Илимская Казанская церковь. XVII в. Рис. В. Нефедьева
Введение
В древних памятниках всегда есть некая притягательная сила, которая даже самого равнодушного человека при встрече с ними словно будит, затрагивая в нем давно уснувшие струны души. Он останавливается, лицо его светлеет, как бы оттаивает, взгляд становится затаенным, как будто он открыл здесь для себя что-то такое важное и нужное ему, чего нельзя растерять и надо сохранить надолго.
Подобное настроение всегда ощущается мною, когда я наблюдаю за одиночными посетителями музея, рассматривающими Спасскую проезжую башню и Казанскую привратную церковь Илимского острога. Редкий из них не подойдет вплотную к постройке, особенно к церквушке, чтобы погладить бревнышко, заглянуть в косщатое удивительной красоты окошечко, отойти, вновь остановиться, взглянуть еще раз на памятник и потом уже идти далее
Из случайных разговоров с посетителями вдруг узнаешь, что в музее они не впервые, что им нравится бывать здесь, и многие при этом добавляют: «Хорошо тут, душа отдыхает».
Это чувство, я думаю, испытывает каждый сотрудник, работающий в музее. Происходит удивительное осознание, что даже такой, потревоженный реставрацией памятник — живой, наполнен духом своих создателей, и чем стариннее памятник, тем сильнее проявляется это. Видимо, потому, казалось бы в «мертвом музее», из домов которого уже давно ушла действенная материальная жизнь, мы не испытываем чувство уныния, тоски, печали, которое всегда охватывает человека при встрече с чем-то отжившим. Здесь же, наоборот, чуть ли не от каждого второго, [60] пришедшего в музей, слышишь одну и ту же фразу, что уходить не хочется, что «благостно тут». И если звучит иногда в голосе грусть, то это оттого, что не напитались той самой «благодатью», которая царит в музее. Созданный человеческими руками, музей зажил независимо от нас, музейщиков, своей тайной, но ощутимой для нас жизнью.
Архитектура в сравнении со всеми другими видами искусств наиболее полно отражает мировоззрение создателей. Народная архитектура несет в себе воззрение всего этноса. Народные идеалы строительства дома и в целом усадьбы выражены в принципах триединства. В соответствии с ними строение должно было органично слиться с природой, войдя в нее составной частью пейзажа. Усадьба должна была находиться в открытом пространстве. Поэтому все старожильческие деревни таежной зоны, в которой тайга ограничивала видимость, ставились на реках. Повторяя изгибы берега, такие деревни тянулись вдоль реки на многие километры. Река для людей, поселившихся на ее берегу, служила транспортной артерией, источником водоснабжения и значительно расширяла горизонт. Огромность открывающегося взору пространства помогала человеку осознать себя, свой дом, усадьбу частью мира, который царствовал над ним и которому он беспрекословно подчинялся, постоянно приспосабливаясь к нему. Но, наделенный высшей субстанцией способностью творить, человек должен был создать для себя свой мир, в котором он был главным. В этом его творении все должно было применяться по нему и для него: высота дома, размеры дверей, окон, двора и всего остального.
Однако, создавая свой мир, человек не противопоставлял его Богу и творил свой микрокосм с Его помощью и по подобию устроенной Им Вселенной: кровля — небо, пол — земля, красный угол — заря. Это народное воззрение на устройство дома с Божьей помощью прямо отражено в немногочисленных преданиях, дошедших до нас. Так, в одной из легенд записанной А. Афанасьевым, говорится, что человек создал себе жилье, но не было в нем окон и было оно темным, сырым и мрачным. В каждом углу такого жилища водилась разная нечисть, вредившая человеку, и оттого он часто болел, умирал. Видя человеческие страдания, сжалился Бог над людьми и послал ангела усовершенствовать жилье. Прилетев на землю, ангел прорубил окна в домах и научил этому людей, и стало в их жилище светло и сухо1. Нечисть исчезла и поселилась в них радость, и зажил человек счастливо и спокойно. В триединстве принципов, выработанных народом, в устройстве жилища выражалась по существу одна общая идея поклонения Творцу и почитания созданного Им мира,
Крестьянские усадьбы, восстановленные в музее в подлинных размерах с поставленными на них подлинными строениями, с соблюдением существовавших свободных пространств вокруг усадьбы, дают человеку, пришедшему в музей, ощутить ту гармонию, то согласие и лад, которые царили между его предками, природой и Богом. Осматривая усадьбы, их широкие просторные дворы, ладные крепкие постройки: дома, амбары, стайки, добротно сделанные навесы: посетитель музея понимает, что так мог жить исключительно свободный человек, человек — творец, человек вольный, не имеющий в душе ничего рабского.
[61] Этот дух свободы, соединенный с гармонией, существующей между человеком и окружающим его миром, неотразимо действует на посетителя музея, заставляя его восклицать: «Так бы пожить», и это несмотря на то, что каждый из них осознает, осматривая усадьбу, как много приходилось трудиться крестьянину, чтобы жить в достатке.
Труд, воля и жизнь по совести (то есть с Богом) являлись основой крестьянского мировоззрения, поэтому было оно жизнеутверждающим и радостным. Особенно ярко это воззрение отразилось в церквах, которые стали поистине гимном жизни, гимном Творцу, которого крестьяне славили своим творением. К такому разряду памятников относится и Илимская церковь, вывезенная в 1970 г. с Илимска в АЭМ «Тальцы» и восстановленная здесь в 1987 г.
История
Полгода назад АЭМ «Тальцы» приобрел у археологического института (Санкт-Петербург) копию метрик всех илимских церквей, составленных в 1887—88 гг. по просьбе археологической комиссии священником Спасской церкви заштатного города Илимска Яковом Ларевым. Одна из этих метрик посвящена Казанской привратной церкви Илимского острога и составляет 14 листов крупного формата. Из метрики следует, что храм был основан в 1679 г., фамилии строителей неизвестны. Церковь, по Я. Лареву. состояла из 3-х частей: алтарная, собственно церковь и трапезная2. Трапезная и алтарь по отдельности по своей конфигурации были близки к квадрату. По описанию другого священника. М. Сизого, храм «напоминал сложенную из бревен обыкновенную продолговатую избу, крытую тесом на два ската... на крыше алтаря был устроен оригинальный, весьма значительный по объему купол (бочка). Оригинальность его заключалась в том, что он не обшит досками, а обит кругом небольшими резными дощечками (лемеха), расположенными в наклад одна над другой»3. Бочку завершала шейка с главкой, на которую был установлен позолоченный крест, украшенный завитками и звездочками. Общая высота церкви составляла 4,5 м., длина 10,5 м., ширина 9 м. Церковь в середине XIX в. была обшита тесом. Имела две деревянные двери простой работы. Одна из них была прорублена с северо-востока и вела собственно в церковь. Другая — западная, являлась для верующих основным входом в церковь, путь в которою шел через узкую паперть, огороженную балясинами. Храм имел 13 окон: 5 из них относились к алтарю, 4 одинаковые косщатые располагались одно с северной, одно с восточной, на этой же стороне было прорублено малое волоковое оконце, и два окна находились с южной стороны алтаря. Восемь окон имела трапезная. Два с западной стороны, по бокам от входной двери, третье — с этой же стороны, полукруглое слюдяное — под потолком. С северной стороны трапезной 2 окна: одно малое волоковое, другое продолговатое четырехугольной формы. Такие же три окна были прорублены с южной стороны трапезной.
[62] Внутреннее устройство храма было не менее оригинальным и разнообразным. Трапезная в длину делилась продольными перегородками из рам. в которые были вставлены иконы, на три части: левую, среднюю, правую, в виде древнерусских палат. В боковых пределах стояли скамейки. По народному преданию, эти отделения предназначались: левая — для стариц, правая — для старцев, средняя — для остальной части населения Илимска. Эта часть трапезной отличалась от двух других устройством потолка. По описанию Ларева, он был затянут холстом и по форме напоминал трапецию. На скатах потолка по холсту были писаны иконы Господа Саваофа и Спасителя. Иконы были окантованы деревянными рамками. Левое и правое отделение трапезной имели обыкновенные накатные бревенчатые потолки, которые были так низки, что, по описанию этнографа П.А. Ровинского, осматривавшего храм в 1871 г. высокий человек мог дотянуться до них рукой. Иконы на перегородках были старорусского письма, писанные на холсте. Время их написания, судя по датам, поставленным на иконах, относилось к 1696-1702 гг. На иконах средней части перегородки справа были изображены святители митрополиты Филипп, Иоанн. Алексей, Петр. С другой стороны той же перегородки — святые мученики Борис, Глеб и Александр Невский. На перегородке по левую сторону были изображены вселенские святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Николай Чудотворец. С противоположной стороны — великомученицы Варвара и Прасковья. Все изображения, за исключением Варвары и Прасковьи, сделаны в рост человека. Предалтарная часть, или собственно церковь, отделялась от трапезной решетчатой перегородкой с широкой дверью посередине, она была небольшой и представляла пространство шириной 3,5 м. длиной 2,4 м. У перегородки по обе стороны дверей были установлены скамейки. Священник М. Сизой считал, что эта часть церкви предназначалась для воеводы, его семьи и близких, что весьма вероятно. Для этого, по всей видимости, и была поставлена решетчатая перегородка, чтобы отделить высокого ранга чиновника от простого народа.
Иконостас состоял из трех рам. Верхняя часть рам была украшена решетчатой перегородкой простой работы. В нижней части иконостаса с северной стороны, почти примыкая к стене, была устроена дверь для входа в алтарь. На двери висела икона архидьякона Стефана, писанная на холсте. В средней раме, по центру, были устроены царские врата с закруглением в верхней части. На каждой створке ворот располагались иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, выполненные в рост. Между северными и царскими вратами была помещена икона Иоанна Устюжского. С правой стороны от царских врат — икона Спаса Нерукотворного, вышитая золотой и серебряной нитью по шелку (бывшее казачье знамя, ныне хранится в Иркутском краеведческом музее). Наверху, над царскими вратами, располагался Деисусный Чин. В центре — Спас Вседержитель, по бокам — Богоматерь и Иоанн Предтеча. Иконы крепились к матице. В алтарной части потолок был устроен так же, как в средней части трапезной, только на четыре ската, и был так же затянут холстом, с писанными по нему иконами, закрепленными в рамы. Устройство потолка в части крыши было сделано для увеличения высо-[63]ты храма. На фотографии И.И. Серебренникова «Иконостас церкви Казанской Богоматери» хорошо видны боковые скосы крыши, на которых размещены иконы, обрамленные рамками4.
Несмотря на обилие описательной литературы конца XIX - начала ХХ вв. об устройстве Казанской привратной церкви, размеры некоторых частей ее исследователями не зафиксированы. Не все из них вообще обращали внимание на размеры. Так, например, размеры алтаря даны только в работе священника Саватеева5 и составляли, по его измерению, 3,55 м в ширину и 1,4 м в длину. Священник Сизой дает размеры собственно церкви без солеи в 1,4 м.
Реставрация
Казанская церковь в с. Илим. Обмер И.В. Маковецкого, Т.А. Ланшиной
На момент вывоза Казанской привратной церкви Илимского острога в 1970 г. на территорию вновь образованного Иркутского музея деревянного зодчества храм оказался основательно разрушенным. Останки его хорошо представлены на обмерных чертежах, выполненных в середине 60 гг. ХХ в. доктором архитектуры И.В. Маковецким и Т.А. Лапшиной, участниками комплексной экспедиции, организованной учеными Ленинграда и Новосибирска для исследования материальной и духовной культуры русского населения Среднего Приангарья, деревни и села которого попадали в зону затопления Усть-Илимским водохранилищем6.
Среди этих чертежей наиболее интересным для нас является чертеж бокового фасада церкви, вид с севера. На нем изображены сохранившиеся над алтарем бочка, с частью неотпавших лемехов, шейка с главкой и полицы, прикрывающие по бокам кровлю. Продолжающаяся на запад часть сруба не имела кровли. Часть северной стены отсутствовала вместе с существовавшей здесь когда-то дверью. С южной стороны сруб продолжен верхним бревном, заканчивающимся чашей. Размеры сруба даны без выступающего бревна, равны 3,64 х 3,65 м. И.В. Маковецкий, описывая останки Казанской церкви, отмечал, что внутреннее убранство храма не сохранилось. «Ряд вертикальных пазов в боковых стенах, указывающих на перестановку иконоста-[64]са (видимо, он считал всю сохранившеюся часть алтарем), а также превращение одного из северных окон в дверь, говорят о капитальном преобразовании помещения»7. К сказанному И.В. Маковецким, при внимательном рассмотрении чертежа поперечного разреза Илимской церкви, можно добавить, что потолок ее, судя по сохранившимся гнездам, был из накатных бревен и устроен по высоте до начала повала. По описанию же всех священников и исследователей конца XIX - начала ХХ вв. потолок был выполнен на части кровли и был выше обнаруженного примерно на одну треть
Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской8 прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ вв. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в.
Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, — в тот период — фактически столица Восточной Сибири, — остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось возведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае. Казанской Пресвятой Богородице — покровителям воинов и казачества.
Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена [65] к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII вв. имело это строение. Прежде всего, внутреннее устройство в виде древнерусских палат, наличие волокового и слюдяного полукруглого окошечка при входе в трапезную. Но самым главным доказательством более раннего возраста пристроя трапезной к церкви являлись иконы, включенные изначально в интерьер8 к 1696-1702 гг. Все эти факты свидетельствуют о том, что трапезная полностью изменила вид данной церкви сделала ее приземистой и длинной, по существу как бы новым строением конца XVII в.
Не имея точного документального подтверждения этому, мы. анализируя все данные о Казанской церкви, склонны предположить, что пристройка трапезной была осуществлена в 1679 г. Церковь настолько сильно была преобразована, что вполне могла рассматриваться как новый храм, посвященный по-прежнему Казанской Пресвятой Богородице, и именно об этом, на наш взгляд, свидетельствуют «Клировая соборная ведомость из Илимска» за 1884 г. и выписка из приказной избы 1703 г. Приводим их описание дословно. В выписке из приказной избы говорится: «На порожнем месте от Спасской проезжей башни идучи на низ на левой стороне низменная церковь Казанской Пресвятой Богородицы. Строение Илимского соборного попа Петра Максимова»9. В Клировой ведомости сообщается, что «церковь эта деревянная, однопрестольная, низменная, одноэтажная, с одной большой бочкой, которая околочена «лемехом» с одной главкой, трапезная покрыта на два ската»10. Удивляет сходство характеристик, которые были даны церкви в материалах приказной избы и клировой ведомости, в них употребляется даже одно и то же слово «низменная» которое означает — малорослый, стелющийся. Казанская церковь с трапезной так и выглядела — малорослой, стелющейся по земле. Церковь, отреставрированную в музее «Тальцы» в размерах 1667 г. (без пристроя), такими эпитетами уже не наделишь. Малая в размерах, она необыкновенно стройна и пропорциональна, а благодаря динамике вертикальной композиции, вся как бы устремляется в небо, поэтому назвать такую церковь «низменной» просто невозможно. Значит следует предположить, что оба источника 1703 г. и 1884 г. свидетельствовали уже о перестроенном храме Казанской Богоматери 1679 г. Перестройка Казанской церкви могла произойти в то время, когда Илимск являлся еще «столицей Восточной Сибири» и бурно развивался. Стремительно рос его посад, для жителей которого и произвели перестройку церкви в XVII в.
В начале XVIII в., когда основные функции управления краем перешли к Иркутску, о строительстве или перестройке старых церквей не могло быть и речи, так как город имел более чем достаточное количество храмов: это Спасский собор, Введенская церковь, церковь Иоанна Предтечи и, наконец, малый Казанский храм. Численность населения Илимска на 1723 г. вместе с Нижнеилимской слободой составляла не более 1000 человек.
[66]
Окно в Казанской церкви
Все эти данные позволяют нам утверждать, что Казанская церковь, построенная в 1667 г., была перестроена в крупный храм с трапезной в 1679 г.
Касаясь реставрации Казанской церкви, проведенной Г.Г. Оранской в 1987 г., мы считаем правильным ее решение восстановить церковь в первоначальном виде (1667 г.). Однако, уж если храм восстанавливался в первоначальном виде, а часть северной стены восстанавливалась в но
воделе, можно было бы полностью вернуться к постройке 1667 г. и вместо двери, прорубленной здесь в 1679 г., возродить бывшее на этом месте косщатое окно. Это соответствовало бы исторической правде и увеличило бы освещенность храма. Кроме того, следовало бы изменить неверно выполненный иконостас церкви, к которому стоило бы добавить с северной стороны дьяконскую дверь, довершить реставрацию церкви устройством солеи, — она, на наш взгляд, начиналась от среднего выступа над полом, сохранившимся в церкви.
Примечания:
1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994.
2. Метрика Казанской церкви заштатного города Илимска, составленная Я. Ларевым в 1887 г./Архив института археологии Санкт-Петербурга
3. Сизой М. Заштатный город Илимск, его древние памятники и некоторые черты из его прежней церковной жизни // Иркутские епархиальные ведомости. 1883. №4, 5.
4. Серебренников И.И. Памятники Иркутской губернии. Иркутск. 1915.
5. Саватеев. Описание древних храмов, церковной утвари и башни, находящихся в заштатном городе Илимске Киренского уезда Иркутской губернии // Иркутские епархиальные ведомости. 1915. № 11.
6. Маковецкий И.В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья XVII—ХХ вв. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск. 1971.
7. Там же.
8. Оранская Г.Г. Пояснительная записка к экспозиционному проекту Илимска. М. 1984 Фонды АЭМ "Тальцы", № 1070, шифр 123.
9. Там же. С. 1.
10. Там же.
Воспроизводится по:
Нефедьева А.К. Казанская привратная церковь Илимского острога // Тальцы. 2000. № 1 (8). С. 54—66. |