Главная


Главная
Роман-хроника "Изгнание"
Остроги
Исторические реликвии
Исторические документы
Статьи
Первопроходцы

Отписка якутского воеводы И. П. Барятинского в Сибирский приказ об осаде маньчжурскими войсками Албазинского острога

 

  

1671 г. не ранее февраля 13 (Датируется по упоминанию числа в тексте.).

Отписка якутского воеводы И. П. Барятинского в Сибирский приказ об осаде маньчжурскими войсками Албазинского острога

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои Ивашко Борятинский, Степка Елчюков челом бьют.

В нынешнем, великий государь, во 179 году февраля в 13 день приехал в Якутский острог из Олекминского острожку сын боярский Матвей Ярыгин и привез с собою твоей, великого государя, ясачной казны, что он, Матвей, собрал в Олекминском острожке с твоих, великого государя, ясачных людей — с тунгусов и с якутов — на нынешней на 179 год.

Да подал он, Матвей, в съезжей избе нам, холопам твоим, записку за иноземскими знамены, и в записке, государь, написано:

179 года января в 17 день Нанагирского роду ясачной тунгуз Юпчанейко Дачигин сказал у ясачного платежу: был де он на соболином промыслу и видел беглого тунгуса Онкоулка Сегленкина вверху на Олекме, и слышал у него, Онкоулка, что де был во 178 году летом в Даурах; и сказывал де он, Онкоулко, ему, Юпчанейку, что де Никифорко Черниговский с товарищи, которые убили илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежав жили на Амуре в Лазкаевском острожке, и тот де Черниговский Никифорко в острожке обсажен накрепко от богдойских людей, а на реке де на Амуре под тем острожком стоят многие бусы с людьми, а после де пришли конные многие ж люди, и около де того острожку сделали вал земляной. А сказывал де он, Онкоулко: чает де, что Черниговский с товарищи побиты. Да богдойские же, государь, люди под Тугирским волоком поставили городок, и в тот де городок многие хлебные запасы привели. А от того де, государь, городка по Тугире-реке плыть вниз до Олекмы-реки двои сутки, а от Тугиря-реки Олекмою-рекою вниз же плыть до Лены-реки трои сутки, где стоит Олекминский острожек, а от Олекминского, государь, острожку до Якутского острожку Леною рекою вниз же плыть 5-ры сутки. И говорят де, государь, они ж, богдойские люди, чтобы им перейти на Олекму-реку и тою рекою итти под твои великого государя городы, и которые [люди] тебе, великому государю, ясак платят, и они де с них хотят ясак сбирать на богдойского...

Да того же, государь, числа нам, холопем твоим, Матвей же Ярыгин сказал: в нынешнем же во 179 году в Олекминской острожек осенью приехали с соболиного промыслу и пришли с ясачных зимовей с ясачным платежом к нему, Матвею, Борогойской волости ясачные якуты Сыкрачко Онюкиев да Деведгачко Несикин с товарищи, сам четвертый, да с ними же де пришли Киндигирского городка ясачной тунгус Килдыга для того ясачного же, государь, платежу. И ему, Матвею, тот Сыкрачко сказывал: ездил де он, Сыкрачко, для соболиного промыслу вверх по Чаре-реке за камень от Олекминского острожку, и за каменей де нашел место, где мочно якутам кочевать, луга, озера большие, а прозвище де тому озеру по-якутски Кускенде, а от Олекминского де, государь, острожку до того места езду на лошадях 15 дней.

А в прошлом, великий государь, в 176 и во 177 годах писали к тебе, великому государю, мы, холопи твои, Якутского острогу с пятидесятником казачьим с Юстинком Панфиловым да с десятником казачьим с Данилком Михайловым, что богдойские люди с твоими великого государя ясачными людьми торгуют, и дают им в подарках за соболи кольца серебренныя, и луки, и азямы, и камки, и иные товары, и призывают к себе в Дауры на Зийские сторонние речки и за Зию-реку, и якуты мест проведывают, где бы им откочевать.

И в прошлом же, великий государь, во 177 году били челом тебе великому государю, а нам, холопам твоим, в съезжей избе тугирские ясачные тунгусы аманаты Инкагульского роду Паргаулко да Изяк с товарищи, сказали словесно: живут де они на Уде-реке с родниками своими, и твой, великого государя, ясак платят в Верхоманском зимовье, а богдойского де царя люди приезжают и их всякими теснотами теснят и ясак с них емлют; и чтоб великий государь пожаловал их, тунгусов, велел от богдойских людей оборонить. И Якутского острогу всяких чинов служилых людей челобитная заручная о приходах даурских людей к твоим, великого государя, ясачным людям послана к тебе, великому государю, под отпискою во 176 году с тем же Юстином. А в Якутском, государь, остроге, за твоими, великого государя, службами [людей] оставается мало, а полковых пищалей 2, да 2 попорчены до нашего, холопей твоих, приезду. А зелья и свинцу из Тобольска присылают в 3 годы зелья по 30 пуд, а свинцу потому ж, с бочками, и с рогожами, и с веревками, а на твои, великого государя, службы в посылки вновь прибылых служеб по 15 пуд зелья и свинцу потому ж на год. А ныне, великий государь, в Якутском зелья 29 пуд да 38 пуд свинцу. А хлебных запасов ничего нет; а казакам, которые зимуют в Якутском остроге, твоего великого государя хлебного жалованья, ржи и овса и ячменя, дано всего по шти пуд человеку на год; а с Илимского острогу хлебных запасов присылают мало.

«Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 22,стр. 153—154.

Источник:

 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/121-140/139.htm

 


Дополнительно прочитать:

Печать Албазинского острога.

Икона Албазинской Божьей матери.

АРТЕМЬЕВ А.Р. Новые материалы о героической обороне Албазинского острога в 1685 и 1686-1687 годах.

 

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой