Допросы, сделанные Хабаровым Даурцам, взятым в плен в 1651 г. (драгоценный географический материял для познания Амура и тамошних отношений Китая, в половине XVII-го века).
159 года Марта в ... день, я в новой Даурской земле Князя Лавкаеве, во Албазине городе,
приказной
человек Ярофей Хабаров Даурских языков, которые взяты на боях, Князьковых Шилчинковых детей Араула Дамазигу, да егож Шилчинизива сына Агантимураулана, Князя Шурина Тычигея распрашивал , какие люди живут на
Амуре и по иным посторонним рекам, какие у них городы и теми городами кто у них владеет, и какия у них узорочья живут?
И в распросе Даурские языки, Князевские дети Шилгинеевы Араул Дамазева Даган Тимра, Князя шурин Тычигей сказали: сверх до Шилки реки
и по Амуру вниз живут городами Даурские Князья, Князь Лавкай, да Князь Шилгиней, да Князь Албаза, да Князь Ату, да Князь Десаул, да Князь Балбулай, да Князь Гогудан, да Князь Якорей, да Князь Шочканы, и те де все Даурские Князья с себя и своих улусных людей платят ясак по все годы Богдайскому своему Царю Шамшакану; Царь же Шамшакан посаженик Царя Алакабатуракана, а тот де у них Царь Алакабатуракан Царю Шамшакану и Даурским Князьям Даурской области велик и грозен, а которой де ясак Царь Шамшакан емлет с Даурских Князей, и с их улусных людей, и тот де ясак отсылает он, Царь Шамшакан к Царю Алакабатуракану, а Шамшакан де Царь живет на Ноне реке, а Нона река пала в море, а которые де Дауры и Жулеры и Натки ходят к нему, Шамшакану, с ясаком через хребет конем с Амура напрямо две недели,
а водяным путем с Амура реки по рекам [113]
же, которые пали в Амур, по Науну и Посилиму, в по Илиму водяным путем в
судах
четыре недели, а с Илиму реки через хребет на Кону реку волоку пешего хода четыре дни, а по тем де рекам стоят у них городы, деревянные и каменные, и у Царя де Шамшакана на городах пушки есть, а как де на въезде случится на боях, и он де бьется на боях лучным боем и саблями и копьями, да у них де на Шулиме реке гора, а в той горе руда серебренная, в с той де руды они плавят серебро, и стоять де у той горы, для обережения оных земель, на карауле Богдайские люди же по пяти сот человек днем и ночью, все
в
куяках по переменам беспрестанно, а которые де люди приходят к той горе сведома Шамшаканова по серебренную
руду,
и те де люди копают из той горы серебряную руду в меру, а на Шамшакана де Царя выделают меру; а ходу де до той горы от Албазина города сухим путем через гору конем ехать две недоли, а выше де того города , с Шилки реки, есть де другой прямой путь до той серебренной горы, ехать конем семь дней, и про тот де у них путь заказ всяким людям положен жестокой, чтоб тем путем никак люди не ездили, а кто де будет тем путем поедет, Царь Шамшакан тех
людей поймав и велит казнить смертною казнью; да тут же де на Шилиме живут люди Арары, и те де люди делают
золото и серебро, да у них же родится жемчуг и каменье драгое, иныя всякия краски и шелки, теми красками крашены всякими разновитыми цветы и всякие дорогие товары, атласы и бархаты , и каем, и тафты, и кивдяки, и кумачи, а иные де люди у них слывут чинные, и те де люди у них мудры гораздо, делают де они на своего Царя Алакабатуракана и на Багдацкаго Царя Шамшакана, всякия дорогия узорочья; да иных де всяких людей под их областью, и всяких дорогих узорочных товаров многое множество, да в на Великой де реке
Амуре, и по иным сторонним рекам, живут многие люди Дауры и Жюгеры городами и улусами, и пашни пашут большия, и родится де у них железо, и медь, и олово, и свинец, а все де те люди платят с себя ясак Багдадскому Царю Шамшакану собольми. Того с них ясаку идет Шамшакану Царю против Государевы казны, почему посылается на год к Государю к Москве
[114]
из Ленскаго Якутскаго острога; а ниже к морю, по Амуру,
и
на море по губам, и по островам, живут люди, ясаку де с себя никому не платят, и с натками приезжают и торгуют ,
и
на устье де Ноны и Надна реки от Багдатскаго Царя Шамшакана Князя во место, и хоть де Князь Гипа водит на Царя своего Шамшакана гуси и лебеди и куры, и ловит всякую добрую рыбу на негожь; Шилки реки есть неясачной Князь Гаутимур Улан, и про того Князя шурин его Тычилей, в роспросе сказал : под тем де Князем Гантимуром живут люди Шарадувы и Шлюды и Ночега многие и большие, и тот де Князь Гантимур Улан с Рускими людьми дратися не станет, и ясак де с себя и с улусных людей платит. Да в верхужь по Амуру реке живут люди Таргачины, и против, их иноземцы, и Государским счастием тою новою Даурскою землею обовладеть будет можно и под Государскую Царскую Высокую руку привести, и та новая Даурская земля
будет
Государю второе Сибирское царство, и вперед будет та Даурская земля прочна и постоянственна; да онижь Даурские языки в приспросе сказали, что де Даурские Князья сверх Амуры бежат все на низ к большим людям и близко де Руских людей жить не смеют, а ждут к себе, оборони от Багдатскаго Царя Шамшакана и Алакабатуракана Царя.
|