1651
г. июля 27. —
Наказная память, данная из Якутской
приказной избы приказному человеку Е. П.
Хабарову, о посылке якутских служилых
людей Т. Е. Чечигина с товарищами к
князю Шамшакану1
Лета
7159 года июля в 27 день. По государеву
цареву и великаго князя Алексея
Михайловича всея Русии указу память в
новую Даурскую землю Якутскаго острога
приказному человеку Ерофею Павловичу
Хабарову.
В
нынешнем во 159 году посланы к тебе
служилые люди Трепка Ермолин сын Чечигин,
да Артюшка Филипов сын Петриловских да с
ними 26 человек (из тех служилых людей
одному служилому человеку Богдашке
Забышеву быть с тобою, Ерофеем, в
подьячих до весны вперед 160 году, и
весною выслать в Якутской острог), да
воеводы Дмитрия Андреевича Францбекова
человек Ерусланов, да дьяка Осипа
Степанова человек Афонька Михайлов сын
Частиков, да охочих служилых
промышленных людей 107 человек; и всего
их 137 человек, все с ружьями, а кто
имяны служилых и охочих промышленных
людей, и тому роспись под сею
наказною памятью за дьячьею приписью.
И как
к тебе сия память придет, и тебе б,
Ерофею Павловичу, тех служилых людей
Трепку Чечигина да Артюшку Филипова с
товарищи 27 человек в рядовую службу, да
охочих служилых людей 107 человек
принять, да один служилой человек
Богдашка Забышев. Да к тебе ж, Ерофею,
послано для ратнаго бою 30 пуд зелья да
30 пуд свинцу, да стопа бумаги писчей.
Да
тебе же, Ерофею, послать в посланниках
царю Шамшакану
2
служилаго человека Трепку Чечигина, а в
товарищах воеводы Дмитрия Андреевича
Францбекова человека Ананью Русланову да
в подьячих служилаго человека Богдана
Забышева. А как им говорить царю
Шамшакану, и им дана память (См.
Наказная память, данная из Якутской
приказной избы служилому человеку Т. Е.
Чечигину с товарищами, о поездке к князю
Шамшакану.).
Да им же дать служилых людей 5 человек,
которых они, Трепка и Ананья и Богдашка,
с собою в посланники у тебя, Ерофея,
учнут просить. И тебе б тех служилых
людей им дать для того, чтоб которым
людям ратное дело было за обычай. И в те
поры покаместа в посланниках Трепка с
товарищи ездят или царь Шамшакан своих
людей в послах к тебе, Ерофею, пришлет,
и тебе, Ерофею, его Шамшакановых людей
не воевать. А будет он, царь Шамшакан,
под государевою царскою высокою
рукою быть не похочет, и дань с себя
брать не велит, и тебе б, Ерофею, по
государеву указу над ними,
царем Шамшаканом поиск чинить, сколько
милосердый бог помощи подаст.
Да ему
же, Ерофею, принять к себе в полк
служилых людей, которые с Олекмы в
прошлом во 158 году с тобою в Даур
сошли, Максимка Михайлов да Лучка
Иванова.
Да ему
же, Ерофею Павловичу Хабарову, в новой
Даурской земле, которые служилые и
охочие служилые же люди упромышляют по
досугу промышленныя мягкия рухляди
соболей, и у тех людей с промысла имать
государева 10 пошлина, от 9 соболей
десятым лутчим соболем. Да те соболи
записывать в книги именно. Да те
десятинные соболи присылать в Якутской
острог к воеводе Дмитрию Андреевичу
Францбекову да к дьяку к Осипу Степанову
за своею печатью. А которые будут
служилые люди наперед тебя, Ерофея,
поедут с промышленною рухлядью в
Якутской острог, и тебе, Ерофею, о той
мягкой рухляди писать к воеводе к
Дмитрию Андреевичу Францбекову да к
дьяку к Осипу Степанову.
«Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр.
125—126. Опубл. по отпуску.
Комментарии:
1.
Составление специальной наказной памяти
Е. П. Хабарову о посылке служилых людей
к князю Шамшакану взамен предварительно
намечавшегося посольства к князю Богдою
было вызвано получением в Якутске
отписки Е. П. Хабарова, в которой он
писал:
«А
что, государь, в прошлом во 158 году
писали, государь, мы, холопи твои, к
тебе, государь, к Москве про князя
Богдоя, и в те поры, государь, у Ерофея
Хабарова на великой реке Амуре изымана
была на погроме только одна даурская
баба и в роспросе росказать про то про
все подлинно не умела. А по нынешним по
подлинным, государь, даурским роспросным
речам князя Богдоя у них нет, а словет
де у них земля Богдойская, а царь
Алака-Батура-кана» (см. «Акты
исторические», т. IV, СПб., 1842, № 31/V,
стр. 76).
2.
Трудно сказать, кто скрывается под
именем «богдойского царя Шамшакана»,
являвшегося, по словам дауров,
наместником «царя Алака Батурахана».
Вероятнее всего, под ним подразумеваются
различные лица. Следуя указанию данного
документа о том, что резиденция
Шамшакана находилась на реке Нонницзян
(Ноне), можно предположить, что здесь
речь идет об одном из маньчжурских
военачальников, стоявшем со своим
отрядом в дер. Букей (Букуй)), на месте
которой впоследствии вырос гор. Цицикар.
Однако
пленный китаец, захваченный Хабаровым,
сообщал в расспросе (см.
Из отписки приказного человека Е. П.
Хабарова якутскому воеводе Д. А.
Францбекову о походе по р. Амуру),
что Шамшакан «богдойский царь, который
никанских (китайских) людей воюет».
Вероятно, эти сведения точнее, так как
получены не от дауров, а от китайца. В
таком случае вероятно, что Шамшакан —
это цинский император Шицзу (годы
правления Шуньчжи 1644—1661), а «алака
Батур хан» — один из его титулов
(возможно, искаженное из маньчжурского «алиха
батуру-хань» — «правящий храбрый и
благородный государь»). |