На Крайнем Севере нашей родины еще в XVI в. строили вполне
мореходные суда, предназначенные для плавания в тяжелых навигационных условиях
Северного Ледовитого океана. Поморы строили корабли различных типов: морские
ладьи, ладьи обыкновенные, кочи (или кочмары), раныпины, шняки, карбасы
(плоскодонные и килевые).
Кочи (или кочмары) — основной тип судна, предназначенного для плавания в Северном
Ледовитом океане. Размеры некоторых из них достигали 25 м в длину. По
конструкции кочи делились на плоскодонные и килевые. Они отличались прочностью
постройки. Суда были специально приспособлены к ледовым условиям Арктики: имели
двойную деревянную обшивку, круглые обводы, придававшие им вид скорлупы ореха.
Если случалось, что коч застревал во льдах, то благодаря этой своеобразной
круглой форме подводной части при большом напоре льдов его выжимало на
поверхность, и вместе со льдами поморы дрейфовали долгие полярные месяцы.
Постройка судна начиналась с днища. Так как днище коча при плавании во льдах
больше всего подвергалось разрушению, его делали очень прочным. Набор коча
составляли «кокоры» — так назывались шпангоуты.
С помощью замков кокоры соединялись с килевой балкой, проходившей вдоль
днища; на концах крепились штевни. Корма была почти отвесной, нос сильно
наклонен. Борта делались из досок; в пазы забивался просмоленный жгут из
пеньки; поверх жгута накладывались узкие дощечки, которые прибивались к обшивке
железными скобками. Доски крепились к кокорам железными гвоздями.
Благодаря удачной и надежной конструкции поморские кочи в течение почти пяти
веков были основным типом судов на Крайнем Севере, полностью оправдывая свое
существование. Невозможно переоценить роль кочей в освоении Россией областей
Крайнего Севера и Заполярья.
Источник чертежей: книга "Парусники мира"
http://shipmodeling.uw.hu/koch/index.htm |