29 день.
Приход служилых людей Енисейского
острогу десятника казачья Костьки
Иванова да служилого ж человека Ивашка
Самойлова да новоприборново человека
Ивашка Ортёмьева К мунгальскому князю
Турокаю табунану з государевым
жалованьем з бобром да с выдрою да с
рысью да с собольми с парою да сукна
лазоревого вершек и против того он князь
чем государю бил челом и что им служилым
людем толмачей говорил.
Князь
Турокай табунан против царьского
величества государя нашего царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа
Русии жалованья встал в которое время
государя нашего они служилые люди про
государево величество и жалованье ему
князю речи говорили слушал и государево
жалованье у них служылых людей бобра и
выдру и рысь и соболи и вершек принял и
поднял на голову и государю нашему царю
и великому князю Алексею Михайловичю
всеа Русии поклонился. И после того у
них у служилых людей он князь спрашивал
для чего государь ваш вас к нам послал
земли ли де нашей и нас проведывать и
смотреть.
И
служылые люди Костька с товарищи ему
князю Турокаю табунану, про государьское
величество государя нашего царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа
Русии речь говорил, что государь их
служылых людей по своему государеву
величеству и милосердому жалованью
послал в свою государеву заочную вотчину
в Сибирь, а велел им государь наш царь и
великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии служилым людем идти из Енисейского
острогу с атаманом с Васильем
Колесниковым и с служылыми людьми в
новую землю на Байкал озеро и проведать
про серебряную руду и про серебро где та
сер[ебря]ная8 руда есть и как
ис той серебряной р[уды]8
/л. 360/ [се]ребро8
делают и в котором государстве иль в
которой земли и какие люди у тое
серебряной руды живут и как ис той
серебряной руды они серебро делают.
И князь
Турокай табунан государя нашего царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа
Русии служылым людем по ево государеву
указу про серебря[ную]8 руду
и про серебро сказал, что де у него
сереб[ряной]8 руды нет, а
есть де серебряная руда у ...ды9
царя и серебро, а которое де царьство
того он им служылым людем не сказал. А
им де тот царь по их вере силен и
серебра де у них много. А снаряд де у
него пушки медные большие и всякое
огняное оружье есть по тому ж как де и у
вашего государя. А про нашего государя
он Турокай табунан слыхал от Китайского
государства что де ваш государь грозен и
силен и велел им служылым людем он князь
Турокай табунан ехати к мунгальскому
царю Чичину для того, что он Турокай
табунан под его рукою а ведает де про
него царя Богду он мунгальской царь
Чичин.
[116]
Приход служилых людей к мунгальскому царю Чичину от Турокая табунана с
его вожи ехали, а встретил их ево царев
посольской дияк а спрашивал де их по
тому ж что и Турокай табунан.
И
служылые люди ему цареву дияку говорили
чтоб им к мунгальскому царю Чичину итти
и мунгальской царь Чичин их служылых
людей к себе в то время взять не велел,
а велел им дати юрту добрую и честь.
Да на
другой день ево ж царев дияк им служилым
людем сказал: только де у них есть от их
государя подарки и он де их велит к себе
призвать.
И
служылые люди государя нашего царя и
великого князя Алексея Михайловича всеа
Русии по его государеву указу говорили,
что государь наш своих государевых
служылых людей велел коим иноземцом
посылать не боясь их потому, что
государь наш царь и великий князь
Алексей Михайлович всеа Русии надо всеми
неверными и непокорными цари грозен и
силен, а послал де наш государь царь и
великий князь Алексей Михайлович всеа
Русии /л. 361/ обладатель
и самодержец свое государево жалованье
однорядку сукна голубово да три бобра да
три выдры да вершек сукна красново дать
ему мунгальскому царю посылкою, а не для
подарки.
И
мунгальской царь Чичин велел их служылых
людей вести к себе, а идучи им велел
видя юрту свою перед нею кланятися и
садитца на коленках.
И
служылые люди милостию небесного царя и
памятуя ево государево и великого князя
Алексея Михайловича всеа Русии крестное
целованье и милость не бояся его
мунгальского царя слова к нему не пошли
и государева жалованья ему посылки не
дали.
И
мунгальской царь Чичин велел государя
нашего [ца]ря10 и великого
князя Алексея Михайло[вича]11
всеа Русии самодержца их служылых
люд[ей]11 по...12
и кормить довольно, а из...12
две сажени ...же12 велел
де...12 они руской государевы
указные [?] потому иные сажени и аршины
не знаю и велел их от себя проводить ко
князю своему Турокаю табунану с честию
бережно.
А на
походе они служылые люди у царева ж
дияка про серебряную руду и про серебро
спрашивали где та серебряная руда и
серебро есть.
/л. 362/
И царев дьяк им служылым людем про тое
серебряную руду и про серебро сказал,
что де серебряной руды и серебра есть у
Богды царя много в горах в камене а для
де береженье у той серебряной руды живут
у него царя доброво де иново конново
войска людей по дватцети тысеч с оружьем
беспрестанно, а одежа их куяки железные
под камками и под дорогами, а кони у них
[117]
по тому
ж под железными полицами, а бой их
огняной всякой пушки и всякой наряд, так
же как де и у вашего государя, а берегут
де тое серебряную руду у него Богды царя
от Китайского и от нашего Мунгальского
государства, а наш мунгальской царь
посылает к нему Богде царю по тое
серебряную руду менять собольми, а
ломати де им мунгальским людем велят тое
серебряную руду самим мерою, а лишка де
им ломати не велят, а словут де те люди
желлинцы; которые тое серебряную руду
берегут.
/л. 363/
Приход служылых людей от мунгальского
царя Чичина к Турокаю табунану и Турокай
табунан им служылым людем честь воздал
по томуж и дал им что принести к нашему
государю царю великому князю Алексею
Михайловичю всеа Русии золота усичек да
чашку серебряную, а ходят де от него
мунгальского царя Чичина по тое
серебряную руду к Богде царю в одну,
сторону три месяца конми, а ныне де он
Турокай табунан для нашего государя царя
и великого князя Алексея Михайловича
всеа Русии самодержца посылает тое
серебряную руду к Богде царю с собольми
полтораста человек на верблудах [?]13.
/л. 364/
И государю нашему царю и великому князю
Алексею Михайловичю всеа Русии он князь
Турокай табунан с своими улусными людьми
хочет быть покорен, а отдал он Турокай
табунан нашему государю своих улусных
людей двесте [?] человек и ясаку с них
впредь себе имать не хочет...14
ни служилые люди взяли с тех Турокая...
дей14 государю пятдесят
соболей...14 ста... провожаты...14
[бр]ацкими людьми только...14
Турокаевых людей до Баргузина ре[ки]...14
устья к атаману к Василью Колесникову
трое человек и пришед они Костька Иванов
да Ивашко Артемьев отдал золотую [ча]шку
серебряную ему Василью, а Ивашко
Самойлов идучи от мунгальского царя
назад на дороге умер.
ЦГАДА,
ф. 214 — Сибирский приказ, столб. 308 —
310 (?), лл. 355 — 364, подлинник плохой
сохранности.
|