ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Распросныя речи промышленаго человека Григорья Вижевцова и письменнаго головы Василья Пояркова, о пути из Якутска до реки Шилки и о живущих по ней иноземцах.

 

1647 мая 27. — Распросныя речи промышленаго человека Григорья Вижевцова и письменнаго головы Василья Пояркова, о пути из Якутска до реки Шилки и о живущих по ней иноземцах.

155, маия в 27 день, в Якутцком остроге в съезжей избе, воеводам Василью Никитичю Пушкину да Кирилу Осиповичю Супоневу, да дьяку Петру Стеншину, промышленной человек Колмогорского уезду Пенежского волоку от Николы Чудотворца из Заборья Гришка Григорьев сын Вижевцов в допросе сказал: в прошлом де во 153 году ходил де он для своего соболиного промыслу, с покрученики с пятью человеки да шестой свой ужинник, по Олекме реке, а был он на промыслу без выходу два года, а шол из Якутцкого острогу до Олекмы полтрётьи недели, а от усть Олекмы с Лены вверх по той Олекме шел до Камени две недели, а с Камени тою ж Олекмою шол две недели, а было им в том Камени на той Олекме реке десять порогов, а пороги водяным и большим судам ходу будет, толко де надобны на болшие суды судовые снасти добрые, завозы и подчалы и бечевы новые, а перешед де за Камень тою Олекмою до усть Тугиря реки четыре недели, а за Каменем де и по Тугирю порогов нет, ход судовой доброй, а Тугирем рекою от устья шел до своего зимовья четыре ж недели, и всего де из Якутцкого острогу до того его зимовья ходу было четырнадцать недель; а та де река Тугирь в Олекму реку пала с левой руки с восточной стороны, а где она в Олекму пала на устьях обе ровны; и приходили к нему летом на той Тугире реке неясачные Тунгусы, а сказывался родами Улясинцы, пятнадцать чумов, по два мужика в чуму, опрично их жен и детей, да другой род Тунгусов Манагири, тех он Тунгусов видел толко трех человек, а сказывают де их род болшей человек со сто и больше, а к зиме сходят с тех рек те Тунгусы на вершины, да ему ж де сказывали те Тунгусы, что они сходят к зиме и торгуют на Шилке с Дауры, а переходят де Тунгусы на Шилку стороннею речкою Нюгою; а та де речка Нюга от его Гришкина зимовья с днище, сам он Гришка до той речки Нюги в лодке доезжал и на ней был, от той речки тот Камень в виду весь, а с той речки той реки Тугиря вершина пошла направо, подшиблась прочь под запад, а та речка Нюга впрямь пала из того Каменя в тое реку Тугирь с левой же руки [103] с восточную сторону, и по той де они речке Нюгою на Шилку и переходят, а сказывают де те Тунгусы, что они по той речке Нюге вверх до вершины до Камени на оленях со вьюки переходят в пять дней, а с вершины той речки по Каменю на Шилкины пади на речку Уй итить день ходу, а тою де речкою Уем, которая падет в Шилку реку, до устья Шилки на оленях же въюками ходу четыре дни, всего от его зимовья тою речкою Нюгою и через Камень и за Камень Уем речкою до Шилки оленми на вьюках в девять ден или в десятъ ден; а на той де усть Уи речки живут Дауры, называют князец Лавкай с улусными людми, а другой брат его Лавкаев Шулганей от него живет по Шилке вверх, а третей де брат же его Лавкаев Гулдигай живет по Шилке ж ниже его Лавкая, а живут де они промеж собою неподалеку, брат к брату сходятца, а сколко де у них их улусных людей и того де те Тунгусы сказать ему числом не умели, толко сказали, что много у того Лавкая с братьями хлеба всякого и вина, а по их арака, и скота всякаго много ж, а на тех де Тунгусах на них и на женах их он Гришка видал круги серебряные и плащи, и в платье на них кумачи видел же, сделано азямом, а на иных де Тунгусах на их платье пришивано камки и дорогов непомногу, по чети аршина и вершка по два и по три, а сказывали де те Тунгусы, что то они серебро и платье и дорогилное и камчатое лоскутье покупают у тех у Дауров на соболи, а родитца ль де серебро у того Лавкая или нет, того они не ведают, а говорили де те же Тунгусы, что те Дауры по то серебро ездят конми в иную землю; а шли де они на промысел Олекмою и тем Тугирем не в большом дощаничке, было у них на шесть ужин по тридцати пуд хлебного запасу, опрично иных заводов, всего пуд с триста, а первой де год зиму сидел он Гришка на промыслу перешод Олекминской Камень, а другой год зиму сидел на той реке Тугире; а тех де он Тунгусов видел во 154 году летом и в нынешнем в 155 году осенью дважды, а зимою де он их Тунгусов не видал, а то де те Тунгусы ему говорили, что они зимою к нему быть хотели торговать соболми, да не бывали, а то де он чает, что тех Тунгусов в аманаты примать можно, потому что они к нему ходили без опасения и он у них в чюмах бывал же и они к нему в зимовье приходили, а прежде того те Тунгусы схаживалися с промышленными людми с Шестачком Нерадовским и с ними торговали, а тот де Шестачко Нерадовской с покрученики во 154 году сидел по Олекме ж за Каменем, ниже Тугиря реки, в сторонней же реке в Нюзе, а та де река Нюзя пала в Олекму ж с той же стороны, с которой Тугирь в Олекму пал. И против тех допросных речей промышленного человека Гришки Ижевца ставлен писмянной голова Василей Поярков, и по его речам допрашиван: до Шилки реки где ближе ход, по Олекме ли вверх, или по той реке, где он ходил? И писмянной голова Василей Поярков, выслушав тех речей, в допросе сказал: его Васильев ход и отпуск из Якуцткого острогу был, отпустил его Петр Головин поздно во 151 году июля в 13 день , и шол он Алданом до Учура, а Учуром до Гономы и Гономою до того ж Каменя , на котором с хлебными запасы зимовали , до Покрова святей Богородицы 152 году одиннадцать недель три дни, и с того де он зимовья нартами через Камень на Зийские вершины на речку Брянду, и речкою Бряндою вниз . . . . . и до Зии реки и Зиею рекою до острожку, где он на той Зии зимовал, шол нартами семь недель, а от того де его зимовья от острожку через Каменной хребет на Шилку реку толко день пешего ходу, а от того места до [104] того Лавкая с братьями судовым ходом шесть днищ, и по его де Васильеву ходу на Зию и на Шилку реку перед Олекминским ходом будет ближе; а толко де с Олекмы реки тех речек на вершину на Шилку переходят, и те де острожки Даурских князцей Болдача с товарыщи будут все в стороне, останутца назади за Хребтом, а толко де с Учуру, хотя и не ходя Гонома на устье зимовать, и с того де усть Гономы, где он пал в Учур, можно за волок через Камень на верх Брянды, которая падет в Зию, можно перейтить нартами в три недели; а толко де отпуск будет из Якутцкого острогу весною, за лдом вскоре, и по тому де Гоному выйдет далече, потому что река порожиста, а на тех порогах ходу воды судовой есть да пороги силные и велики, подымать суды жестоко, а как де с весны и дозжи падут, и тем де Гономом где итить неделю, то перейдет в два дни, земли де иттить не много , толко теми реками нужной ход. Да промышленной же человек Гришка Григорьев Вижевец в допросе сказал: толко де, по государеву указу, из Якутцкого острогу воеводы Василей Никитичь Пушкин, да Кнрило Осиповичь Супонев, да дияк Петр Стеншин пошлют вверх по Олекме реке за Камень государевых служилых людей, для приводу новых неясашных Тунгусов и с них для государева ясашного сбору, до речки Н . . . . . и надобе де тем служилым людем суды неболшие против того, в каких он Гришка судах преж сего ходил и ныне идет, чтоб на судне толко было по шти человек, потому что де вверх Олекмы реки в Камени пороги болшие и быстрые и воды мелкие, а в болших де судах в дощаниках, в которых по иным зимовьям ходят, на тех порогах промыслить будет не мочно, потому что те суды водою глубоки; и отпустить де их надобно из Якутцкого острогу не задержав и кончее что до Петрова дни за неделю, потому чтоб вода в Олекме реке по болшим порогам не ушла.

 

Из рукописи под заглавием: Списки Якутской архивы, часть 1, в лист, на 982 л., писанной с подлинных столбцев для академика Миллера, во время путешествия его по Сибири. - Принадлежит Императорской Академии Наук.

ИСТОЧНИК:

 ДАИ, 1848, т. 3. Дополнения к актам историческим, СПб. стр.102-104.

Стиль, пунктуация и орфография  сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2009 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZZ системойой