ГОРОДА И ОСТРОГИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ - КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ

Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Книги
Первопроходцы

Отписка Евдокима Курдюкова иркутскому воеводе Леонтию Кислянскому о нападении монголов и урянских людей на тункинских бурят, об отгоне у них скота, о просьбе тункинских бурят защитить их от нападений монголов или же разрешить им перекочевать на реки Китой и Белую.

 

1690 г. не ранее декабря 10. — Отписка Евдокима Курдюкова иркутскому воеводе Леонтию Кислянскому о нападении монголов и урянских людей на тункинских бурят, об отгоне у них скота, о просьбе тункинских бурят защитить их от нападений монголов или же разрешить им перекочевать на реки Китой и Белую.

/л. 5/ Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [титул] стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю Евдокимко Курдюков челом бьет.

В нынешнем в 199-м году декабря в 2 день писал в Ыркуцкой из Тункинского прикащик Ерофей Могилев, а в отписке ево написано:

В нынешнем во 199-м году ноября в 17 день подъезжали к Тункинску в братцкие улусы в Койморы воровские мунгальские люди и отогнали де у братцких мужиков у Бахулы и у родников ево конного табуну сто дватцать пять лошадей. Да ноября в 20 день на Торе угнали у братцких же мужиков у Даланчия и у родников ево конного ж табуну сто лошадей. Да они же де воровские люди у служилых людей у прежних тункинских годовальщиков подкололи на Торе подворного быка да коня.

Да декабря в 14 день писал в Иркутцк из Тункинска же Ярофей Могилев, а в отписке ево написано:

Били де челом великим государем, /л. 6/ а в Тункинском перед ним Ярофеем говорили словесно братцкие ясачные мужики Доланчей Долбага с товарыщи: приезжали де к ним на Торскую степь воровские урянские люди и отогнали у них конные табуны да погромили двух братцких ясачных мужиков Магулаевых детей Обызая да Коготоя — их и жен их побили и всякой скот отогнали да на промыслу братцкого ж ясачного мужика Ботхолова брата, [377] Алтуя, взяли з женою и з детьми и со всяким юртовным борошнем. И он де Алтуй у тех воров з дороги ушел, а жену ево и детей те урянские воровские люди побили и он де Ерофей по челобитью тех вышеписанных братцких ясачных мужиков посылал за теми воровскими урянскими людьми в погоню служилых людей Елеску Могилева, Ивашко Косуна с товарыщи да собою де, без ево отпуску пошли прежние годовальщики Гришка Богданов, Мишка Малахаев с товарыщи.

И те де служилые люди пришед ис походу подали ему Ярофею за руками доезд, а в доезде их пишет: нагнали де они тех урянских воровских людей в тесном месте и стали де их разговаривать и подзывать великих государей под самодержавную высокую руку и обнадеживали их великих государей милостию. /л. 7/ И те де урянские воровские люди розговору их не послушав учали по служилых и по братцких ясачных людех стрелять и бою де с ними было многое время и на том де бою ранили казака Стеньку Чекушу и от тех де ран Стенька на дороге, идучи назад, умер.

И били де челом великим государем ясачные братцкие мужики шуленги Босигачко да Доблочейко с товарыщи и перед ним Ярофеем говорили словесно, чтоб великие государи пожаловали их велели от тех воровских людей оборонить или б велели им кочевать на Китое и по Белой, а им де от разорения тех воровских людей кочевать около Тункинска невозможно и ясаку великих государей промышлять не смеют для того, что де их на промыслех мунгальские и урянские воровские люди побивают, а ясак де великих государей в Тункинском збираетца с великою нуждою и скудно, а собрано де великих государей ясаку в Тункинску декабря по 10 день два сорока соболей и по указу великих государей послана к нему Ярофею память: велено жить в Тункинску с великим оберегательством и держать по дорогам объезжие караулы, чтоб впредь объехав тайно такие же воровские люди над ясачными людьми разорения какова не учинили, а братцким ясачным людем шуленгам Бисиге [?] с товарыщи велено кочевать до указу великих государей около Тункинского и оборонить тех ясачных людей от тех неприятельских людей и где им ясачным людем впредь кочевать. Стольник и воевода Леонтей Костянтинович что укажешь.

 

ЦГАДА, ф. 1121 — Иркутская приказная изба, столб. 194, лл. 5 — 7. Отпуск.

Библиографическое описание:

 СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ XVII век, УЛАН-УДЭ , ВЫПУСК 1. 1960г.

Сетевая версия – В. Трухин, 2010

Сайт управляется Создание сайтов uCoz системой