ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 
Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка пелымского воеводы Петра Исленьева туринскому воеводе Федору Акинфову о намерениях вишерских и лозвинских вогулов совместно с березовскими остяками и пелымскими вогулами и татарами идти на город Пелым и пелымские волости.

 

1612 г., не ранее июля 10. – Отписка пелымского воеводы Петра Исленьева туринскому воеводе Федору Акинфову о намерениях вишерских и лозвинских вогулов совместно с березовскими остяками и пелымскими вогулами и татарами идти на город Пелым и пелымские волости.

Господину Федору Петровичу Петр Исленьев челом бьет. В нынешнем, господине, в 120-м году июня в 27 день била челом извещала пелымского стрельца Титка Иванова жена Оленка Яковлева дочь на пелымского ясачного вагулятина на Янкилдейка Микирова, а сказала, господине, в распросе, что пришел тот Янкилдейко к ней на двор с утра, и она ему, Янкилдейку, стала говорить, что-де тебе дело ко мне ходити на двор; и тот, господине, Янкилдейко стал ей говорить: много-де ты расшумелась, уже-де будем мы вас стрелять; а в те поры была у нее на дворе пелымского пушкаря Данилка Юрьева девка, и та-де девка его, Янкилдейка, бросила щепою и излаяла, что-де ты так говоришь, и тот Янкилдейко стал девке говорить: а тебя-де мы сожжем. И того же де числа, господине, пелымского того вогулятина Янкилдейка яз распрашивал. И тот, господине, Янкилдейко в распросе заперся: того-де я не говаривал, таких речей; и яз, господине, того вагулятина отдал за пристава; и того ж числа тот Янкилдейко прислал ко мне пристава своего, а велел бити челом: есть-де за мною речи; и яз, господине, того пелымского мужика Янкилдейка распрашивал того же числа, и в распросе, господине, тот Янкилдейко сказал, что приехали с верх Лозвы, с Вишеры вагуличи в Пелымской уезд в Сынкину сотню к Сынке к сотнику с товарищи для воровского совета и умышления; а говорят-де они пелымскому сотнику Сынке: с нас-де сего году ясаку не хотели взять, а хотели, де нас, лозвинских и вишерских вагулич, на Русь в войну везти и ныне-де с нас ясак взяли и повезли на Русь, и мы-де ныне так живем, а в войну на Русь не идем. И яз, господине, по того пелымского сотника Сынку и по его товарищей, пелымских вагулич и по лозвинских и вишерских посылал, которые вагуличи к нему, Сынке, приехали, пелымского вагульского толмача Герасимка Федорова да стрельца Ваську Андреева. И в распросе, господине, тот пелымской сотник Сынка сказал и те вишерские и лозвинские вогуличи: хотели-де нас в войну взять к Москве, а иного никоторого умышления не сказали. И в нынешнем же, господине, в 120-м году июля в 10 день извещал пелымский стрелец Ивашко Неверов: слышал-де яз, пьючи у пелымского новокрещенаго у Семеики Назинова, что говорил-де тот Семеика: яз-де про пелымских вагулич вести подлинные ведаю и их воровское умышление. И в распросе тот пелымской новокрещеной Семеика Назинов сказал: слышал-де яз у пелымского ясачного вагулятина у Темхоры Касынкины сотни, что хотят-де вагуличи в сибирских городех воевать, чем-де нам итти на Русь воевать в войну, и мы-де и здеся воюем в сибирских городех, государя-де ныне на Москве нет, ныне-де одни в Сибири воеводы, а людей-де мало русских во всех сибирских городех.

И вишерский вагулятин Сарьятмы Воронкин в распросе сказал, что умышляли во всех вишерских волостех и в лозвинских волостех все вагуличи, и пелымской сотник Сынка с товарищи, и березовские остяки с нами ж в умышление итить в Пермь воевать, а в Конду и в Тоборы и во весь Пелымский уезд ссылаться, и в иные городы ссылаться, а еще-де мы не посылывали; а то-де слухом во всех сибирских городах по уездом татаровя, и остяки, и вагуличи думу нашу ведают. И Верхотурского уезду лозвинской вагулятин Малах Глухов сказал в распросе и с пытки, что приехали-де мы с Вишеры и с Лозвы и с Верхотурского уезда к пелымскому сотнику Сынке в Пелымской уезд, чтобы он, Сынка, с пелымскими вагуличи шел на Вишеру в сбор и собрався бы шел в пермские волости с нами вместе воевать; и прислали-де к нам на Лозву и на Вишеру из Березовского уезда с реки с Сосвы с тем умышлением 5 человек, а имен им не ведаю, чтоб мы готовы с ними были иттить в Пермь воевать, потому что-де нас многие русские люди побивают. И пелымской, господине, сотник Сынка и лучшие пелымские ясачные вагуличи в распросе и с пытки сказали, что было-де у нас умышление подлинное с березовскими остяки, и вишерскими, и с лозвинскими и Верхотурского уезда, что-де приходить нам преже воевать Пелымской город ныне о Ильине дни или после Ильина дни на первой недели, как сена зачнут косити и хлеб жати, и, пришед, преже-де было зажигать, а будет немочно было нам зажечь, ино было одноконечно нам, как мочно, так было и промышлять над Пелымским городом, и над воеводою, и над русскими людьми, и, выпустоша-де было Пелымской город, да итти было в Пермь воевать и в пермские волости. И тебе бы, господине, про те вести было ведомо.

СПбО АРАН. Ф. 21. Оп. 4. № 5. Л. 98 об.–100, № 92.

 

 

Источник::

Текст воспроизведен по изданию: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л., 1941. С. 223–224.

 

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойй