ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Наказ из Приказа Казанского дворца кузнецкому воеводе Е. И. Баскакову о приведении к шерти жителей Кузнецкого уезда, плативших ясак калмыцким тайшам.  

1622 г. не ранее ноября 101.   Наказ из Приказа Казанского дворца кузнецкому воеводе Е. И. Баскакову о приведении к шерти жителей Кузнецкого уезда, плативших ясак калмыцким тайшам.

/л. 1/ ...2 В прошлом во 129 году майя в 8 день3 писали ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири, ис Томсково города, воеводы князь Иван Шеховской да Максим Радилов: по государеву де указу отпустили они Алтын-царя и Мугальские земли и киргиских послов ис Томсково города в их земли с томскими казаки, с десятником с Ондрюшкою Губкою с таварыщи, до киргисково рубежу. И Ондрюшка де Губка с таварыщи, приехав в Томской город, сказывали им, что они Алтына-царя и Мугальские земли и киргиских послов до киргисково рубежу проводили. Да им же де Ондрюшка Губка с таварыщи сказали. — Приказывали де к ним в Томской город киргисково рубежу князек Курчейка по своей шерти, как он государю шертовал: говорят де киргиские, и басагарские, и кизыльские, /л. 2/ и кучюгуцкие, и братцкие, и матцкие, и саянские, и арийские и иных многих землиц люди, и черные калмаки, и Каракула-тайша, что збираютца войском, а однолично де хотят на весну, собрався, приходить под Томской город и под Кузнецкой острог войною.

Да декабря в 7 день присылал из Белых Калмаков князек Абак в Томской город, лрямячи государю: однолично де черных калмаков Каракула-тайша збираетца на весну под Томской город под Кузнецкой острог войною для того, что с Москвы люди ево, которых он, Каракула, послал ко государю к Москве в посольстве, к нему, Каракуле, не бывали, а кочевать де ему около Томсково города по Томи реке и до Оби, а в.Томском городе служилых людей мало.

И во 129 году ж по государеву указу послана государева грамота в Сибирь, в Тобольской город, к боярину и воеводам к Матвею Михайловичю Годунову с товарыщи, а велено им тотчас послать /л. 3/ в Томской город на прибавку ис Тобольска тобольских служилых людей 200 человек с вогненым боем, выбрав к ним в головы ис тобольских детей боярских человека добра, кому б государево служивое дело было за обычей, чтоб им одноконешно поспети в Томской город вскоре и быти в Томском городе для береженья от воинских людей и для приходу колмацких и иных скольких земель людей.

И в прошлом же во 130 году ноября в 15 день писали ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии ис Тобольска боярин и воеводы Матвей Михайлович Годунов с товарыщи, что они ис Тобольска в Томской город служилых людей дву сот человек не послали для того, что в прошлом же во 129 году приезжали ис Томсково города в Тоболеск для хлебных запасов /л. 4/ и денежные казны томские служилые люди, Титко Захаров с товарыщи, и сказывали им про приход воинских людей: в Томском городе по их поезд вестей не бывало. И в прошлом же во 130 году послана государева другая грамота, а велено им по прежнему государеву указу послати ис Тобольска в Томской город служилых людей 200 человек и быти им в Томском городе для колмацких и иных воинских людей приходу.

И в нынешнем во 131 году сентября в 13 день писали ко государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири, ис Томсково города, воеводы князь Иван Шеховской да Максим Радилов, что ис Тобольска в Томской город служилых людей дву сот человек не присылывали, а в Томском городе служилых людей мало, а в Кузнецком и в Чюлымском в острогах всего служилых людей по 30-ти человек в остроге, а больши де того послати в остроги ис Томсково города служилых людей неково. И в Тоболеск де они ис Томского города писали, / л. 5/ чтоб они прислали в Томской город служилых людей к том¬ским служилым людем в прибавку, и ис Тобольска де служилых людей не прислали.

И з нынешнем же во 131 году ноября в 10 день по государеву указу послана государева грамота в Сибирь, в Тобольской город, к боярину и воеводам к Матвею Михайловичю Годунову с товарыщи, а велено им тотчас, по прежним и по нынешней государеве грамоте, послати ис Тобольска в Томской город тобольских казаков и стрельцов 200 человек с вогненым боем, а к ним велено выбрать в головы ис тобольских детей боярских человека добра, кому б государево служивое дело было за обычей, и велено им итти в Томской город наспех, днем и ночью, чтоб им одноконешно в Томской город поспети вскоре. А ис Томсково города велено воеводам князю Ивану Шеховскому да Максиму Радилову тех тобольских служилых людей 200 человек послати в Кузнецкой острог и быть им в Кузнецком остроге до государева указу. /л. 6/

