ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 
Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка сургутского воеводы Ивана Благого нарымскому воеводе Мирону Хлопову о движении вогулов, остяков и татар к Пелымскому городу и о мерах, принятых для защиты последнего.

 

1612 г., не ранее июля 12. – Отписка сургутского воеводы Ивана Благого нарымскому воеводе Мирону Хлопову о движении вогулов, остяков и татар к Пелымскому городу и о мерах, принятых для защиты последнего.

Господину Мирону Тимофеевичу Иван Благой челом бьет. В нынешнем, господине, 120-м году июля в … день писал ко мне из Тобольска князь Иван Катырев-Ростовский, что писал с Пелыми в Тоболеск Петр Исленев, что в нынешнем в 120-м году июня в 27 день била челом извещала пелымского стрельца Титка Иванова жена Оленка Яковлева дочь на пелымского ясачного вагулятина на Янкилдейка Микирова, а сказала, господине, в распросе, что пришел тот Янкилдейко к ней на двор с утра, и она ему, Янкилдейку, стала говорить, что-де тебе дело ко мне ходити на двор; и тот, господине, Янкилдейко стал ей говорить: много-де ты расшумелась, уже-де будем мы вас стрелять; а в те поры была у нее на дворе пелымского пушкаря Данилка Юрьева девка, и та-де девка его, Янкилдейка, бросила щепою и излаяла, что-де ты так говоришь, и тот Янкилдейко стал девке говорить: а тебя, де мы сожжем. И того же де числа, господине, пелымского того вогулятина Янкилдейка яз распрашивал. И тот, господине, Янкилдейко в распросе заперся: того-де я не говаривал, таких речей; и яз, господине, того вагулятина отдал за пристава; и того ж числа тот Янкилдейко прислал ко мне пристава своего, а велел бити челом: есть-де за мною речи; и яз, господине, того пелымского мужика Янкилдейка распрашивал того же числа, и в распросе, господине, тот Янкилдейко сказал, что приехали с верх Лозвы, с Вишеры вагуличи в Пелымской уезд в Сынкину сотню к Сынке к сотнику с товарищи для воровского совета и умышления; а говорят-де они пелымскому сотнику Сынке: с нас-де сего году ясаку не хотели взять, а хотели-де нас, лозвинских и вишерских вагулич, на Русь в войну везти и ныне-де с нас ясак взяли и повезли на Руссь, и мы-де ныне так живем, а в войну на Русь не идем. И яз, господине, по того пелымского сотника Сынку и по его товарищей, пелымских вагулич и по лозвинских и вишерских посылал, которые вагуличи к нему, Сынке, приехали, пелымского вагульского толмача Герасимка Федорова да стрельца Ваську Андреева. И в распросе, господине, тот пелымской сотник Сынка сказал и те вишерские и лозвинские вогуличи: хотели-де нас в войну взять к Москве, а иного никоторого умышления не сказали. И в нынешнем же, господине, в 120-м году июля в 10 день извещал пелымский стрелец Ивашко Неверов: слышал-де яз, пьючи у пелымского новокрещенаго у Семеики Назинова, что говорил-де тот Семеика: яз-де про пелымских вагулич вести подлинные ведаю и их воровское умышление. И в распросе тот пелымской новокрещеной Семеика Назинов сказал: слышал-де яз у пелымского ясачного вагулятина у Темхоры Касынкины сотни, что хотят-де вагуличи в сибирских городех воевать, чем-де нам итти на Русь воевать в войну, и мы-де и здеся воюем в сибирских городех, государя-де ныне на Москве нет, ныне-де одни в Сибири воеводы, а людей-де мало русских во всех сибирских городех. И вишерский вагулятин Сарьятмы Воронкин в распросе сказал, что умышляли во всех вишерских волостех и в лозвинских волостех все вагуличи, и пелымской сотник Сынка с товарищи, и березовские остяки с нами ж в умышление итить в Пермь воевать, а в Конду и в Тоборы и во весь Пелымский уезд ссылаться, и в иные городы ссылаться, а еще-де мы не посылывали; а то-де слухом во всех сибирских городах по уездом татаровя, и остяки, и вагуличи думу нашу ведают. И Верхотурского уезду лозвинской вагулятин Малах Глухов сказал в распросе и с пытки, что приехали-де мы с Вишеры и с Лозвы и с Верхотурского уезда к пелымскому сотнику Сынке в Пелымской уезд, чтобы он, Сынка, с пелымскими вагуличи шел на Вишеру в сбор и, собрався бы, шел в пермские волости с нами вместе воевать; и прислали-де к нам на Лозву и на Вишеру из Березовского уезда с реки с Сосвы с тем умышлением 5 человек, а имен им не ведаю, чтоб мы готовы с ними были иттить в Пермь воевать, потому что-де нас многие русские люди побивают. И пелымской, господине, сотник Сынка и лучшие пелымские ясачные вагуличи в распросе и с пытки сказали, что было-де у нас умышление подлинное с березовскими остяки, и вишерскими, и с лозвинскими и Верхотурского уезда, что-де приходить нам преже воевать Пелымской город ныне о Ильине дни или после Ильина дни на первой недели, как сена зачнут косити и хлеб жати, и, пришед, преже-де было зажигать, а будет немочно было нам зажечь, ино было одноконечно нам, как мочно, так было и промышлять над Пелымским городом, и над воеводою, и над русскими людьми, и, выпустоша-де было Пелымской город, да итти было в Пермь воевать и в пермские волости. И тебе бы, господине, про те вести было ведомо. Да июля в 12-й день писал в Тоболеск Петр Истленьев: по пыточным речам посылал он по волостям по иных ясашных людей; и которых привели ясачных людей, и они в распросе сказывают, что вишерские вагуличи и лозвинские Верхотурского уезда идут к Пелымскому городу, и Большая Конда и пелымских волостей вагуличи сбираются в скоп, чтобы им быти в скопе всем вместе на Пелымской город, и из Конды к ним прислали сотника и лутчих людей говорити о том воровском умышленье и о совете. Да июля ж в 6 день сказал в распросе с пытки тахтанской вагулетин Енбахта, что пришел в Тахтанскую волость лозвинской вагулетин Рубек от вишерцев с вестью, что вишерцы и лозвинцы собрався все больше двухсот человек дорогу прочищать к Пелымскому городу, а ходу-де тою дорогою к Пелымскому городу три дня, и пришед-де им на Пелымку-реку, сходиться с кондинцы и со всею землею, и из пелымских изо всех волостей итти к ним же в скоп, а срок положен у них, как прийти к Пелымскому городу, от того числа три дня; а на том-де у них у всех положено и утверженье, и совет меж себя у всех земель, что из иных которая волость которые земли вагуличи и остяки не пойдут, и им-де те волости самим меж себя воевать и побивать тех вагулич; и они-де для того приговору меж себя идут все за один всеми землями Пелымской город воевать. И он-де, Петр, на Пелыме на посаде половину посадских дворов велел сломати и острогу велел убавити, потому что острогу осадити некем: всех на Пелыме служивых жилецких, пашенных и ярыжных человек со сто, а оружия не у кого, опроче служивых людей, нет. И мне бы про те вести ведомо было, и жил бы с великим бережением, и караулы были крепкие, и в остяках шатости велеть проведывать всякими мерами тайно всякими людьми. Да в Томской город и в острог про те вести велети бы отписати вскоре, чтоб вы жили также с великим береженьем. И тебе бы, господине, с сей отписки велети списать отписку и послать в Кетской острог к Григорию Елизарову.

СПбО АРАН. Ф. 21. Оп. 4. № 16. Л. 17–19 об., № 8.

 

 

Источник::

Текст воспроизведен по изданию:Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л., 1941. С. 224–225.

 

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойй