Главная


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Первопроходцы
    Наказная память, данная из Якутской приказной избы приказному человеку Е. П. Хабарову, о посылке якутских служилых людей
 Т. Е. Чечигина с товарищами к князю Шамшакану
 

  

1651 г. июля 27. — Наказная память, данная из Якутской приказной избы приказному человеку Е. П. Хабарову, о посылке якутских служилых людей Т. Е. Чечигина с товарищами к князю Шамшакану1

Лета 7159 года июля в 27 день. По государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии указу память в новую Даурскую землю Якутскаго острога приказному человеку Ерофею Павловичу Хабарову.

В нынешнем во 159 году посланы к тебе служилые люди Трепка Ермолин сын Чечигин, да Артюшка Филипов сын Петриловских да с ними 26 человек (из тех служилых людей одному служилому человеку Богдашке Забышеву быть с тобою, Ерофеем, в подьячих до весны вперед 160 году, и весною выслать в Якутской острог), да воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова человек Ерусланов, да дьяка Осипа Степанова человек Афонька Михайлов сын Частиков, да охочих служилых промышленных людей 107 человек; и всего их 137 человек, все с ружьями, а кто имяны служилых и охочих промышленных  людей, и тому роспись под сею наказною памятью за дьячьею приписью.

И как к тебе сия память придет, и тебе б, Ерофею Павловичу, тех служилых людей Трепку Чечигина да Артюшку Филипова с товарищи 27 человек в рядовую службу, да охочих служилых людей 107 человек принять, да один служилой человек Богдашка Забышев. Да к тебе ж, Ерофею, послано для ратнаго бою 30 пуд зелья да 30 пуд свинцу, да стопа бумаги писчей.

Да тебе же, Ерофею, послать в посланниках царю Шамшакану 2 служилаго человека Трепку Чечигина, а в товарищах воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова человека Ананью Русланову да в подьячих служилаго человека Богдана Забышева. А как им говорить царю Шамшакану, и им дана память (См. Наказная память, данная из Якутской приказной избы служилому человеку Т. Е. Чечигину с товарищами, о поездке к князю Шамшакану.). Да им же дать служилых людей 5 человек, которых они, Трепка и Ананья и Богдашка, с собою в посланники у тебя, Ерофея, учнут просить. И тебе б тех служилых людей им дать для того, чтоб которым людям ратное дело было за обычай. И в те поры покаместа в посланниках Трепка с товарищи ездят или царь Шамшакан своих людей в послах к тебе, Ерофею, пришлет, и тебе, Ерофею, его Шамшакановых людей не воевать. А будет он, царь Шамшакан, под государевою царскою высокою рукою быть не похочет, и дань с себя брать не велит, и тебе б, Ерофею, по государеву указу над ними, царем Шамшаканом поиск чинить, сколько милосердый бог помощи подаст.

Да ему же, Ерофею, принять к себе в полк служилых людей, которые с Олекмы в прошлом во 158 году с тобою в Даур сошли, Максимка Михайлов да Лучка Иванова.

Да ему же, Ерофею Павловичу Хабарову, в новой Даурской земле, которые служилые и охочие служилые же люди упромышляют по досугу промышленныя мягкия рухляди соболей, и у тех людей с промысла имать государева 10 пошлина, от 9 соболей десятым лутчим соболем. Да те соболи записывать в книги именно. Да те десятинные соболи присылать в Якутской острог к воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову за своею печатью. А которые будут служилые люди наперед тебя, Ерофея, поедут с промышленною рухлядью в Якутской острог, и тебе, Ерофею, о той мягкой рухляди писать к воеводе к Дмитрию Андреевичу Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову.

«Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 125—126. Опубл. по отпуску.


Комментарии:

 

1. Составление специальной наказной памяти Е. П. Хабарову о посылке служилых людей к князю Шамшакану взамен предварительно намечавшегося посольства к князю Богдою было вызвано получением в Якутске отписки Е. П. Хабарова, в которой он писал:

«А что, государь, в прошлом во 158 году писали, государь, мы, холопи твои, к тебе, государь, к Москве про князя Богдоя, и в те поры, государь, у Ерофея Хабарова на великой реке Амуре изымана была на погроме только одна даурская баба и в роспросе росказать про то про все подлинно не умела. А по нынешним по подлинным, государь, даурским роспросным речам князя Богдоя у них нет, а словет де у них земля Богдойская, а царь Алака-Батура-кана» (см. «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 31/V, стр. 76).

2. Трудно сказать, кто скрывается под именем «богдойского царя Шамшакана», являвшегося, по словам дауров, наместником «царя Алака Батурахана». Вероятнее всего, под ним подразумеваются различные лица. Следуя указанию данного документа о том, что резиденция Шамшакана находилась на реке Нонницзян (Ноне), можно предположить, что здесь речь идет об одном из маньчжурских военачальников, стоявшем со своим отрядом в дер. Букей (Букуй)), на месте которой впоследствии вырос гор. Цицикар.

Однако пленный китаец, захваченный Хабаровым, сообщал в расспросе (см. Из отписки приказного человека Е. П. Хабарова якутскому воеводе Д. А. Францбекову о походе по р. Амуру), что Шамшакан «богдойский царь, который никанских (китайских) людей воюет». Вероятно, эти сведения точнее, так как получены не от дауров, а от китайца. В таком случае вероятно, что Шамшакан — это цинский император Шицзу (годы правления Шуньчжи 1644—1661), а «алака Батур хан» — один из его титулов (возможно, искаженное из маньчжурского «алиха батуру-хань» — «правящий храбрый и благородный государь»).


Источник:

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/41-60/58.htm

 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой