1622 г. не ранее ноября 101.
—
Наказ из Приказа Казанского дворца кузнецкому воеводе Е. И. Баскакову о приведении к шерти жителей Кузнецкого уезда, плативших ясак калмыцким тайшам.
/л. 1/ ...2
В прошлом во 129 году майя в 8 день3
писали ко государю царю и великому князю
Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири,
ис Томсково города, воеводы князь Иван
Шеховской да Максим Радилов: по
государеву де указу отпустили они
Алтын-царя и Мугальские земли и
киргиских послов ис Томсково города в их
земли с томскими казаки, с десятником с
Ондрюшкою Губкою с таварыщи, до
киргисково рубежу. И Ондрюшка де Губка с
таварыщи, приехав в Томской город,
сказывали им, что они Алтына-царя и
Мугальские земли и киргиских послов до
киргисково рубежу проводили. Да им же де
Ондрюшка Губка с таварыщи сказали. —
Приказывали де к ним в Томской город
киргисково рубежу князек Курчейка по
своей шерти, как он государю шертовал:
говорят де киргиские, и басагарские, и
кизыльские, /л. 2/ и
кучюгуцкие, и братцкие, и матцкие, и
саянские, и арийские и иных многих
землиц люди, и черные калмаки, и
Каракула-тайша, что збираютца войском, а
однолично де хотят на весну, собрався,
приходить под Томской город и под
Кузнецкой острог войною.
Да декабря в 7 день присылал из Белых
Калмаков князек Абак в Томской город,
лрямячи государю: однолично де черных
калмаков Каракула-тайша збираетца на
весну под Томской город под Кузнецкой
острог войною для того, что с Москвы
люди ево, которых он, Каракула, послал
ко государю к Москве в посольстве, к
нему, Каракуле, не бывали, а кочевать де
ему около Томсково города по Томи реке и
до Оби, а в.Томском городе служилых
людей мало.
И во 129 году ж по государеву указу
послана государева грамота в Сибирь, в
Тобольской город, к боярину и воеводам к
Матвею Михайловичю Годунову с товарыщи,
а велено им тотчас послать /л. 3/
в Томской город на прибавку ис Тобольска
тобольских служилых людей 200 человек с
вогненым боем, выбрав к ним в головы ис
тобольских детей боярских человека
добра, кому б государево служивое дело
было за обычей, чтоб им одноконешно
поспети в Томской город вскоре и быти в
Томском городе для береженья от воинских
людей и для приходу колмацких и иных
скольких земель людей.
И в прошлом же во 130 году ноября в 15
день писали ко государю царю и великому
князю Михаилу Федоровичю всеа Русии ис
Тобольска боярин и воеводы Матвей
Михайлович Годунов с товарыщи, что они
ис Тобольска в Томской город служилых
людей дву сот человек не послали для
того, что в прошлом же во 129 году
приезжали ис Томсково города в Тоболеск
для хлебных запасов /л. 4/
и денежные казны томские служилые люди,
Титко Захаров с товарыщи, и сказывали им
про приход воинских людей: в Томском
городе по их поезд вестей не бывало. И в
прошлом же во 130 году послана
государева другая грамота, а велено им
по прежнему государеву указу послати ис
Тобольска в Томской город служилых людей
200 человек и быти им в Томском городе
для колмацких и иных воинских людей
приходу.
И в нынешнем во 131 году сентября в 13
день писали ко государю и великому князю
Михаилу Федоровичю всеа Русии из Сибири,
ис Томсково города, воеводы князь Иван
Шеховской да Максим Радилов, что ис
Тобольска в Томской город служилых людей
дву сот человек не присылывали, а в
Томском городе служилых людей мало, а в
Кузнецком и в Чюлымском в острогах всего
служилых людей по 30-ти человек в
остроге, а больши де того послати в
остроги ис Томсково города служилых
людей неково. И в Тоболеск де они ис
Томского города писали, / л. 5/
чтоб они прислали в Томской город
служилых людей к том¬ским служилым людем
в прибавку, и ис Тобольска де служилых
людей не прислали.
И з нынешнем же во 131 году ноября в 10
день по государеву указу послана
государева грамота в Сибирь, в
Тобольской город, к боярину и воеводам к
Матвею Михайловичю Годунову с товарыщи,
а велено им тотчас, по прежним и по
нынешней государеве грамоте, послати ис
Тобольска в Томской город тобольских
казаков и стрельцов 200 человек с
вогненым боем, а к ним велено выбрать в
головы ис тобольских детей боярских
человека добра, кому б государево
служивое дело было за обычей, и велено
им итти в Томской город наспех, днем и
ночью, чтоб им одноконешно в Томской
город поспети вскоре. А ис Томсково
города велено воеводам князю Ивану
Шеховскому да Максиму Радилову тех
тобольских служилых людей 200 человек
послати в Кузнецкой острог и быть им в
Кузнецком остроге до государева указу.
/л. 6/
А в Казанском дворце боярину князю Ивану
Михайловичи) Воротынскому, да дияком
Ивану Болотникову, да Федору Опраксину,
да Офонасью Истомину Томсково города
казаки Ивашко Болодимерец с товарыщи в
роспросе сказали: Кузнецкой де острог
стоит на Томи реки, а от Томсково города
до того острогу езду вверх водою 6
недель, а сухим путем ис Кузнецково
острогу до Томсково города 10 дён ходу.
А около Кузнецково острогу на Кондоме и
на Брасе4
реке стоят горы каменные великие, и в
тех горах емлют кузнецкие есачные люди
каменье; да то каменье розжигают на
дровех и розбивают молотами намелко, а
розбив, сеют решетом, а просеев, сыплют
понемногу в горн, и в том сливаетца
железо; и в том железе делают пансыри,
бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины, и
сабли и всякое железное, опричь пищалей;
и те пансыри и бехтерцы продают
колмацким людем на лошеди и на коровы и
на овцы, а иные есак дают колмацким
людем железом же. А кузнецких людей в
Кузнецкой земле тысячи с 3 и все те
кузнецкие люди горазды делать /л.
7/ всякое кузнецкое дело, и ис
тех кузнецких людей дают государю ясак
немногие люди, которые живут блиско
острошку, всего з 200 человек. А живут
они в горах, а на горах ростет всякой
лес, и тот лес розчищают, пашут пашни,
сеют пшеницу, ячмень, конопли. А которые
кузнецкие ж люди живут от Кузнецково
острогу далеко, и теми кузнецкими людьми
всеми владеют колмацкие люди и ясак с
них емлют собольми и железом всяким
деланым. А государевыми людьми
оборонити тех кузнецких людей некем,
потому что в Кузнецком остроге людей
мало, только ис Томсково города
присылают служилых людей по 50 человек
на год. А только де в Кузнецком остроге
будет служилых людей 200 человек, и теми
людьми кузнецкие люди от колмацких людей
оборонятся, ясак учнут имати на
государя. Да и колмацкие де многие люди
будут под государевою царскою высокою
рукою, потому что колмацким людем,
опричь Кузнецкие земли, ни-какова оружья
купити, не добыть нигде.
И по государеву указу послана государева
грамота в Кузнецкой острог к воеводам к
Тимофею Бобарыкину да к Осипу Оничкову,
а велено им: как тобольские служилые
люди в Кузнецкой острог /л. 9/
приедут, и им велено тем служилым людем
быти в Кузнецком остроге. А томских
служилых людей, годовальщиков, которые
ныне в Кузнецком остроге, отпустити в
Томской город, а отпустя их, оставить в
Кузнецком остроге тобольских служилых
людей, с кем мочно им в остроге быти, а
достальных всех тобольских служилых
людей велено послать в Кузнецкой уезд и
кузнецких ясачных людей, которые
государю непослушны, ясаку не дают,
приводити под государеву царскую высокую
руку к шерти ласкою. А приведчи их к
шерти, велено с них ясак на государя
собрати, с ково колько мочно взяти, чтоб
их не ожесточить, и велено их от
колмацких людей оберегати, чтоб им от
колмацких людей обиды никоторые не было.
А будет которые кузнецкие есачные люди
ясаку государю давати не учнут, или
колмацкие люди учнут в которых кузнецких
людей вступатца, ясаку им давати
государю не велят, и им велено над теми
кузнецкими и над колмацкими людьми
промышляти, сколько милосердый бог
помочи подаст, смотря по тамошному делу,
чтоб над кузнецкими /л. 10/
и над колмацкими людьми поиск учинити, а
себя б оберегали, чтоб они в Кузнецкой
земле ходили бережно и усторожливо, и от
кузнецких .и от колмацких людей
оберегались, чтоб их Оманом не побили и
лиха какого над ними не учинили.
И Овдокиму Ивановичю Баскакову, приехав
в Кузнецкой острог, взяти у воевод у
Тимофея Бабарыкина да у Осипа Оничкова
тобольским служилым людем имянную
роспись и пересмотрити их всех на лицо,
а пересмотря и смотря по вестям, только
будет не чает приходу воинских людей,
розведав о том подлинно, оставити в
Кузнецком остроге тобольских служилых
людей, /л. 8/ с кем мочно
в Кузнецком остроге быти, а достальных
всех тобольских служилых людей послати в
Кузнецкой уезд. И кузнецких ясачных
людей, которые государю непослушны,
ясаку не дают, велети их приводити под
государеву царскую высокую руку к шерти
ласкою; а лриведчи их к шерти, велети с
них ясак на государя собрати, с ково
колько мочно взяти, чтоб их не
ожесточити, и велети тех кузнецких людей
от колмацских людей оберегати, чтоб им
от колмацких людей обиды никоторые не
было. А будет которые кузнецкие ясачные
/л. 11/ люди ясаку
государю давати не учнут, или колмацкие
люди учнут в которых кузнецких людей
вступатца, ясаку им давати государю не
велят, и Овдокиму велети над теми
кузнецкими и над колмацкими людьми
промышляти, сколько милосердый бог
помочи подаст, смотря по тамошному делу,
что[б] над кузнецкими и над колмацкими
людьми поиск учинити, а себя б уберечи.
И велети им в Кузнецкой земле ходити
бережно и усторожливо, чтоб их оманом не
побили и лиха какого над ними не
учинили. А однолично б Овдокиму
кузнецких ясачных людей –всех привести
под государеву царскую высокую руку и
ясак имати на государя собольми и всякою
мяхкою рухледью, и шеломами, и
рогатинами, и саблями, кому чем мочно
ясак государю давать. А колмацким бы
людем отнюдь ясаку давати не велети и с
колмацкими людьми торговати им, опричь
соболей, железом, шеломами и пансырьми,
и рогатинами, и саблями не велети, а ве[лети]
служилым людем [кузнецких ясач]ных людей
от кол[мацких людей оберегати]... чтоб
отнюдь...5
По склейкам скрепа: Диак Иван
Болотников.
ОРГПБ, Собрание грамот, № 202, лл. 1—7,
9, 10, 8, 11. Подлинник.
Опубл.: «Сборник князя Хилкова»,
СПб., 1879, № 68, стр. 188—194.
|