Купчина гостиной сотни Спиридон Лянгусов. - Исторические обзоры - И - Каталог статей - Города и остроги земли Сибирской
Site Menu

Категории каталога
Иванов А.А. [2]
Иванов Б.П. [1]
Иванов В.Н. [1]
Иванов П. [1]
Илюшечкина Т.Н. [1]
Исторические обзоры [14]
Иргит Ч.К. [1]

Роман-хроника
"ИЗГНАНИЕ"

Об авторах
Иллюстрации
По страницам романа
Приобрести
"Сказки бабушки Вали"


Site Poll
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1356

Начало » Статьи » И » Исторические обзоры

Купчина гостиной сотни Спиридон Лянгусов.

7205 (1697) года июня 17 из Сибирскаго Приказа послана была "память" (наказ) таможенному голове в Нерчинск Петру Худякову:
"В прошлых 203 и в 204 и в нынешнем 205 году, по указу великого государя, отпущен с Москвы в Китайское государство купчина гостиные сотни Спиридон Лянгусов с товарищи, для купецких его великого государя дел, а с ним для своих торгов гостиные прикащики, и гостиные сотни и московских розных слобод, и городовые торговые люди. И ныне великий государь указал: буде которой караван я купчина Спиридон Лянгусов с товарищи, и с ним розных городов торговые люди и гостиные прикащики, из Китайскаго государства возвратятся и в Нерчинской приедут, и у них накрепко тебе осмотреть и записать, сколько у кого по счету коробок и в слитках но весу золота китайского объявится, и сказать им великого государя указ, чтобы они того золота в Сибири отнюдь не продавали и на товары никому не меняли, а везли б то золото к Москве и явили в Сибирском Приказе".
Меньше чем через два года, именно 30 апреля 7207(1699)года, из того же Сибирскаго Приказа была послана в тот же Нерчинск грамота воеводе С. Ф. Николеву:
"В прошлом во 198 (1690) году послы боярин Федор Алексеевич Головин с товарищи с китайскими послы учинили договор, вечной мир, и после того договору торговые люди учали в корованех со многими русскими товары в Китай ходить и теми торгами себе великие пожитки нажили. И ныне, великому государю ведомо учинилось, что русские торговые люди, приехав в Нерчинской со многими русскими товары и исторговався в Китайском государстве, приезжают с китайскими товары и ставятся на постоялых дворех, в деревянных избах и амбарах, где никакого каменного строения нет, а не на гостине дворе, да и на гостине дворе каменного здания никакого нет же. И как купчина Спиридон Лянгусов из Китай выйдет, также с ним многие [233] торговые русские люди, с китайскими товары, и учнут ставиться по прежним обыкностям на постоялых дворех или на гостине дворе в деревянных зданиях, и великого государя казне и торговых людей товаром в деревянных зданиях лежать опасно пожарного незапного случая". - Николеву велено: "нужное здание из камени построить, гостин двор, где купчинам и торговым людем с товары от пожарного случая стоять было безопасно"
Николев 25 декабря того же 1699 года писал из Нерчинска в Сибирский Приказ:
"По твоему, великого государя, указу велено в Нерчинску у торговых людей, которые приедут из Китайского государства, всячески доведываться, допрося торговых лутчих людей, которые с корованы выйдут, каково они в Китаи будучи торговали, и по чему которой русской товар продавали, и какими ценами китайские товары имали, и впредь русским товаром росходу болшому быть чают ли, и как купчина Спиридон Лянгусов у них принят, и во всем к русским людем китайцы в приеме и отпуске каковы являлись, и о всяком поведении тамошнем, велено писать к тебе, великому государю, к Москве в Сибирской Приказ. И в 207 году июля в день купчина гостиной сотни Спиридон Лянгусов с товарищи из Китайского государства, с твоею, великого государя, меновою китайскою казною, и с торговыми в короване и всяких чинов людми, в Нерчинск вышел. И мы, холопи твои, их торговых людей в Приказной избе порознь допрашивали, и допросные о всяких делех речи, за руками торговых людей, послали к тебе, великому государю, к Москве в Сибирской Приказ, чрез почту" 1).
Итак, после Головинскаго договора, учали русские люди в караванах со многими товарами в Китай ходить и теми торгами великия пожитки наживать. Караваны с русскими товарами, между которыми первое место занимал товар великого государя, возвращались назад с китайскими товарами, весьма выгодно обмененными на русские. [234]
По свидетелству Фокеродта 2), обратный привоз такого ежегоднаго каравана обыкновенно считался в 300—400 тысяч рублей; и действительно в донесении Сибирскаго Приказа за 1709 год цена привезенных китайских товаров показана в 426636 рублей 3). Но для того, чтобы счастливо и удачно провести такой караван в Китай и там умело обменять русский товар на китайский, нужны были люди бывалые, знавшие пути и места для удачной торговли, смелые и опытные караванные вожи. Одним из первых таких вожей оказываетса купчина Спиридон Лянгусов: он водил в Китай караваны с государевою меновою казною в 1694 -1699 годах; об успехе его торговли в Китае заботливо справлялся, и не раз, сам великий государь. Кто же такой был этот Спиридон Лянгусов?
Делаем справки в "Переписных" книгах того времени.
Воейков, описывая в 1678 году в своей Переписной книге, какие "посадские люди живут на монастырской слободе 4) в Хлынове", первый двор в этой слободке описывает так:
"Во дворе Спирка да Гришка, Яковлевы дети, Лянгусовы; у них братья: Петрушка 10 лет да Захарко 7 лет; у них же купленой калмыцкого рода Ортюшка 5 лет, да срочной работник Тимошка Котельников 15 лет". Лета Спирки тут не показаны; но из позднейших Переписных книг видно, что ему было в 1678 году около 28 лет, а покупка пятилетняго Ортюшки дает повод предполагать, что Спирка уже тогда плавал до Астрахани, где можно было в то время купить калмыченка за 20—30 алтын.
Прошло 32 года; в 1710 году переписывал в Хлынове "всякаго чина людей мужеска и женска полу" воевода С. Д. Трахониотов. В его "Переписной книге" мы долго и внимательно искали "Спирку Лянгусова" между жильцами Хлынова в 1710 году, и — не находили до самого [235] заключительнаго перечня всех жильцов и жилиц Хлынова. Уже после перечня мы нашли наконец, писанную особняком, запись:
"Да в Хлынове ж на посаде во дворе гостиной сотни Спиридон Яковлев сын Лянгусов 60 лет, у него дети: Филат 23 лет, Федот 16 лет. У Филата жена Катерина Корнилова дочь 24 лет; у них дети Ирина 3 лет, Дарья 2 лет, Агафья 4 недель. У него ж выкупленные калмыки: Михей Яковлев сын Шмелев 20 лет, Иван Фомин сын Фоминых 13 лет, Иван Филатов сын Лянгусов 15 (?) лет, Андрей Алексеев сын Урванцов 20 лет, Иван Павлов сын Алмащиков 21 года 5). У Михея жена Анна Петрова дочь 14 лет; у Ивана Лянгусова жена Настасья Гаврилова дочь 20 лет (?), у них дочь Татьяна 1/2 года; у Ивана Алмащикова жена Дарья Иванова дочь 20 лет, у них дочь Дарья 1/2 года. И всего в его Спиридонове дворе людей мужеска и женска пола семнадцать человек".
В "Ландратской Переписной книге" 1717 года, ландрата И. С. Кологривова, между жильцами Хлынова Спиридон Яковлевич Лянгусов уже не встречается: стало быть он умер между 1710-1717 годами. Но в этой Ландратской книге записаны его дети и внуки:
"Во дворе гостиной сотни Филат 28 лет да Федот 20 лет, Спиридоновы дети Лянгусовы. У Филата жена Катерина Кирилова дочь 29 лет, у них дети Иван 3 лет, Анна 1/2 года. Да у них же купленые калмыки: Михей Яковлев Шмелев 25 лет, у него жена Анна Петрова 20 лет; [236] Иван Филатов Лянгусов 20 лет, у него жена Настасья Гаврилова 18 лет".
Через четыре года в "Сказках города Хлынова посадских людей", писанных в 1721 году при воеводе В. И. Чаадаеве, под 5 апреля записано:
"Гостиной сотни Филата Спиридонова сына Лянгусова жена Катерина Корнилова дочь сказала: мужу ея Филату 35 лет, у них дети Иван 9 лет, Максим 1/2 года; У Филата брат родной Федот 26 лет. Да у них же крепостные люди: калмык М. Я. Шмелев 30 лет, крепостной же человек Федор Иванов Лянгусов 10 лет. А по гостиному окладу платит он Филат и с братом Федотом десятой денги по 10 рублей на год; а ныне он Филат в отлучении, послан, по государеву указу и по выбору мирских людей, с Вятки в Китайское государство с купчиною целовалником".
Из "Переписной книги выбывшим из купечества г. Хлынова после первой ревизии" узнаем, что Федот Спиридоныч умер 27 лет в 1731 году, а Филат Спиридоныч 36 лет в 1734 году. Но внуки Спиридона Иван и Максим Филатычи значатся в "купечестве" города Хлынова в переписных книгах второй (1747 г.) и третьей (1764 г.) ревизии.
Из вятских спутников, сопровождавших Спиридона Яковлевича в Китай, известны Алексей Григорьев Югов и один из семьи состоятельных хлыновцев Балезиных. Югов, по возвращении из Китая, постригся в монахи, служил с именем Авраамия казначеем архиерейскаго дома при архиерее Алексие Титове и умерь келарем Успенскаго Трифонова монастыря; его считали очень богатым человеком 6). Состоятельная фамилия Балезиных помогала еще преп. Трифону устраивать Успенский монастырь, и при нем двое из Балезиных были вкладчиками монахами монастыря, как видно из "Дозорной книги Успенскаго монастыря" 1601 г. Ф. Рязанцова.
[237] Спиридон Яковлевич вел торговлю и с Архангельском, куда ездил и не один раз. Там познакомился он с одним из первых богачей того времени, вологодским купчиной гостиной сотни Гаврилом Мартыновичем Фетиевым и был его "приятелем", занимая у него иногда и деньги. В ноябре 7192 (1683) года Лянгусов нашел своего: приятеля больным в Архангельске и был свидетелем завещания Фетиева, где между другими должниками завещателя упоминается и Спиридон Яковлевич с братом Захарием, именно сказано: "взять мне (Фетиеву) по письменным крепостем... гостиной сотни на Спиридоне Лянгусове с братом его Захарьем 526 рублев". В этом завещании, засвидетельствованном 27 ноябри 1683 года Спиридоном Лянгусовым, в числе "приятелей", которым Фетиев завешает роздать свои дорогия вещи, названы бояре Василий Васильевич и Борис Алексеевич Голицыны, Иван Мнхайлович Милославский, окольничий Алексей Иванович Ржевский (бывший Вятский воевода) и сам Спиридон Яковленпч Лянгусов, которому Фетиев дарит "перстень золот с яхонтомь 7).


