ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 
Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка пелымского воеводы Петра Исленьева туринскому воеводе Федору Акинфову о полученных новых вестях о намерении вогулов напасть на Пелымский город.

 

1612 г., не ранее декабря 10. – Отписка пелымского воеводы Петра Исленьева туринскому воеводе Федору Акинфову о полученных новых вестях о намерении вогулов напасть на Пелымский город.

Господину Федору Петровичу Петр Исленьев челом бьет. В нынешнем, господине, в 121-м году декабря в 9 день извещали пелымские служилые люди, что, пьючи у пелымского литовского десятника у Богдана Волошенина, и говорил многим служивым людям и сказывал пелымский стрелец Иванко Неверов, что ездил-де он в Воринскую волость к сотнику к Коротайку в юрты для своего долгу, и тот-де ему Коротайко говорил, что они, вагуличи, думают измену над Пелымским городом; а они-де такие речи от того Иванка слышали. И того ж числа тот Иванко Неверов в роспросе мне сказал, что был-де яз в юртах у Коротайка, и позвал-де он его, Иванка, тот Коротай в ночи в свои юрты и сказывал ему, что у них ясаку не будет; и учал того Ивашка Неверова тот Коротай спрашивать: как-де у вас на Епанчин поедут по хлебные запасы, и у нас-де сдумана дума у всех, да и по многим, де волостям мои братья пошли с тою ж вестью. И того ж числа бил челом пелымской стрелец Пахомко Богданов на новокрещена на Семейку Назинова, что-де того Пахомкова мать ходила к тому Семейки на двор и стала-де говорить того Семейкиной жене о своем деле, и тот-де Семейка учал говорить: ужжо есмы станем с вагуличи промышлять и поругаться. И того ж числа тот Семейка Назинов новокрещен и с женою своею Оксиньицею в распросе сказал, что слышал-де он Семейка и жена его у вагулятина у Коротайки, что говорил де Коротай и все воринские вагуличи, что нынеча-де у нас совет пошел, что быть на Пелымь всем волостям вместе, которых звали с ясаком и которых не звали, и, собрався-де итти в город и, пришед-де в город, и промышлять, как-де позовут в город с ясаком; и нам-де в те поры убить меня, Петра, и всяких русских людей, а достальным-де людям зажигать в остроге и достальных русских людей побить. И декабря в 10 день тот пелымский вагулетин Коротайка Воринские волости в распросе сказал, что подлинно будет скоп в Воринской волости на озере у сотника у Коротая из всех пелымских волостей и, как скопятся все волости вместе, и вагуличам-де приходить одноконечно с войною к Пелымскому городу, которые волости позовут с ясаком и которых и не позовут, а ясаку-де хотят платить лучший вагулетин половину; а одноконечно-де им приходить с изменою и, пришед-де им с ясаком, да в те поры и побивать и зажигать; а ясаку-де одноконечно у них не будет, то-де они скажут ложью, что будто с ясаком они пришли, а они-де с изменою придут, а не с ясаком, а станут говорить, что будто-де ясаку не добыли и мы-де для того пришли все бити челом своими головами, а они-де придут с изменною мыслью.

СПбО АРАН. Ф. 21. Оп. 4. № 5. Л. 109–110, № 99.

 

 

Источник::

Текст воспроизведен по изданию:Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л., 1941. С. 225–226.

 

 
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системойй