А в Казанском дворце боярину князю Ивану Михайловичи) Воротынскому, да дияком Ивану Болотникову, да Федору Опраксину, да Офонасью Истомину Томсково города казаки Ивашко Болодимерец с товарыщи в роспросе сказали: Кузнецкой де острог стоит на Томи реки, а от Томсково города до того острогу езду вверх водою 6 недель, а сухим путем ис Кузнецково острогу до Томсково города 10 дён ходу. А около Кузнецково острогу на Кондоме и на Брасе4 реке стоят горы каменные великие, и в тех горах емлют кузнецкие есачные люди каменье; да то каменье розжигают на дровех и розбивают молотами намелко, а розбив, сеют решетом, а просеев, сыплют понемногу в горн, и в том сливаетца железо; и в том железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины, и сабли и всякое железное, опричь пищалей; и те пансыри и бехтерцы продают колмацким людем на лошеди и на коровы и на овцы, а иные есак дают колмацким людем железом же. А кузнецких людей в Кузнецкой земле тысячи с 3 и все те кузнецкие люди горазды делать /л. 7/ всякое кузнецкое дело, и ис тех кузнецких людей дают государю ясак немногие люди, которые живут блиско острошку, всего з 200 человек. А живут они в горах, а на горах ростет всякой лес, и тот лес розчищают, пашут пашни, сеют пшеницу, ячмень, конопли. А которые кузнецкие ж люди живут от Кузнецково острогу далеко, и теми кузнецкими людьми всеми владеют колмацкие люди и ясак с них емлют собольми и железом всяким деланым. А государевыми людьми оборонити тех кузнецких людей некем, потому что в Кузнецком остроге людей мало, только ис Томсково города присылают служилых людей по 50 человек на год. А только де в Кузнецком остроге будет служилых людей 200 человек, и теми людьми кузнецкие люди от колмацких людей оборонятся, ясак учнут имати на государя. Да и колмацкие де многие люди будут под государевою царскою высокою рукою, потому что колмацким людем, опричь Кузнецкие земли, ни-какова оружья купити, не добыть нигде.

И по государеву указу послана государева грамота в Кузнецкой острог к воеводам к Тимофею Бобарыкину да к Осипу Оничкову, а велено им: как тобольские служилые люди в Кузнецкой острог /л. 9/ приедут, и им велено тем служилым людем быти в Кузнецком остроге. А томских служилых людей, годовальщиков, которые ныне в Кузнецком остроге, отпустити в Томской город, а отпустя их, оставить в Кузнецком остроге тобольских служилых людей, с кем мочно им в остроге быти, а достальных всех тобольских служилых людей велено послать в Кузнецкой уезд и кузнецких ясачных людей, которые государю непослушны, ясаку не дают, приводити под государеву царскую высокую руку к шерти ласкою. А приведчи их к шерти, велено с них ясак на государя собрати, с ково колько мочно взяти, чтоб их не ожесточить, и велено их от колмацких людей оберегати, чтоб им от колмацких людей обиды никоторые не было. А будет которые кузнецкие есачные люди ясаку государю давати не учнут, или колмацкие люди учнут в которых кузнецких людей вступатца, ясаку им давати государю не велят, и им велено над теми кузнецкими и над колмацкими людьми промышляти, сколько милосердый бог помочи подаст, смотря по тамошному делу, чтоб над кузнецкими /л. 10/ и над колмацкими людьми поиск учинити, а себя б оберегали, чтоб они в Кузнецкой земле ходили бережно и усторожливо, и от кузнецких .и от колмацких людей оберегались, чтоб их Оманом не побили и лиха какого над ними не учинили.

И Овдокиму Ивановичю Баскакову, приехав в Кузнецкой острог, взяти у воевод у Тимофея Бабарыкина да у Осипа Оничкова тобольским служилым людем имянную роспись и пересмотрити их всех на лицо, а пересмотря и смотря по вестям, только будет не чает приходу воинских людей, розведав о том подлинно, оставити в Кузнецком остроге тобольских служилых людей, /л. 8/ с кем мочно в Кузнецком остроге быти, а достальных всех тобольских служилых людей послати в Кузнецкой уезд. И кузнецких ясачных людей, которые государю непослушны, ясаку не дают, велети их приводити под государеву царскую высокую руку к шерти ласкою; а лриведчи их к шерти, велети с них ясак на государя собрати, с ково колько мочно взяти, чтоб их не ожесточити, и велети тех кузнецких людей от колмацских людей оберегати, чтоб им от колмацких людей обиды никоторые не было. А будет которые кузнецкие ясачные /л. 11/ люди ясаку государю давати не учнут, или колмацкие люди учнут в которых кузнецких людей вступатца, ясаку им давати государю не велят, и Овдокиму велети над теми кузнецкими и над колмацкими людьми промышляти, сколько милосердый бог помочи подаст, смотря по тамошному делу, что[б] над кузнецкими и над колмацкими людьми поиск учинити, а себя б уберечи. И велети им в Кузнецкой земле ходити бережно и усторожливо, чтоб их оманом не побили и лиха какого над ними не учинили. А однолично б Овдокиму кузнецких ясачных людей –всех привести под государеву царскую высокую руку и ясак имати на государя собольми и всякою мяхкою рухледью, и шеломами, и рогатинами, и саблями, кому чем мочно ясак государю давать. А колмацким бы людем отнюдь ясаку давати не велети и с колмацкими людьми торговати им, опричь соболей, железом, шеломами и пансырьми, и рогатинами, и саблями не велети, а ве[лети] служилым людем [кузнецких ясач]ных людей от кол[мацких людей оберегати]... чтоб отнюдь...5

По склейкам скрепа: Диак Иван Болотников.

 

ОРГПБ, Собрание грамот, № 202, лл. 1—7, 9, 10, 8, 11. Подлинник.

 

Опубл.: «Сборник князя Хилкова», СПб., 1879, № 68, стр. 188—194.

Примечания.

1 Датируется по упоминанию числа в тексте.

2 Начало документа утрачено.

3 См. док. № 53 в сборнике документов "Русско-монгольские отношения. 1607-1636". Москва.1959 г.

4 Так в тексте - Надо: Мрасе

5 Конец документа утрачен.

Источник:

Русско-монгольские отношения. 1607-1636. Сборник документов. Издательство восточной литературы. Москва.1959 г.

Бесплатный конструктор сайтов uCoz