1) Дела Сибирского Приказа, в Московском Архиве М-ва Юстиции, 1694-1699 гг. - Акты Исторические, V, 491, 519-520, 537-538.
2) Чтения в Обществе Истории и Древностей Росс. 1874 г. кн. II, 62.
3) Журнал Министерства Нар. Просвещения 1890 г., XI, 57.
4) Вероятно — в слободке подле женскаго монастыря, так как жители слобод Успенскаго монастыря переписаны Воейковым в другом месте (с. 54).
5) Не следует удивляться тому, что крещеные Лянгусовым калмыки получили русская фамилии: крещеные инородны обыкновенно получали в то время фамилии своих крестных отцов, и калмыченок напр. Иван Филатов Лянгусов, очевидно, получил при крещении отчество и фимилию Филатова Лянгусова потому, что был крестным сыном Филата Спиридоновича. В 1741 году многие крещеные вотяки получили фамилии Воронцовых, по фамилии крестившаго их сына тогдашняго на Вятке воеводы Илариона Воронцова - Ивана Иларионовича (впоследстнии графа), многие названы Владыкиными, как крещеные владыкою Вениамином Сахновским, а впосдедствии многие Главацкими и Ившиными — по фамилиям их крестивших архимандрита Главацкаго и иерея Ившина.
6) Известно из дела, хранящегося в Синодальном архиве. 1734 года июля 26 (№ 149), „по доношению Лаврентия епископа Вятскаго на архимандрита Трифонова монастыря Александра".
7) Вологодския Епарх. Вед. 1878 г., 97, 109, 155.

«Труды Вятской ученой архивной коммиссии 1905 года», г.Вятка 1905г.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Сетевая версия – В. Трухин, 2010



Источник: «Труды Вятской ученой архивной коммиссии 1905 года», г.Вятка 1905г.
Категория: Исторические обзоры | Добавил: ostrog (2010-05-25)
Просмотров: 2113 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Login Form

Поиск по каталогу

Friends Links

Site Statistics

Рейтинг@Mail.ru


Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz