1689 г. ноября 11. —
Наказная память иркутского воеводы Леонтия Кислянского иркутским казакам Ивану Полуяновских с товарищами ехать им из Иркутска на реки Китой и Белую, в идинские, балаганские и тункинские братские улусы для ясачного сбора и для привода новых неясачных людей в ясачный платеж.
/л. 6/ Лета 7198-го
ноября в 11 день по указу великих
государей память иркутцким казакам Ивану
Полуяновских, Корнилу Томскому, Матфею
Чигирину, Ивашку Белобородову, ехать им
из Иркуцка вниз по Ангаре реке на Китой
и на Белую реки и до идинских и до
балаганских и по Иркуту в тунгуские и
брацкие улусы для ясачного великих
государей соболиного збору и для прииску
и призову новых немирных землиц
неясачных людей под государеву царского
величества высокую руку в ясачной платеж
и в вечное холопство и будучи им Ивану с
товарыщи на той великих государей службе
збирать на великих государей ясак на
нынешней на 1981 и из доимки
и на прошлые годы соболи с пупки и с
хвосты добрым зверем перед прежними
годами с прибылью радея им великим
государем и памятуя обещание свое перед
святым евангелием и писать тое зборную
ясачную великих государей казну в
ясачные книги имянно, а ясачным людем во
взятое давать за своими руками отписи. А
битых и вешних и прелых и недособолей в
ясак не имать и ясачною великих
государей соболиною и подарошною казною,
которая с ними пошлетца для подарков не
корыстоватца и на добрые соболи своих
плохих соболей не переменять и товары
своими с ясачными людьми не торговать и
ясаку в платеж с ясачных людей на себя
не переводить и в улусах смотреть
/л. 7/ накрепко, чтоб руские
люди преж ясашного платежа с ясачными
людьми никакими товары не торговали,
чтоб от того в ясачном великих государей
зборе порухи и недобору не было и у того
ясачного соболиного збору к ясачным
людем держать им [?] и вам с товарыщи
ласка и привет большой и обнадеживать их
государским жалованьем и милостивым
словом, а обид и налог [?] отнюдь к ним
не чинить, чтоб и от налогов [?] ясачные
люди в иные государства и в калмыцкие и
в мунгальские улусы не откочевали.
Да им же Ивану с товарыщи выведывать
ездя в улусех всякими меры накрепко
подросков и захребетников, которым
возможно в ясачном платеже быть и буде
объявитца и на тех подросков и
захребетников наложить ясак по окладу, а
наложа по томуж иметь на великих
государей ясак, а у окладу и взятья
обнадеживать их государским жалованьем.
А буде которые ясашные
[366]
люди с ясачным платежем похотят
ехать в Ыркуцк и им Ивану с товарыщи тех
ясачных людей из улусов отпущать, а
сколько человек в отпуску с ясачным
платежем и ис которых улусов и сколько
ясачной соболиной казны или иных каких
зверей в ясак в платеж будет и о том
писать в Ыркуцкой к стольнику и воеводе
Леонтью Костянтиновичю /л. 8/
Кислянскому с теми ясачными людьми
имянно и о всем чинить им Ивану с
товарыщи по указу великих государей и по
сей наказной памяти с раденьем
неоплошно, а сколько с которых ясашных
людей по окладным книгам ясаку на
нынешней на 198 год и из доимки на
прошлые годы взять доведетца и что
послано ясачного платежу ясачным людем
великих государей на жалованье на
подарки товарной казны и тому даны ему с
сею наказною памятью книги, а собрав
против книг ясашную великих государей
соболиную казну привесть в Ыркуцкой
острог и объявить в приказной избе
стольнику и воеводе Леонтью
Костянтиновичю Кислянскому.
А буде они, Иван с товарыщи, будучи на
той великих государей службе ясачной
казны учнут збирать оплошно, не памятуя
им великим государям обещания своего и
крестного целования учнут в ясак
/л. 9/ имать соболи битые
и вешние и прелые и недособоли, или
учнут ясачною соболиною великих
государей и товарною казною корыстоватца
и добрые ясачные соболи переменять на
свои плохие соболи, или учнут с ясачными
людьми товары своими торговать и ясачных
людей ясак в платеж на себя переводить
или ясачным людем учнут какие обиды и
налоги и грабеж сверх ясачного платежу
будут чинить, а в Ыркуцку в приказной
избе стольнику и воеводе Леонтью
Костянтиновичю Кислянскому про то будет
ведомо или от ясачных людей в налогах и
в обидах будет челобитье и им Ивану с
товарыщи по указу великих государей за
то быть в опале и в разоренье и жестоком
наказанье безо всякие пощады и животы их
взяты будут в казну великих государей
безповоротно. А под /л. 10/
ясачную великих государей казну
имать им Ивану с товарыщи подводу да под
себя по подводе одну от улусу до улусу и
от юрт да юрт с седлы и с проводники. Да
им же Ивану с товарыщи ездя в улусах
проведывать ясачными людьми мугальских
выходцов накрепко, которые выходили из
Мугал в прошлых во 196-м2 и
во 197-м3 годех, а в которых
улусех и родех сколько человек и хто
имяны которого роду тех выходцов живут и
им Ивану с товарыщи писать в книги или
на роспись имянно и по переписке с тех
выходцов по тому ж на великих государей
ясак имать со всяким радением неоплошно
и ту ясачную казну писать в книги по
родом и по ра . . . . . . . . . . . . .
.[?]4
[367]
особ статьями, а тех нововыходцов,
/л. 11/ которые
есть в улусах приказывать по переписке
смотреть и беречь накрепко прежних
ясачных людей князцом и улусным добрым
надежным людем, чтоб те выходцы кочевали
с ними в улусах, а не собою улусами и в
Мунгальскую землю не ушли. Так ж тебе
тем князцом и улусным людем, проведывать
про тех выходцов всяким тайным обычаем
накрепко нет ли в них какой шатости и
иного намерения и буде есть и те б
князцы и улусные люди, приехав в Ыркуцк,
на тех людей извещали в приказной избе
стольнику и воеводе Леонтыо
Костянтиновичю Кислянскому не мешкав
ЦГАДА, ф. 1121 — Иркутская приказная
изба, столб. 170, лл. 6 — 11. Отпуск
|