В
ночь
на 22
января
1676 г.
наступила
трагическая
развязка
в
почти 8-летней
осаде
царскими
войсками
Соловецкого
монастыря1:
сломав
плохо заделанную
калитку
в стене у
Белой башни,
указанную предателем
Феоктистом,
отряд из
50
стрельцов
проник
внутрь
и открыл
ворота.
Около сотни
чернецов
и бельцов -
последних защитников
знаменитого
оплота
«старой
веры»
- погибло в
яростном
бою.
Оставшихся
в живых к
моменту
окончания
штурма
ждали
либо жестокие
казни,
либо тюремные
застенки
и пытки.
Весть
о Соловецком
«взятии»,
обрастая
леденящими
душу
подробностями,
мгновенно
разнеслась
по
стране.
А ровно
через
неделю
после
этого
в Москве
скончался
царь Алексей
Михайлович.
Современные
писатели-старообрядцы,
и прежде
всего
находившиеся
в
заточении в
заполярном
Пустозерске
протопоп
Аввакум
и его
соузники,
напрямую
связали его
мучительную
смерть с
гибелью
Соловецкой
обители.
Эти
события
на какое-то
время
заслонили
собой
преследования
сторонников
«древнего
благочестия»,
одновременно
начавшиеся и в
других
местах
Российского
государства,
в том
числе
и за
Уралом.
Так, согласно
сообщению
одного
из
списков
Головинской
редакции
Сибирского
летописного
свода
второй
половины
XVII
в.,
19 февраля
1676
г. в
Тобольск
«пришел
государской
указ
(судя
по
[127]
всему, он
был
послан
еще при жизни
царя Алексея
Михайловича.
-А.Ш.)
к боярину и
воеводам
к Петру
Михайловичу
Салтыкову
с товарыщи
о церковных
расколщиках,
которые
объявятся в
расколех,
и тех людей
велено
роспрашивать и
приводить
трикраты.
И
буде
не повинятся, и
велено
зжечь и пепел
их розвеять,
чтоб
и костей их
не осталось. А
которые
объявятся
в
молодых
летех,
и тех
людей поневоле
приводить
и бить, и
наказанье
им чинить, и
буде
не обратятся,
велено
потому
же жечь.
И февраля в
28
день
сожжены
в
струбе
поп Степан да
дьякон
Феодот,
да
старец
Никон»2.
Имена
трех этих же
людей,
казненных в
Тобольске
«за веру
Христову»,
называются
в
«Послании
правоверным»
1702 г.
зауральского
инока Авраамия
Венгерского3, а
также
в «Епистолии
страдальческой»4 -
компилятивном
сибирском
сочинении, тоже,
по всей
видимости,
связанном
с
творчеством Авраамия.
Сразу же
заметим,
что
одним
из казненных
являлся
бывший
дьякон
тобольского
Софийского
собора
Федот
Трофимов,
который еще
в 1665 г.,
в связи с
попытками
нового
архиепископа
(с
1668 г. -митрополита)
Сибирского
и
Тобольского
Корнилия
навести
порядок
в обрядовой
сфере
в соответствии с
реформами
патриарха
Никона,
вместе
с
другими
тобольскими
и
тюменскими
«противниками церковными»
ответил
на это
«неистовым
прекословием». Тогда
под
арестом
оказались в
общей
сложности
11
человек,
которых
доставили
в
Москву.
Позднее
Федоту
Трофимову,
как и
некоторым
его подельникам,
удалось
вернуться
на
родину5.
Начавшиеся в
Сибири
в 1676 г.
репрессии
коснулись
не
только
представителей
духовенства,
но и
служилых
людей,
среди
которых
идеи староверия
получили
весьма
широкое
распространение.
Так, из
текста
крестоприводной книги
города
Тары, население
которого приводилось
к
присяге
новому
царю
Федору
Алексеевичу
17-19
марта
того же
года,
следует,
что 10
человек
из
местного
гарнизона
находились в
это
время в
Тобольске
под следствием
по
обвинению
в
расколе.
В их
числе
были тарские
дети
боярские
Иван
Макшеев
и Кондратий
Неворотов,
конные
казаки
Филька
Неупокоев,
Ивашка
Сидоров,
Сенька
Ефтин,
Митька
Тороторин
и
Гришка Сотоник, а
также
рейтары
Игнатий
Мосеев,
Василий
Жулистов и
Василий
Казачинин6.
В эти
же годы
произошел
ряд старообрядческих
акций
протеста в
Тюмени,
где и
раньше
было неспокойно7.
Как
сообщал
в
своей
отписке
в
Москву
воевода
М.М.
Квашнин,
в июне
1677
г.
[128]
тюменский
толмач
Федор Елизарьев и
его
сын
Никифор
публично
хулили
церкви
и священников,
ссылаясь
при этом на
«Кириллову
книгу». После
расследования было
решено
им «и
иным
таковым
же
церковным раскольникам
за
их
непослушание
учинить
наказание:
бить
кнутом
нещадно и
дать
их, Федку и
сына
его Микишку, на
крепкие
поруки»8.
Немного позже
тюменские
власти
арестовали
Мехонской
слободы
Тобольского
уезда
Афанасия
Антонова
сына
Вологжанина,
гулящих
людей
Демида
Степанова
сына
Потемкина,
Перфилия
Григорьева сына
Мезенцова
и
старицу
Варвару
Тотменку,
которые
в конце
октября
1677 г.
устроили
в тюменской
соборной
церкви
«раскол
и
мятеж».
Их отослали для
следствия
в
Тобольск,
после чего
вернули
в Тюмень
(кроме
Варвары
Тотменки,
которую, ,
вероятно,
отправили в
заточение
в один из
женских
монастырей)
с
предписанием
наказать
кнутом и
посадить
в земляную
тюрьму.
Летом 1678 г.
в этой же
тюрьме
оказался
еще
один раскольник -
тюменский оброчный
крестьянин
Михаил
Петров
сын
Медведевых,
битый
кнутом
за свои
резкие
слова в
адрес
«новой
веры»9.
В
июле
1679 г.
была
предпринята
попытка
обратить
всех четверых
в
официальное
православие,
однако
колодники
отказались
повиноваться,
«потому
что
ныняшная
вера не
лутче
того, что
верует
татарин
Ермамет
Точкалов,
а соборной
де
протопоп
и
попы
- псы, и
на
исповедь
де к
ним
не идем. А
как
де Корнилия
митрополита
погребали,
и от
нево
воняет, ,
что и
от
пса»10.
К
1682
г. в
тюрьме
их осталось
только
двое -
Демид
Потемкин и
Перфилий
Мезенцов,
которые
продолжали
проявлять
прежнюю
непреклонность.
Летом того же
года приводивший
жителей
Тюмени
к
присяге
новым царям
Ивану
и Петру
Алексевичам
стольник
князь
И.П.
Львов велел
доставить
их «из
тюрмы»
для крестоцелования в
соборную
церковь.
«И
как
протопоп
вышел
из
олтаря
с
Евангелием
и с
крестом,
и положил
на
налой,
и
оне,
расколники,
крест
не целовали, и
протопопа
псом называли, и
многие
непристойные
слова говорили в
соборной
церкви»11.
Естественно,
что
после
этого решительного
политического
акта протеста
непокорных
колодников
подвергли
новым
мучениям.
Доведенные
до
отчаяния, они в
августе
1684 г.
попытались
бежать,
устроив
подкоп
из тюрьмы в
острог,
но неудачно.
Городничий,
заделывавший
подкоп,
извещал
в
ужасе
тюменского
воеводу,
что
«они де,
раскольники,
говорили
в тюрме
многие
непристойные
слова о
святых
церквах
[129]
и
об
иных
делех,
невозможно
слышати,
не токмо что
писати»12.
Очевидно, вскоре после
этого Перфилий
Мезенцов
скончался.
А в
октябре того же
года
умер в
тюменской
тюрьме
и
Демид
Потемкин,
приговоренный
накануне
к казни -
сожжению
в срубе13.
Источники
свидетельствуют
о значительной
активизации
в 1678 г.
действий
сибирской
администрации в
отношении
староверов, что, в
свою
очередь,
провоцировало их
к
массовому
бегству,
в том
числе
к уходу в
пустынь
старца
Даниила (Дементиана)
на речке
Березовке
в Тобольском
уезде.
Так, летом того
же года в
Красноярской
слободе
Верхотурского уезда была
схвачена
группа
крестьян
и беломестных
казаков,
слушавших
проповедь
тюменца
Ивана Пищалина,
который,
«приехав к
ним,
и чел им
книгу,
а сказывал, что
Апостол,
печать
блаженныя
памяти
царя
Ивана
Васильевича,
что он
по
нынешнему
изъявлению
не
креститца,
и чел им
в книге, что
церкви
Божии
костелы».
Самого
проповедника
верхотурский
воевода
P.M.
Павлов
приказал
«бить кнутом на
козле и
посадить
в тюрму».
Впоследствии
его отправили
«под
начал»
на
шесть
недель
в
Верхотурский
Николаевский
монастырь
с
последующим
освобождением (в
случае
покаяния,
разумеется)
«на крепкие
поруки».
Туда же
отослали
и одного из
наиболее
упорствовавших
красноярских
крестьян
-
Лариона
Григорьева
сына
Гордеева,
однако
по
дороге
«он де,
Ларка,
говорил
[про
вели]кого
государя
непристойные
[речи],
забыв страх
Божий»,
за что ему
было велено
отрубить
голову14.
Довольно
большая
группа
старообрядцев
оказалась
в том
же
1678 г. под
арестом
в
Тобольске.
Вскоре
их
разослали
по земляным
тюрьмам
в разные
города
и остроги
Сибири:
пономаря
Семена
Алексеева и
посадского
человека
Василия
Новгородова
- в
Якутск15, еще
одного
пономаря,
Василия
Шахова,
и
пешего
казака
Федора
Алексеева
- в
Красноярск16, детей
боярских
Ивана и
Петра
Арсеньевых
- в
Юравинский
острог
Нерчинского
уезда17,
пушкаря
Никиту
Архипова
и Лариона
Поляка
с женой
Лукерьей
- в
Рыбинский
острог
Енисейского
уезда.
Туда же
отправили
и уже
знакомого
нам тарского
рейтара
Василия
Жулистова18.
Характерно, что
преследования старообрядцев
светскими
властями
происходили
в
1678
г. во
время
отсутствия
в
Сибирской
епархии ее
руководителя: новый
митрополит
Павел прибыл в
Тобольск
только 25
марта 1679 г.19 И
сразу
же ему
пришлось
заниматься
делами,
связанными
с
расколом,
поскольку
ситуация в
Зауралье
сложилась
крайне
напряженная.
После
массового
самосожжения,
[130]
случившегося
накануне
в
Березовской
пустыни
старца
Даниила
(Дементиана)20,
розыски,
производившиеся представителями
местной
администрации,
привели
еще к
двум
«сборищам»
крестьян,
посадских
и служилых
людей - в
дер.
Мостовке
и в
Мехонской
слободе
Тобольского
уезда.
Их участники
грозили
добровольно
предать
себя
огню, если их
не
оставят
в покое21.
С
большим
трудом
новые
«гари»
удалось
предотвратить. А
через
четыре
года в
Утятской
слободе
того же
Тобольского уезда
началась
новая акция
протеста:
собравшиеся
здесь
люди отказались
совершать
крестное
целование
новым
царям Ивану
и
Петру
Алексеевичам, восшедшим на
трон
в результате
стрелецкого
мятежа
1682 г.
в
Москве.
Во главе
утятских
старообрядцев стояли
местный
слободчик
Федор
Иноземцев
и пришлый
старец
Авраамий. Осада
«сборища»
отрядом
служилых
людей
привела
к
гибели
в огне в
декабре
того же 1682
г. не менее
400 человек22.
События,
связанные
со староверческим
движением,
происходили в
эти
годы не
только
в Западной
Сибири.
Так, в
феврале
1684 г. по
извету
протопопа
енисейского
соборной
церкви
Георгия
Толстоухова
к
следствию
за совращение в
раскол
местных
посадских
людей Степана
Верхотура
и его
сына
Тимофея
был
привлечен
находившийся в
заточении
в Енисейском
Спасском
монастыре
еще с
начала
1660-х гг.
бывший
казанский
чернец
Иосиф (в
миру
Иван Иванисов сын
Астомен).
Как
сообщал
Толстоухов,
распропагандированные
Иосифом
Верхотуры
занялись
тайной
проповедью
раскола
среди енисейских
жителей.
Во время
обыска
в келье у
Иосифа
и в
доме у
Верхотуров
были
обнаружены
книги и
письма.
После истязаний
отец
и сын
Верхотуры
покаялись
и
вернулись
в лоно
официальной
церкви,
а
Иосифа
поместили
в
земляную
тюрьму
в
дер.
Каменке
Енисейского
уезда,
куда вскоре
перевели
из Рыбинского
острога
еще одного
раскольника «тобольской
присылки»
-
Василия
Жулистова.
Одновременно
началось
следствие
над
староверами
в Красноярске,
где
развернул
свою
деятельность
среди
крестьян,
казаков
и
посадских
людей ссыльный
пономарь
Василий
Шахов.
Осенью
того же
1684
г. Иосифа
Астомена,
Василия
Жулистова, а
также группу
красноярских
раскольников
(Василия
Шахова,
Якова Грицкого,
Ерофея
Потылицына,
Марка
Пайвина,
Василия
Долгова,
Матвея
Домошева и
др.)
отправили
в
Тобольск.
В особом
запечатанном
ящике туда
же
повезли
и
отобранные
у них
книги
и письма23.
Судьбы
этих
людей сложились
по-разному.
Иосифа
в
Тобольске «увещевал»
сам
митрополит
Павел.
После
притворного
[131] покаяния
его
поместили
в Знаменский
монастырь24.
Жулистов,
судя по
всему,
вновь проявил
упорство
и в
конце
концов
сгинул в
тобольской
темнице.
Красноярцы после
их ложного
обращения
в официальное
православие
были возвращены на
родину.
В
Красноярск же
вернули
и Василия
Шахова.
В мае 1688
г. все
они,
а с
ними
несколько
семей
других
крестьян,
казаков и
посадских
людей,
погибли
в Новодеревенской
«гари»гари»25.
Одним из
центров
староверческого движения
стал
в 1680-х гг.
далекий
Якутск,
куда, как
мы
помним,
были сосланы «церковныерасколщики и
мятежники»
Семен Алексеев и
Василий
Новгородов с
предписанием
держать
их здесь
«в земляной
тюрме
скованых,
за
крепким
караулом,
чтоб к
ним
никто
не приходил и
злого
учения
у них
не
принимал».
В действительности,
режим
их содержания
в
якутской
тюрьме
оказался не
таким
уж и
суровым.
Так, в
декабре
1683 г. у
них
здесь были
изъяты
в двух
ящиках
12 книг и
значительная
сумма
денег
- около 7
рублей26.
Более
того, приехавший
16
мая 1684 г.
на смену
прежнему
якутскому
воеводе
генерал
М.О. Кровков
застал
С. Алексеева и
В.
Новгородова
не
только
не скованными, но
даже не в
заточении.
Он тут же
учинил
им
допрос
и с
помощью
местных
священников
попытался
обратить
«расколщиков» k">»
в
официальное
православие,
но
встретил
отказ и
велел
вновь посадить их
на цепь в
земляную
тюрьму27.
А
через
год в
Якутске
произошел
акт
открытого
староверческого
протеста.
Как сообщал в
своей
отписке
в
Москву
М.О. Кровков,
однажды
в его
отсутствие
на
воеводский
двор явился «ссыльной боярина
князя
Ивана Борисовича
Троекурова
человек...
Онофрейко
Максимов»,
который
«говорил
многие
неистовые
богохульные
слова
при многих
людех»,
грозился
побросать в
воду иконы и
в соборной
церкви
«во время
святыя
литоргии
в
Херувимскую
песнь многой
церковной
мятеж чинил»28.
Онофрейко
Максимов
не впервые
доставлял
беспокойство
якутским
властям.
В феврале
1684
г. по его
доносу
был
подвергнут
пытке другой
ссыльный
- Ивашка
Соколов
по прозвищу
Калмык,
обвиненный
в
попытке
извести
с
помощью
наговорного
корня
одного
из местных
жителей.
Доведенный
пытками
до
отчаяния,
несчастный
согласился
показать
в
своем
доме тайник,
где
якобы хранились
коренья,
и, улучив
момент,
обломком
косы
перерезал
себе горло29.
И вот
теперь
на
дыбе
оказался
сам
Онофрейко
Максимов.
Под
пыткой
он «в тех
непристойных
словах и
в
расколе
и в
мятеже
[132]
церковном не
запирался;
а учился де
он,
Онофрейко,
расколничать
в
Сургуте у
расколщиков
же, которые сидят
в тюрме». По
признанию
«богохульника»,
убежденность
в правоте
староверческого
учения
укрепилась
в
нем
еще
больше
после того, как
уже
в
Якутске
он прочел «книгу раскольную о
кресте
и улика на
Никона
патриарха»,
которую давал
ему Алексей
Иванов,
крестовый
поп
бывшего
якутского
воеводы
И.А. Приклонского. Книга
эта, включавшая в
себя,
судя по
всему,
знаменитые
«Тетради на
крест»
соловецкого
инока
Герасима
Фирсова
и
запись
каких-то
старообрядческих
рассказов
о патриархе
Никоне
(возможно,
пустозерское
сочинение
«О волке и
хищнике
и богоотметнике
Никоне
достоверно
свидетельство»
дьякона
Федора
Иванова)30,
пользовалась
немалой
популярностью у
жителей
Якутска. Так,
например,
сын Приклонского
Александр
«держал
тое
книгу
у себя
полгода».
Выяснилось
также, что
ее
переписал
в Тобольске и
привез
в ссылку
раскольник
Семен Алексеев.
Якутский
воевода
распорядился
произвести
обыск у
упомянутого
попа, и «расколная
книга»
была
обнаружена,
став вещественным
доказательством
того, что
Онофрейко
на дыбе не
лгал. Все
причастные
к этой
истории
понесли
наказание.
Не
избежал
расправы и
Онофрейко
Максимов
-
воевода
приказал ему «за
непристойные
слова
вырезать
язык, а
за
богохульные
богомерские
слова и за
мятеж церковной
сжег
в струбе,
чтоб
на то
смотря,
иным впредь
было
неповадно»31
.
О
том,
кто такие
были
упомянутые
Максимовым
сургутские
«расколщики»,
обратившие
его
в свою
веру,
мы узнаем
из
«росписи
тюремным
сидельцам»,
составленной в
1687 г.
местным
воеводой Ф.И.
Потемкиным.
Кроме семи
остяков,
посаженных
а
тюрьму
по «изветам» в
«изменных
делах»,
«роспись»
называет
также трех
узников,
обвиненных
в
«церковном
расколе»:
уже
знакомого
нам тарского
конного
казака
Сеньку
Ефтина,
сидевшего
здесь с
1678 г.,
тарского
же сына
боярского
Ивашку
Байгачева и
тюменского
посадского
человека
Ивашку
Мороза
(оба
попали
в
сургутскую
тюрьму
в
1679
г.)32.
Следует
отметить,
что названный
здесь
Ивашка
Мороз
(Морозов)
являлся
старшим
сыном
оброчного
крестьянина
дер.
Елкиной
Тюменского
уезда Мартемьяна
Борисова
по прозвищу
Мороз
(«Мороско»).
За
причастность
к какой-то
старообрядческой
акции протеста он
был арестован и
по
распоряжению
тюменского
воеводы М.М.
Квашнина
в сентябре
1679
г. доставлен
под
конвоем
в
Тобольск,
а оттуда
сослан
в Сургут. В
дер.
Елкиной
у
него
остались
[133] жена и
названный
в писцовой книге
1685 г. сын
Ларион.
В
1687
г. отец и
родные
братья
Ивана («два
Гришки
и
Тимошка»)
станут
главными
организаторами
Тегенской
«гари», ари», в
которой
погибнет
более 300
человек33.
Как и
в
Якутске,
режим содержания
раскольников
в сургутской
тюрьме,
по-видимому,
не
отличался
особой
строгостью. Об
этом свидетельствуют хотя
бы контакты
арестантов
с Онофрейкой
Максимовым.
Узники
поддерживали связи
и с
внешним
миром.
Удивительным
образом
это подтверждается
событиями,
произошедшими около
сорока
лет
спустя.
В 1722
г. вспыхнул
знаменитый
Тарский
бунт.
Казачий
гарнизон города и
сельская
округа
отказались от
присяги
неназванному в
указе
императора
Петра
I
наследнику. В
обстановке
проведения
Первой
ревизии
и
попыток
ввести
двойной
подушный
оклад для
старообрядцев
этот указ
породил
на Урале и
в Сибири
волну
слухов
о
том,
что на
самом
деле предстоит
присягать
Антихристу,
«имени
которого
вымолвить
невозможно»34. Во
время
последовавшего
затем
кровавого
розыска у
одного
из главных
вдохновителей
протеста,
старца
Сергия,
было конфисковано
целое
собрание
рукописей
и писем
преимущественно
эсхатологического содержания.
