Сегодня, в
разделе "Статьи"
мы размещаем еще одну главу из публикации Алексея Домбровского
"Искусство
первой буквы" посвященную искусству
оформления первых печатных русских книг в
XVI веке и опубликованную в журнале
"КомпьюАрт"
№7 в 2007 году
.
Насколько пестрым и разностильным было первое
десятилетие русского
книгопечатания, настолько однообразно в декоративном отношении выглядели
последующие сто лет.
Почти весь XVII век прошел под знаком старопечатного орнамента.
Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и
мелко закручивались в инициалах на всем пространстве Московского
государства. Найденный Иваном Федоровым способ украшения книг был
возведен почти в канон. Еще в год выхода из печати знаменитого Апостола
(1564) одна из его гравюр была повторена в анонимном широкошрифтном
Четвероевангелии. С тех пор пошло «таковое дело твердо и непреткновенно»
— из книги в книгу апостольские заставки копировали, его буквицам
подражали, хотя исполнение часто бывало заурядным, и за годы орнамент
Ивана Федорова растерял немало своей импозантности в изданиях учеников и
последователей...