В
дошедшем
до
наших
дней «Реэстре
книгам
и письмам,
которые
взяты ноября 9
дня
722 году
полковником
и от
лейб-гвардии
капитаном и
сибирским
вице-губернатором господином
Петрово-Соловово
ис
Тарской
пустыни у
старца
Сергия»,
под
номером
47 названа
«Грамотка
из
Сургута
от Ивана
Байгачева
к детям
ево
Петру и
Матвею
Байгачевым
и к
жене
ево Фекле на
Тару, в
которой
писано
толкование из
Апокалипсиса
о
кончине
века, оное
писано
на дву
столицах».
На допросе
старец
Сергий
утверждал:
«Оного
писма у
него
в келье и
в
служебне
не было, и
про
оное писмо
он
не знает, и
чьей руки
оное
писмо,
того он
не ведает»35.
Судя по
всему,
Сергий
лукавил:
Петр, старший
сын
бывшего
сургутского
тюремного
сидельца
Ивана
Байгачева,
являлся
не
только
верным
учеником
старца,
но и
«первым
заводчиком»
бунта.
Именно
его рукой
было
написано
знаменитое
«противное
писмо тарских
жителей»,
где доказывалось, что
присягать
безымянному
наследнику есть
дело
богопротивное.
Байгачев,
будучи
грамотным,
очевидно,
обучал
грамоте
других:
среди семи
книг,
изъятых
в его
промышленной
избушке,
имелись
три учебных
Псалтыри.
Как показало
следствие,
в
разгар
[134]
событий
Байгачев
вместе с
казаком
Василием
Исецким
публично
читал и
толковал
в соответствующем духе
книги «Кирила
Иеросалимского,
Правую
веру,
Апокалепсис
и Евангелие».
Мало
того, в
пустыни
старца
Сергия в
числе
прочих
оказалось
захваченным
сочинение, которое в
«Реэстре
книгам
и
писмам»
характеризовалось так:
«Толкование
из разных книг
о разных
поучениях,
писано
на осми
листах
со
страницею
и на семи
строках,
а с
начала
в первой
строке
писано:
Ибо кто
себе
предает
греха
ради...».
«Оное толкование,
-
признался
старец
Сергий, -
писал
тарский
житель
Петр
Байгачев
своею
рукою,
которой
жил у
него
в пустыни, и
во
время взятья из
оной
пустыни
пустынников под
караул
оной
Байгачев,
а ck">а именно сего
ноября
9 дня,
бежал»36.
Дальнейшая
судьба
Петра Байгачева
сложилась
трагически. Специально
посланная
для его
поимки
военная
команда под
началом
тарского
земского
судьи
Лариона
Верещагина
сумела-таки
вскоре
его схватить. А
потом
Верещагин,
человек
не
только
потрясающе
склочный,
но и
чрезвычайно
алчный,
позволил
злополучному
Байгачеву
зарезаться.
Разумеется, не
просто
так, а
за взятку37.
Не
менее
страшно
завершился
жизненный
путь его
отца
Ивана
Байгачева
и двух
сидевших
вместе
с
ним
в сургутской
темнице
товарищей.
В
1687
г. их по
царской
грамоте
велено
было перевести в
Тобольск
и «учинить им
указ, а что
учинено
будет» -
о том
отписать в
Москву38. Что с
ними
произошло
дальше,
документы
молчат. Зато об
этом сообщает
инок
Авраамий
Венгерский в
своем «Послании правоверным»:
«Да
в Тоболску же
Иоанна
Морозова с
товарыщи
сожгли
и иных
многих
замучили»39.
У нас
нет
оснований
не
доверять
этому известно, ибо
в стране в
это
время вовсю
действовал
неслыханный
по
жестокости
антираскольнический указ
из
12-ти
статей
правительницы Софьи
Алексеевны
1685 г.40,
унесший
сотни
жизней
на городских
площадях
и вызвавший
гибель
тысяч людей
на кострах
самосожжений,
которые
ревнители
«старой
веры» устраивали в
ответ
на террор
властей.